Аргентина

В состав ВМС Аргентины входил авианосец «Винченцо де Майо». Это бывший английский корабль «Венерабл» типа «Колоссус», купленный у Нидерландов в 1969 году. Эффективного участия в Фолклендской операции он не принимал. «Винченцо де Майо» имел на вооружении 21 самолет Дуглас А-4 «Скайхок», Грумман S-2А «Трэкер» и несколько противолодочных вертолетов. Впрочем, ветеран больше стоял у стенки, чем ходил в море. Поэтому, не смотря на протесты моряков, в 1997 году был осуществлен вывод из боевого состава флота авианосца «Винченцо де Майо». Программа его модернизации, инициированная в 1993-м, была приостановлена из-за экономической нецелесообразности, и корабль был сдан на слом. Как в самом начале XXI века Аргентина выбыла из членов элитного «авианосного клуба».

В.35. Рис. Аргентинского авианосца«Винченцо де Майо» уже нет в боевом составе флота.

В.36. Рис. Схема размещения артиллерии и авиационного оборудования аргентинского авианосца «Винченцо де Майо».

 

Бразилия

Бразилия также с 1960 года имела в составе своих ВМС авианосец «Минас Жералс», который раньше был английским кораблем «Вендженс». Он нес семь самолетов «S-2А Трэкер» и четыре вертолета «Си Кинг». Однако бразильское правительство не стало выходить из «авианосного клуба», а закупило во Франции капитально отремонтированный авианосец «Фош», который более 30 лет составлял вместе с однотипным «Клемансо» ядро надводного флота Франции. Корабль был продан всего за 42 млн. долларов (дешевле многих домов на «Рублевке»).

 

В.37.а. Рис. Бразильский авианосец «Сан-Паулу». Водоизмещение 27 307/32 780 т; основные размерения 265/51,2/8,6 м; скорость 32 узла; дальность плавания 7500 миль (18 уз.); экипаж 1017 (47) + 672 (70) чел. Вооружение: 18 A-4; 6 SEA KING; 2 KOUGAR; 2х8 ПУ ЗРК ALBATROS (48 ЗУР); 2х40-мм ЗАК TRINITY

В.38, в.39, в.40.

На церемонии в ВМБ Брест (Франция) 15 ноября 2000 года корабль был передан ВМС Бразилии и переименован в «Сан-Паулу». После предупредительного ремонта он перешел в Бразилию в апреле 2001 года. В начале 2002 года «Сан-Паулу» заменил в составе флота авианосец «Минас Жералс».

«Сан-Паулу» значительно повысил боевые возможности бразильского флота, что способствует укреплению его позиций в Южной Атлантике. В 2002 году ЮАР предложило для вооружения авианосца «Сан-Паулу» ракетную систему «поверхность-воздух» под названием «Умконто».

Китай

По неофициальным данным Китай тоже осуществляет постройку авианосцев. Не имевшие достаточного технологического опыта в строительстве кораблей такого класса китайские специалисты обратили свое внимание на международный рынок авианосцев. В течение двух десятков лет китайские «покупатели» активно проводили переговоры с потенциальными продавцами в Южной Америке, Европе, Австралии, России и Украине.

 

В.42. Рис. Авианосец «Мельбурн»

Первым авианосец, который был куплен китайцами в виде металлолома за 1,4 млн. долларов стал австралийский «Мельбурн» (Melbourne). Заложенный в 1943 году на верфях Виккерса (Wickers) (Англия) для Королевских ВМС Англии под именем «Мажестик» (Majestic), он был законсервирован и достроен только в конце 1940-х – начале 1950-х годов. В состав австралийских ВМС он был введен под именем «Мельбурн» в 1955 году. Вплоть до 1985 года он находился в строю. После продажи корабля, он был отбуксирован в Южный Китай, где в 1994 году был разделан, а его части активно использовались техническими специалистами для изучения строения авианосца.

В.43.

Большое внимание уделялось так же авианосцам, построенным во Франции. Во время визита в 1996 году в Париж делегации высокопоставленных военных Китая, была высказана заинтересованность в приобретении авианосца «Клемансо» (Clemenceau), который был введен в строй флота в 1961 году и должен был быть выведен из состава в 1997 году. Но сделка не состоялась, и корабль был сломан во Франции.

В.44. Рис. «Минск Уорлд» – туристский центр или исследовательский полигон?

В.45, в.46, в.47.

Наиболее благоприятным рынком покупок для Китая стала Россия. Первым удачным приобретением стал тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Минск». Выведенный из состава Тихоокеанского флота и проданный на лом южнокорейской компании, корабль отводится в один из портов Южной Кореи и «застревает» там из-за экономического кризиса. Южнокорейская компания, оказалась не в состоянии его «освоить», и подвернувшиеся в 1997 году китайские инвесторы, купили его за 5 млн. долларов США. Об утилизации корабля вопрос мгновенно отпал. После 18 месяцев ремонта, который обошелся примерно в 45 млн. долларов, корабль, превращенный в аттракцион под названием «Минск Уорлд», встал на якорь в бухте специальной экономической зоны (СЭЗ) Шэньчжэнь (Shenzhen), недалеко от Гонконга.

Однако, после ремонта, который проводился на судоремонтном заводе, внешний вид корабля не изменился, оставленные системы вооружения, такие как пусковые установки ракет «поверхность-воздух», и отработавшие свой ресурс самолеты МиГ-23, после косметического обновления и покраски, стали частью выставочной экспозиции.

В.48, в.49,

Второй удачной покупкой стало приобретение китайской компанией Tianma Shipbreaking за 70 млн. юаней (примерно за 8,4 млн. долларов США) авианесущего крейсер «Киев». 17 мая 2000 года корабль был буксирован из ВМБ Видяево, Россия в порт Тяньцзинь, КНР. В среду 30 августа 2000 года корабль длиной 273 метров встал на якорь в бухте порта. Сразу первоначальные планы по слому и переплавке изменились, так как Государственный Комитет Китая дал добро по использованию корпуса «Киева» в «туристическом бизнесе».

в.50, в.51.

После двухлетней реконструкции на судоверфи города Циньхуандао провинции Хэбэй (Северный Китай) авианосец «Киев» 14 сентября 2003 года отправился в Тяньцзинь, где стал главным экспонатом Парка военно-патриотического воспитания. В тяньцзиньском парке уже завершены подготовительные строительные работы. На создание парка было затрачено около 6 млрд. юаней (около 720 млн. долларов США). После открытия парк станет крупнейшим в мире парком военно-патриотического воспитания, где будет представлено военное и военно-морское вооружение. Кроме авианосца «Киев» в парке будет экспонироваться вооружение ВВС, ВМС, сухопутных войск и других родов вооруженных сил. Кроме того, в парке будет пляж, различные площадки и туристические объекты.

В.52., в.53, в.54.

Третья сделка по покупке авианесущего корабля на рынке постсоветского пространства стало приобретение на Украине ТАВКР «Варяг», заложенный в декабре 1985 году на верфях Черноморского судостроительного завода имени 61 коммунара в городе Николаеве, второго из новой серии авианесущих крейсеров проекта 1143.5. Учитывая, что николаевские судостроители тратили на поддержание на плаву корабля до 1 млн. долларов США в год, а гарантии на установленное на корабле оборудование истекли, правительство Украины активно принялось искать способ избавиться от него, продав по приемлемой цене.

Проданный за 20 млн. долларов США (стартовая цена тендера) корабль должен был быть отведен через пролив Босфор для последующего ремонта и переоборудования в плавучий пятизвездочный отель. На семи уровнях предполагалось разместить номера, рестораны, казино, бары, дискотеки и торговые центры. Совершенная сделка неожиданно наткнулось на жесткое сопротивление Турции, которой принадлежит право пропуска и менеджмента судоходства в проливе. К разрешению этой скандальной ситуации подключились государственные органы Китая в лице МИДа. Во время визита министра иностранных дел Китая Тан Цзясюань (Tang Jiaxuan) в Турцию этот вопрос был обсужден, правительство Турции пошло навстречу и сняло запрет.

 

В. 55. Рис. Авианосец «Чиланг» («Варяг») у стенки китайского судоремонтного завода.

В. 56, в.57.

Буксировка корабля длилась 627 дней. После прихода в Китай всякая информация о «Варяге» пропала из открытых источников. Известно только, что китайцы усиленно ведут переговоры с российскими фирмами и компаниями, чтобы получить требуемые чертежи, технологии и оборудование, для завершения восстановительных работ, с 2002 года Варяг стоит в Даляне. Визуально изменений немного – новая окраска и работы на «острове». Однако темпы работ нарастают. Китайцам не терпится обзавестись собственным авианосцем и с его помощью «убедить» Тайвань возвратиться под руку Старшего Брата. Парадокс ситуации состоит в том, что тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» (китайцы переименовали его в «Чиланг») Китай купил у Украины за 20 млн. долларов, а десантный катер ВМФ России на воздушной подушке типа «Зубр» греки покупают по 50 млн. долларов. Новое имя авианосца не оставляет сомнений в том, для чего он в первую очередь предназначен – он назван в честь китайского генерала Чи Ланга (Shi Lang), захватившего в 1681 году Тайвань.

В.58, в.59.

Таким образом, на начало 2001 года КНР получил в свое распоряжение четыре авианесущих корабля, один из них был разобран и досконально изучен, остальные три используются для получения информации техническо-конструкционного плана в тех областях, в которых китайские конструктора испытывают затруднения.

В 1992 году был одобрен план разработки и строительства собственного авианесущего корабля. План обсуждался во всех эшелонах власти, и в 1993 году руководящие лица ВМС Китая озвучили публично намерение Китая начать его разработку и строительство. Но в силу ряда причин, план не был воплощен. Примерно, в 1995 году в японской печати появились сообщения о решении руководства Китая возобновить работы по этому плану, и стремлении построить два авианесущих корабля, в течение 10 лет, начиная с 1996 года. Вполне возможно, что в плане, имевшим изначально цель строительство двух кораблей этого проекта, будет осуществлена корректировка в сторону увеличения числа до трех. По мере спуска на воду, готовые авианосцы будут вводиться в строй трех флотов для придания им, тем самым, большей оперативности, мобильности в развертывании, повышения возможности в выполнении различных задач.

В.60, в.61, в.62.

По сообщениям западных агентств, строительство авианесущего корабля проекта «9985» уже началось (вероятно в 1999 году) на Шанхайском судостроительном заводе (Shanghai jiannan zaochuanchang, Шанхай цзяннянь цзаочуанчан). Поставка стальных листов для строительства осуществляется металлургическим заводом "Шанхай Баошань" (Shanghai Baoshan gantiechang, Шанхай Баошань гантиечан). Водоизмещение корабля составит примерно 48 тыс. тонн. Доказательством может служить тот факт, что на военно-морских базах в Даляне (Dalian), Шанхае (Shanghai), Чжаньцзяне (Zhanjiang) ведется реконструкция причалов, после которой базы будут в состоянии принимать корабли такого класса. В качестве силовой установки, вероятней всего, будут выбраны паровые турбины типа TB-12 китайского производства (производства компании «Лудунчан», Ludongchang) позволяющие развить скорость до 30 узлов. В состав авиагруппы вероятно войдут 24 боевых самолета, а также 13 дополнительных самолетов (разведчики, топливозаправщики, противолодочной обороны). Основу группы, судя по последним сообщениям прессы, все же составят боевые самолеты марки "Су-33". Кроме того, высказывались предложения о включении в состав группы боевых самолетов китайского производства марки «Цзян-7», что, учитывая разницу в требованиях предъявляемых к обслуживанию этих двух типов, представляется маловероятным.

В.63.

Ожидается, что вступление в строй первого авинесущего корабля произойдет к 2008–2009 годах. Принимая во внимание факт закладки корабля в 2000 году, эксперты рассчитывают время вступления в строй примерно по такой схеме: три-четыре года – время, необходимое для постройки, как минимум, один год, уйдет на оснащение, обучение и ходовые испытания займут 2 года, что все вместе составляет минимум 6-7 лет.