Тема 4, Воспитательная деятельность педагога
1. Что является самым важным в определении целевых ориентиров образовательного учреждения как воспитательной системы?
2. Каковы статус, права и обязанности классного руководителя, мастера производственного обучения, куратора учебной группы?
3. Каковы содержание и формы воспитательной работы классного руководителя, мастера производственного обучения, куратора группы?
4. Каковы основные функции принципы воспитательной деятельности.
5. Расскажите об основных функциях воспитательной деятельности классного руководителя, мастера производственного обучения, куратора группы?
6. Какими нормативно-правовыми документами регулируется деятельность классного руководителя, мастера производственного обучения, куратора группы?
7. Каковы функциональные обязанности заместителя директора по воспитательной работе? Задания:
1. Составьте аннотированный список источников, раскрывающих проблемы воспитательной деятельности (не менее 15).
2. Сформулируйте ответы на вопрос: «Какие социальные риски обусловлены недостаточным вниманием к проблеме организации воспитательной работы?».
Тема 5. Содержание, методы и формы воспитательной работы
I .Охарактеризуйте роль различных факторов (социальный заказ, особенности воспитанников, национальное своеобразие и др.) в определении целей воспитания.
2.Каково содержание воспитательной работы в образовательных учреждениях различного типа?
3.Дайте определение понятиям «методы воспитания», «приемы воспитания». Раскройте назначение и функции методов воспитания. Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания.
4.Какие подходы к классификации методов воспитания существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации?
5.Что лежит в основе выбора того или иного метода воспитания? Приведите примеры.
6.Дайте определение и охарактеризуйте средства воспитания:
6.1.Социальные группы.
6.2.Знаковые символы (способы коммуникации).
6.3.Материальные средства (механические средства, культурные ценности: игрушки, книги, произведения искусства, видеофильмы и т.д.).
7.Что такое форма воспитания? Перечислите известные вам формы воспитательной работы.
8.Формы воспитания как образ взаимодействия объектов и субъектов воспитания. Зависимость форм от средств воспитания. Взаимосвязи форм и методов воспитания.
9.Классификация форм воспитательной работы. Проблема выбора форм воспитательной работы. Условия и факторы, определяющие выбор форм воспитательной работы.
10.Назовите виды педагогических задач. Приведите примеры. Что общего и различного в содержании понятий «педагогическая проблема», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация»?
II .Дайте характеристику педагогическим задачам разных типов. Каковы этапы решения педагогической задачи?
Задания:
1.Основной вопрос, возникающий при определении содержания воспитания, это вопрос о выборе системы ценностей. Охарактеризуйте иерархию ценностей и идеалов, приведенную в учебнике «Педагогика» под редакцией А.П.Тряпициной (Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред А.П. Тряпицыной. -СПб.: Питер, 2013.304с.).
2.Составьте коллаж из вырезанных картинок, рисунков, фраз, цитат, слов, букв и т.п., который бы давал наглядное представление о какой либо ценности как основе содержания воспитания в «идеальной», на ваш взгляд, школе.
Отразите в любых символических картинках, надписях, моделях, изображениях цели такой школы, содержание ее воспитательной деятельности, взаимоотношения педагогов и воспитанников, события и традиции, которые будут способствовать присвоению этой базовой ценности воспитанниками.
Тема 6. Планирование воспитательной работы
1.Каковы этапы планирования воспитательной работы классным руководителем, мастером производственного обучения, куратором учебной группы?
2.Чем определяется содержание, форма и структура планов воспитательной работы в образовательных учреждениях разного типа?
3.Охарактеризуйте основные направления воспитательной работы, задачи и содержание каждого направления.
5.Какими характеристиками определяется содержание понятия «базовая культура личности»? Что лежит в основе программа формирования базовой культуры личности?
6.Дайте определение понятию «целевая программа», «форсайт-прект». Ознакомьтесь со структурой и содержанием действующих целевых программ м форсайт-пректов.
Задания:
1 .Разработайте план воспитательной работы классного руководителя по одной из заданных схем:
1. Модель плана воспитательной работы.
1.Проблемно-ориентированный анализ воспитательной ситуации в классе/группе.
2. Основные воспитательные задачи, связанные с образом воспитанника. Прогнозируемый результат воспитательной работы (степень приближения к образу воспитанника).
3.Жизнедеятельность классного коллектива.
4. Работа с родителями.
II. Модель плана воспитательной работы
1.Краткий анализ результатов воспитательной работы в истекшем учебном году.
2. Цели и задачи воспитательной работы.
3.Прогнозируемый результат воспитания.
4.Комплекс дел по достижению цели и задач.
2.Составьте программу самовоспитания на 1 месяц.
Тема 7. Технология воспитательной работы
1. Дайте определение технология воспитательной работы.
2. Охарактеризуйте особенности целеполагания в процессе воспитания.
3. Каковы цели воспитания в настоящее время (воспользуйтесь рекомендациями ЮНЕСКО)?
4. Расскажите о способах проектирования технологий воспитательной работы.
5. Что такое воспитывающая деятельность? Каковы педагогические условия и методические требования организации и осуществлению воспитывающей деятельности в разновозрастных группах учащихся?
6. Что такое единый воспитательный коллектив?
7. Расскажите об этапах развития, функционирования и гибели коллектива.
6. Охарактеризуйте особенности деятельности участников педагогического коллектива на каждой фазе развития (цели, задачи, методы, средства и результаты).
7. Что такое педагогический конфликт?
7. Опишите самые продуктивные технологии решения педагогических конфликтов (используйте рекомендации М. Эриксона).
Задания:
1 .Ознакомьтесь с методикой проведения коллективного творческого дела (КТД), используя книги: Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.,1982, Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989, а также Интернет-источники.
2.Разработайте по технологии КТД проект проведения видеоконференцсвязи с представителями молодежных объединений, движений, организаций, действующих в регионе (городе, селе, образовательном учреждении).