А. Основы менеджмента
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской федерации
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра менеджмента в образовании
Программа
Государственного междисциплинарного итогового экзамена
По специальности 080507 «Менеджмент организации»
А. Основы менеджмента
1. Основы теории управления: значение ключевых понятий, субъекты и объекты управления, закономерности управления различными системами.). .
►Содержание понятий «мен-т», «управление», «администрирование», «руководство». Управлениепредставляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления (физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы). Администрирование- управление, заведование. Администрирование - преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов. Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач.
►Управление социально-экономическими системами (организациями). Социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических субъектов и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Процесс управления организациями представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.
►Мен-т как вид трудовой деятельности, система управления, процесс управления, область научного знания(?). Мен-т как вид управленческой деятельности является частью эффективной системы хозяйствования, способствовает рациональному распределению ресурсов предприятия и целенаправленной организации совместных трудовых усилий работников. Мен-т как вид деятельности является разновидностью трудового процесса и характеризуется такими элементами: -предметом труда (информация); -средствами труда; -трудом (Мен-т как вид управленческой деятельности относится к категории умственного труда и осуществляется в виде нервно-психических усилий); -результатом труда (управление решения). Система управления - систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления являются люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами Мен-та. Процесс управления - это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Менеджмент - это наука управления.Менеджмент как область самостоятельных знаний, как наука сформировался в конце XIX в. Научная дисциплина "менеджмент" представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в. - проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая в конечном счете переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, в начале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента.
►Система Мен-та организации. Система Мен-та - это система управления ресурсами (человеческими, финансовы-ми, техническими и пр.) для достижения предопределённых целей.
►Объекты и субъекты управления. Под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. (производство, сбыт, снабжение, качество продукции, маркетинг, виды ресурсов (финансовые, человеческие и др., эффективность производства, отношение к работе). Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие. руководители различного уровня -директор, менеджер, совет директоров, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата и т.д.).
►Инфраструктура Мен-та. Инфраструктура Мен-та (структура системы Мен-та) – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Инфраструктура Мен-та (структура системы Мен-та): повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; - ресурсосбережение; – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке; – организационно-техническое развитие производства; – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды; – методическое обеспечение; – ресурсное обеспечение; – информационное обеспечение; – правовое обеспечение; – стратегический маркетинг; – НИОКР; – организационно-технологическая подготовка производства; – производство; – тактический маркетинг; – сервис выпущенных товаров; – управление персоналом; – разработка управленческого решения; – оперативное управление реализацией решения.
►Социофакторы и этика Мен-та. факторы эффективности Мен-та. Работа в организации, в коллективе содержит как способствующие, так и сдерживающие социальные факторы. К способствующим факторам относится социальная Фасилитация - улучшение деятельности в присутствии других. К сдерживающим факторам относится социальное торможение - ухудшение деятельности в присутствии других. Социальные предубеждения - отрицательные установки в отношении определенных социальных групп, содержащие негативные эмоции и враждебные предубеждения. Социальные стереотипы - схемы, создающиеся в отношении членов каких-либо социальных групп: этнических, тендерных, возрастных и т.д. В основе позитивного влияния социофакторов в Мен-те лежат вопросы этики, представляющие собой учение о морали и нравственности. Факторы эффективности Мен-та. Факторы, можно классифицировать по признакам: По продолжительности влияния факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (стиль управления и др.) и непродолжительное время (прогулы, простои, и т.п.). По характеру влияния различают факторы интенсивные (обеспечивают эффективность Мен-та за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и т.д.) и экстенсивные (предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев и т.д.) По степени формализации количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы. В зависимости от масштаба влияния факторы: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений. По содержаниюфакторы: -научно-технические (уровень автоматизации труда), -организационные (рациональная структура аппарата управления, трудовая дисциплина), -экономические (система материального поощрения и ответственности), -социально-психологические (мотивация труда), -технические, -физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др. По форме влияния -прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика