Методические рекомендации

По первому вопросу. Определите объект и предмет философии техники и ее основные аспекты (историко-культурные и социокультурные аспекты; методологические проблемы философии техники и технических наук; социальная оценка техники и ее последствий, инженерная этика) в контексте главной задачи философии техники (исследования технического отношения человека к миру, технического миропонимания).

Раскройте содержание трех этапов развития техники – орудийного (инструменты), машинного (механизмы), и автоматизированного (автоматы). Определяя существенные черты каждого, обратите внимание, что на первом этапе человек является материальной основой технологического процесса (орудия лишь усиливают его работающие органы); на втором – основой технологического процесса становится уже машина (труд становится механическим); третий этап характеризуется свободным типом связи человека и техники (труд человека становится творческим). Первый этап развития техники приблизительно соответствует древнему периоду мировой культуры, второй – эпохе Нового времени, третий – индустриальному и постиндустриальному обществу Новейшего времени. Обратите внимание на характерные черты развития науки и техники в эти эпохи, отметьте смену научных парадигм: от натурфилософских к парадигме классической науки и техники, и от нее – к неклассической. Обратите внимание на то, что в Античности проводилось четкое различение теоретических знаний и практических ремесел. В Средневековье техника также не имела никакого теоретического фундамента, она сводилась к сноровке и навыку. В эпоху Возрождения формируется идеал энциклопедически развитой личности ученого и инженера, обладающего знаниями и навыками в различных областях науки и техники. В науке Нового времени наблюдается стремление к специализации в научном познании и технической деятельности. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники.

По второму вопросу. Рассмотрите основные концепции инженерной и гуманитарной философии техники. К первой относят концепции, которые представляют собой интерпретацию технического способа бытия человека в мире как парадигматического, главного для понимания других типов человеческого мышления и действия. Так, немецкий философ Э. Капп впервые соединил вместе два понятия: «философия» и «техника». Раскройте сформулированный им принцип «органопроекции», покажите его значение для формирования философии техники. Отметьте, что в процесс формирования философии техники внесли свой вклад и отечественные ученые. Выявите связь философии техники с теорией деятельности, философией творчества и искусства, этикой, правом и политикой в концепции П.К. Энгельмейера.

Гуманитарная философия техники (Л. Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль) стремится выработать не-техническое, или транстехническое понимание техники. Раскройте смысл основных понятий гуманитарной философии техники: «мегамашина», «монотехника», «политехника», «биотехническая экономия» и др. Обратите внимание на то, что становление технически развитых обществ привело к тому, что гуманитарная философия техники начинает систематические попытки защиты своей фундаментальной идеи – принципа приоритета гуманистического начала человеческой жизни перед техническим.

По третьему вопросу. Охарактеризуйте основные особенности становления современной цивилизации, связанные с развитием науки и техники. Обратите внимание на то, что современная цивилизация основана на принципе покорения человеком природы, что отличает ее от традиционных цивилизаций. Охарактеризуйте развитие науки и техники в античной и средневековой культуре, выявив при этом мировоззренческий смысл отношения человека к природе, присущий этим культурам. Покажите, как изменилось отношение человека к природе. Дайте характеристику технологического детерминизма как теоретико-методологической установки, исходящей из решающей роли техники и технологии в развитии современного общества. Наряду с техницистской традицией охарактеризуйте антитехницистскую линию (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ж. Эллюль, М. Хоркхаймер), акцентирующую внимание на негативных последствиях чрезмерного увлечения человека могуществом техники. В чем именно видят теоретики антитехницизма опасность, исходящую от техники? Охарактеризуйте позитивные и негативные последствия научно-технического прогресса для природы и человека.

По четвертому вопросу. Сформулируйте понятие техногенной цивилизации, соотнесите понятие «технология» с ключевыми понятиями философской рефлексии (цивилизация, культура, прогресс, ценности и т.д.). Докажите, что глобальные кризисы техногенной цивилизации требуют переосмысления отношения человека к технике и природе, что идеалы господства индивида над природными и социальными объектами должны смениться новым отношением к людям, природе, обществу; поиском ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии и т.п. Раскройте основные положения экологического мировоззрения (с учетом того, что экология может определяться и как системное понимание окружающей среды (программа изучения природы и общества как единой системы), и как наука о социальных механизмах связи человеческого сообщества и окружающей среды (и связанные с этим производственных, технических, урбанизационных и других антропогенных аспектах деятельности человека, приводящих к изменению окружающей среды и самого человека), включая вопрос о рационализации и управлении отношениями между человеком и природой. Экологическая философия, получившая название «нового спиритуализма», утверждает принцип гармоничности и целостности природы и духовного единства человека с природой, отвергающий исходную для философии Нового времени идею покорения природы человеком.