Авианосцы России

В СССР после Второй мировой войны в качестве основного инструмента достижения военных целей рассматривались сухопутные войска, фронтовая и дальняя авиация и войска ПВО. Задачи же флота в войне в основном сводились к обеспечению боевых действий приморских флангов. При этом предполагалось, что создаваемые в соответствии с замыслом группировки фронтовой и дальней авиации и авиации ПВО не только решат поставленные задачи на сухопутном театре, но и обеспечат авиационное прикрытие для сил флота в районах его боевых действий. А так как ведение боевых действий на отдаленных театрах советской военной доктриной никогда не планировалось, то идея создания авианосцев не находила поддержки в Генеральном штабе. На некоторых этапах реализацию данной идеи блокировало руководство ВВС и ПВО.

 

В.76. Рис. Крейсер-вертолетоносец «Москва» (СССР, 1968). В передней части корабля были расположены: одна пусковая установка для противолодочных ракет, две сдвоенные зенитные ракетные установки, четыре 57-мм зенитные орудия и две противолодочных ракетные пусковые установки. Имелись два пятитрубных торпедных аппарата под главной палубой, стреляющих сквозь отверстия в бортах, подпалубный ангар вмещает 14 вертолетов. Двухвинтовая паротурбинная двигательная установка позволяла развивать скорость до 30 узлов.

В.77. Рис. Противолодочный вертолет Ка-25 – основное оружие крейсера-вертолетоносца «Москва». Диаметр ротора 15,7 м, максимальная стартовая масса 7,1 т, максимальная скорость 220 км/ч, дальность полета 650 км.

 

В июне 1962 года ЦКБ-17 отправило заводу-строителю всю необходимую документацию с рабочими чертежами по корпусу. Проектом 1123 предусматривалась постройка двух кораблей. Головной корабль, получивший наименование «Москва», был заложен 15 декабря 1962 года в городе Николаеве на большом стапеле завода № 444. Через три года, 14 января 1965 года, он был спущен на воду. Это был корабль принципиально нового типа — противолодочный крейсер (ПКР), основное вооружение которого составили противолодочные вертолеты, новейшие ракетные комплексы и радиоэлектронные средства.

В. 78

Осенью 1969 года в состав ВМФ вошел второй корабль этого типа — «Ленинград». В 1974 году, после окончания арабо-израильской войны, по просьбе египетского правительства, он вместе с тральщиками Тихоокеанского флота принимал участие в разминировании акватории Суэцкого канала. Так как вертолетов-тральщиков в то время у нас в стране не было, пришлось срочно переоборудовать для этой операции восемь Ка-25ПЛ. Тральщики очищали акваторию канала от якорных мин, вертолеты — от донных, а также от якорных мин в тех местах, где корабли не могли действовать из-за рифов и малых глубин. В этих необычных условиях эксплуатации вертолеты также работали надежно и безотказно, а их экипажи демонстрировали высший класс пилотажа. Спустя три месяца, канал вновь стал судоходным. За эту операцию экипажи советских кораблей и вертолетов удостоились благодарностей египетского правительства и Министра обороныСССР.

 

В. 79. Рис. Противолодочный крейсер «Киев» (1975 г.). Водоизмещение 42 000 т, длина – 275 м, ширина – 50 м, мощность энергетической установки – 180 000 л. с., наибольшая скорость хода – 32 узла, экипаж (без авиационной части) – 1200 чел.

В. 80. Рис. Схема размещения вооружения и авиационного оборудования противолодочного крейсера «Киев» (БК стр. 487 средний рис.)

 

В 1975—1987 годы в состав ВМФ вошлипротиволодочные корабли типа «Киев» (проекты 1142—1143.4) — «Киев», «Минск», «Баку» и «Новороссийск». Эти суда, классифицированные как «противолодочные крейсера», являются существенным улучшением кораблей типа «Москва». Их водоизмещение, 42 000 тонн, более чем вдвое превышает таковое у легких английских авианосцев типа «Инвинсибл».

Противолодочные крейсера типа «Киев» имеют взлетную палубу 89 м длиной и 68,8 м шириной, расположенную под углом 4° к осевой линии, а также обычное крейсерское вооружение на носу. Спереди на главной палубе расположены рядом две двенадцатиствольные противолодочные ракетные установки, сдвоенная зенитная ракетная установка SUW, четыре сдвоенные противолодочные ракетные установки СС-Н-12, одна сдвоенная противокорабельная ракетная установка СС-Н-3 и спаренная башня для зенитных орудий 76-мм калибра.

В.81., в.82, в.83,

Позади островной надстройки (центр управления полетами) находится еще одна зенитная ракетная установка СС-Н-3, рядом с ней — вторая башня для зенитного орудия 76-мм калибра. В специальном укрытии справа от островной надстройки расположены две пусковые ракетные установки СА-Н-4, откуда и производится запуск, и наконец два пятитрубных противолодочных торпедных аппаратов. Ангар вмещает от тридцати до тридцати пяти вертолетов или самолетов вертикального взлета, которые обслуживаются двумя лифтами.

В результате корабль объединил в себе качества ракетного крейсера, большого противолодочного корабля и вертолетоносца. Таким образом, название «авианесущий крейсер» применительно к кораблям проекта 1143 вполне отражает действительность. При всех своих недостатках крейсера типа «Киев» были грозными боевыми кораблями, другое дело, что с технической стороны вполне можно было вместо них построить нормальные авианосцы.

 

В. 84. Рис. Советский самолет Як-38 (внизу), противолодочный вертолет Ка-27

 

«Киев» и «Баку» находились в составе Северного флота, «Минск» и «Новороссийск» — в составе Тихоокеанского. У них могла быть долгая история. Однако три корабля были выведены из состава ВМФ в 1993 году в юношеском для авианосцев возрасте: «Киев» отслужил 18 лет, «Минск» — 16 и «Новороссийск» — 12 лет, в то же время как в США нормальным сроком эксплуатации авианосца считается 40—50 лет. Крейсера продали за рубеж, добро бы еще как боевые корабли, а то ведь — на лом. Одной из причин вывода их из боевого состава флота называлось снятие с вооружения самолетов Як-38. Однако ничто не мешало переквалифицировать авианесущие корабли в крейсера-вертолетоносцы, что, кстати, и было сделано с «Баку», который переименовали в 1990 году в «Адмирала Флота Советского Союза Горшкова».

В.85, в.86.

Североморцы всерьез рассчитывали иметь в составе своего флота две авианосных группы: одну с авианосцем «Адмирал Кузнецов» во главе, оптимизированную для решения задач ПВО, другую — с «Адмиралом Горшковым» — для задач ПЛО. Не вышло, в 1995 году на крейсере «Адмирал Горшков» случился пожар, после чего корабль стал на вялотекущий «ремонт». В то же время велись переговоры о его продаже Индии.

 

В.87 Авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков» (ранее «Баку») проекта 1143. Водоизмещение — 44 500 т, скорость — 32 узла, мощность котлотурбинной силовой установки — 200 000 л. с., дальность плавания — 13 500 миль, длина — 274 м, ширина — 32,7 м, осадка — 10 м, размеры полетной палубы — 189 м х 20,7 м. Вооружение: 36 летательных аппаратов (самолеты вертикального взлета и посадки Як-38, вертолеты Ка-25 или Ка-27, в зависимости от модификации предназначенные для противолодочной обороны, дальнего радиолокационного дозора или поисково-спасательных операций), 12 пусковых установок для противокорабельных ракет, 4 установки для зенитных ракет, два 100-мм универсальных орудия, 8 шестиствольных 30-мм автоматов

В. 88. Рис. Схема размещения вооружения и авиационного оборудования противолодочного крейсера «Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков».

В.89.

Небезынтересна история создания «Адмирала Кузнецова». К концу 1970-х годов ситуация начала заметно меняться. Рост военного потенциала НАТО привел к тому, что в среде военных специалистов стало преобладать мнение, будто война в Европе и на других ТВД может принять затяжной характер, а ее ход и результат будут определяться поставкой в Европу людских и материальных ресурсов из Северной Америки. Возможные районы проведения операций против конвоев лежали за пределами радиуса действия советской авиации наземного базирования, и это послужило обоснованием необходимости иметь в составе флота авианесущие корабли с авиагруппами, включающими преимущественно истребители. Весомость этой мотивировки привела к разработке и строительству крейсеров проекта 1143.5, который был утвержден в июле 1982 года. Номер проекта расшифровывался как пятый корабль проекта 1143. По традиции корабль классифицировался как тяжелый авианесущий крейсер, хотя это был самый настоящий авианосец. Предполагается, что это связано с тем, что конвенция 1936 года запрещала авианосцам проход Босфора и Дарданелл, а корабль строился в Николаеве отнюдь не для Черного моря и ему предстояло пройти проливами, чтобы попасть к месту «прописки».

В феврале 1982 года первый отечественный настоящий авианосец был заложен в Николаеве под названием «Рига». Однако через год был перезаложен под новым именем «Леонид Брежнев». Затем ходовые испытания проходил под названием «Тбилиси», но когда Грузия объявила о суверенитете, кораблю было дано нынешнее название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Стандартное водоизмещение крейсера проекта 1143.5 составляет 55 000 т (полное водоизмещение — 65 000 т), главная энергетическая установка — котлотурбинная, суммарной мощностью около 200 000 л. с. Крейсера имеют сквозную полетную палубу, которая в носовой части завершается трамплином с углом 15°. В кормовой части полетной палубы установлены тросовые аэрофинишеры — при посадке на палубу самолет захватывает трос аэрофинишера установленным под фюзеляжем таком и, испытывая перегрузку до 3,5 g, тормозится, что сокращает пробег после посадки до 80—100 м. В носовой части корабля под палубой размещены 12 пусковых установок противокорабельных ракет (ПКР) «Гранит».

 

В.90. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза И. Г. Кузнецов». Водоизмещение — 55 000 т, скорость — 32 узла, мощность котлотурбинной силовой установки — 200 000 л. с., длина — 304,5 м, ширина — 38 м, осадка — 10,5 м. Вооружение: 50 летательных аппаратов (истребители МиГ-29К, Су-27К, штурмовик Су-25К, вертолеты Ка-27), 12 пусковых установок для противокорабельных ракет, 8 установок для зенитных ракет, 8 шестиствольных 30-мм автоматов, 2 реактивных бомбомета

В.91, в.92, в.93.

В связи с перестройкой и развалом СССР, ввод корабля в строй сильно затянулся. Первую посадку на палубу авианосца летчик-испытатель Виктор Пугачев выполнил 1 сентября 1989 года, строевые же летчики начали осваивать палубу «Кузнецова» только в 1994 году, и уже на Северном флоте. В 1996 году авианосец совершил первый дальний поход из Баренцева в Средиземное море. В ходе плавания отрабатывались задачи боевой подготовки; в Средиземном море российские летчики обменялись визитами дружбы с американскими коллегами из состава авиагруппы авианосца «Америка», правда, американцы не рискнули сажать на палубу российского корабля свои самолеты и направили вертолет. В настоящее время «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» входит в состав Северного флота и является единственным авианесущим кораблем российского ВМФ.

В.94, в.95.

Второй авианосец — проект 1143.6 — был заложен под наименованием «Рига», позднее переименован в «Варяг» и «приватизирован» Украиной. Корабль был доведен до 75 % готовности. О дальнейшей его судьбе сообщалось раньше.

Предполагали, что крейсера проектов 1143.5 и 1143.6 будут оборудованы паровыми катапультами (одна из них была даже построена на суше). Но конструкторам не удалось обеспечить необходимую жесткость конструкции трека катапульты, и она оказалась неработоспособной. Поэтому в качестве вынужденной меры два крейсера проектов 1143.5 и 1143.6 вместо катапульт получили трамплины.

 

В.96. Тяжелый атомный авианесущий крейсер проекта 1143.7 «Ульяновск». Заложен на стапеле завода в городе Николаеве в 1988 году. Водоизмещение 65 000/75 000 т, силовая установка ядерная, скорость более 30 узлов. Вооружение: 60 летательных аппаратов. Первый полноценный отечественный авианосец в 1992 году по решению украинского правительства был демонтирован и разрезан на металлолом.

 

Следующий за ними авианесущий корабль — атомный авианосец «Ульяновск» проекта 1143.7 — уже был оборудован катапультами, однако корабль так и не достроили, а разрезали на металл. По слухам американцы дали многомиллионную взятку украинскому руководству, чтобы те быстро-быстро «разделали» корабль на стапеле.

В.97, в.98.

В использованной трамплинной схеме взлет с палубы проекта 1143.5 производится за счет разгона самолета собственными двигателями в форсажном режиме. В конце разбега самолет выходит на трамплин, который задает необходимый угол подъема и несколько облегчает взлет. До выхода двигателей на полную тягу самолет удерживается на палубе специальными захватами на шасси, которые затем строго синхронно опускаются под палубу, делая возможным начало разбега. Для отражения реактивной струи стоящего на старте самолета над палубой поднимается защитный щит-дефлектор.

В.99

Корабль имеет три стартовые позиции, две из которых расположены на палубе одна за другой на удалении около 85 м. Но так как взлет производится только с трамплина, несколько самолетов одновременно взлетать не могут. Вполне естественно, что для повышения быстроты подъема в воздух самолетов используется быстрое чередование стартов с левой и правой позиции. Скорость чередования связана с быстротой уборки щита-дефлектора ближней стартовой позиции.

в.100.

Отсутствие катапульт не позволял крейсерам сравниться с современными авианосцами США по возможности быстрого подъема в воздух авиагруппы по тревоге. Преимущество американских авианосцев в этом плане состоит в том, что они для запуска самолетов оснащены четырьмя катапультами, которые попарно расположены под углом друг к другу на носу на угловом участке палубы. Такая схема позволяет поднимать в воздух самолеты с интервалом всего 15 секунд между ними.

В.101, в.102.

Типовой состав базирующейся на корабле проекта 1143.5 авиагруппы включает 52 летательных аппарата: по 18 самолетов типа Су-27К и МиГ-29К и 16 вертолетов Ка-27.

С 1991 году в нашей стране осуществление проектов по строительству авианесущих кораблей приостановилось. Но это не значит, что в новых условиях нет оснований иметь такие суда в составе российского ВМФ. В печати отмечается, что после распада Варшавского Договора последовал перенос оборонных усилий государств в межнациональное пространство. Главнокомандующий военно-морским флотом России адмирал флота Владимир Масорин считает необходимым иметь в будущем в боевом составе флота авианосцы, причем атомные.

В.103. в.104, в.105, в.106.

«Сейчас идет разработка облика будущего авианосца при активном участии науки и промышленности. Однако уже ясно, что это будет атомный авианосец водоизмещением порядка 50 тыс. тонн. Мы предполагаем, что на нем будут базироваться порядка 30 летательных аппаратов – самолетов и вертолетов». «Громады, которые строят ВМС США, с базированием до 100-130 самолетов и вертолетов, мы строить не будем», – сказал Масорин. Он подчеркнул, что единственный в настоящее время авианосец ВМФ России «Адмирал флота Советского союза Николай Кузнецов» прослужит, как минимум, до 2015 года. «Вообще мы рассчитываем, что срок его эксплуатации с момента постройки продлится до 30 лет, и когда он «уйдет на пенсию», место этого авианосца займет головной корабль нового проекта, сообщает Интерфакс.

 

КРЕЙСЕРА

Крейсер создавался, как корабль для действия на морских коммуникациях противника. Во время войны эти корабли должны были непрерывно рыскать в море, пересекая его вдоль и поперек, как бы «искрещивать» моря и океаны. Вот от слова «крест» на всех языках и произошло название кораблей – «Крейсера». По-французски крест – «croix», а крейсер – «сroiseur»; по-немецки крест – «kreus», а крейсер – «kreuzer»; по-английски крест – «cross», а крейсер – «cruiser». Корабль во всех направлениях бороздивший моря и океаны – это и есть крейсер.

С.1, с.2.

Сначала такое название давали некоторым фрегатам, снаряжаемым в дальнее плавание. Затем оно стало нарицательным названием особого класса кораблей, которым было поручено, не только служить боевым разведчиком у линкоров и помогать им в бою, но и сторожить свои торговые пути, бороться против торговли противника. Современный крейсер — дорогостоящий продукт кораблестроительных, ракетных и электронных технологий. Позволить себе иметь в составе флота, а тем более строить корабли такого типа могут лишь очень немногие государства.

Со второй половины XX века тенденция к укрупнению боевых соединений для обеспечения защиты от авиации противника и специализация судов для выполнения конкретных задач привела к практическому исчезновению кораблей общего назначения, какими являются крейсеры, из флотов многих стран. Сейчас современные корабли этого типа входят в состав только двух флотов США и России.

С.3., с.4.

Первыми вновь построенными в США крейсерами ракетоносцами были «Лонг Бич» (9 сентября 1961 г.), «Бейнбридж» (6 октября 1962 г.) и девять кораблей типа «Леги» (1962 – 1964 гг.)

 

С.5. Рис. Крейсер «Лонг Бич» (США, 1959 г.). Водоизмещение 17000 т, длина 219,9 м, высота 22,3 м, ширина 9,1 м, запас хода 360 000 миль, скорость 30 узлов, экипаж 890 чел. Вооружение: орудия – 2 127-мм; торпедные аппараты – 6 324-мм; противокорабельные комплексы – 8 «Гарпун»; крылатые ракеты – 8 «Томагавк»; зенитные установки – 2 «Вулкан» MK.15, 2 «Терьер» (102 ракеты), 1 «Талос» (52 ракеты); противолодочные комплексы – 1 АСРОК.

С.6, с.7.

«Лонг Бич» был первым на флоте США и первым в мире надводным кораблем с ядерной силовой установкой. Заказ на его строительство был получен 15 октября 1956 года. Крейсер вооружили тремя сдвоенными ракетными установками, две носовых предназначены для ракет «Терьер», а кормовая для «Талос», на палубной надстройке поставлены два 127-мм орудия. Вооружение дополняет вертолет, для которого в корме смонтирована площадка. Большая коробообразная носовая надстройка поддерживает неподвижные антенны радаров, сделанные по принципу фазированной решетки. Пройдя в 1980-83 годах модернизацию, «Лонг Бич» находился в строю американского флота до 1995 года, затем был выведен в резерв.

«Бейнбридж» (8500 т, 30 узлов длина 172 м, ширина 17,6 м)) – второй атомный ракетный крейсер после огромного «Лонг Бич», который показался американцам слишком дорогим. Вооружение состоит из двух сдвоенных пусковых установок ЗУР «Терьер» – одной спереди и одной в корме, одной восьмизарядной установки «Асрок». Ракеты дополняют четыре 76-мм орудия, четыре противолодочных торпедных аппарата и вертолет. В 1998 году корабль выведен в резерв.

 

С. 8. Рис. Крейсер «Бейбридж» (США, 1962 г.) Водоизмещение 9265 т, длина 169,5 м, ширина 17,4 м, два атомных реактора, скорость 30 узлов, экипаж 558 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 6 324-мм; противокорабельные комплексы – 8 «Гарпун»; крылатые ракеты – 8 «Томагавк»; зенитные установки – 2 «Стандарт», 2 «Вулкан» MK.15; противолодочные комплексы – 1 АСРОК (БК стр. 308)

 

Кроме атомных крейсеров американцы в начале 1960-х годов построили 9 кораблей типа «Лиги» (7800 т, 34 узла, длина 162 м, ширина 16,6 м) с обычной силовой установкой. Основной задачей считалось обеспечение ПВО авианосных групп, поэтому вооружение кораблей носило почти исключительно зенитный характер – две спаренных ПУ «Терьер» с 80 ракетами. Дополнял их восьмиконтейнерный ПЛРК ASROC. Артиллерийское вооружение было чисто символическим – две спаренные 76-мм установки Mk-33, которые при модернизации заменили ПУ «Гарпун».

 

С.9. Рис. Крейсер «Лиги» (США, 1961 г.). Водоизмещение 8335 т, длина корабля 162,5 м, ширина 16,6 м, скорость 33 узла, экипаж 441 чел. Вооружение: 2x4 ПУ ПКР «Гарпун», 2x2 ПУ ЗУР «Стандарт» Мк.10 (боезапас 80 ракет), 1x8 ПЛРК «Асрок», 2 20-мм артустановки «Фаланкс», 2x3 324-мм ТА. Вертолет отсутствует, есть только вертолетная палуба.

 

Корабли типа «Белкнап» (9 единиц) изначально задумывались как сравнительно недорогие в строительстве и обслуживании эсминцы УРО. Однако они стали развитием кораблей типа «Леги». Крейсеры типа «Белкнап» несли на борту меньший боезапас ракет, чем «Леги», однако имели 127-мм артиллерийскую установку, а на месте кормовой ракетной пусковой установки разместилась вертолетная площадка и ангар. Эти новшества значительно усилили боевые возможности кораблей в противолодочной обороне и действиях против надводных целей. Крейсера типа «Белкнап» участвовали в боевых действиях во Вьетнаме, обеспечивая ПВО расположенных в Тонкинском заливе американских авианосцев. Аналогичный по вооружению атомный крейсер получил название «Тракстон».

 

С. 10. Рис. Крейсер «Белкнап» (США, 1963 г.) Водоизмещение 8330 т, длина корабля 166,7 м, ширина 16,7 м, скорость хода 33 узла, экипаж: 497 чел. Вооружение: 2x4 ПУ ПКР «Гарпун», 1x2 ПУ для ЗУР «Стандард» и ПЛУР «Асрок» (боезапас 40 ракет), 1 127-мм и 2 20-мм («Фаланкс») артиллерийские установки, 2x3 324-мм ТА, 1 противолодочный вертолет SH-2F «Си Спрайт».

С.11.

Крейсер «Тракстан» – четвертый американский надводный корабль с атомной силовой установкой. Первоначально он классифицировался, как атомный фрегат-ракетоносец, но с июля 1975 года к радости экипажа переквалифицирован в ракетный крейсер (повысили ранг корабля – выросли звания по штатным должностям). Вооружение: две пусковые установки, одно 127-мм и два 76-мм орудия, вертолет. С февраля 1974 до июня 1975 года CGN35 «Тракстан» подвергся первой всесторонней перестройке и ядерной перезаправке топливом в Puget Sound Naval Shipyard. С сентября 1982 до июля 1984 проведена вторая модернизация, которая включила обновление боевого системного набора программ. В 1998 году корабль выведен в резерв.

С. 12. Рис. «Тракстан» (США, 1964 г.). Водоизмещение 9200 т, длина 171,9 м, ширина 17,7 м, скорость 33 узла, запас хода 400 000 миль, экипаж 520 чел. Вооружение: орудия – 1 127-мм MK.45; торпедные аппараты – 6 324-мм; противокорабельные комплексы – 8 «Гарпун»; зенитные установки – 2 «Стандарт» 2 «Вулкан» MK.15; противолодочные комплексы – 1 АСРОК; Вертолеты – 1 «Си Спрайт».

С.13.

«Южная Каролина» и «Калифорния» (10 000 т, 30 узлов, длина 182 м, ширина 18,6 м, экипаж 550 чел.) – атомные крейсера нового поколения – вошли в строй в 1974–1975 годах. Корабли были вооружены двумя одиночными пусковыми установками «Тартар», пусковой установкой противолодочных ракет «Асрок» и двумя 127-мм зенитными орудиями. Они занимали важное место в составе сил общего назначения флота. Поскольку вместе с фрегатами и эскадренными миноносцами, были предназначены для нанесения ударов по морским и береговым целям, объектам в глубине обороны противника, для ведения борьбы с морскими и воздушными целями в составе авианосных соединений, а также при сопровождении конвоев. В первый раз корабли с ядерной установкой строятся серийно (CGN36 «Калифорния» 1974/1998 и CGN37 «Южная Каролина» 1975/1998). В 1998 году оба крейсера выведены в резерв.

 

С.14. Рис. Крейсер «Калифорния» (США, 1971 г.). Водоизмещение 11 000 т, длина 181,7 м, ширина 18,6 м, запас хода 700 000 миль, скорость 33 узла, экипаж 550 чел. Вооружение: орудия – 2 MK.45; торпедные аппараты – 6 324-мм; противокорабельные комплексы – 8 «Гарпун»; зенитные установки – 2 «Стандарт», 2 «Вулкан» MK.15; противолодочные комплексы – 1 АСРОК. (БК стр. 307)

С.15.

Дальнейшим развитием «Калифорнии» стали четыре корабля типа «Вирджиния» (11 000 т, 30 узлов, длина 177 м, ширина 19 м, экипаж 560 чел.), которые являются самыми современными атомными ракетными крейсерами на флоте США. (CGN38 «Вирджиния» – 1976/1994, CGN39 «Техас» – 1977/1993, CGN40 «Миссисипи» – 1978/1997, CGN41 «Арканзас» – 1980/1997).

 

С.16. Рис. Крейсер «Вирджиния» (США, 1974 г.). Водоизмещение 11 000 т, длина 178,4 м, ширина 19,2 м, осадка 9 м, скорость 33 узла, экипаж 560 чел. Вооружение: орудия – 2 MK.45; торпедные аппараты – 6 324-мм, противокорабельные комплексы – 8 «Гарпун», крылатые ракеты – 8 «Томагавк»; зенитные установки – 4 «Стандарт», 2 «Вулкан» MK.15; противолодочные комплексы – 1 АСРОК; вертолеты – 2.

 

Корабли гладкопалубные (нет полубака), на передней и задней части палубы расположены две сдвоенные установки для противолодочных ракет «Асрок» и стандартных зенитных ракет, по обеим сторонам расположенной в центре надстройки установлены две башни, каждая с одним 127-мм орудием. Крейсер несет два вертолета. Тип «Вирджиния» оснащен ядерной энергетической установкой, в состав которой входят ядерные водо-водяные реакторы типа D2G или СIW и два главных турбозубчатых агрегата, работающих на винты фиксированного шага.

С.17, с.18.

Корабли типа «Вирджиния» были оснащены комплексом спутниковой связи, навигационным комплексом, боевой информационно-управляющей системой NTDS, гидроакустическим и радиолокационным комплексами. Однако и они в 1993–1997 годах выведены в резерв.

На начало 2009 года в боевом составе флота США остались только крейсера типа «Тикондерога» (длина 172 м, ширина 16 м, водоизмещение 9600 т, запас хода 6000 миль, скорость 32 узла). Корабль создан на базе корпуса и главной энергетической установки (ГЭУ) эскадренного миноносца «Спрюенс», что позволило ускорить и удешевить его строительство, упростить эксплуатацию и обеспечение запасными частями, облегчить подготовку личного состава.

 

С.19. Рис. Крейсер УРО «Тикондерога» (США, 1983 г.) Водоизмещение 9400-9960 т; основные размерения 172,8/16,8/9,5 м; скорость 30 узлов; дальность плавания 6000 м.м. (20 уз.); Экипаж 358 (24) + 47 чел. Вооружение: 2х64 УВП Mk41 (STANDART 2MR, TOMAHOWK, ASROC); 2х4 HARPOON; 2х127-мм АУ; 2x6 20-мм ЗАК; 2х3 ТА (36); 2 SH-60B

С.20, с.21, с.22.

Данные крейсера строятся на поточной линии блочно-секционным методом (корабль разбит на десять блоков и секций) с модульным монтажом комплектующего оборудования и предварительно высокой степенью насыщенности им секции. Корабль имеет корпус с далеко вытянутым в корму полубаком, простирающимся на 85%. его длины, клиперский нос и транцевую корму.

С.23.

Обводы корпуса спроектированы с учетом уменьшения амплитуд бортовой и килевой качки и сопротивления воды движению корабля. На основе опыта эксплуатации эскадренных миноносцев типа Спрюенс общая длина корабля за счет удлинения носовой части увеличена на 1,1 м, на ней установлен фальшборт длиной около 40 м и высотой 1,4 м для уменьшения воздействия волн и брызг в штормовую погоду на носовые установки – артиллерийскую и универсальную ракетную пусковую. С этой же целью крейсера оснащаются системой стабилизации качки и бортовыми килями. Согласно проекту корабль длительное время должен удерживать скорость 20 узлов при состоянии моря 7 баллов. Дымовые трубы разнесены по бортам и длине корабля. За ходовым мостиком и в средней части надстройки возвышаются решетчатые мачты.

с.24, с.25.

Крейсер УРО «Тикондерога» вооружен многофункциональной системой оружия «Иджис» Мк7. В ее состав входят: ЗУР «Стандарт-2» К1М-66С (дальность стрель­бы около 37 км), две универсальные пусковые установки Мк26 (две направляющие), размещенные в носовой части корабля и на кормовой части надстройки (боезапас 64 ракеты), управляемая ЭВМ АМ/иУК-7, радиолокационная станция АМ/5РУ-1А с четырьмя фазированными антенными ре­шетками, размещенными на передней, боковых и задней стенках надстройки. Сообщается, что РЛС обеспечива­ет круговой обзор, обнаружение и сопро­вождение более 100 целей.

В корпусе корабля на траверзе ангара находятся порты, через которые ведется стрельба торпедами Мк46 из двух трех­трубных 324-мм торпедных аппаратов Мк32, установленных под верхней палубой по-бортно.

С.26, с.27, с.28.

Корабль вооружен также ПЛУР АСРОК (дальность стрельбы 9 км, боезапас 24 штуки). Артиллерийское вооружение представлено двумя башенными 127-мм установками Мк45 и двумя 20-мм артилле­рийскими системами «Вулкан-Фаланкс». Облегченные автоматические универсаль­ные башенные 127-мм артустановки Мк45 размещены в носовой и кормовой частях корабля.

Для борьбы с надводными кораблями предназначены ПКР «Гарпун» (дальность стрельбы 120 км), размещенные в двух пусковых восьмиконтейнерных установках в кормовой части корабля (по другим за­рубежным источникам, четырехконтейнерных). Полет ракеты на малой высоте обеспечивается радиолокационным короткоимпульсным высотомером АМ/АРМ-194. Впрочем, указанное вооружение получили только пер­вые пять кораблей. На всех последующих смонтированы по две уста­новки вертикального пуска ракет ЕХ-41 (в носовой и кормовой частях). Установка со­держит восемь идентичных модулей по восемь ракет. В одном модуле три ячейки заняты погрузочным устройством.

С.29, с.30, с.31.

После вступления в строй крейсера УРО «Тикондерога» в иностранной печати был опубликован ряд статей, критически оценивающих серию новых кораблей. Прежде всего отмечалось возросшее по сравнению с проектным водоизмещение (с 8900 до 9600 т), которое приближается к предельному (10 200 т) для данного корпуса. Однако строительство было продолжено и в 1983–1995 годах в строй вступили 26 кораблей (CG47–CG73). Срок службы последнего из которых запланирован до 2029 года.

В Советском Союзе не было авианосцев, поэтому флоту требовались крейсера не для защиты авианосных соединений, а для их уничтожения. Первые советские ракетные крейсера проекта 58 отличались огромной ударной мощью при малом водоизмещении и отсутствии броневой защиты. Головной крейсер серии из 4 кораблей был заложен 23 февраля 1960 года в Ленинграде и вступил в строй 30 декабря 1962 года (вдумайтесь в цифры). Крейсера получили названия «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг».

 

С.32. Рис. Крейсер пр. 58 «Адмирал Фокин» (СССР, 1962 г.) водоизмещение – 5500 т, длина – 142,7 м, ширина – 15,2 м, осадка – 4,7 м, запас хода – 6000 миль, экипаж – 304, скорость – 34 узла. Вооружение: 8 ПУ ракет П-35 (16 ракет), ЗРК «Волна» (16 ракет), 4 76-мм орудий

С. 33. Рис. ПКР П-35

С.34, с.35.

Вооружение состояло из двух счетверенных пусковых установок противокорабельных крылатых ракет (ПКРК) типа П-35 (16 ракет), пусковой установки ЗРК «Волна» (16 ракет) и четырех 76-мм орудий, смонтированных в двух кормовых башнях. Крейсера, безусловно, получились, даже американские специалисты признают, что эти корабли были «существенным достижением в советском военно-морском вооружении».

Крейсера проекта 58 несли службу в составе всех четырех флотов. Серьезной модернизации они так и не подвергались. В 1970-е годы на некоторых из них установили часть недопоставленного в свое время радиотехнического вооружения, систему «Успех-У» («Адмирал Фокин» и «Грозный»), двухкоординатиые РЛС МР-300 заменили па трехкоординатпые МР-310 («Адмирал Фокин» и «Варяг»). В 1993 году последний из этих кораблей был исключен из боевого состава флота.

 

С.36. Рис. Крейсер «Адмирал Зозуля» (проект 1134) (СССР, 1967 г.).Водоизмещение полное, т 7600. Водоизмещение стандартное, т 6140. Длина, м 155,6. Ширина, м 17 Скорость хода максимальная, узлов 35. Скорость хода экономическая, узлов 14. Дальность плавания экономическим ходом, миль 10500. Экипаж, чел. 360. Вооружение: 2x2 ПУ ПКРК П-35 (4 ракеты), 2x2 ПУ ЗРК «Волна» (32 ракеты), 2x2 57-мм АК-725 и 4x6 30-мм АК-630 орудий, 2x5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (192 РГБ-60) и 2х6 РБУ-1000, вертолет.

С. 37

В 1964 году в СССР начинается строительства большой серии кораблей проекта 1134. В 1967 году головной корабль вступил в строй (6200 т, 34 узла длина 155 м, ширина 17). Вооружение состояло из двух сдвоенных установок ПКРК типа П-35 (4 ракеты), двух сдвоенных установок ЗРК «Волна» (32 ракеты), четырех 57-мм орудий и одного вертолета. Первоначально их назвали большие противолодочные корабли (БПК), но 3 августа 1977 года вполне заслуженно переквалифицировали в крейсера. До 1969 года построено 4 единицы («Владивосток», «Севастополь», «Адмирал Зозуля», «Вице-адмирал Дрозд»). В сентябре 1994 года состоялся торжественный спуск флага с последнего корабля этого класса, «Адмирал Зозуля», который был выведен в резерв.

В 1976 году специально для борьбы с авианосными ударными соединениями в СССР закладывается серия крейсеров проекта 1164. На западе из-за мощного наступательного вооружения его прозвали «убийцей авианосцев». Действительно корабль оснащен шестнадцатью пусковыми установками ракет «Базальт» (16 ракет), двумя сдвоенными установками ЗРК «Оса» (40 ракет), одной 130-мм и тридцатью шестью 30-мм пушками, имеется один вертолет. Ракета «Базальт» признана даже западными специалистами, как лучшая тяжелая противокорабельная ракета среднего радиуса действия. В 1980-х годах были спущены на воду еще 3 таких крейсера. Заложенные в 1988 году еще два корабля этого типа, достроены не были.

 

С. 38. Рис. Российский ракетный крейсер пр. 1164 «Слава» (1982 г.). Водоизмещение 9380/11490 т.; основные размерения 186,4x20,8x8,4 м.; скорость 32 узла; дальность плавания 6800 миль (18 уз.) или 7500 м.м. (15 уз.); экипаж 476 (62) чел. Вооружение: 8х2 «Базальт»; 8х8 УВП SA-N-6; 2х2 SA-N-4 (40); 1х2 130-мм АУ; 2х5 533 мм ТА; 6 АК-630; 2х12 РБУ-6000; вертолет КА-27.

С.39, с.40,

Головной корабль серии, получивший имя «Слава», был спущен на воду 27 июля 1979 года, через год произошло заселение экипажа, вступил в строй в конце 1982 года. В 1990 году «Славу» поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в восемь с половиной лет. Финансирование не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа. Шефская помощь столичной мэрии и лично Юрия Лужкова позволили найти средства для окончания ремонта. Поэтому 22 июня 1995 года приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсер получил новое имя – «Москва».

с.41, с.42.

12 июня 1997 года на корабле был поднят Андреевский флаг. 19 июля 1999 года, после нескольких переносов времени выхода, «Москва» покинула Николаев. В районе Очакова крейсер приняли флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте. В апреле 2000 года впервые за 10 лет «Москва» вышла в море для проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности. В 2002 году «Москва» вышла в на боевую службу в Средиземное море.

С.43, с.44

Второй корабль серии «Маршал Устинов» был заложен, в апреле 1982-го и 21 сентября 1986 года передан в состав СФ. 17 декабря 1997-го на нем закончился плановый ремонт, затянувшийся на три года. На петербургском АО «Северная верфь» крейсер, в числе прочего, получил новую ГЭУ. 24 февраля 2001 года над крейсером взяла шефство столица Белоруссии. Юридически этот факт был закреплен договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.

Третий крейсер серии «Червона Украина» в 1979 году был заложен, 28 июля 1983-го спущен на воду и 16 октября 1989 года вступил в строй. В 1996 году Россия дала крейсеру не менее прославленное имя «Варяг» и перевела его на ТОФ.

С.45, с.46.

Последний, четвертый, корабль серии «Адмирал флота Лобов» был заложен летом 1984 года. Спуск на воду состоялся 1 августа 1990 года. 18 марта 1993 года при 75-процентной готовности Россия отказалась его достраивать, аргументируя это тем, что в составе ее флота уже есть аналогичный крейсер «Слава», а также невозможностью изыскать средства на достройку корабля. 1 октября 1993 года крейсер перешел в собственность Украины.

С.47, с.48., с.49

Попытки Украины продать крейсер третьей стране (его стоимость, по разным оценкам, составляет от 450 до 700 млн. дол.), вызвали резкий протест со стороны России, поскольку в строительстве корабля и его вооружении использованы секретные технологии советского ВПК. Корабль несколько лет простоял без обслуживания и отопления, неоднократно подвергаясь в зимнее время «рейдам» мародеров-искателей цветного металла. Наконец, 17 февраля 1998 года Президент Украины принял официальное решение о переименовании крейсера в «Украiну» и его достройке для украинских ВМС, причем в проектном варианте. Однако работы на корабле практически не велись. Впрочем, возможность достройки все еще вероятна, ибо распоряжением кабинета министров Украины № 385-р от 5 сентября 2005 года крейсер, наконец-то, взят на учет и обеспечение МО Украины.

 

В 1974 году на Балтийском заводе в Ленинграде был заложен первый советский атомный надводный боевой корабль проекта 1144, получивший название «Киров» (25 870 т, 32 узла, длина 250 м, ширина 28,5 м). Крейсер, предназначенный специально для завоевания господства на море, получил исключительно мощное вооружение: двадцать шахтных пусковых установок ПКРК «Гранит» (20 ракет), одна установка противолодочных ракет «Метель» (10 ракет), две двенадцатиствольных установки ЗРК «Форт» (96 ракет), четыре 130-мм и сорок восемь 30-мм пушек, два вертолета. Экипаж 610 человек, в том числе 82 офицера.

 

С. 50. Рис. Ракетный крейсер «Петр Великий» (Россия, 1997 г.). Водоизмещение 19 000/24 300 т; основные размерения 252/28,5/9,1 м; скорость 30 узлов; дальность плавания 14 000 (30) миль; экипаж 744 (82) чел. Вооружение: 20 УВП «Гранит»; 12х8 УВП SA-N-6; 2 (8х8) УВП SA-N-9; 6 «Каштан»; 1х2 130-мм АУ (840); 2х5 533 мм ТА (20 ПЛУР); 1х10 РБУ «Удав» (40) + 2х6 РБУ 1000 (102 ед.); 3 вертолета КА-27.

С.51, с.52.

Головной крейсер вступил в строй в 1980 году. В 1984-м и в 1988 годах в боевой состав вошли еще два корабля этого типа. Четвертый крейсер «Петр Великий», заложенный в 1986 году, был достроен только к 1997 году. Противокорабельные ракеты «Гранит» считаются наиболее скоростными и мощными системами такого типа в мире. Многие специалисты уверены, что кораблю защититься от их удара практически невозможно.

Хотя крейсера проекта 1144 в течение ряда лет были лучшими в мире кораблями своего класса, проект нельзя признать удачным. Корабль проектировался как ударный крейсер для завоевания превосходства на море. Эта задача требовала значительно более мощного и разнообразного вооружения, нежели то, которое было установлено. Для того, чтобы противостоять современным противокорабельным ракетам, авиационным пушкам и бомбам небольшого калибра, корабль следовало оснастить хотя бы минимальной броневой защитой. Наконец, автономность корабля необходимо было существенно увеличить. Разумеется, выполнить подобные требования при ограничении водоизмещения 28 000 тонн невозможно, и размеры должны были быть увеличены по меньшей мере вдвое.

С.53, с.54, с.55.

Специалисты считают, что реальный корабль проекта 1144 может легко справиться с любым из американских послевоенных крейсеров, но абсолютно беззащитен перед авианосным соединением или модернизированным американским линейным кораблем типа «Айова». Однако, есть и информация, что НАТО рассматривало советские эскадры во главе с крейсерами проекта 1144 как весьма опасных соперников для своих авианосных соединений. На теоретических учениях для уничтожения такой эскадры выставлялись группировки из четырёх авианосцев, из которых предполагалось оставаться на плаву только одному. Авиагруппы трех авианосцев предполагалось почти полностью потерять.

«Адмирал Ушаков» до 22 апреля 1992 года – «Киров». Строительство началось 27 марта 1974 года. Спущен на воду 27 декабря 1977 года и принят в эксплуатацию 30 декабря 1980 года. Корабль имеет постоянное место базирования в Североморске. Находится в резерве после аварии 1990 года.

«Адмирал Лазарев» до 1992 года – «Фрунзе». Строительство началось 27 июля 1978 года. Спущен на воду 26 мая 1981 года и принят в эксплуатацию 31 октября 1984 года. Корабль имеет постоянное место базирования в Североморске.

С.56, с.57., с.58

«Адмирал Нахимов» построен в 1988 году, до 1992 года – «Калинин»

«Петр Великий» введен в боевой состав флота в 1997 году, до 1992 года – «Юрий Андропов». В октябре 1996 года «Петр Великий» находился в Балтийском море на ходовых испытаниях. Разгоняли корабль до максимального хода, определяли маневренные элементы — инерцию, выбег, диаметр циркуляции.

В 1970-х годах Голландия переделала свои артиллерийские крейсера в ракетные корабли. На двух крейсерах, «Де Рюйтер» и «Де Зевен Провинсис», носовые 152-мм орудия сохранили, а вместо кормовых башен была смонтирована спаренная установка ЗУР «Терьер» (40 ракет).

 

С.59-1. Рис. Перуанский крейсер «Адмирал Грау» («Де Рюйтер, 1953 г.). Водоизмещение 12 250 т, основные размерения 185,6/17,3/6,7 м, скорость 32 узла, дальность плавания 7000 миль (12 уз.), экипаж 953 (49) чел. Вооружение: 8х1 OTOMAT; 2х2 152-мм + 2 40-мм АУ

С.59. Голландский крейсер «Де Рюйтер» (1953 г.) до модернизации.

С.60

В 1974 году оба корабля были проданы Перу, и больше в составе флота Голландии крейсеров не числится. В перуанском же флоте эти корабли были признаны весьма ценными боевыми единицами, прожили долгую и спокойную жизнь, совершая визиты в иностранные порты и радуя сердца своих адмиралов. Один из ветеранов, «Адмирал Грау», будет еще служить минимум до 2009 года.

 

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Название подводная лодка для первых субмарин не совсем соответствовало действительности: по большому счету лодка была не подводной, а ныряющей. Большую часть времени она пребывала на поверхности воды. В Первую мировую войну передвигаясь в надводном положении подводная лодка, обычно, раньше обнаруживала корабль противника по дыму из труб, мачтам и надстройкам, чем он ее. Быстро погрузившись, она наносила внезапный удар. В годы Второй мировой войны пребывание в надводном положении стало много опаснее: появившиеся на кораблях и самолетах радиолокационные станции (РЛС) легко обнаруживали надводную цель на большом расстоянии. Лодки же, не смотря на совершенствование конструкции, все еще оставались ныряющими, 70-80 % времени они вынуждены были находиться на поверхности. А если и были оснащены шнорхелем, то двигались на перископной глубине крайне медленно, поскольку форма корпуса была рассчитана на надводный ход. В какой-то мере эти проблемы решили немцы в лодках XXI серии. Поэтому после войны многие страны стали развивать этот тип, но столкнулись со многими трудностями.

Л.1, л.2, л.3, л.4

Прежде всего, нужно было резко повысить энергоресурс для подводного хода, который в первую очередь определяется емкостью аккумуляторных батарей. Началось всестороннее совершенствование этих устройств. Наряду со свинцовыми стали применять серебряно-цинковые аккумуляторы повышенной емкости. Но поистине радикальным решением проблемы стал переход к атомной энергетике. Вместе с тем, атомные лодки имеют колоссальную стоимость – их строительство удел только самых богатых стран. Поэтому продолжалось развитие и лодки с обычной энергетикой. Именно тип двигателя и стал основой для классификации всех послевоенных субмарин.

В настоящее время подводные лодки имеют ВМФ 33 стран. В начале ХXI века в состав флотов стран НАТО входило 217 подводных лодок (в том числе ПЛАРБ – 23, ПЛА – 101). В России, с учетом оборонительной доктрины прогнозируется иметь в строю 90–100 единиц подводных лодок всех классов.

 

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Из всех ВМФ мира только пять флотов имеют подводные лодки с атомными двигательными установками: американский, российский, английский, французский и китайский. Правда, в морских кругах ходят упорные слухи о покупке в России атомной субмарины Индией, но пока они так и остаются только слухами. Официально известно, что одна из советских лодок проекта 670А «Скат» с января 1988 года временно передавалась на три года Индии, где получила название «Чакра».

Л.5, л.6, л.7.

Тем не менее, в феврале 2005 года на международной выставке Aero India-2005 индийский министр обороны Пранаб Мукерджи признал факт переговоров с Россией о приобретении атомной подводной лодки. В то же время, министр обороны Индии заявил, что пока стороны не связаны «какими-либо обязательствами относительно приобретения индийской стороной атомной подводной лодки». Заключение сделки, по словам Мукерджи, зависит от «различных международных обязательств и соглашений».

Представители российских ведомств ранее также неоднократно высказывались о подобных намерениях. Так, в начале 2002 года главком ВМФ России Владимир Куроедов заявил о готовности сдать в аренду Индии две АПЛ. Но от индийской стороны никаких официальных комментариев не последовало. В конце 2006 года этот контракт снова стал обсуждаться в прессе, однако информация была опровергнута министром обороны РФ Сергеем Ивановым.

Атомные подводные лодки разделяются на три подкласса – стратегические (с баллистическими ракетами на борту), АПЛ с крылатыми ракетами и ударные (многоцелевые).