РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Глав­ной особенностью развития речи на данном этапе является то, что изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью.

В период младшего школьного возраста речь ребенка развивается от непроизвольной, сжатой, простой речи (речь-называние, речь-повторение) до произвольной, развернутой, монологической связной речи.

Происходит переход от чтения вслух к чтению про себя.

Ребенок знакомится с совершенно новым для него видом речи — письмен­ной речью.

ü Одно из важнейших отличий письменной речи от устной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что, когда звучит одно слово, предшествующее ему слово уже больше не воспринима­ется ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обсто­ит иначе: как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. В известном отношении это создает определенные преимущества письменной речи перед устной.

ü Письменную речь можно строить более произвольно, написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче пони­мать.

ü Однако, с другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точ­ного изложения мыслей, потому что человек не может придать письменной речи (в той степени, как устной) эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами.

ü Кроме этого, письменная речь со­стоит в несколько ином отношении к мысли, чем речь устная. Иначе го­воря, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко одним людям лег­че выразить свою мысль письменно, а другим — устно.

Сегодня большинство исследова­телей соглашаются с тем, что письменная речь психологически является значительно более сложной, чем устная. Это обусловлено целым рядом фак­торов и, прежде всего, использованием в письменной речи условных симво­лов.

С психологической точки зрения, сложность письменной речи заключа­ется в необходимости постоянного и практически мгновенного декодирова­ния письменных символов.