Объекты и субъекты бюджетного учета
Объектами бюджетного учета являются доходы, расходы, денежные средства бюджета и их движение в процессе его исполнения, расчеты, фонды, резервы, материальные ценности и валютные поступления.
По методу начислений объектами учета служат активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат или чистая стоимость, счета по учету санкционирования расходов и юридические обязательства.
По кассовому методу к объектам учета относятся кассовые поступления, кассовые выбытия, финансовый результат и расчеты, финансовые активы и обязательства, связанные с кассовыми поступлениями и выбытиями, а также счета по учету санкционирования расходов и юридические обязательства. B учётную практику введены понятия текущих доходов, текущих расходов, результатов финансовой деятельности учреждения.
Результаты финансовой деятельности можно получать как по учреждению в целом, так и по министерству, Правительству Республики Беларусь в секторе государственного управления, Такие результаты являются балансовой величиной и представляют собой разницу между совокупными активами и совокупными обязательствами.
Доходы и расходы являются основными объектами бюджетного учета. Они функционируют на всех стадиях исполнения бюджета, начиная от начисления и поступления доходов и заканчивая расходованием полученных распорядителями бюджетных средств.
В зависимости от стадии функционирования в процессе исполнения бюджета доходы делятся на начисленные и кассовые, а расходы — на кассовые и фактические.
Начисленные доходы бюджета – доходы, подлежащие внесению в бюджет, в суммах, начисленных в соответствии с действующим законодательством о налогах и неналоговых платежах. Такие доходы подлежат только оперативному учету в налоговых инспекциях. Значение учета начисленных доходов заключается в том, что они дают необходимую информацию о суммах, подлежащих поступлению в бюджет по тому или иному виду доходов, однако они не характеризуют физическое поступление доходов в бюджет.
Кассовые доходы бюджета — это доходы, фактически поступившие в бюджет и зачисленные учреждениями банков в соответствующие бюджеты. Данные доходы характеризуют степень выполнения доходной части бюджета как в целом, так и по каждому виду доходов. Поэтому результаты исполнения доходной части бюджета можно определить только по кассовым доходам.
Раздельный учет начисленных и кассовых доходов позволяет финансовым органам, налоговым инспекциям обеспечить надлежащий контроль за своевременным и полным поступлением в бюджет доходов, подлежащих зачислению, а при необходимости принять меры, направленные на обеспечение поступления каждого вида доходов и исполнения доходной части бюджета. Финансовые органы, налоговые инспекции получают информацию о кассовых доходах от учреждений банков.
Кассовые расходы бюджета — это суммы денежных средств, выданные наличными или перечисленные (списанные) безналичным путем по платежным поручениям и другим платежным документам с текущих счетов распорядителей бюджетных средств. Они дают только сведения о перечисленных и выданных средствах с текущих счетов распорядителей бюджетных средств и не в полном объеме характеризуют их фактическое использование на мероприятия, предусмотренные в бюджете. Кассовые расходы не охватывают всех затрат бюджета - например, если начислены средства за выполненные работы, но еще не выданы.
Кассовые расходы характеризуют результаты выполнения расходной части бюджета. Однако они не могут характеризовать фактические затраты, произведенные за счет средств бюджета. Данные о кассовых расходах отражаются в выписках, получаемых от учреждений банков, и в выписках из лицевого счета казначейства.
Фактические расходы бюджета представляют собой действительные затраты, произведенные за счет средств бюджета, а также начисленные или произведенные, но еще неоплаченные. Они дают полное представление о затратах на те или иные мероприятия и позволяют определить, например, стоимость обучения одного учащегося в школе, содержания одной койки в больнице и т.п.
Фактические расходы учитываются по месту их возникновения, т.е. в бюджетных учреждениях. Финансовые органы не ведут учет фактических расходов бюджета и информацию о них получают из отчетности об исполнении смет доходов и расходов бюджетных учреждений.
Учет начисленных и кассовых доходов, кассовых и фактических расходов бюджета характеризует процесс его исполнения на отдельных стадиях. Наличие единой системы бюджетного учета обеспечивает полноту и правильность учета доходов и расходов как основных объектов бюджетного учета во всех органах, осуществляющих учет исполнения бюджета.
Субъекты бюджетного учета определяются с точки зрения различных отраслей законодательства:
· согласно частному (гражданскому) праву, субъектом бюджетного учета является бюджетное учреждение;
· исходя из публичного (бюджетного) права, субъектами бюджетного учета считаются:
- главный распорядитель бюджетных средств;
- распорядитель бюджетных средств;
- получатель бюджетных средств;
- органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета (органы казначейства и др.);
- органы, организующие исполнение бюджета (финансовые органы).
Субъектами бюджетного учета являются учреждения, организации, непосредственно или косвенно участвующие в составлении, утверждении и исполнении бюджета. К числу таких учреждений и организаций относятся прежде всего Министерство финансов и его структурные подразделения на низовых звеньях, включая налоговые инспекции, учреждения банковской системы, бюджетные организации, сельские, районные, городские и областные Советы депутатов.
В основе учета доходов и расходов бюджета в органах, осуществляющих учет исполнения бюджета, находится бюджетная классификация. Благодаря ей все доходы и расходы располагаются в бюджете в определенном порядке, что обеспечивает необходимую детализацию и группировку однородных признаков.
Бюджетная классификация — это научно обоснованная экономическая группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета и видов государственного долга по однородным признакам, приведенная в определенную систему и зашифрованная в надлежащем порядке.
Данная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в единообразии учета доходов и расходов, составлении отчетности об исполнении бюджета, осуществлении контроля и анализа по каждому виду доходов и расходов; второе заключается в том, что все показатели доходов и расходов бюджета являются финансовыми планами, обязательными для исполнения. В нашей стране применяется классификация доходов и расходов республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208.
Бюджетная классификация обеспечивает сопоставление показателей бюджетов, унифицирует бюджетную документацию, порядок составления и исполнения бюджетов, позволяет проводить экономический анализ состава и структуры их доходов и расходов. С ее помощью сводятся консолидированные бюджеты отдельных административно-территориальных единиц. В строгом соответствии с бюджетной классификацией составляются сметы бюджетных учреждений.
Бюджетная классификация — это основной методологический документ, с помощью которого формируются и исполняется бюджеты. Она является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций с присвоением объектам классификации группировочных кодов исходя из их экономической характеристики, что обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства.
Задачей классификации государственного бюджета являются осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в наличии финансовых ресурсов без привлечения заемных или накопленных за прошлые периоды средств.
Бюджетная классификация не только обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, но и позволяет принимать решения при формировании бюджетов всех уровней на следующий год путем анализа их исполнения за предыдущий год.
Она состоит из двух основных частей: доходов и расходов бюджета. Первые группируются по видам, вторые – по направлениям. Затем деление осуществляется по ведомственному, отраслевому и предметному признакам, называемым подразделениями бюджетной классификации.
Подразделениями бюджетной классификации являются разделы, главы, параграфы и статьи. Они имеют установленные наименования и шифры. Разделы отражают отдельные виды доходов и расходов, главы показывают плательщиков доходов, параграфы – категории плательщиков, статьи – отдельные виды платежей.
Учет исполнения бюджета и составление отчетности ведется в соответствии с бюджетной классификацией. Это необходимо для того, чтобы данные учета можно было использовать при планировании бюджета и в процессе осуществления контроля за его исполнением.
Классификация доходов и расходов позволяет объединять данные об исполнении отдельных бюджетов в сводные отчеты и затем в отчет об исполнении государственного бюджета Республики Беларусь.
Учет доходов в разрезе бюджетной классификации по местным бюджетам ведут финансовые органы, по республиканскому бюджету – Министерство финансов. Классификация доходов бюджета является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, при составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также при составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.
Классификация доходов бюджета по группам, подгруппам, видам и разделам применяется при их утверждении законом о республиканском бюджете или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Классификация доходов бюджета по подразделам применяется для детализации доходов в пределах разделов.
Классификация доходов бюджета включает следующие пять уровней – группу, подгруппу, вид, раздел, подраздел и представлена в виде семизначного кода классификации доходов бюджета. Код классификации доходов бюджета состоит из семи знаков, в том числе: группа — 1 знак, подгруппа — 1 знак, вид — 1 знак, раздел — 2 знака и подраздел — 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция «0»).
Код классификации доходов бюджета имеет следующую структуру:
· группа (1 -й разряд кода классификации доходов бюджета);
· подгруппа (2-й разряд кода классификации доходов бюджета);
· вид (3-й разряд кода классификации доходов бюджета);
· раздел (4- и 5-й разряды кода классификации доходов бюджета);
· подраздел (6- и 7-й разряды кода классификации доходов бюджета).
Три первых знака семизначного кода классификации доходов бюджета (с 1-го по 3-й разряды) служат для систематизации доходов бюджета по их экономическому содержанию для обеспечения международной сопоставимости показателей.
С 4-го по 7-й разряды отражают источники формирования доходов бюджета в соответствии с актами законодательства по разделам и подразделам.
Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на следующие группы:
· 100 – налоговые доходы;
· 200 – взносы на государственное социальное страхование;
· 300 – неналоговые доходы;
· 400 – безвозмездные поступления.
Дальнейшая детализация групп классификации доходов бюджета осуществляется в разрезе соответствующих подгрупп, видов, разделов и подразделов.
Налоговые доходы классифицируются в зависимости от объекта налогообложения и делятся на соответствующие подгруппы. В группу «Налоговые доходы» (100) в зависимости от объекта налогообложения и в соответствии с экономической характеристикой, обеспечивающей международную сопоставимость показателей, включаются следующие подгруппы:
· 110 – налоги на доходы и прибыль;
· 120 – налоги на фонд заработной платы;
· 130 – налоги на собственность;
· 140 – налоги на товары (работы, услуги);
· 150 – налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности;
· 160 – другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы.
Детализация подгрупп классификации доходов осуществляется в разрезе соответствующих видов, разделов и подразделов доходов. В группу «Взносы на государственное социальное страхование» (200) включаются одна подгруппа 210 — взносы на государственное социальное страхование и два вида доходов:
· 211 – обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
· 212 – взносы на профессиональное пенсионное страхование.
В группу «Неналоговые доходы» (300) в соответствии с экономической характеристикой, обеспечивающей международную сопоставимость показателей, включаются следующие подгруппы:
· 310 – доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
· 320 – доходы от осуществления приносящей доходы деятельности;
· 330 – штрафы, удержания;
· 340 – прочие неналоговые доходы.
Детализация подгрупп классификации доходов осуществляется в разрезе соответствующих видов, разделов и подразделов доходов.
В группу «Безвозмездные поступления» (400) в зависимости от источника, предоставляющего трансферт, включаются следующие подгруппы:
· 410 – безвозмездные поступления от иностранных государств;
· 420 – безвозмездные поступления от международных организаций;
· 430 – безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь.
Детализация подгрупп классификации безвозмездных поступлений осуществляется в разрезе соответствующих видов в зависимости от того, является этот трансферт текущим или капитальным.
Текущие – безвозмездные поступления, предоставляемые на текущие расходы, и капитальные – на осуществление капитальных расходов.
Учет расходов в разрезе отдельных статей ведут бюджетные учреждения. Финансовые органы учитывают эти расходы на основании отчетности по бюджетным ассигнованиям.
Для учета расходов бюджетов применяются функциональная, программная, ведомственная, экономическая классификации. Кроме того, участниками бюджетного процесса используются также классификация финансирования дефицита бюджета и классификация видов государственного долга Республики Беларусь.
Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на эти цели, вторым – подразделы, конкретизирующие направление этих средств в пределах разделов. Для обеспечения дальнейшей детализации расходования средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов выделяются виды расходов.
Кроме того, в функции классификации расходов выделяется параграф. Он применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.
Код функциональной классификации занимает 9 знаков: раздел – 2 знака, подраздел – 2 знака, вид – 2 знака (при отсутствии вида используется нулевая позиция «00») и код параграфа – 3 знака.
Функциональная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов,
бюджетов государственных внебюджетных фондов, при составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также при составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.
При утверждении республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам. Функциональная классификация расходов по параграфам обеспечивает детализацию расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности и применяется при утверждении бюджетной росписи соответствующего бюджета. Министерство финансов Республики Беларусь, а также финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов (далее - местные финансовые органы) для обеспечения целевого использования бюджетных средств имеют право в ходе исполнения бюджета вводить и применять параграфы функциональной классификации расходов 800–880.
При отнесении расходов по функциональной классификации расходов необходимо руководствоваться следующими основными подходами:
· расходы на реализацию функций общего назначения относятся на раздел 01 «Общегосударственная деятельность»;
· отнесение расходов на обеспечение деятельности государственных органов в сфере установленных функций осуществляется по соответствующим этим функциям позициям функциональной классификации расходов (за исключением органов местного управления и самоуправления);
· производится разделение расходов в сфере науки на фундаментальные научные исследования (раздел 01 «Общегосударственная деятельность») и прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты с отнесением расходов в части прикладных исследований по направлениям, установленным для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, на соответствующие разделы функциональной классификации расходов;
· расходы на капитальные вложения относятся на разделы, подразделы и виды по соответствующим параграфам.
По разделу 01 «Общегосударственная деятельность» отражаются расходы на осуществление мероприятий общегосударственного значения (обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь, функционирования Национального собрания Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления, финансовых, налоговых и статистических органов, государственных архивов, а также других государственных органов, выполняющих общегосударственные функции (за исключением отраслевых); международная деятельность; оказание международной экономической и гуманитарной помощи; обеспечение проведения выборов и референдумов; обслуживание государственного долга Республики Беларусь; формирование государственных материальных резервов, резервных фондов; фундаментальные научные исследования; прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты; другая общегосударственная деятельность).
Программная классификация расходов состоит из двух уровней. Первым уровнем программной классификации расходов бюджета являются бюджетные программы, утвержденные в установленном порядке; второй уровень – это подпрограммы, детализирующие расходы в рамках бюджетных программ. Код программной классификации состоит из пяти знаков: программа – 3 знака, подпрограмма – 2 знака (при отсутствии подпрограммы используется нулевая позиция «00»).
Программная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, при составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также при необходимости составления смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.
При принятии региональной программы, основанием для разработки которой явилась государственная программа, этой региональной программе присваивается код программной классификации соответствующей государственной программы. Программам, являющимся продолжением программ, реализуемых в текущем году, присваиваются коды программной классификации текущего года. Финансирование отраслевой программы с очередного года должно осуществляться в пределах средств, предусмотренных распорядителем бюджетных средств (разработчиком) по непрограммным расходам (код 999).
При утверждении республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются в разрезе программной классификации расходов бюджета.
Ведомственная классификация расходов состоит из одного уровня — главы, которая имеет трехзначный код. При утверждении ведомственных классификаций расходов соответствующего местного бюджета учитывается, что постоянным распорядителям средств соответствующих местных бюджетов присваиваются коды глав, соответствующие аналогичным постоянным распорядителям средств республиканского бюджета, которые сохраняются в последующем периоде. Временным распорядителям средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с актами законодательства присваиваются временные коды глав на определенный период.
При утверждении расходов республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год они предусматриваются по главам ведомственной классификации расходов в разрезе функциональной классификации расходов.
Экономическая классификация расходов бюджета состоит из следующих четырех уровней:
· категории расходов (текущие расходы, капитальные расходы, кредитование минус погашение и финансовый резерв);
· статьи (закупки товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные трансферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные бюджетные трансферты, кредитование минус погашение и финансовый резерв);
· подстатьи, детализирующей расходы в пределах статьи (заработная плата рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных кредитов, ссуд, займов внутри страны и др.);
· элемента расходов, детализирующего при необходимости расходы в пределах подстатьи.
Код экономической классификации расходов бюджета состоит из семи знаков: категория – 1 знак, статья – 2 знака, подстатья – 2 знака и элемент – 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция «00»).
Классификация текущих и капитальных расходов и кредитования за вычетом погашения в соответствии с экономическими характеристиками этих трех категорий показывает те виды экономических операций, которые проводятся органами государственного управления для выполнения ими своих функций, а также их воздействие на функционирование рынка товаров и услуг, финансовых рынков и на распределение доходов.
Расходы определяются как не подлежащие возврату государственные платежи, которые не вызывают и не погашают финансовые требования. Расходы могут быть как на текущие цели, так и на осуществление капитальных затрат, а также как возмездные (при покупке товаров и выполнении работ (оказании услуг)) и безвозмездные (все виды бюджетных трансфертов).
Экономическая классификация расходов бюджета показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
Классификация финансирования дефицита бюджета является группировкой источников финансирования, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета исходя из видов и форм долговых обязательств.
Код классификации финансирования дефицита бюджета состоит из семи знаков: вид источника – 1 знак, источник – 2 знака, тип источника – 2 знака и детализация – 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция «00»).
По коду 1 01 00 00 «Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь» отражаются (с использованием соответствующей детализации) привлечение и погашение основного долга по источникам, получаемым от Национального банка Республики Беларусь в соответствии с законодательством.
По коду 1 02 00 00 «Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц» отражаются привлечение средств и погашение основного долга по всем видам государственных ценных бумаг и ценных бумаг, выпускаемых органами местного управления и самоуправления с использованием соответствующей детализации.
По коду 1 03 00 00 «Источники, получаемые из других секторов государственного управления» отражаются:
· по коду 1 03 01 00 - получение бюджетных кредитов из государственных внебюджетных фондов (код 1 03 01 01) и погашение основного долга по ним (код 1 03 01 02);
· по коду 1 03 02 00 - получение бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь (код 1 03 02 01) и погашение основной суммы долга по ним (код 1 03 02 02).
По коду 1 04 00 00 «Прочие источники внутреннего финансирования» отражаются:
· поступления непогашенной задолженности за энергоносители, образовавшейся по состоянию на 1 февраля 1996 г.;
· погашение задолженности государственным юридическим лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 г.;
· привлечение и погашение прочих заемных средств, привлекаемых для финансирования дефицита бюджета в соответствии с законодательством, не отнесенных к модам 1 01 00 00 – 1 03 00 00.
По коду 1 05 00 00 «Источники от операций с принадлежащим государству имуществом» отражаются:
· по коду 1 05 01 00 — поступления средств от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) в соответствии с законодательством о приватизации с использованием соответствующей детализации;
· по коду 1 05 02 00 — платежи, связанные с приобретением акций и увеличением доли государства в уставных фондах.
По коду 1 06 00 00 «Операции по средствам в иностранной валюте» отражаются соответствующие операции по валютным счетам:
· по коду 1 06 01 00 «Разница, образовавшаяся при изменении курса иностранной валюты (курсовая разница)» отражается разница, возникающая при переоценке имущества (денежные средства на валютных счетах в банках, в пути) и обязательств (кредиты банков, бюджетные ссуды (займы), займы других организаций) в иностранной валюте при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период;
· по коду 1 06 02 00 «Операции по купле-продаже иностранной валюты» - курсовые разницы, возникающие при валютно-обменных операциях, в сумме разницы между установленным обменным курсом и курсом Национального банка Республики Беларусь на дату проведения операции.
По коду 1 07 00 00 «Изменение остатков средств бюджета» отражается изменение остатков средств бюджета в течение соответствующего финансового года (уменьшение (со знаком «плюс») или увеличение (со знаком «минус»)). Данная позиция формируется как разность кодов 1 07 01 00 «Остатки на начало отчетного периода» и 1 07 02 00 «Остатки на конец отчетного периода».
По коду 1 08 00 00 «Операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления по кредитам банков Республики Беларусь» отражаются:
· по коду 1 08 01 00 – платежи Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления в качестве гаранта по погашению основной суммы долга, процентов и прочих платежей по кредитам, выданным банками Республики Беларусь;
· по коду 1 08 02 00 – возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь, органами местного управления и самоуправления в счет выполнения гарантий по кредитам, выданным банками Республики Беларусь.
По коду источника 2 01 00 00 отражаются получение и погашение основного долга по кредитам международных финансовых организаций.
По коду источника 2 02 00 00 отражаются получение и погашение основного долга по кредитам иностранных государств и иных иностранных кредиторов.
С использованием кода 2 03 00 00 отражаются привлечение государственных ценных бумаг Республики Беларусь, формирующих внешний государственный долг, и погашение основного долга по ним.
По коду 2 04 00 00 «Операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам» отражаются платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов и возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет выполнения гарантий по внешним займам.
Классификация видов государственного долга Республики Беларусь является группировкой внешних и внутренних государственных займов исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.
Внешние долговые обязательства (200) делятся на:
· кредиты (займы), привлеченные от нерезидентов Республики Беларусь (210);
· государственные ценные бумаги, размещенные на внешних финансовых рынках (220);
· обязательства, подлежащие исполнению по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам (230).
Внутренние долговые обязательства (100) подразделяются на:
· обязательства Правительства Республики Беларусь, оформленные как внутренний государственный долг (110);
· обязательства по государственным ценным бумагам (120);
· обязательства, подлежащие исполнению по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внутренним займам (130);
· прочие обязательства Правительства Республики Беларусь (140).