РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Главной особенностью развития речи на данном этапе является то, что изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью.
В период младшего школьного возраста речь ребенка развивается от непроизвольной, сжатой, простой речи (речь-называние, речь-повторение) до произвольной, развернутой, монологической связной речи.
Происходит переход от чтения вслух к чтению про себя.
Ребенок знакомится с совершенно новым для него видом речи — письменной речью.
ü Одно из важнейших отличий письменной речи от устной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что, когда звучит одно слово, предшествующее ему слово уже больше не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе: как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. В известном отношении это создает определенные преимущества письменной речи перед устной.
ü Письменную речь можно строить более произвольно, написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать.
ü Однако, с другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что человек не может придать письменной речи (в той степени, как устной) эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами.
ü Кроме этого, письменная речь состоит в несколько ином отношении к мысли, чем речь устная. Иначе говоря, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим — устно.
Сегодня большинство исследователей соглашаются с тем, что письменная речь психологически является значительно более сложной, чем устная. Это обусловлено целым рядом факторов и, прежде всего, использованием в письменной речи условных символов.
С психологической точки зрения, сложность письменной речи заключается в необходимости постоянного и практически мгновенного декодирования письменных символов.