ШАГ ВТОРОЙ: ФОРМИРУЕМ ИНТЕРЕС
Ведя работу по привлечению социально уязвимых подростков,мы действовали через посредников, которыми были инспектор КДН, специалист Социального отдела Управы, администрация школ и организаций, работающих с подростками. Также можно обратиться за помощью в Центры помощи семье и детям, в организации, которые работают с «уязвимыми» подростками и семьями (например, «Дети Улиц», организации, работающие с опекунскими семьями, подростками-сиротами), привлечь ребят из молодежных «тусовок» и групп.
Нами было составлено письмо с информацией о проекте и лагере и просьбой порекомендовать ребят или помочь в наборе подростков со сложностями социальной адаптации. Была назначена встреча, на которую приглашались все заинтересовавшиеся подростки. Встречу планировалось проводить на базе Центра или на базе КДН / Социального отдела Управы. Задачей встречи была презентация Центра и рассказ о лагере, как одном из мероприятий, в котором предлагается принять участие. Ребятам раздавались рекламные информационные листы о лагере с приглашением придти на общие встречи-презентации лагеря в Центр, буклеты о проблемах ВИЧ-инфекции и наркомании, психологическом консультировании, календарики с информацией о Центре. Сверхзадачей встречи было в целом заинтересовать подростков, состоящих на учете в КДН, и из неблагополучных семей в какой-либо позитивной активности и личностном развитии, взаимодействии со сверстниками. Это было для нас особенно важно, потому что «зацепить» этих ребят очень сложно. А как одно из мотивирующих и интересных для подростков мероприятий был выездной творческий игровой лагерь.
Если говорить о трудностях, с которыми мы столкнулись, то главной сложностью было донести первичную информацию до подростков, чтобы они хотя бы пришли на встречу. Возник некоторый барьер донесения и восприятия информации, сообщаемой подросткам специалистами КДН, Управы, чаще всего по телефону и даже не напрямую, а через родителей. Тем не менее, на встречу-знакомство, которая проводилась в ПДН ОВД, пришло 10 ребят (из них в лагере участвовало трое), а потом (уже в Центр) пришли еще два подростка, и в этом надо отметить заслугу специалистов ПДН ОВД.
В ситуации выхода на ребят через какие-либо государственные службы, такие как КДН, ОВД, социальный отдел Управы / Префектуры, желательно после посреднического участия представителей этих служб выходить на личный контакт с потенциальными участниками по телефону, а затем на встрече. Делать это нужно по той причине, что порой отсутствие ребят на встрече, на которую их пригласили представители вышеназванных служб, бывает связано с неясностью того, куда и зачем их зовут, либо стереотипностью восприятия («приглашают в милицию, значит, будут ругать», «а что я сделал» и т. п.). Поэтому хорошо, если представитель служб не пытается самостоятельно интерпретировать то, зачем собирают ребят, а сообщает потенциальным участникам о том, что им перезвонит специалист организации, сообщит подробную информацию и пригласит на встречу.
Что касается подростков из неблагополучных семей, то наибольшую помощь нам оказали администрация школ и организация «Педагогический поиск» (Москва), которая работает с опекунскими семьями. С этой группой ребят не проводилась отдельная встреча, они просто приходили на презентационные встречи в Центр.
В наборе ребят без явных сложностей социальной адаптации существенную помощь может оказать администрация школ. Также можно пригласить ребят, которые ранее сотрудничали с организацией и которые могут оказать поддержку в проекте. Возможно сотрудничество и с организациями, где работают подростки в качестве волонтеров, так как для данной программы важна помощь сверстников по принципу «равный обучает равного».
Также мы пригласили подростков из числа наших добровольцев или участников других программ, проводимых Центром «Двери». Так нами было выбрано четыре участника лагеря (основные помощники) из числа ребят, которые принимали участие в других мероприятиях и имели опыт взаимодействия с ребятами со сложностями социальной адаптации (они участвовали в совместном польско-казахско-российском проекте «Молодежь против наркотиков!»). Важными критерия отбора таких ребят были: активность, способность работать в команде, поддержка социально уязвимых подростков и других участников, при необходимости помощь тренерам в проведении программы.
В результате были проведены две встречи и несколько индивидуальных собеседований с потенциальными участниками. Содержание встреч включало: знакомство; рассказ об организаторе программы и тренерах; презентацию творческого игрового лагеря (идея, цель, структура; информация о мастерских, преимуществах лагеря, методах работы, возможностях участия, сроках и месте проведения). Важно было подготовить презентацию мероприятия на языке, понятном для подростков, выделив основные элементы, которые вызовут наибольший интерес. Кроме того, обсуждались правила, которые обязательны для соблюдения: не употреблять алкоголь, наркотики / токсические вещества; не уходить с территории без разрешения; участвовать во всех мероприятиях лагеря, следовать определенному расписанию лагеря. Ребятам, заинтересовавшимся программой, предлагалось заполнить анкеты, с ними проводилось собеседование, чтобы выяснить истинные причины интереса подростков к лагерю. С ребятами были решены организационные вопросы: уточнено время родительского собрания, розданы информационные письма для родителей. Зарегистрировавшихся участников просили в случае изменения решения или обстоятельств, которые не позволят участвовать в программе, сразу сообщить об этом организаторам.
Первый вариант группы может сформироваться достаточно быстро, но надо быть готовым, что он может не раз измениться. Поэтому при организации набора необходимо предварительно формировать значительно больший по количеству список участников, так как в силу различных обстоятельств и возможностей участники могут изменить свое решение даже перед самым выездом. Поэтому если лагерь проводится на 30 человек, то следует делать список запасных участников в количестве 10 человек, и с ними также заранее обговаривать условия участия в случае освобождения мест.
Итогом нашего набора стала группа в 30 подростков: 12 «уязвимых» и 18 без явных сложностей социальной адаптации, хотя имеющих свои особенности, которые могли «играть» как в одну, так и в другую сторону (в лагере это достаточно ярко проявилось). Группа, как показала уже работа в лагере, получилась достаточно сложная в плане эмоциональных реакций / переживаний, но потенциально активная, готовая участвовать во всем, что предлагали тренеры, и деятельно включиться в работу.
При формировании группы необходимо собрать следующую информацию об участниках: ФИО подростка; ФИО родителей / опекунов; контактные телефоны (в том числе рабочие родителей); хронические заболевания (особенности питания, приема лекарств); особенности, на которые тренерам важно обратить внимание; паспортные данные или данные свидетельства о рождении. Лучше сделать бланк, в котором отметить все эти моменты, — так будет удобнее вести учет участников.
Список участников развивающей программы «Искусство жить...»
(форма бланка)