ВВЕДЕНИЕ.

НАБОК И. Л.

ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Москва

Г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение. С. 3 – 6.

Глава 1. Педагогика межнационального общения в системе

Педагогической антропологии. С. 7 – 43.

1.1. Педагогика межнационального общения в контексте модернизационных процессов в образовании. С. 7 – 29.

1.2. Предмет и междисциплинарный статус педагогики межнационального общения.

С. 29 - 43.

Глава 2.Этнологическая парадигма педагогики межнационального общения С.44 - 140.

2.1. Историческое становление знания об этносах. С. 45 - 63.

2.2. Этнос как предмет научного исследования. С. 63 - 87.

2.3. Этногенез и антропогенез. Классификации этносов.С. 87 - 111.

2.4. Этничность и идентичность. С. 111 - 130.

2.5. Феномен нации. С. 130 - 140.

Глава 3. Этнопсихологическая парадигма педагогики межнационального общения.

С. 141 - 180.

3.1. Этническая идентичность. С. 14 1- 157.

3.2. Этноним в межэтнической коммуникации. С. 157 - 167.

3.3. Психология этноса. С. 167 - 180.

Глава 4. Этносоциологическая и этнополитологическая парадигмы

Педагогики межнационального общения. С. 181 - 248

4.1. Интеграция идентичностей.С. 181 - 197.

4.2. Этнонациональная политика и этнорегиональная идентичность.С. 197-222.

 

4.3. Этноконфессиональная идентичность.С. 222 - 239.

 

4.4. Метаморфозы и противоречия международной этнонациональной политики (Косовский кризис).С. 239 - 248.

 

Глава 5. Этнокультурологическая парадигма педагогики межнационального общения. С. 249 - 302.

5.1 Межнациональное общение как феномен культуры. С. 249 - 276.

5.2. Фольклор в межнациональном общении.С. 276 - 302.

Глава 6. Культура межнационального общения. С. 303 - 360.

6.1. Культура межнационального общения в коммуникационном

процессе С. 303 - 327.

6.2. Герменевтика этнического конфликта. С. 327 - 343.

6.3. Этническая толерантность в межнациональном общении. С. 343 - 356.

6.4. Этнокоммуникативная компетенция педагога. С. 356 - 360.

Глоссарий. С. 361 - 370.

Литература. С. 371 - 376.

ВВЕДЕНИЕ.

Педагогика межнационального общения является одной из самых актуальных и востребованных обществом отраслей педагогической науки, педагогического образования и педагогической практики. Ее содержание непосредственно затрагивает ряд острых проблем развития современного российского общества, связанных с поиском путей реализации сформированного веками мощного духовного, нравственного потенциала, поиском своего места в обновляющемся и глобализирующемся мире, поиском средств формирования и развития новой социокультурнрой реальности, в которой развитие и самореализация творческой, духовно суверенной и социально, граждански ответственной личности станет главным приоритетом и главной ценностью. А это означает не только модернизацию, движение вперед, но и, одновременно, восстановление, возрождение тех прекрасных, прошедших испытание веками и социальными катаклизмами традиций человекознания и человеколюбия, которые составляют неуничтожимую основу гуманистического в своей сущности феномена российской цивилизации.

Одна из главных особенностей российской цивилизации, безусловно, связана с ее многонациональным и поликультурным характером. Но именно это ее стержневое и системообразующее качество является одним из самых сложных не только для анализа, но и для решения проблем социального проектирования, проблем дальнейшего культурно-образовательного развития. К началу нового столетия и тысячелетия стало очевидным, что проблемы межэтнической коммуникации, межнационального общения не только, вопреки многочисленным прогнозам, не потеряли актуальности, но и стали во многом определяющими факторами современного развития общества. Их нерешенность становится источником социальной опасности, культурной деструкции, стимулирует развитие разрушаюших социум противоречий и конфликтов.

В то же время сегодня решение этих проблем требует новых методов, новых подходов, новых технологий. Речь идет не о развитии популярных ныне манипулятивных методик, ценностно дезориентирующих личность, разрушающих на самом деле коммуникационные процессы в обществе, сводя, в частности, все богатство межличностного общения к уровню формируемых тренингами «условных рефлексов» коммуникации. Толерантность нельзя «натренировать», она – не рефлекс, но интегративное в основе и универсальное в своих проявлениях качество личности, качество сознания и поведения, разрушение которого стало одной из причин острейшего нравственного, духовного, культурного кризиса современной мировой цивилизации.

Новые подходы и методы могут быть основаны только на более глубоком понимании «человеческого измерения» мира, лежащего в основе коммуникационных процессов. Поиск новых технологий означает не «технологизацию» в ее примитивном «операционно-техническом» понимании, но гуманитаризацию, возвращение к исходному творческому смыслу греческого понятия «технэ», поиск оптимальных, основанных на подлинно гуманитарном понимании сущности социальных процессов, решений и методов.

Именно такое понимание лежит, на наш взгляд, в основе того многотрудного, но социально востребованного проекта, который успешно осуществляется в 2007-2008 г. г. Герценовским университетом и именуется «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитоарных технологий в социальной сфере».[1]

Жизнь требует сегодня пересмотра многих устоявшихся схем, в частности, переосмысления сложившейся в системе образования стратификации дисциплин, их ценностной иерархии, тормозящих развитие междисциплинарных связей и взаимодействий, без которых невозможно построение целостной научной картины мира, выработка способности к самостоятельной навигации и творческому конструированию своей профессиональной деятельности.

Автор данного учебного пособия, разделяя идеи и ценностные ориентиры указанного проекта, выражающего близкий ему подлинно герценовский «дух поиска и ответственности», ищет свой путь в решении конкретной проблемы – формирования развитой культуры межнационального общения педагога.

Этим объясняются основные особенности данного учебого пособия. Прежде всего, это – ориентация на междисциплинарность, адекватную самой природе сложного, многоуровневого и многоаспектного феномена межнационального общения. Этим объясняется и структура учебного пособия, основанная на парадигмальном подходе. Другая важная особенность – присутствие сквозных, системообразующих тем, раскрывающихся разноаспектно в междисциплинарном анализе. К числу основных таких тем можно отнести этничность, идентичность, толерантность.

Жанр учебного пособия (а не учебника, по необходимости строго следующего по графам и разделам образовательной программы), который выполняет в известном смысле вспомогательную роль в освоенении основного содержания учебной дисциплины, позволяет, на наш взгляд, не акцентируя внимание только на устоявшихся положениях и выводах, предложить свой авторский взгляд на многие проблемы. Именно поэтому материалы учебного пособия содержат и описание современных научных дискуссий, отражающих живой, противоречивый характер поиска истины. Именно это, а не упрощение и преукрашивание, как нам кажется, стимулирует креативность, направленность на творческое осмысление проблемы, сопоставление теоретических выкладок с собственным опытом. Учебное пособие и по содеражнию, и по стилю изложения рассчитано на живой диалог с читателем – будущим педагогом, от понимания которым смысла и инструментария этой по существу главной гуманитарной профессии, зависит наше будущее, реализация того, что задумано для развития страны, общества, человека. Учебное пособие не содержит материалов по тренингам и частным методикам – их сегодня опубликовано достаточно много, но призывает и, надеемся, может помочь будущему педагогу, осознанно используя существующие приемы и технологии, выстраивать свою собственную парадигму деятельности в такой сложной, противоречивой, но жизненно необходимой области как педагогика межнационального общения.