Предисловие

Н.Н.Абрамова

 

 

В О С П И Т А Т Е Л Ь Н А Я

Р А Б О Т А

В К Л А С С Е

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

Министерства образования и науки РФ

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям

подготовки 050100 Естественнонаучное образование,

050400 Социально-экономическое образование, 050500 Технологическое образование, 050600 Художественное

образование, 050700 Педагогика

 

Ульяновск, 2012

УДК 37.018.2

ББК 74.200.58

А 16

 

 

Рецензент:

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Ульяновского государственного педагогического университета

М.А.Петухов;

 

 

Абрамова Н.Н.

А 16 Воспитательная работа в классе. Учебное пособие. Изд. 3-е, дополн. - Ульяновск, УлГПУ, 2012. - 209 с.

 

ISBN 978-5-86045-309-8

 

В пособии раскрывается содержание и методика некоторых направлений воспитательной работы в 5 - 11 классах средней школы. Книга адресована студентам педагогических учебных заведений, начинающим педагогам-практикам, классным руководителям, слушателям системы повышения квалификации, а также руководителям учебно-воспитательных учреждений, организующим процесс воспитания.

УДК 371.04

ББК 74.200

© Абрамова Н.Н., 2012.

 

 

ISBN 978-5-86045-309-8

 

 

Предисловие

Школьная жизнь многогранна: кроме учебной деятельности на уроках и разнообразных видов внеурочных занятий по предметам она включает в себя общение учеников и учителей при проведении совместных творческих дел: ролевых игр, путешествий, дискуссий, прогулок и экскурсий, спортивных соревнований и трудовых дел. Вся эта кропотливая ежедневная работа направлена на гармоничное развитие личности, которое предполагает гармонию развития мышления, чувств и эмоций, двигательной сферы. Если этого не учитывать, то школа не сможет решать главные задачи воспитания, которые ставит перед ней современная действительность: развитие творческой личности с гуманистической направленностью, ее навыков самопознания и умения управлять собой, общения с окружающими людьми в реальной жизни.

Воспитательную работу в классе, в первую очередь, организует классный руководитель. Успешная работа классного руководителя в рамках системы учебно-воспитательной работы школы – одно из условий выполнения данных задач. Что же определяет успех его работы? Во-первых, направленность личности классного руководителя, которая включает в себя идеалы, интересы, ценностные ориентации и может стать основой его концепции. На наш взгляд, одна из наиболее совершенных концепций воспитания – диалогово-деятельностная (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, С.Д.Поляков, С.М.Юсфин). «С точки зрения диалогово-деятельностного воспитания, первое, что строит педагог, это ситуация безопасного (!) диалога, в которой воспитанники и воспитатели могут предъявить друг другу свои цели, интересы, ценности. Затем по определенным правилам они договариваются о совместных действиях или правилах общения, в которых бы отразились на равных интересы обеих сторон. И, наконец, начинают совместно действовать» (С.Д.Поляков). Мы видим, что данная концепция опирается на субъект-субъектный (S↔S) подход к воспитанию, при котором участники воспитательного процесса видят друг в друге личностей и организуют совместную деятельность на основе сотрудничества, сотворчества, сопереживания. Если педагог сумел выйти на уровень этой концепции, то он испытывает от своей работы наибольшее удовлетворение, за него можно только порадоваться.

Успех работы классного руководителя нельзя связывать только с наличием у него направленности. Достижение положительных результатов воспитания возможно при выполнении целого ряда требований: знания своего предмета; педагогики и психологии; умения реализовать эти знания на практике или владение педагогическими технологиями; креативности классного руководителя; соблюдения определенной логики в организации воспитательной деятельности: изучение учащихся и их родителей, на основе этого совместное выдвижение целей и задач работы, определение ее содержания, выбор оптимальных методов и форм работы, их реализация и последующий анализ.

В реализации данных требований классному руководителю может помочь методическая литература. К сожалению, такой литературы недостаточно. Пособия Н.И.Болдырева, Н.Е.Щурковой о работе классного руководителя изданы достаточно давно и стали библиографической редкостью. Более современные работы по методикам и технологиям воспитания (например, «Методика воспитательной работы», Рязань, 1997; Н.Е.Щуркова и др. «Новые технологии воспитательного процесса», М., 1994) изданы небольшими тиражами. Мы надеемся, что наше пособие частично решит эту проблему и поможет классным руководителям в организации воспитательной работы в классе. Материалы пособия апробированы на занятиях по педагогике, во время педагогической практики со студентами, в работе со слушателями института повышения квалификации работников образования. Мы раскрываем некоторые направления работы классного руководителя, в которых появились изменения за последние годы и по которым было наибольшее количество вопросов у слушателей института повышения квалификации.