Перевод прямой речи в косвенную

Прямая речь и способы ее передачи

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Условные обозначения: П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы; п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы; А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью. Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Схема 1

"П", – а. "П!" – а. "П?" – а.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Например: «Далеко ли до станции?» – спросил я.

Схема 2

А: "П". А: "П!" А: "П?"

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например: Священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?»

Схема 3

"П, – а, – п". "П, – а. – П".

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Например: «Тише, – говорит она мне, – отец болен.

Схема 4

А: "П" – а. А: "П!" – а. А: "П?" – а.

Предложения с косвенной речью.

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.

Перевод прямой речи в косвенную

Тип предложения Прямая речь Косвенная речь
Повествова-тельное Мама сказала: «Петя ушёл в магазин». Мама сказала, что Петя ушёл в магазин.
Лена сказала: «Я не ходила сегодня в институт». Лена сказала, что она не ходила сегодня в институт.
Мама сказала: «Петя пойдёт в магазин». Мама сказала, что Петя пойдёт в магазин.
Лена сказала: «Я не пойду сегодня в институт». Лена сказала, что она не пойдёт сегодня в институт.
Побудитель-ное Мама сказала: «Петя, сходи в магазин». Мама сказала, чтобы Петя сходил в магазин.
Мама сказала: «Петя, не ходи в магазин». Мама сказала, чтобы Петя не ходил в магазин.
Вопроситель-ное Мама спросила: «Петя, куда ты ходил?» Мама спросила, куда ходил Петя.
Лена спросила: «Кого из наших ты не видел сегодня в институте?» Лена спросила, кого из наших я не видел сегодня в институте.
Мама спросила: «Петя, ты ходил в магазин?» Мама спросила, ходил ли Петя в магазин.
Лена спросила: «Ты не видел сегодня в институте Диму?» Лена спросила, не видел ли я сегодня в институте Диму.
Мама спросила: «Петя, ты пойдешь в магазин?» Мама спросила, пойдёт ли Петя в магазин.
Лена спросила: «Ты не увидишь сегодня в институте Диму?» Лена спросила, не увижу ли я сегодня в институте Диму.

Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог. Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев. Например:

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.