Тема 4, Воспитательная деятельность педагога

1. Что является самым важным в определении целевых ориентиров образовательного учреждения как воспитательной системы?

2. Каковы статус, права и обязанности классного руководителя, мастера производственного обучения, куратора учебной группы?

3. Каковы содержание и формы воспитательной работы классного руководителя, мастера производственного обучения, куратора группы?

4. Каковы основные функции принципы воспитательной деятельности.

5. Расскажите об основных функциях воспитательной деятельности классного руководителя, мастера производственного обучения, куратора группы?

6. Какими нормативно-правовыми документами регулируется деятельность классного руководителя, мастера производственного обучения, куратора группы?

7. Каковы функциональные обязанности заместителя директора по воспитательной работе? Задания:

1. Составьте аннотированный список источников, раскрывающих проблемы воспитательной деятельности (не менее 15).

2. Сформулируйте ответы на вопрос: «Какие социальные риски обусловлены не­достаточным вниманием к проблеме организации воспитательной работы?».

Тема 5. Содержание, методы и формы воспитательной работы

I .Охарактеризуйте роль различных факторов (социальный заказ, особенности воспитанников, национальное своеобразие и др.) в определении целей воспитания.

2.Каково содержание воспитательной работы в образовательных учрежде­ниях различного типа?

3.Дайте определение понятиям «методы воспитания», «приемы воспита­ния». Раскройте назначение и функции методов воспитания. Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания.

4.Какие подходы к классификации методов воспитания существуют в педаго­гике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации?

5.Что лежит в основе выбора того или иного метода воспитания? Приведите примеры.

6.Дайте определение и охарактеризуйте средства воспитания:

6.1.Социальные группы.

6.2.Знаковые символы (способы коммуникации).

6.3.Материальные средства (механические средства, культурные ценности: иг­рушки, книги, произведения искусства, видеофильмы и т.д.).

7.Что такое форма воспитания? Перечислите известные вам формы воспи­тательной работы.

8.Формы воспитания как образ взаимодействия объектов и субъектов воспита­ния. Зависимость форм от средств воспитания. Взаимосвязи форм и методов воспита­ния.

9.Классификация форм воспитательной работы. Проблема выбора форм воспи­тательной работы. Условия и факторы, определяющие выбор форм воспитатель­ной работы.

10.Назовите виды педагогических задач. Приведите примеры. Что общего и различного в содержании понятий «педагогическая проблема», «педагогическая зада­ча», «педагогическая ситуация»?

II .Дайте характеристику педагогическим задачам разных типов. Каковы этапы решения педагогической задачи?

Задания:

1.Основной вопрос, возникающий при определении содержания воспитания, это вопрос о выборе системы ценностей. Охарактеризуйте иерархию ценностей и идеалов, приведенную в учебнике «Педагогика» под редакцией А.П.Тряпициной (Пе­дагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред А.П. Тряпицыной. -СПб.: Питер, 2013.304с.).

 

2.Составьте коллаж из вырезанных картинок, рисунков, фраз, цитат, слов, букв и т.п., который бы давал наглядное представление о какой либо ценности как основе со­держания воспитания в «идеальной», на ваш взгляд, школе.

Отразите в любых символических картинках, надписях, моделях, изображениях цели такой школы, содержание ее воспитательной деятельности, взаимоотношения педагогов и воспитанников, события и традиции, которые будут способствовать при­своению этой базовой ценности воспитанниками.

Тема 6. Планирование воспитательной работы

1.Каковы этапы планирования воспитательной работы классным руководите­лем, мастером производственного обучения, куратором учебной группы?

2.Чем определяется содержание, форма и структура планов воспитательной ра­боты в образовательных учреждениях разного типа?

3.Охарактеризуйте основные направления воспитательной работы, задачи и со­держание каждого направления.

5.Какими характеристиками определяется содержание понятия «базовая культура личности»? Что лежит в основе программа формирования базовой культуры личности?

6.Дайте определение понятию «целевая программа», «форсайт-прект». Ознакомь­тесь со структурой и содержанием действующих целевых программ м форсайт-пректов.

Задания:

1 .Разработайте план воспитательной работы классного руководителя по одной из заданных схем:

1. Модель плана воспитательной работы.

1.Проблемно-ориентированный анализ воспитательной ситуации в клас­се/группе.

2. Основные воспитательные задачи, связанные с образом воспитанника. Прогнозируемый результат воспитательной работы (степень приближе­ния к образу воспитанника).

3.Жизнедеятельность классного коллектива.

4. Работа с родителями.

II. Модель плана воспитательной работы

1.Краткий анализ результатов воспитательной работы в истекшем учеб­ном году.

2. Цели и задачи воспитательной работы.

3.Прогнозируемый результат воспитания.

4.Комплекс дел по достижению цели и задач.

2.Составьте программу самовоспитания на 1 месяц.

Тема 7. Технология воспитательной работы

1. Дайте определение технология воспитательной работы.

2. Охарактеризуйте особенности целеполагания в процессе воспитания.

3. Каковы цели воспитания в настоящее время (воспользуйтесь рекомендация­ми ЮНЕСКО)?

4. Расскажите о способах проектирования технологий воспитательной работы.

5. Что такое воспитывающая деятельность? Каковы педагогические условия и методические требования организации и осуществлению воспитывающей деятельности в разновозрастных группах учащихся?

6. Что такое единый воспитательный коллектив?

7. Расскажите об этапах развития, функционирования и гибели коллектива.

6. Охарактеризуйте особенности деятельности участников педагогического кол­лектива на каждой фазе развития (цели, задачи, методы, средства и результаты).

7. Что такое педагогический конфликт?

7. Опишите самые продуктивные технологии решения педагогических кон­фликтов (используйте рекомендации М. Эриксона).

Задания:

1 .Ознакомьтесь с методикой проведения коллективного творческого дела (КТД), используя книги: Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.,1982, Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989, а также Интернет-источники.

2.Разработайте по технологии КТД проект проведения видеоконференцсвязи с представителями молодежных объединений, движений, организаций, действующих в регионе (городе, селе, образовательном учреждении).