Структура учебно-методического комплекса дисциплины (модуля)
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:
«Специфика воспитания детей в группах раннего возраста»
Курс: 2 (1V семестр ЗФО)
Сроки её проведения:
Продолжительность практики: 6 недель.
1. Автор программы:Н.В.Алябьева, к.п.н., доцент кафедры педагогики.
3. Рецензенты: Рычкова Н.А. –д.п. н., профессор МГГУ,
Маслова Е.В. –канд. пед. наук, доцент
4. Цель и задачи практики: формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми и овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего возраста.
Задачи практики:
- формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций воспитателя в группах раннего возраста;
- ознакомление студентов с особенностями воспитательно-образовательного процесса и изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста;
- создание установки на личностно-ориентированное общение с детьми; овладение студентами основными методическими подходами к работе с детьми раннего возраста;
- овладение студентами средствами элементарной диагностики деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребёнка раннего возраста и особенностей группы;
- повышение у студентов культуры педагогической деятельности.
5. Содержание и характер деятельности студентов: практика проводится концентрированно в течение 6 недель на базе дошкольных образовательных учреждений г. Мурманска и Мурманской области по месту жительства.
Воспитатель каждый день оценивает работу практикантов и выставляет оценку в дневнике практики.
Задачи производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраст» включают в области педагогической деятельности:
– изучение возможностей, потребностей, достижений детей раннего возраста и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
– организация работы с родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
– использование возможностей образовательной среды воспитания, обучения и развития детей раннего возраста для обеспечения качества их подготовки к разным видам детской деятельности: игровой, физкультурно-оздоровительной, изобразительной, коммуникативной и др., в том числе с использованием информационных технологий;
в области культурно-просветительской деятельности:
– изучение и формирование потребностей родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста.
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Производственная практика «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование».
Данной производственной практике «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического профессионального циклов, инвариантного и вариативного компонента ФГОС ВПО (экономического («Философия», «Культурология»), естественно-научного («Основы педиатрии и гигиены», «Основы общей психопатологии», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»), и профессионального («Психология», «Педагогика», «Безопасность жизнедеятельности», а также курсов по выбору, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Педагогическая практика в дошкольных образовательных учреждениях является логическим завершением изучения данных дисциплин.
Возрастной период – раннее детство изучается в русле научных дисциплин «Дошкольная педагогика», «Детская практическая психология» в цикле «Педагогика» вариативного компонента ФГОС ВПО, а также «Теория и технология физического воспитания и развития ребёнка».
Педагогическая практика в дошкольных учреждениях является обязательной частью профессиональной подготовки бакалавров профиля подготовки «Дошкольное образование» и рассматривается как важная форма связи процесса обучения в университете с будущей практической деятельностью.
Методическая подготовка студентов осуществляется на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях специальных дисциплин, содержание которых соответствует ФГОС ВПО в рамках подготовки бакалавров данного направления и профиля подготовки.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» включают:
– теоретические знания об организации воспитания, обучения и развития детей первых трех лет жизни;
– теоретические знания о психофизических особенностях развития детей раннего возраста;
– теоретические знания о программах воспитания детей младенческого и раннего возраста;
– умение организовывать просветительскую работу с родителями воспитанников;
– умения и навыки педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики ««Специфика воспитания детей в группах раннего возраста»:
Общекультурные компетенции:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готов к – взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7).
Общепрофессиональные компетенции:
осознает социальную значимость своей будущей – профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способен нести ответственность за результаты своей – профессиональной деятельности (ОПК-4).
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности: способен использовать возможности – образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
готов включаться во – взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).
Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:
способен – профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).
Специальные компетенции:
- способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях – воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста (СПК-1);
- способен конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (СПК-2).
В результате прохождения производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
- основы семейного воспитания – обучения и развития детей раннего возраста;
- программы воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
- историю становления педагогики раннего возраста;
- нормативно – правовые основы организации образования детей раннего возраста;
- возрастные и индивидуальные особенности ребенка раннего возраста;
- содержание и организацию педагогического процесса в группах раннего возраста;
- особенности построения предметно – пространственной среды в группах раннего возраста;
- о взаимодействии семейного и общественного воспитания;
- необходимости оказания семье дифференцированной педагогической поддержки.
2) Уметь
- создавать – психолого-педагогические условия для воспитания, обучения и развития детей раннего возраста;
- решать проблемы, возникающие в поведении детей раннего возраста.
- планировать, организовывать и анализировать педагогический процесс в группах раннего возраста;
- владеть навыками индивидуальной и подгрупповой работы с детьми раннего возраста,
- устанавливать деловой контакт с семьей и повышать педагогическую культуру родителей;
- анализировать программы для детей раннего возраста;
3) Владеть
- методами диагностики уровня психофизического развития детей раннего возраста;
- образовательными технологиями организации учебно-воспитательного процесса группах детей раннего возраста.
Общая трудоемкость производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» составляет 6 недель.
6. Структура и содержание производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста»
6.1. Структура и трудоемкость производственной практики
Общая трудоемкость производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» составляет 6 недель.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Недели | Общая трудоемкость | Формы текущего контроля | |
Кредиты | часы | ||||
1 | Подготовительный этап: ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса группах раннего возраста | Первая | 1,5 зачетные единицы | 30 | Ведение педагогического дневника |
2 | Производственный этап: проведение открытых педагогических мероприятий | 2-3ья | 1,5 зачетные единицы | Конспект занятия, досуга | |
3 | Производственный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста | 4-я -5-я | 1,5 зачетные единицы | Конспект консультации | |
4 | Исследовательский этап: проведение диагностики уровня психофизического развития детей раннего возраста | 6-ая | 1,5 зачетные единицы | 30 | Протоколы исследования |
Программа педагогической практики
Условия работы детского сада, группы раннего возраста: специфика условий работы данного учреждения, комплектование групп.
Материальные условия в группах детей: помещение группы, расположение всех комнат, виды и назначение мебели и оборудования, размещение их в группе, отбор пособий, игрушек, их расположение, групповая площадка для детей раннего возраста, ее оборудование.
Построение развивающей среды. Особенности организации предметно-пространственной среды в группах раннего возраста, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Соответствие предметно-пространственной среды принципам построения развивающей среды. Анализ психолого-педагогической среды, окружающей ребенка.
Специфика труда воспитателя. Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя, культура внешнего вида воспитателя и его помощника. Хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации и проведении режимных процессов и самостоятельной деятельности детей.
Установки на личностно-ориентированное общение с детьми, повышение культуры педагогической деятельности (культуры речи, общения, внешнего вида).
Программы воспитания и обучения детей раннего возраста. Изучение и анализ задач воспитания. Режим дня в группах детей. Проведение хронометража режима дня 2-3 детей разных возрастных подгрупп. Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя в течение дня.
Особенности организации режимных процессов и воспитательной работы. Условия для проведения режимных процессов. Длительность основных компонентов режима с последующей оценкой их соответствия возрастным нормам.
Приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков при проведении режимных процессов: процесса кормления, укладывания детей на сон. Организация бодрствования и методика проведения воспитательной работы. Условия, обеспечивающие активное бодрствование детей, их педагогическая целесообразность. Перспективный план и план-перечень игр-занятий.
Виды занятий с детьми. Средства и приемы организации бодрствования, их своеобразие. Приемы руководства воспитателя. Наблюдение за ребенком. Особенности развития и поведения детей. Составление характеристики.
Организация самостоятельной деятельности детей и проведение занятий с ними. Организационные условия самостоятельной деятельности детей. Виды деятельности детей. Приемы руководства, осуществляемые воспитателем.
Виды наблюдаемых занятий. Приемы обучения, используемые на занятиях. Методика проведения утренней гимнастики и занятий по развитию движений.
Наблюдение в группах раннего возраста игровой деятельности детей. Методы руководства игрой детей. Ознакомление с планом оздоровительно-воспитательной работы, планом-перечнем индивидуальных игр-занятий, с видами планирования в группах раннего возраста.
Ознакомление с содержанием программы работы по сенсорному воспитанию. Проверка уровня сенсорного развития детей.
Знакомство с содержанием различными формами работы с родителями.