Пример.

У пшеницы темно-красная окраска зерновки обусловлена двумя парами полимерных генов А1А1А2А2. Белая окраска обусловлена рецессивными генами а1а1а2а2. Если в генотипе будет 3 доминантных гена окраска зерновки будет красной. 2– светло-красной, 1– бледно-красной.

Скрестили 2 сорта пшеницы. Один из которых был с темно красными зерновками, другой с белыми. В F1 получено 22 растения, от самоопыления которых было получено 64 растения F2

1. Сколько растений F1 имели светло-красную окраску зерновки.

2. Сколько растений F2 имели светло-красную окраску зерновки.

3. Сколько растений F2 имели красную окраску зерновки.

4. Сколько растений F2 имели белую окраску зерновки.

5. Сколько растений F2, имеющих темно-красную окраску зерновки, при самоопылении давали нерасщепляющееся потомство.

Выписать задание.

Р А1А1А2А2 а1а1а2а2

Решение.

1. F1 А1а1А2а2 22 растения со светло-красной окраской зерновки, т.к. в генотипе содержат только 2 доминантных гена.

Для определения генотипов F2 строим решетку Пеннета.

Гаметы ♀/♂ А1А2 А1а2 а1А2 а1а2
А1А2 А1А1А2А2 А1А1А2а2 А1а1А2А2 А1а1А2а2
А1а2 А1А1А2а2 А1А1а2а2 А1а1А2а2 А1а1а2а2
а1А2 А1а1А2А2 А1а1А2а2 а1 а1А2А2 а1а1А2а2
а1а2 А1а1А2а2 А1а1а2а2 а1а1А2а2 а1а1а2а2

2. 1/16 часть от общего числа растений F2 (4 растения) с генотипом А1А1А2А2 будет иметь темно-красную окраску зерна;

4/16 –красную (генотипы А1А1А2а2, А1а1А2А2);

6/16 –светлокрасную (генотипы А1а1А2а2, А1А1а2а2, а1 а1А2А2 );

1/16 –белую (а1а1а2а2 )

3. Сосчитать количество растений в каждой фенотипической группе, ответить на поставленные вопросы.

 

Модифицирующее действие генов.

Наряду с генами " основного" действия, названными олигогенами, на развитие любого признака оказывают действие другие гены, влияние которых не всегда удается установить. Эти гены не проявляют своего действия, но способны усилить (усилители) или ослаблять (ингибиторы, супрессоры) действие основных или главных генов, такие гены называются генами - модификаторами.