Задачи на определение экспрессии генов
1. Определите вероятность фенотипов детей в семье нормальнго мужчины и женщины у которых один из родителей страдал врожденным псориазом, если пенентрантность гена псориаза равна 20%.
2. Определите вероятность рождения нормальных детей в семье, где оба родителя с аниридией и происходят из семей, в которых один из супругов имел эту аномалию. Известно, что пенетрантность данного гена около 80%.
3. У человека птоз часто определяется аутосомным рецессивным геном с пенетрантностью 60 %. Определите вероятность рождения детей различных фенотипов в семье, где оба родителя гетерозиготны по этому гену.
4. Синдром Ван дер Хеве наследуется как доминантный аутосомный плейотропный ген, определяющий голубую окраску склеры, хрупкость костей и глухоту. Пенетрантность признаков различна. В ряде случаев она составляет по голубой склере почти 100%, хрупкости костей - 63%, глухоте 60%. Носитель голубой склеры, нормальный в отношении других признаков синдрома, вступает в брак с нормальной женщиной, происходящей из благополучной по этому синдрому семьи. Определите вероятность рождения в этой семье глухих детей с признаками хрупкости костей.
5. Отосклероз наследуется как доминантный аутосомный признак с пенетрантностью 30%. Определите вероятность фенотипов детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по этому гену.
6. Поликистоз почек у кошек наследуется как аутосомнорецессивный признак. Пенентрантность составляет 30 %. Определите вероятность рождения здоровых котят, если один из родителей страдал поликистозом.
2. Генетический анализ гибридного потомства F2
с вычислением критерияχ2
При гибридологических исследованиях необходимо не только описать гибриды и произвести подсчеты потомства второго и последующих расщепляющихся поколений, но и определить характер расщепления, доказать совпадение ожидаемых (теоретических) и наблюдаемых чисел, что связано с проведением специальных расчетов.
В основе применяемых методов лежит положение о том, что какое-либо явление считается случайным, если происходит реже, чем один раз на двадцать случаев, т. е. с вероятностью не превышающей 5 % (0,05).
При генетическом анализе характера расщепления применяют метод χ2. Критерий χ2 применяется для проверки нулевой гипотезы, т. е. предположения, что между фактически полученными данными и вычисленными для данного скрещивания нет достоверной разницы. С помощью этого значения проверяют, соответствует ли фактически полученные частоты фенотипических классов теоретически ожидаемым.
Для ознакомления с этим методом используем данные Менделя, полученные им при дигибридном скрещивании растений гороха, а именно, соответствие фактических данных расщепления в F2 двухгенной гипотезе детерминации признаков окраски и формы семян. Произведем расчеты.
Данные | Фенотип семян | ||||
гладкие желтые | гладкие зеленые | морщинистые желтые | морщинистые зеленые | всего | |
Число семян, полученное в опыте (р) | |||||
Теоретически ожидаемое при расщеплении 9:3:3:1(q) | 312,75 | 104,25 | 104,25 | 34,75 | |
Отклонение –(d) | +2,25 | –3,25 | +3,25 | –2,75 | |
d2 | 5,1 | 10,6 | 14,1 | 7,6 | |
d2/q | 0,02 | 0,10 | 0,13 | 0,20 |
χ 2 = Σ d2/q= 0,02 + 0,10 +0,13 + 0,20 = 0,45.
Как видно из данных таблицы, в опыте Менделя во втором поколении было получено 556 семян, из которых 315 были гладкие желтые, 101 - гладкие зеленые, 108 - морщинистые желтые и 32 - морщинистые зеленые. Можно предположить, что мы имеем дело с дигибридным скрещиванием, когда на проявление признаков влияют две пары аллельных генов, и расщепление теоретически должно быть равно соотношению 9:3:3:1. Следовательно, 556 семян составляют 16 частей, а на одну часть приходится 34,75 семени. Умножив это число последовательно на 9, 3, 3 и 1, мы получим теоретически ожидаемое по нашей гипотезе число семян по каждому фенотипу (q). Затем вычислим отклонение (d) фактического значения расщепляющегося класса от теоретически ожидаемого. Для ликвидации знаков + и - значение d возводим в квадрат по каждому из фенотипов и делим на показатель (q). Сумма этих величин по всем классам, показатель χ2, служит мерой отклонения экспериментального расщепления от теоретически ожидаемого.
В таблице Фишера (приложение 1) приведены границы, которые превышают вычисленное значение χ2 с заданной вероятностью р, если отклонение вызвано случайными причинами. Заданное значение χ2 берут в графе р=0,05 из строки, соответствующей числу степеней свободы df= n–1 (где n –число фенотипических классов). Если значение χ2 окажется достаточно большим, превышающим пороговый уровень вероятности, за который обычно берут 5%, вероятность влияния случайных факторов на результат мала, и делается вывод, что отклонение неслучайно, или статистически достоверно. В этом случае нулевая гипотеза отвергается, двугенное наследование признаков исключается.
Если Σ (p–q) =0 то χ2 =0, что означает полное соответствие фактически полученных частот фенотипических классов, теоретически ожидаемым.
В нашем примере χ2 равен 0,45. Гипотеза не отвергается, если р ≤0,05. Значение р вычисляют по таблице Фишера. В первой графе этой таблицы указано число степеней свободы df. В первой горизонтальной графе указаны значения вероятности (Р), а в других горизонтальных графах значения χ2при определенном числе степеней свободы. В нашем опыте число степеней свободы равно 4-1=3, а при χ2= 0,45 показатель вероятности находится между 0,95> Р >0,90, что гораздо меньше заданного уровня вероятности Р=0,05. Следовательно, фактические данные расщепления отклоняются от теоретических незначительно. Нулевая гипотеза не отвергается. Результат подтверждает сформулированную гипотезу о влиянии на это расщепление двух пар аллельных генов.
Чем меньше разница рассчитанного χ2 по сравнению с его допустимой величиной при данном числе степеней свободы df= n-1 и уровне вероятности Р=0,05, тем больше наблюдаемое расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Метод χ2не применим в тех случаях, когда выборка мала и в один из теоретически рассчитанных классов попадает менее 5 особей, а также к значениям, выраженным в процентах и относительных числах.
Задачи на вычисление критерия χ2
1. При скрещивании двух гомозиготных сортов гороха, имеющих желтую и зеленую окраску семян, получили 420 семян F2, в том числе 120 зеленых.
Определите величину отклонения теоретически ожидаемого от фактически полученного в фенотипическом классе зеленых семян. Чему равен показатель d2 для данного класса? Определите значение d в фенотипическом классе желтых семян. Чему равен χ2? Какому уровню значимости наиболее точно соответствует данный показатель значения χ2?
2.При скрещивании гомозиготного карликового сорта томата с гомозиготным сортом, растения которого имели нормальную высоту, в F2 получили 844 гибрида, в том числе 196 карликовых. Остальные растения имели нормальную высоту. Предположим, что карликовость у томата наследуется моногенно.
Определите величину отклонения d в фенотипическом классе растений, имеющих нормальную высоту, в классе карликовых растений? Чему равен показатель d2 в классе карликовых растений? Чему равен χ2? Какому уровню значимости (р) наиболее точно соответствует данный показатель χ2?
3.У львиного зева в F2 получили 1232 растения, в том числе 290 с белыми цветками, 260 - с красными. Остальные растения имели розовую окраску цветков. Предположим, что окраска цветков у львиного зева наследуется моногенно при неполном доминировании. 1. Чему равен χ2? Какому уровню значимости (р) наиболее полно соответствует данный показатель χ 2?
4.У кормовых бобов в F2 получили 968 семян, в том числе 267 с белой окраской кожуры, остальные - с черной. Предположим, что данный признак наследуется моногенно.
Чему равен χ 2? Какому показателю значимости Р (%) наиболее полно соответствует данный показатель χ2?
5. У пшеницы в F2 получили 240 растений четырех фенотипических классов: 12 растений были остистыми белоколосыми, 52 – безостыми с белым колосом, 43 - остистыми с красным колосом, остальные – безостыми с красным колосом. Предположим, что эти признаки наследуются независимо. Проведите анализ характера наследования этих признаков с использованием критерия χ2.
6.У томата в F2 получили 512 растений четырех фенотипических классов: 28 растений карликовых с желтыми плодами, 101 — нормальной высоты с желтыми плодами, 90 - карликовых с красными плодами, остальные - нормальные по высоте и с красными плодами. Предположим, что эти два признака наследуются независимо.
Проведите анализ характера наследования этих признаков с использованием критерия χ2. Чему равно число степеней свободы df в данном примере? Чему равен χ2? Какому уровню значимости р (%) наиболее полно соответствует данный показатель χ2?
7.При скрещивании двух сортов декоративных растений львиного зева в F2 получили 960 растений шести генотипических классов: 174 растения имели типичное строение цветка и красную окраску лепестков венчика, 186 - типичное строение цветка и белую окраску венчика, 54 - пилорическую форму и красную окраску венчика, 110 - пилорическую форму и розовую окраску, 68 - пилорическую форму и белую окраску венчика, остальные - типичную форму цветка и розовую окраску лепестков венчика.
Форма цветка определяется: геном N - типичная, п - пилорическая. Ген R в гомозиготном состоянии определяет красную, в гетерозиготном состоянии - розовую окраску лепестков венчика, rr - белую.
Проведите анализ характера наследования этих признаков с использованием критерия χ2. Чему равно число степеней свободы (df) в данном примере? Какому уровню значимости Р (%) наиболее полно соответствует данный показатель χ 2?
8.У фасоли получили 1120 растений четырех фенотипических классов: 64 растения имели желтые бобы и белые семена, 216 - желтые бобы и черные семена, 202 - зеленые бобы и белые семена, остальные - зеленые бобы и черные семена. Предположим, что у фасоли оба признака (окраска семян и бобов) наследуются независимо.
Проведите анализ характера наследования этих признаков с использованием критерия χ2. Какому уровню значимости Р (%) наиболее полно соответствует данный показатель χ2?
9.У ячменя в F2 получили 128 растений четырех фенотипических классов: 10 растений плотноколосых фуркатных, 22 - плотноколосых остистых, 28 - рыхлоколосых фуркатных, остальные имели рыхлый остистый колос. Предположим, что данные признаки наследуются независимо.
Проведите анализ характера расщепления этих признаков с использованием критерия χ2. Чему равно число степеней свободы (df)? Какому уровню значимости Р (%) наиболее полно соответствует данный показатель χ 2?
10. У ячменя в F2 получили 176 растений четырех фенотипических классов: 15 растений с многорядным колосом и с желтой окраской цветковых чешуи, 30 - с многорядным колосом и черной окраской цветковых чешуи, 36 - с двурядным колосом и желтой окраской цветковых чешуи. Остальные растения имели двурядный колос и черную окраску цветковых чешуи. Предположим, что строение колоса и окраска чешуи у ячменя наследуются независимо.
Чему равен показатель d2 для фенотипического класса растений с двурядным колосом и черной окраской цветковых чешуи? Чему равен показатель d2 для фенотипического класса растений с многорядным колосом и черной окраской цветковых чешуи, с двурядным колосом и желтой окраской цветковых чешуи? Чему равен χ2? Какому уровню значимости Р (%) наиболее полно соответствует данное значение χ 2?