К семинарскому занятию
Следует кратко остановиться на характеристике структуры «трёх опор» Европейских сообществ и Европейского Союза. При этом следует иметь в виду, что получившая отражение в большинстве учебников и учебных пособий, опубликованных вплоть до осени 2009 г., структура «трёх опор» с момента вступления в силу Лиссабонского договора уже не является действующей.
Основное внимание следует уделить изучению современной структуры Евросоюза, последовательно рассматривая:
–Европейский Совет, в т.ч. должность Председателя Европейского Совета (Президента Союза)
–Совет Европейского Союза, в т.ч. должность Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности, а также вспомогательные органы Совета – комитеты и рабочие группы, Генеральный секретариат;
–Европейский парламент
–Европейскую комиссию
–Счётную палату
Каждый из ниже перечисленных институтов целесообразно рассматривать, характеризуя:
–место и роль в политической системе Союза,
–состав, численность, порядок формирования,
Ё –полномочия,
–функции,
–организационную структуру,
–порядок работы, процедуру принятия решений.
Далее нужно остановиться на рассмотрении учреждений (органов) Европейского Союза (эта категория впервые выделена как самостоятельная в Лиссабонском договоре).
При этом, прежде всего, следует рассмотреть вспомогательные и консультативные органы Евросоюза:
–Комитет постоянных представителей
–Экономический и социальный Комитет (ЭКОСОК)
–Комитет регионов
–Совет безопасности.
Отдельно нужно рассмотреть статус Омбудсмена Европейского Союза.
Характеризуя органы экономического и валютного союза европейских государств, нужно охарактеризовать
–положение Европейского центрального банка.
–Европейский инвестиционный банк.
Далее следует остановиться на органах, обеспечивающих укрепление правопорядка и сферу безопасности:
–Европол;
–Евроюст;
–Европейские агентства (в т.ч. Европейское оборонное агентство, Европейского агентство по окружающей среде);
–Европейский наблюдательный центр в отношении наркотиков и наркомании.
Единство организационной структуры Европейского Союза обеспечивается общими принципами, которые определяют деятельность каждого органа и их общее взаимодействие. Следует охарактеризовать:
–принцип законности;
–принцип единства институционального механизма Евросоюза;
–принцип гласности;
–принцип разделения властей (институционального баланса, лояльного сотрудничества институтов).
Семинарское занятие по данной теме (общим объёмом 4 часа) может включать следующие варианты выступлений студентов:
1) рассмотрение перечисленных в плане семинарского занятия вопросов на основе нормативных актов Европейского Союза;
2) рассмотрение подготовленных сообщений на основе компьютерных презентаций, характеризующих отдельные институты и органы.
Далее необходимо составить общее представление о законодательном процессе и о процессе принятия управленческих решений в Европейском Союзе. Осмыслению данных аспектов темы способствует выполнение заданий самостоятельной работы на основе изучения нормативных документов, учебной литературы, лекции. Проверке выполненных заданий и сравнению полученных результатов будет уделено время на семинарском занятии.
Последний вопрос семинарского занятия посвящен внимательному ознакомлению с Европейским Кодексом хорошего административного поведения. Рассмотрите цели принятия данного акта и выдвинутые им основные требования к служащим.
IV. Рекомендуемая литература.