Вечер поэзии серебряного века в форме ролевой познавательной игры.

З а д а ч и. Образовательная: приобщение старшеклассников к сложным духовным поискам литературы серебряного века через осознание индивидуальностей поэтического мира поэтов-футуристов; воспитывающая: способствовать формированию у учащихся положительного отношения к развитию индивидуальности, неповторимости своей личности на примере поэтов-футуристов; развивающая: развитие познавательного интереса, умения учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтическое произведение, способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников.

П л а н п о д г о т о в к и:

1. Предварительная работа: а) настрой на предстоящую работу: слово учителя о времени, поэтах, эпохе; б) поиск интересных идей, каждый получает задание самостоятельно познакомиться со стихами, найти интересный материал об эпохе, поэте.

2. Коллективное планирование дела: а) выбор Совета дела, куда входят ребята, которые участвуют в составлении сценария; б) деление на «поэтов», выбор ответственных за оформление выставки сборников поэтов и альбомов художников, ответственного за музыкальное сопровождение;

3. Собственно подготовка: а) работа над сценарием, выбор стихов для прочтения, работа над обликом «поэтов»; б) репетиция;

Участники: 2 ведущих; «друзья Собаки»; голос; поэты И.Северянин, Е.Гуро, В.Маяковский, Б.Лившиц, В.Хлебников.

О ф о р м л е н и е: класс украшен цветами, шариками. Сделана выставка сборников поэтов (В.Маяковский, И.Северянин…), альбомов художников серебряного века (Сомов, Бенуа, Серов и др.) Фотографии Петербурга создают атмосферу присутствия в этом городе. Иллюстрации картин Чюрлениса созвучны поэзии литературного кабачка. Горят свечи. На столе «Святая книга», где участники и гости записывают свои впечатления от вечера, пожелания. На доске афиша с программой вечера. У поэтов – «символы», напоминающие действительных поэтов в жизни (Елена Гуро – шаль, В.Хлебников – серый измятый костюм, В.Маяковский – желтая блуза, Б.Лившиц – рыжий парик). На груди у них «визитки».

М у з ы к а: вечер проходит на фоне классической музыки (Вивальди, Стравинский, Дебюсси, Сальери, Римский-Корсаков, Паганини, Сарасате).

С ц е н а р и й.

Музыка Дебюсси «Море».

В е д у щ и й 1. «В один из ненастных вечеров осени 191… - точно не помню года, знаю лишь, что это было после 1910 года, ко мне вихрем ворвался мой земляк, которого я знал еще гимназистом в родном городе Чернигове. Борис Константинович Пронин, проще Борис Пронин, а для близких просто Борис, как всегда розовый, с взъерошенными каштановыми кудрями, возбужденный, как всегда, с несвязной, прерывистой речью и оборванными фразами.

Б. П.: Понимаешь! Гениальная идея! Все готово! Замечательно! Это будет замечательно! Только вот беда – надо денег! Но, я думаю, у тебя найдется рублей 25. Тогда все будет в шляпе. Наверное! То есть,. это, «я тебе говорю» будет замечательно».

В е д.1. Так вспоминал Николай Могилянский, который был современником и случайным участником событий, о которых будет идти речь.

Н. М. Денег, рублей 25, я тебе дам, но скажи в 2-х словах, что ты еще изобрел и что затеваешь. Только в 2-х словах, ясно?

Б. П. Мы откроем здесь «подвал» – «Бродячую собаку», только для себя, для своих, для друзей, для знакомых. Это будет и не кабаре, и не клуб. Ни карт, ни программы. Все это будет замечательно – уверяю тебя. Интимно, понимаешь? Интимно прежде всего.

Н. М. Я и думать, конечно, забыл и о «Собаке», и о Борисе. Ведь не в первый раз он затевал разные затеи, выдумки и предприятия, ничем не кончавшиеся. Но вот, о, удивление! Получаю повестку: «Собака лает» тогда-то, и адрес приложен. Борис все выполнил честно и точно. Собаку открыл.

Б. П. Весь конец 1911г. я бегал по Петербургу, искал, и в конце концов набрел на идеальное помещение: угловой дом рядом с Михайловым театром, вход во дворе. С улицы вход был забит, и мы его так и оставили. Для нас это была идеальная штука…

В е д у щ и й 2. Организаторов кабаре вдохновляло стремление создать надежный приют для художников и поэтов. Само название «Бродячая собака» символизировало в иронично-драматической форме бесприютность и потерянность в жизни приверженцев кабаре, и они пытались, создавая себе теплое пристанище, подчинив все его существование культу самой атмосферы искусства артистизма, противостоять дисгармонии действительности.

Вот куплет гимна «Бродячей собаки», написанного М.Кузьминым к его годовщине:

От рождения подвала

Пролетел лишь быстрый год,

Но «Собака» нас связала

В тесно-дружный хоровод.

Чья душа печаль узнала,

Опускайтесь в глубь подвала,

Отдыхайте (3р) от невзгод.

Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака (официальное название «Художественное общество Интимного театра) находилось на углу Михайловой площади (ныне площадь Искусств) в подвале дома .№6. У истоков стояли Борис Константинович Пронин, Алексей Николаевич Толстой, Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Но своим возникновением «Бродячая собака» обязана таланту и неиссякаемой энергии Бориса Пронина.

«Бродячая собака» была открыта 3 раза в неделю: в понедельник, среду, субботу. Собирались поздно, после 12. Оформление «Бродячей собаки» не претендовало на роскошь, довольно простое и скромное, было, тем не менее, изысканным и имело свой неповторимый стиль. Волшебная кисть И.Сакунова, С.Судейкина, И.Кульбина превратила обыкновенный подвал в уютный кабачок, где артистическая и литературная братия была как у себя дома.

В кабачке всегда звучала музыка: как специальные музыкальные вечера, так и фон при чтении стихов: Дебюсси, Равель, Стравинский, Лурье, Штраус, Франк, Гнесин.

По сути «Бродячая собака» стала приютом нового, модернистского искусства. Все возможные -измы начала века сходились под сводами тесного кабачка: символисты – К.Бальмонт, Ф.Сологуб, А.Блок; особое положение в «Бродячей собаке»занимали акмеисты: Ахматова, Гумилев, Зенкевич, Лазинский были в подвале желанными гостями. Часто бывали там М.Кузьмин, О.Мандельштам, Г.Иванов; футуристы – Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Хлебников, В.Маяковский, к которым Б.Пронин относился настороженно, опасаясь скандалов и неизбежных столкновений с полицией. (В начале марта 1915г. распоряжением петроградского градоначальника знаменитая «Бродячая собака» была закрыта после скандального выступления футуристов).

В е д. 1. Попробуем создать обстановку одного из вечеров в «Бродячей собаке». (Тихо играет музыка)

Борис Пронин читает ярко оформленную афишу программы вечера:

Художественное общество интимного театра

10 декабря 1914 года

Подвал «Бродячая собака»

Михайловская площадь, 5

Вечер лирики

Участвуют поэты В.Хлебников, И.Северянин,

Е.Гуро, В.Маяковский, Б.Лившиц

- Уважаемые дамы и господа! Вечер поэтов, указанный в программе, начинается через 10 мин.

Музыка

Б о р и с П р о н и н.

Собаку всецело придумал я… у меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок, куда бы мы все бродячие собаки могли приткнуться, дешево прокормиться и быть у себя, бродячие, бесприютные собаки.

Б. П. Посетителям кабаре прежде всего бросалось в глаза его оформление. Вот что писал о нем Рюрик «Талантливый художник Судейкин расписал стены и потолок бывшей прачечной яркими красками. Были куплены или раздобыты у любителей старины венецианские фонари; мебель нарочито простая – деревянные столики и табуреты, пестро раскрашенные; развешаны причудливые занавески, в нишах расставлены древние статуэтки; мигают электрические лампочки, зажигаясь по мере необходимости, чтобы создать нужное настроение. Сделано было все, чтобы гости были ошарашены если не настоящей роскошью, то пестротой и оригинальностью. Конечно, была и небольшая эстрада для выступлений.

Д р у г с о б а к и 1.

Одной из любопытных деталей было то, что публика «Бродячей собаки» незримо, но ощутимой чертой разделялась на две категории. Первая носила название «друзей собаки» и состояла из поэтов, художников, музыкантов, артистов, другая – из людей, посторонних искусству, но желающих провести время в обществе знаменитых или известных деятелей искусства. Официально они назывались «гостями», но за глаза их именовали «фармацевтами». «Бродячая собака» имела и свою летопись в виде огромного, переплетенного в свиную кожу фолианта, лежавшего при входе, в который все посетители обязаны были по меньшей мере вносить свои имена, поэты – экспромты, художники – зарисовки.

Д р у г с о б а к и 2.

В так называемые «необыкновенные» субботы или среды гостям предлагалось надевать на головы бумажные колпаки, которые им вручали на пороге подвала, и прославленные адвокаты или известные всей России члены Государственной думы, застигнутые врасплох, безропотно подчинялись этому требованию.

(Борис Пронин встречает и представляет входящих поэтов, предлагает им расписаться в «святой книге», усаживает на свободные места за столики).

- Владимир Маяковский

- Игорь Северянин

- Бенедикт Лившиц

- Велимир Хлебников

- Елена Гуро

Б. П. Господа, пора начинать! У нас в гостях футуристы. Первым просим читать Игоря Северянина.

Д р у г с о б а к и 1.

Настоящее имя – Игорь Васильевич Лотарев, родился в Петербурге, сын офицера. Учился в Череповецком реальном училище. Начал печататься в 1905г. в провинциальных газетах. Первый сборник стихов «Зарницы и мысли» вышел в !908 году. С 1911года – глава футуристов, выпускавших газету «Петербургский глашатай». Книги стихов Северянина: «Громокипящий кубок» (1913год, выдержал за два года семь изданий), «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915), Victoria Regia (1915), «Поэзоантракт» (1915). В феврале 1918г. на встрече в Политехническом музее в Москве, провозглашен публикой «Королем поэтов». Вторым был Маяковский. (Маяковский читает стихотворение И.Северянина «Игорь Северянин»).

Д р у г С о б а к и 2.

Личность, которую трудно изъять из русской поэзии, хотя вклада в развитие поэзии он не внес. Его слава позволила ему назвать себя «наикоролейший король». Самомнение Игоря Северянина было поразительным. В одном из стихов он прямо заявляет: «Я гений – Игорь Северянин». Его поэзия была изящной, легкой. Она давала пищу для массового кайфа. В нем была некая слащавость, манерность, та, которая нравится публике.

(Чтение стихотворения «Увертюра»)

Д р у г с о б а к и 1.

Как известно, он пел свои стихи – на 2-3 мотива: сначала это немного ошарашивало, но, разумеется, вскоре приедалось. Лишь изредка он перемежал свое пение обыкновенной читкой, невероятно, однако, «гнусавя и произнося звук «е» как «э».

Наша встреча – Виктория Регия

Рэдко, рэдко в цвэту.

Северянину, это, должно быть, казалось чрезвычайно шикарным: распустить павлиний хвост вовсю. Он читал свои вещи на каком-то фантастическом диалекте.

Г о л о с:

В 1918 году Игорь Северянин оказался за границей и скоро оказался отрезанным от родины. В Россию больше не возвратился, хотя и тосковал по ней. Не удалось ему, несмотря на его горячее желание вырваться на родину и «в июне 1941года, когда Эстонию захватили немецко-фашистские войска. Он скончался в Таллинне.

(Музыка Albioni «Adagio»)

Д р у г с о б а к и 2.

Рядом с ним Велимир Владимирович Хлебников. Судьбе было угодно, чтобы я встретился с Хлебниковым. В иконографии «короля-времени» – и живописной и поэтической – уже наметилась явная тенденция изображать его птицеподобным. В своем неизменно сером костюме, сукно которого свалялось настолько, что, приняв форму тела, стало его оперением, он и в самом деле смахивал на задумавшегося аиста…

Глаза – какая-то бесперспективная глубина была в их жемчужно-серой оболочке со зрачком, казалось, неспособным устанавливаться на близлежащие предметы. Это, да голова, ушедшая в плечи, сообщали ему крайне рассеянный вид, вызывавший озорное желание ткнуть его пальцем, ущипнуть и посмотреть, что из этого выйдет. Хлебников видел и замечал все, но сохранял, как собственное достоинство равновесие между главным и второстепенным.

(Чтение «поэтом» стихотворения «Мои глаза бредут, как осень…»)

Б о р и с П р о н и н:

Велимир Владимирович, просим еще…

(Чтение стихотворения «Заклятие смехом»)

Д р у г с о б а к и 1.

«Трудный поэт», «поэт для поэтов», «тихий гений», «пророк» - все это его определения. Он словно играет со словом, для него важна каждая его частичка, каждая морфема, каждое слово значимо.

(Чтение стихотворения «Свобода приходит нагая»)

Г о л о с:

Вел страннический образ жизни, редко завершал свои литературные работы и мало заботился об их сохранности. В печать его стихи готовили и сдавали обычно друзья. Скончался от тифа в 1922г. в деревне Санталово Новгородской губернии, куда приехал в голодное время по приглашению художника Митурича.

(Музыка Albioni «Adagio»)

Б о р и с П р о н и н:

Елена Гуро

Е л е н а Г у р о:

Я родилась в Петербурге в 1877 году, с молодых лет занималась живописью. Была женой художника Матютина, одного из деятелей печати в 1905году. Выпустила сборники стихов «Шарманка» (!909), «Осенний сон» (1912) «Небесные верблюжата» (1914). Я стараюсь соединять в своих книгах прозу со стихами, причем проза должна легко переходить в свободные стихи, стихи в прозу.

Б о р и с П р о н и н:

Послушаем и оценим.

(Елена Гуро читает стихотворение «Сильный, красивый, богатый…»)

Д р у г с о б а к и 2.

В ее творчестве говорила потаенная любовь ко всему живому; действительность поэтесса воспринимала свежо и непосредственно:

(Отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена и чтение стихотворения «Лунная»)

Б о р и с П р о н и н:

Очередь Бенедикта Лившица

(Чтение стихотворения «Концовка»)

Б о р и с П р о н и н:

Наконец, Владимир Маяковский («Игорь Северянин» читает стихотворение И.Северянина «Маяковский»)

Д р у г с о б а к и 1.

Так вот он какой – Владимир Маяковский. Маяковский не шел, а маячил. Его можно было узнать за версту не только благодаря его росту, но, главным образом, по размашистости его движений и немного корявой и тяжелой походке.

Д р у г с о б а к и 2.

Глаза у него были несравненные: большие, черные, с таким взглядом, который, когда вы встречались с ним, казалось только и составляет единственное, что есть в данную минуту в мире. Ничего, казалось, нет сейчас вокруг вас, только этот взгляд и существует.

Д р у г с о б а к и 1.

С первых своих шагов в литературе Маяковский явился глашатаем бунта и протеста против серой, будничной, неприглядной действительности, как поэт, ненавидевший «жирных», весь уклад тогдашней жизни.

Б о р и с П р о н и н:

Владимир Владимирович, просим!

(Чтение стихотворения «А вы могли бы?»)

Д р у г с о б а к и 2.

Маяковский гремел и ласкал своим единственным по могуществу голосом. То он жарким словом трибуна валил с ног врага, то пробуждал своим волнением лирика чувств. Он гнал свои строки неистовым бегом, он испепелял благополучие мещан, заражая доверием.

(Чтение стихотворения «Послушайте»)

Д р у г с о б а к и 1.

Маяковский глубоко чувствует природу, мироздание (космос), но даже космос, даже его звезды привлекают прежде всего постольку, поскольку могут стать для человека источником радости, столь ему необходимой.

Г о л о с:

Про октябрь 1917г. в автобиографии он записал: «Принимать или не принимать. Такого вопроса для меня не было. Моя революция». Маяковский принял революцию, и революция спрятала его под свое крыло, сделав из него икону, штамп с налетом хрестоматийности, чего Маяковский-художник вынести не смог.

(Скорбная музыка)

Б о р и с П р о н и н:

Наш вечер подошел к концу. Мы благодарим поэтов за их стихи, вас за внимание и будем очень рады, если ваши отзывы о вечере, о стихах или свои пожелания вы оставите в нашей «святой книге».

Мы говорили о поэтах и поэзии, но настоящую оценку их творчеству может дать только время, только будущее.

 

П Р И Л О Ж Е Н И Е № 6.

«РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»