Ударные (многоцелевые) АПЛ 4 страница

Д.74.

Проект 035 «Минг» дизель-электрической подводной лодки представляет собой копию советского проекта 633 (известного на Западе под кодовым наименованием Romeo) в свое время переданного КНР. Проект разработан в конце 1950-х годов, было построено 22 корабля, несколько лодок этого проекта было передано Китаю, кроме того, там по советской документации было организовано серийное строительство этих достаточно удачных для своего времени боевых кораблей.

18.05.2003 года СМИ многих стран мира сообщили в принципе одно и то же – дизель-электрическая подводная лодка проекта 035 (типа Ming) бортовой номер 391 ВМС НОАК потерпела катастрофу в Бохайском заливе во время учений, причем погибли все 70 человек, находившихся на борту, включая 57 человек членов экипажа. В отношении принадлежности 13 сверхштатных пассажиров на борту лодки китайские власти не сообщают ничего.

Кроме Китая, лодки этого проекта поставлялись Советским Союзом многим другим странам – Египту, Болгарии, Алжиру и Сирии. Последняя лодка проекта 633 в российском флоте была списана на слом в 1994 году.

 

Д.75. Рис. Китайская ПЛ тип «Минг» (1994 г.). Водоизмещение 1580/2410 т, основные размерения 76/7,6/5,1 м, скорость 16/18 узлов, глубина погружения 300 м, автономность 60 суток, экипаж 57 (10) чел. Вооружение: 8 ТА (16 торпед).

Д.76, д.77

Китайская версия проекта, естественно, несколько отличалась от советского прототипа 1950-х годов. Так, например, на китайских лодках были установлены другие аккумуляторные батареи, системы навигации и связи, применены другие конструционные материалы и сплавы. Кроме того, как ранее сообщалось, в Китае с конца 1980-х годов активно проводились работы в направлении модернизации морально устаревших подводных лодок проекта 035 «Минг» с целью продления срока службы. Одним из наиболее важных из них стала отработка создания системы работы дизеля под водой по замкнутому циклу независимо от атмосферного воздуха (т. н. воздухо-независимая работа дизеля под водой). Подобные работы проводились и в других странах, прежде всего, в бывшем СССР, Швеции, Франции, ФРГ и других. Однако наличие подобной установки таит в себе и ряд опасностей – в случае отказа появлялась реальная угроза взрыва и пожара.

231 построен/спущен в 1974 г.

232 построен/спущен в 1975 г.

233 построен/спущен в 1979 г.

342 построен/спущен в 1987 г.

352 построен/спущен в 1988 г.

353 построен/спущен в 1989 г.

354 построен/спущен в 1990 г.

356 построен/спущен в 1991 г.

357 построен/спущен в 1992 г.

358 построен/спущен в 1993 г.

359 построен/спущен в 1994 г.

360 построен/спущен в 1995 г.

361 1995/2003

 

До недавнего времени КНДР имела 4 совсем древних советских подводных лодки проекта 613, 22 китайских и отечественных подводных лодки проекта 033 (проекта 633 НАТО-ское название «Ромео»), 29 малых подводных лодок проекта «Санг-О», более 20 сверхмалых подводных лодок. Подводные лодки могут быть использованы для блокирования морских коммуникаций, постановки минных заграждений и высадки войск спецопераций.

Д.78. Рис. Северокорейская ПЛ типа «Ромео». Водоизмещение 1475/1830 т, основные размерения 76,6/6,7/5,2 м, дальность плавания 9000 (9 уз.) миль, скорость 15/13 узол, экипаж 54 (10) чел. Вооружение: 8 ТА (14 торпед)

 

В настоящее время ВМФ Северное Кореи имеет в своем составе 21 подводную лодку класса «Ромео». Первые лодки были переданы из ВМС Китая, а в последующем было организовано лицензионное производство. Проектирование ПЛ пр. 633 было начато в СССР еще в 1955 году. Обводы корпуса в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик. Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) – для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении. По сегодняшним стандартам, ПЛ класса «Ромео» считаются устаревшими, но все же имеет некоторое боевое значение. Д.79

 

Д.79-1. Рис. Северокорейская малая ПЛ типа «Санг-О». Водоизмещение надводное 256 т, подводное 277 т, основные размерения 35,5х3,8х3,7 м. Скорость (надводная) 7,6 узлов, скорость (подводная) 8,8 узлов. Рабочая глубина погружения 180 м. Дальность плавания 5 000 км на 7 узлах. Экипаж 19 человек, в том числе 2 офицера, также до 6 пловцов. Вооружение 2 или 4 носовых 533-мм ТА, или до 16 мин.

 

Подводные лодки типа «Санг-О» (Sang-O) — создавались на базе югославских подводных лодок типа «Херой». Из-за высокой секретности, значительная часть доступной информации об этом типе основывается на данных разведки и предположениях. Строительство подводных лодок типа «Санг-О» началось в 1995 году, по состоянию на 2006 год, на вооружении состоят 32 подводные лодки этого типа. ВМС КНДР активно использует их для разведывательных операций в южнокорейских территориальных водах.

ПЛМ "Sang-O"может перевозить 6 боевых плавцов, вооружается 2 или 4 535-мм торпедами, 16 диверсионными или донными минами и 12,7-мм пулеметом,имеет РЛС обнаружения надводных целей и пассивную ГАС.

Одна лодка этого типа 18 сентября 1996 года села на мель у побережья Республики Корея и была захвачена южнокорейскими войсками.

 

Как сказано раньше, Республика Корея располагает девятью субмаринами проекта 209/1200, построенными в 1993-2001 годах, но их усиливают лодками нового поколения. Первая подлодка Type-214 «Сонг Вон-ил» (Sohn Won-il) вошла в состав южнокорейского флота в начале 2009 года. В конце года флот получит еще одну субмарину «Джонг Ли» (Jeong Ji). 3 июня 2009 года Южная Корея спустила на воду третью подводную лодку «Ан Чунгын» (Ahn Jung Geun) типа Type-214, оснащенную современнейшими ракетами и системами связи и управления. Подлодка получила имя знаменитого борца за независимость Кореи Ана Чунгына (Ahn Jung Geun), застрелившего первого генерала-резидента страны Ито Хиробуми в 1909 году в попытке сорвать аннексию Кореи.

Дизель-электрические подводные лодки Type-214 водоизмещением 1800 тонн построены компанией Hyundai Heavy Industries в сотрудничестве с германским судостроительным концерном Howaldtswerke-Deutsche Werft на базе немецкого проекта 212. Предполагается, что они сыграет ключевую роль в изоляции морского района от сил Северной Кореи, других враждебных сил и противолодочных вооружений.

 

Д.80-1. Рис. Корейская ДПЛ «Ан Чунгын» (Ahn Jung Geun) типа Type-214. Водоизмещение 1800 т, длина - 65 м, максимальная скорость подводного хода – 20 узлов. Глубина погружения до 400 метров. Экипаж – 40 человек. Вооружение: 6 533-мм торпедных аппарата (торпеды ракеты).

 

Подводная лодка класса Type-214 оснащена современными торпедами и ракетами класса «подлодка-поверхность». Максимальная скорость подводного хода – 20 узлов. Экипаж – 40 человек. Стоимость – около 1 миллиарда долларов. Воздухонезависимая энергетическая установка (Air-Independent Propulsion) позволяет подлодке действовать скрытно и в течение двух недель не подниматься на поверхность. Подлодка способна погружаться на глубину до 400 метров. Интегрированная система связи и управления ISUS-90 позволяет операторам эффективно обрабатывать объемные массивы информации и определять до 300 целей одновременно. Ahn Jung Geun заступит на боевое дежурство в следующем году.

В начале 2009 года Сеул заказал дополнительную партию дизель-электрических подводных лодок проекта 214 производства германской компании Howaldtswerke-Deutsche Werft. Согласно условиям контракта, комплектующие для шести субмарин будут поставлены в Южную Корею, а строительством подлодок займется компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. Комплектующие для строительства первой подводной лодки будут доставлены Сеулу весной 2009 года, а производство всех шести субмарин должно завершиться в 2018 году. Ранее Южная Корея заказала три подводных лодки этого класса. Их строительство уже завершено компанией Hyundai Heavy Industries. Таким образом, предполагается, что к 2018 году подводный флот Южной Кореи будет насчитывать 9 субмарин класса Type-214. Также в 2018 году начнется строительство подлодок водоизмещением 3000 тонн.

 

Д.80-1. Рис. Японская подводная лодка «Юкисио» (1987 г.). Водоизмещение надводное – 2300 т; водоизмещение подводное – 2450 т; длина - 76 м; ширина - 9,9 м; средняя осадка – 7,4 м. Экипаж – 75-80 человек.Скорость хода: надводная – 12 узлов, подводная – 20 узлов; глубина погружения – 275 м. Вооружение: Торпедные аппараты – 6 носовых 533-мм торпедных аппарата (20 торпед); ПКР «Sub-Harpoon».

Япония по Конституции не должна иметь армию и флот, но созданные в обход нее силы самообороны оснащаются и подводными лодками. С 1976 по 2006 год на вооружении ВМС Японии находились дизель-электрические подводные лодки типа «Юcио» (классификация НАТО – SSK Yushio). Все субмарины были сведены в две флотилии. Всего было построено 10 лодок этого типа.Сейчас они сняты с вооружения и заменены современными типами «Харусио» и «Оясио». Лишь одна подлодка«Юкисио» (бортовой номер TSS 3605) до сих пор используется в роли учебно-тренировочной.

TSS 3605 (прежде SS 581)«Юкисио» –спущена на воду 23 января 1987 года, используется в роли учебно-тренировочной.

Д.80. Рис. Японская многоцелевая лодка «Хурусио» (1990 г.) Водоизмещение 2750 т, длина 80 м, ширина 7,6 м, скорость 20 узлов, экипаж 75 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 6 533-мм; противокорабельные комплексы – 1 «Гарпун»; мины – 10

Д.81., д.82.

На вооружении ВМС Японии стоит 6 подлодок класса «Харуcио», выпущенных с 1990 по 1997 год. По сравнению с подлодками более ранней постройки, появилась возможность брать на борт мины. Подлодка вооружена так же как ее предшественница 20 торпедами 533-мм, это более современные торпеды типа 89, так же на вооружении подлодок класса «Харуcио» стоит ПКРК «Гарпун».

SS 583 Harushio построен/спущен в 1990 г.

SS 584 Natsushio построен/спущен в 1991 г.

SS 585 Hayashio построен/спущен в 1992 г.

SS 586 Arashio построен/спущен в 1993 г.

SS 587 Wakashio построен/спущен в 1994 г.

SS 588 Fuyushio построен/спущен в 1995 г.

 

Д.83-1. Рис. Устройство подводной лодки «Иошино» (Планшет 16 рис. 2)

 

В 1998 году японцы начали вводить в строй подводные лодки типа «Иошино» (2700/3000 т, длина – 82 м, 12/20 узлов, шесть торпедных аппаратов и крылатые ракеты) которые являются усовершенствованным «Харуcио».. Корпуса субмарин облицованы противорадиолокационными материалами.

 

Д.83. Рис. Японская многоцелевая лодка «Иошино» (1998 г.) Водоизмещение: 3600 т, длина: 81,7 м, ширина: 8,9 м, скорость: 20 узлов, экипаж: 70 чел. Вооружение: торпедные аппараты: 6 533 мм; противокорабельные комплексы – 1 «Гарпун»; мины – 10.

Д.84, д.85.

Начиная с третьего корабля серии, лодки строятся из немагнитной стали повышенной прочности. Боезапас состоит из 20 торпед или ракет «Гарпун». Экипаж насчитывает 69 человек из них 10 офицеров. По сравнению с «Харуcио» на новой субмарине уменьшено количество членов экипажа и возрос тоннаж.

SS 590 «Иошино» Oyashio построен/спущен в 1998 г.

SS 591 «Митисио» Michishio построен/спущен в 2000 г.

SS 592 «Узусио» Uzushio построен/спущен в 2000 г.

SS 593 «Макисио» Makishio построен/спущен в 2001 г.

SS 594 «Исосио» Isoshio построен/спущен в 2002 г

SS 595 «Нарусио» Narushio построен/спущен в 2003 г.

SS-596 «Куросио» Curushio построен/спущен в 2004 г

SS 597 «Такасио» Takashio построен/спущен в 2005 г.

SS 598 «Яэсио» Yaeshio построен/спущен в 2006 г.

SS 599 «Сэтосио» Setoshio построен/спущен в 2007 г.

SS 600 «Мотисио» Mochishio построен/спущен в 2008 г.

 

У.85-1.Рис. Японская подводная лодка типа «Сорю». Водоизмещение стандартное надводное 2 900 т, подводное 4 200 т. Длина наибольшая 84,0 м. Ширина корпуса 9,1 м. Средняя осадка (по КВЛ) 8,5 м. Скорость надводная 13 узлов, подводная 20 узлов, глубина погружения 300 м. Автономность 45 дней. Экипаж 68 человек. Вооружение: 6 носовых 533-мм ТА, ПКР «Sub-Harpoon».

 

Лодки типа «Сорю» — серия японских дизель-стирлинг-электрических подводных лодок. На стадии проектирования были известны также под названиям «2900-т тип». Являются дальнейшим развитием подводных лодок типа «Иошино», от которых отличаются увеличенным водоизмещением и установкой воздухонезависимого двигателя Стирлинга. Подводные лодки типа «Сорю» станут первым проектом подводных лодок Морских сил самообороны Японии, оснащёнными подобной двигательной установкой. Две лодки находятся в процессе постройки, закладка ещё одной состоялась в марте 2008 года. «Сорю» была спущена на воду 5 декабря 2007 года и считается самой большой дизельной подлодкой в мире. Планируется, что она поступит на вооружение Сил самообороны Японии в 2009 году.

Д.86. Рис. Индонезийская подлодка проекта 209/1300 «Сакра». Водоизмещение 1285/1390 т, длина 59,5 м, дальность плавания 8200 миль (8 уз.), скорость 11/21,5 узлов, глубина погружения 240 м, автономность 50 суток, экипаж 34 (6) чел. Вооружение: 8 ТА (14 ед.)

Д.87. Подводники Индонезии готовятся принять новые лодки, но пока тренируются на старых

 

Индонезия увеличивает число своих подлодок быстрее, чем любая другая страна сопоставимого размера. Сейчас в боевом составе флота находятся две лодки, сделанные в Германии, проекта 209/1300. Однако уже выдан заказ в Германию на 6 новых лодок.

401 Sacra 1981

402 Nanggala 1981

 

Четыре российских дизельных подводных лодки класса «Кило» (Kilo) были заказаны Индонезией на российском Дальнем Востоке стоимостью $200 млн. каждая. Кроме того, по договору стоимостью $750 млн. с Южной Кореей ей будут поставлены еще две подлодки к 2016 году.

В начале марта 2007 года французская субмарина Scorpene, первая из двух заказанных Малайзией и предназначающихся для королевского малайзийского флота, достигла финальной стадии производства.

 

Д.88. рис. На заводе «Звездочка» идет ремонт лодки проекта 877, возможно скоро она поднимет вьетнамский флаг (фото 2007 г.)

 

Вьетнам тоже хочет обзавестись подлодками. В ближайшей перспективе флот планирует приобрести либо 2 новые ДЭПЛ проекта 677, либо 2–4 – проекта 877, выведенные из боевого состава ВМС России.

Военные советники Австралии, ближайшего сотрудника Великобритании в регионе, выражают обеспокоенность тем, что региональное морское преимущество Австралии находится под угрозой.

 

ЭСМИНЦЫ

С появлением ракетно-ядерного оружия класс эсминцев занимает еще более важное место в военно-морских флотах. В тоже время начинается его деление на самостоятельные подклассы кораблей, имеющие узкоцелевое назначение. Современный эсминец УРО имеет мощное противокорабельное, противолодочное и противовоздушное оружие, оснащен новейшими электронными и гидроакустическими комплексами. Это привело к тому, что его водоизмещение приблизилось к водоизмещению легких крейсеров времен Второй мировой войны.

Э.1, э.2, э.3

Современные эсминцы не несут больше многочисленных орудий и торпед для уничтожения надводных целей. Их вооружение представляет собой сложные ракетные комплексы с дистанционным управлением, требующие такого же сложного электронного оборудования для поиска цели и наведения. И, наконец, новое поколение эсминцев использует такое незаменимое оружие, как вертолет, поэтому они имеют взлетную площадку и ангар. К концу XX века эсминцы достигли водоизмещения почти в 8000 тонн, которое не только больше водоизмещения некоторых легких крейсеров времен Второй мировой войны, но и броненосцев, построенных в XIX веке. Поэтому слово миноносец в названии этих замечательных кораблей всего лишь дань традиции.

Э.4.

Как и крейсера, ракетные эсминцы оснащались зенитными управляемыми ракетами (ЗУР), противокорабельными ракетами (ПКР) и противолодочными управляемыми ракетами (ПЛУР). По данным открытых источников, к началу 2000-х годов флоты мира располагали многочисленными кораблями этого класса, из которых около 80 вступили в строй в последние 15 лет. Кроме того, в стадии строительства в США, Великобритании, Франции, КНР, Индии и Японии находились еще 25 кораблей.

 

Э.5. Рис. Американский эсминец типа «Спрюенс». Водоизмещение 9300 т, длина 171 м, ширина 17,6 м, осадка 8,8 м, скорость 32 узла, экипаж 295 чел. Вооружение: орудия – 2 MK.45; торпедные аппараты – 6 324-мм Mk 32; ракетные установки – 2 MK41; противокорабельные комплексы «Гарпун»; крылатые ракеты – 2 MK-143 для «Томагавк»; зенитные установки – 2 MK-29 для «Си Сперроу», 2 «Вулкан» MK.15; противолодочные комплексы – 1 АСРОК-ВЛА; вертолеты – 2.

Э.6, э.7.

В период 1975–1983 годов флот США пополнился 31 эскадренным миноносцем УРО типа «Спрюенс» (9300 т, длина – 171 м, 32 узла, два 127-мм орудия, пусковые установки ракет и два вертолета). Эти корабли создавались специально для замены эсминцев времен мировой войны. Восьмитрубная установка ракет «Асрок» расположена перед мостиком, за передней трубой на надстройке смонтированы две четырехзарядные установки для пуска противокорабельных ракет «Гарпун», в комовой оконечности, на надстройке ангара, – установка ЗУР «Си Спэрроу» («Морской воробей»). Имеется ангар на два вертолета, а за ним взлетная палуба. Силовая установка состоит из газовых турбин и работает очень тихо, что важно для ведения противолодочных действий.

Э.8, э.9.

У эскадренных миноносцев типа «Спрюенс» обводы корпуса способствуют уменьшению бортовой и килевой качки, а также снижению сопротивления воды движению корабля. Кроме того, они оснащены системами стабилизации качки на волнении. Надстройки и мачты выполнены из алюминиевых сплавов. Эти корабли оборудованы ангарами, рассчитанными на один-два вертолета, взлетно-посадочными площадками и системой посадки вертолета при волнении.

Сейчас почти половина кораблей серии выведена из боевого состава американского флота, но некоторые будут нести службу до 2013 года. В 2008 году Турцией будут получены из состава ВМС США бывшие эсминцы типа «Спрюенс», DD985 и DD987, постройки 1979 года на замену фрегатам типа KNOX.

 

Э.10. Рис. Американский эсминец типа «Орли Берк» (1990-е гг.). Водоизмещение 9033 т, длина: 153,8 м, ширина 20,4 м, запас хода: 4400 миль, осадка: 6,3 м, скорость: 30 узлов, экипаж 346 чел. Вооружение: орудия – 1 MK.45; торпедные аппараты – 2 MK32, ракетные установки – 2 MK41, противокорабельные комплексы – 2 «Гарпун»; крылатые ракеты «Томагавк»; зенитные установки – 1 «Вулкан» MK.15 или «Морской Воробей», «Стандарт»; противолодочные комплексы АСРОК-ВЛА; Вертолеты – 1.

Э.11, э.12, э.13.

Самыми современными эсминцами Соединенных Штатов являются корабли типа «Орли Берк». Строительство этих кораблей начато в 1991 году и продолжается до настоящего времени. На конец 2007 года – 51 эсминец в строю, а еще 10 в постройке. Корпус стальной, а наиболее уязвимые места защищает своеобразная «броня» – специальное покрытие из кевлара. Основное вооружение: 2 универсальные ПУ Мк41 вертикального пуска (29 ракет хранится в носовых помещениях, 61 – в кормовых) крылатых ракет «Томагавк», ПЛУР «Асрок» и ЗУР SM2, 2x4 ПУ ПКР «Гарпун». Штатного вертолета нет, на борту корабля может осуществляться дозаправка и пополнение боезапаса вертолетов.

Э.14., э.15, э16.

Корабли этой серии предназначены для решения задач по обеспечению обороны корабельных соединений и групп, оказания огневой поддержки сухопутным войскам, защиты морских коммуникаций, нанесения ударов по береговым целям, ведения разведки. По сравнению со «Спрюенс», скорость немного уменьшилась. Из прочих нововведений следует отметить газотурбинную энергетическую установку с теплоутилизационным контуром, что позволило дать 25-процентную экономию топлива.

Корабли оснащены системой «Иджис», которая предназначена для отражения массированных ударов самолетов и ПКР и кроме двух установок вертикального пуска ракет «Стандарт» включает в себя РЛС AN/SPG-62, обеспечивающей обнаружение нескольких целей на дальности до 200 миль. Впрочем, эта система не спасла от больших неприятностей. Осенью 2000 года на внутреннем рейде йеменского порта Аден надувная лодка с 300 кг взрывчатки под управлением двух арабов-камикадзе таранила эсминец ВМС США «Коул» (тип «Орли Берк»).

Э.17, э.18, э19.

Солидный 154-метровый корабль водоизмещением 9000 тонн получил пробоину размером 4 на 6 м, и хотя остался на плаву, был полностью выведен из строя. Погибли 17 моряков, включая двух женщин, 39 человек были ранены. Ответственность за взрыв взяла на себя радикальная исламская группировка «Армия Махоны». Организаторов теракта и соратников камикадзе арестовали и осудили. Но совсем недавно – в феврале 2007 года – они... сбежали из тюрьмы в йеменской столице Сана. Прорыв 70-метровый туннель, на свободе оказался целый взвод террористов, включая 13 человек, осужденных за подрыв «Коула» во главе с организатором теракта Джамалем Бадави.

 

Э.20. Рис. Американский эсминец типа «Зумвальт» (проект). Водоизмещение 14 940 т, длина: 181,8 м, ширина 26,2 м, осадка 8,5 м, скорость: 30 узлов, экипаж 150 (36) чел. Вооружение: орудия – 2х155-мм АУ (1500 снар.), 2x57-мм; 20х4 УВП MK-57; торпедные аппараты – 2 MK32; ЗУР ESSM, КР TOMAHOWK, ПЛУР, ПКР и др.); MH-60R; 3 RQ-8B, 2x7 м RIB (920 снарядов Mk110); вертолеты – 1.

Э.21, э.22.

В 2007 году в США начато строительство двух эсминцев нового поколения типа «Зумвальт» (ZUMWALT), выполненных по технологии «Стэлс». Всего запланировано построить 30 единиц. Головной корабль войдет в состав флота в 2013 году. Однако стоимость строительства «эсминца будущего» вводит в депрессию даже не особо стесненный в средствах Пентагон. Эксперты утверждают, что каждый корабль обойдется казне в 2 или даже 3 миллиарда долларов, и уже сейчас очевидно, что планы по постройке таких эсминцев придется сокращать. Пока денег хватает лишь на семь кораблей, а адмиралы требуют тридцать. Эсминец "Зумвальт" является многофункциональным боевым надводным кораблем для наземных атак и доминирования в прибрежной зоне с возможностями поражать существующие и предполагаемые угрозы. Кроме того он пригоден для ведения оборонительных действий.

 

Э.23. Рис. Английский эсминец «Шеффилд» (1976 г.). Водоизмещение 4350 т, длина 125 м, ширина 14,5 м, осадка 5,8 м, запас хода 4000 миль, скорость 29 узлов, экипаж 299 чел. Вооружение: орудия – 1 Mark8 114-м; торпедные аппараты – 6 324-мм; Зенитные установки – 2 «Вулкан» MK.15, 1 «Си Дарт»; вертолеты – 1 Lynx HAS 3

Э.24, э.25.

В 1975 году в составе британских ВМС появился эсминец «Шеффилд» – компактный универсальный корабль с чисто газотурбинной энергетической установкой. В 1976–1982 годах англичане двумя группами по 4 корабля построили еще 8 эсминцев (D86–D90 и 108, 118) типа «Шеффилд» (4350 т, одно 114-мм орудие, установка ракет «Си Дарт», вертолет и два 324-мм строенных торпедных аппарата). Спаренная установка противокорабельных ракет «Си Дарт» расположена на носу, за орудийной башней. Торпедные аппараты предназначены для пуска противолодочных ракет. Два эсминца серии погибли еще 5 – списаны, в строю на конец 2007 года только 2 корабля.

D91 Nottingham 1983 г.

D92 Liverpool 1982 г.

 

Э.25-1. Эсминец типа «Бэттлэкс» (1980 г.). Водоизмещение 4000 т, длина 131 м, скорость 30 узлов. Вооруже6ние: два 40-мм орудия, два вертолета, два трехтрубных торпедных аппарата, четыре установки ракет «Экзосет» и две «Си Вулф».

 

Затем были построены 6 почти таких же кораблей типа «Бэттлэкс», но с усиленным ракетным вооружением. Противокорабельные ракеты «Экзосет» размещены в носу, в колодцах главной палубы. Зенитные ракеты «Си Вулф» – в двух шестиствольных установках: одна в носу, вторая на крыше ангара. Ангар и вертолетная площадка расположены в корме.

 

Э.26. Рис. Английские эсминцы типа «Шеффилд» в свежую погоду сильно зарываются носом.

 

Как это обычно бывает, борьба за минимальные размеры корабля отрицательно сказалась на таких характеристиках, как мореходность, автономность, обитаемость и т.п. В штормовом море эсминцы типа «Шеффилд» и «Бэттлэкс» сильно зарывались в волну, поэтому на последних четырех кораблях серии длину корпуса увеличили на 16,1 м, что привело к росту водоизмещения на 665 т. Ну, а легкие надстройки из алюминиевых сплавов были очень непрочными и, самое главное, пожароопасными. Живучесть эсминцев оказалась весьма низкой, что и подтвердил Фолклендский конфликт.

 

Э.27. Рис. Английский эсминец «Манчестер» (1983 г.)

Э.28. Рис. Английский эсминец «Эдинбург» (1985 г.) – тип «Манчестер». Водоизмещение 5200 т, длина 141 м, скорость 30 узлов, экипаж 287 (24) чел. Вооружение: одна 114-мм + 4х20-мм АУ, установка ракет «Си Дарт» (22), два вертолета и два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата.

 

Для замены эсминцев типа «Каунти», выслуживших свой срок, в 1982–1985 годах построено 4 эсминца (D95–D98) типа «Манчестер». По сути, это немного улучшенный проект «Шеффилд», поэтому в справочниках их обычно не делят на серии. Вертолеты эсминца несут ракеты «воздух-поверхность» и торпеды МК44 для использования против надводных кораблей.

D95 Manchester 1982 г.

D96 Glovcester 1985 г.

D97 Edinburgh 1985 г.

D98 York 1985 г.

 

Новые британские эсминцы типа «45» предназначены для замены эсминцев типа «Шеффилд». В 2000 году Великобритания вышла из числа участников совместной программы Horizon / Common Ne Generatrion Frigate (CNGF), в которой также участвовали Франция и Италия. Эта программа предусматривала создание общего для ВМС трех стран фрегата нового поколения. Тип «45» использует результаты программы Horizon. В частности, на эсминце проекта 45 используются некоторые компоненты архитектуры корабля и разработанная в рамках этой программы система ракетного вооружения Principal Anti-Aircraft Missile System (PAAMS). Эта ЗРС, в свою очередь, базируется на результатах франко-итальянской программы FSAF – модульной системы ПВО для различных платформ.

 

Э. 29. Рис. Британский эсминец тип «45». Водоизмещение 7200 т, длина 152,4 м, ширина 21,2 м, запас хода 5000 миль, скорость 29 узлов, экипаж 235 чел. Вооружение: орудия – 1 127 мм, 4 35 мм; торпедные аппараты – 4 324 мм; зенитные установки – 6 SYLVER для 30 ракет, вертолеты – 1.

Э.30, э.31,

Зенитно-ракетная система PAAMS является основным оружием эсминца «45». В настоящее время система находится на стадии доводки полноразмерного опытного образца и подготовки производства. Главная задача эсминца пр. 45 состоит в том, чтобы обеспечить защиту от воздушного нападения зоны действия флота. Боевые системы корабля имеют также возможность управлять самолетами и координировать действия противовоздушной обороны оперативного соединения. Всего заложено 6 кораблей этого типа.

э.32, э.33.

Головной корабль проекта 45 «Даринг» (Daring) был спущен на воду в феврале 2006 года. «Крестной матерью» корабля стала принцесса София, графиня Эссекская. В настоящее время корабль достраивается на плаву. Окончательный ввод эсминца в строй ожидается в 2009 году.

D31 Daring спущен в 2006 г.

D32 Dauntless спущен в 2007 г.

 

Э.34. Рис. Французский эсминец «Дюкесн» (тип «Сюфрен», 1970 г.). Водоизмещение 5090/6910 т, основные размерения 157,6/15,5/6,1 м, скорость 34 узла, дальность плавания 5100 миль (18 уз.), экипаж 355 (23) чел. Вооружение: 4 ПУ «Экзосет», 1х2 MASURCA (48); 2х100 + 6х20-мм АУ; 2х2 533-мм торпедных аппарата (10 торпед).

Э.35, э.36.

Флот Франции имеет на вооружении один старый эсминец «Дюкесн» (Duquesne), который будет списан в 2008 году. Эсминец «Сюфрен» и однотипный с ним «Дюкесн» (5090 т, длина – 157 м, 34 узла, два 100-мм и четыре 20-мм орудия, установки ПКР «Экзосет» (4) и ЗУР «Мазурка» (1) были первыми французскими кораблями, специально спроектированными как носители зенитных ракет. Они должны были обеспечить противовоздушную оборону нового поколения авианосцев, поэтому их закладывали как фрегаты, но после оснащения противокорабельными ракетами «Экзосет» переквалифицировали в эсминцы.

D603 «Дюкесн» (Duquesne) (1970)

 

Э.37. Рис. Французский эсминец «Форбин» (2007 г.). Водоизмещение 5290/6635 т, основные размерения 151,6/20,5/4,8 м, скорость 29 узлов, дальность плавания 7000 миль (18 уз.), экипаж 257 (35) чел. Вооружение: 8х8 УВП ASTER 15/30/30ER; 2х4 MM40; 2х76 + 2х30-мм АУ; 2х6 SADRAL; 2х2 торпедных аппарата; вертолет NH-90

Э.38, э.39.

В 2007 году был принят в боевой состав флота эсминец нового поколения (тип «Горизонт») D620 «Форбин» (Forbin), который сейчас проходит всесторонние испытания. Еще один такой корабль D621 «Шевалье Паул» (Chevalier Paul) войдет в строй в 2009 году. Проект корабля разработан совместно французскими и итальянскими специалистами. В конструкции использована высокопрочная сталь в сочетании с композиционными материалами. Конструкция корабля оптимизирована для снижения заметности в радиолакационном, электромагнитном и ИК спектрах. За счет применения локального бронирования и других мер значительно повышена живучесть корабля, улучшены условия обитаемости и жизнедеятельности экипажа, повышен уровень автоматизации всех процессов управления.