Чего НЕ СЛЕДУЕТ делать

Ниже приводится список скверных привычек слушателя, базирующийся на исследованиях д-ра Ральфа Николса (Ralph Nichols), а также некоторые предложения по их исправлению.

 

1. Включение - выключение: Каждая минута выслушивания может быть раз­делена на четыре равные части. Как правило, слушатель для того, чтобы вникнуть в смысл слов говорящего, тратит 3 части этого времени, а остав­шееся время иногда использует на мысли о личных делах, беспокойствах и неприятностях, вместо того, чтобы услышать, что хочет сказать говорящий.

2. Красный флаг: Некоторые индивиды реагируют на определенные слова, как бык на красную тряпку. Когда мы слышим эти слова, то выходим из ду­шевного равновесия, и перестаем слушать.

3. Открытые уши - закрытый ум: Иногда довольно скоро мы решаем, что либо предмет, либо говорящий скучен и что сказанное не имеет значения. Часто мы делаем поспешное заключение, что может предсказать дальнейшие слова и поэтому мы решаем, что нет смысла слушать, поскольку не услы­шим ничего нового. Но конечно, гораздо лучше все-таки послушать и про­верить себя, так это или нет.

4. Тусклый взгляд: Иногда мы так пристально смотрим на клиента, что созда­ется впечатление, что мы внимательно его слушаем, хотя наши мысли мо­гут быть слишком далеко отсюда. Мы погружаемся в волны наших собст­венных размышлений. Наш взгляд тускнеет и на лице появляется мечта­тельное, выражение. . . Мы можем говорить друг другу, когда заметим по­добное на своих лицах, и тогда вряд удастся кого-нибудь провести.

5. Слишком сложно для меня: Когда мы выслушиваем идеи или мысли, кото­рые кажутся нам очень сложными или путают нас, нам приходится застав­лять себя не упускать нить разговора и прикладывать усилия, чтобы понять его суть. Но мы можем найти для себя что-либо интересное в услышанном и это облегчит его понимание.

6. Поступиться принципами: Многие люди не склонны подвергать сомнению свои взгляды и суждения. Поэтому, когда говорящий произносит нечто та­кое, что идет вразрез с нашими мыслями и убеждениями, мы - бессозна­тельно - перестаем слушать и даже начинаем защищаться и планируем контратаку. Даже если мы уже готовы поступить именно так, лучше все-таки выслушать и принять другую точку зрения, с тем чтобы наилучшим образом понять и ответить на нее.

7. Концентрация на предмете, а не на говорящем: Мы должны охватить все послание своего клиента целиком. Если мы слишком много внимания уде­ляем тому, что он говорит, то можем пропустить послание или не понять его значения.

8. Фактическое слушание: Очень часто, выслушивая людей, мы пытаемся за­помнить факты и повторяем их снова и снова, чтобы лучше понять их. Пока мы это делаем, говорящий приводит новые факты, и мы пропускаем их ми­мо ушей.

9. Помехи: Существует довольно много помех, которые мы улавливаем при слушании - шум, движения людей и пр. - и которые отвлекают наше внимание. На практике необходимо "выключать" эти помехи и сосредотачиваться на том, что говорит клиент.