Тема 1.4 Системный подход в организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования

Система образования, ее общественные функции, структура и связь с динамикой общественного развития. Роль директора школы в реализации системы идеологической и воспитательной работы школы. Функции и состав педагогического совета, родительского комитета, попечительских советов, органов ученического самоуправления. Критерии оценки воспитательной и идеологической работы педагогического коллектива. Управление системой воспитания.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 2.1 Основные положения теории воспитания как основа организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования

Смена парадигм социального мышления и ее влияние на теорию и практику воспитания. Понятие идеала воспитания и проблема его формирования в современном обществе. Качества личности и направления воспитания: нравственные качества, деловые, качества общей культуры личности (экологическая культура, эстетическое развитие, гигиеническая культура, гендерная культура).

Условия эффективного воспитания: воспитывающая среда, единство требований, авторитет и мастерство педагога. Профессиональная мораль педагога и гуманизм как основной ее принцип.

Формы воспитательной работы с обучающимися. Классный час, классное собрание, воспитательные дела, текущая индивидуальная и групповая работа, работа с родителями. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Методический арсенал практики воспитания. Понятия метода воспитания, технологии воспитания, форм воспитательной работы. Педагогическая ситуация, условия ее реализации. Убеждение, требование, пример, одобрение и порицание как средства воспитания, условия их эффективного применения. Явление импринтинга как основа некоторых методов воспитания. Педагогическое стимулирование и педагогическая коррекция. Применение поощрения и наказания в педагогической практике. Коррекция поведения школьников. Методы организации воспитывающей функции коллектива (коллективная перспектива, коллективное самоуправление, коллективная игра и др.). Школьное самоуправление, его организация.