Авианосцы Франции

Разгром во Второй мировой войне надолго выбил Францию из списка великих морских держав: практически весь военный флот был потерян. Корабли, большей частью устаревшие, переданные Франции союзниками и полученные в счет репараций у побежденных Германии и Италии, не могли составить костяк национальных ВМС. Поэтому, в результате настоятельных требований военно-морского командования в 1952 году бы­ла принята программа развития флота, предусматривавшая и строительство двух авианосцев. Но тип французского авианосца имел «национальные» особенности в то время как США последовательно увеличивали водоизмещение своих плавучих аэродромов, а англичане безуспешно порывались строить тяжелые авианосцы, французы сразу решили, что им больше подходит легкий корабль. Это объяснялось задачами, ставившимися перед ВМС страны, — защита морских ком­муникаций на Средиземном море и в Бискайском заливе, поддержка сухопутных войск, действующих на при­брежных направлениях, или наведение при необходимо­сти «порядка» в уцелевших колониях. Не исключалась и возможность нанесения ядерного удара силами палуб­ной авиации, но во главу угла ее французы не ставили.

 

А.69. Рис. Французский авианосец «Клемансо» (1961 г.). Водоизмещение 32 800 т, длина: 265 м, ширина: 32 м, скорость 32 узла, экипаж 1900 (582 летный персонал) чел. Вооружение: орудия – 4 100-мм «Кадам»; зенитные установки – 2 «Морской Воробей»; самолеты – 40 («Супер Этандар» — 18, «Этандар-4Р» — 4, «Крусейдер» — 8, «Ализе» — 7)

А.70. Рис. Рис. Схема размещения в артиллерии и авиационного оборудования авианосца «Клемансо» (ДВМЭ стр. 434)

 

Первый авианосец — «Клемансо» — заложили в Бре­сте в ноябре 1955 года. Корабль был спущен на воду в дека­бре 1957-го, а вошел в состав ВМС в ноябре 1961 года. Одно­типный с ним «Фош» был заложен в феврале 1957 года на верфи в Сент-Назаре, спущен на воду в июле 1960-го, а во­шел в строй в июле 1963 года. Именно эти два корабля вместе с атомны­ми подводными лодками составляли костяк ВМС Фран­ции в 1960–1990 годах. В течение своей службы оба авианосца неоднократно ремонтировались и частично модернизировались, в частности, были переоборудова­ны для базирования истребителей-бомбардировщиков «Супер Этандар».

А.71, а.72, а.73.

Во французских авианосных силах флота до второй половине 1990-х годов имелось два многоцелевых авианосца типа «Клемансо» и крейсер-вертолетоносец «Жанна д'Арк».

 

А.74. Рис. Французский атомный авианосец «Шарль де Голль». Водоизмещение 36 600/42 000 т.; основные размерения 261,5/64,4/8,5 м; скорость 28 узлов; экипаж 1256 (94) + 610 + 42 чел. Вооружение: 24 SUPER ETANDER; 10 RAFALE; 3 E-2C; 2 COUGAG; 4х8 УВП ASTER15; 2х6 SADRAL; 8х20-мм АУ.

 

Франция является второй после США страной, ВМС которой имеют в своем составе авианосцы с ядерной энергетической установкой. Решение о строительстве двух новых авианосцев Bretagne и Provence, оснащенных ядерной энергетической установкой было принято Советом обороны Франции в сентябре 1980 года. Авианосцы должны были заменить авианосцы «Клемансо» и «Фош» постройки 1960-х годов.

А.75, а.76, а.77.

Контракт на строительство первого из них, получившего название «Ришелье» (Richelieu), был подписан с фирмой DCN (г. Брест) в феврале 1986 г. В основу проекта были положены разработки атомного авианосца РН-75, выполненные в 1981 году, а также созданные впоследствии варианты проектов РА-78, РА-82 и РА-88. Закладка корабля состоялась 14.04.1989 году, на воду был спущен 14.05.1994 года, ходовые испытания проводились с 1995-го, в строй корабль вступил 30.09.2000 года (по другим данным – в июле 2000 г.) под обозначением R.91 «Шарль де Голль» (Charles de Gaulle). Весьма существенная задержка со вступлением корабля в строй объясняется многочисленными дефектами механизмов, выявленными в ходе испытаний. При этом даже официально принятый командованием ВМС Франции после всех ремонтов корабль в первом же своем походе потерял из-за заводского дефекта часть лопасти гребного винта и вернулся на базу. Основные архитектурные и конструктивные решения авианосца достаточно традиционны. Он представляет собой авианосец с оборудованной паровыми катапультами угловой полетной палубой и надстройкой островного типа, сдвинутой к правому борту.

А.78.

Корпус корабля изготовлен целиком из стали, все соединения выполнены методом электросварки. Основные несущие конструкции, включая полетную палубу, сделаны из броневой стали. По длине корпус разделен водонепроницаемыми переборками на ряд главных водонепроницаемых отсеков, обеспечивающих непотопляемость корабля при затоплении любых трех смежных отсеков. Имеется также второе дно, которое является конструктивной зашитой от навигационных повреждений. Специальную конструктивную защиту имеет реакторный отсек, а также погреба боезапаса и авиатоплива.

А. 79.

Угловая полетная палуба расположена под углом 8,3° к диаметральной плоскости корабля. Она достаточно больших размеров (21,6х195 м), однако для обеспечения нормального взлета самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С Hawkeye ее длину планируется увеличить на 4 м. Взлет самолетов осуществляется с помощью двух паровых катапульт C-13F американской конструкции, изготовленных во Франции по лицензии. Они имеют длину стартовой дорожки 75 м и обеспечивают взлет самолетов взлетной массой до 25 т. За катапультами смонтированы отражатели газовой струи реактивных самолетов при взлете, которые представляют собой охлаждаемые панели сотовой конструкции и в нерабочем состоянии заваливаются заподлицо с полетной палубой. Сама полетная палуба в районе старта покрыта алюминиевыми охлаждаемыми водой панелями, предотвращающими коррозирование палубы.

А.80, а.81., а.82.

Под полетной палубой расположен одноярусный ангар вместимостью до 40 летательных аппаратов размерами 29х138 м и высотой 6,1 м. В самом ангаре и в расположенных в непосредственной близости от него помещениях смонтированы приборы и оборудование, позволяющие проводить техническое обслуживание и текущий ремонт летательных аппаратов и их аппаратуры, а также осуществлять заправку топливом, кислородом и сжатым воздухом. Здесь же производится пополнение боекомплекта самолетов. Емкость цистерн авиационного топлива составляет 3 млн л, погребов авиационного боезапаса – 4900 м3.

Подача самолетов из ангара на полетную палубу производится с помощью двух самолетоподъемников, расположенных по правому борту. Оба они бортового типа. По одному такому самолетоподъемнику было смонтировано наряду с палубным самолетоподъемником на авианосцах типа Clemenceau. Опыт их совместной эксплуатации показал явное преимущество бортовых самолетоподъемников: они не требуют больших вырезов в полетной палубе, которые не только снижают их прочность, но и препятствуют взлету самолетов при опущенном самолетоподъемнике. Кроме того, за счет возможности выхода хвостового оперения самолета за пределы грузовой платформы существенно расширяется типаж базирующихся на авианосце летательных аппаратов. Время полного подъема (опускания) подъемника не превышает 15 сек.

А.83.

В связи с размещением самолетоподъемников в средней и кормовой частях корабля надстройка сдвинута в его носовую часть и расположена по правому борту. Благодаря отсутствию дымовой трубы и воздухоприемных шахт котельных вентиляторов, размеры надстройки сокращены до минимума. В ней оборудованы ходовая, штурманская и оперативная рубки, пост управления полетами и другие служебные помещения. На случай использования авианосца в качестве флагмана корабельной ударной группировки в надстройке устроен также флагманский командный пост.

А.84.

При проектировании надстройки и корабля особое внимание уделялось повышению живучести за счет снижения радиолокационной и акустической заметности, усилению мер безопасности в отношении находящихся на борту боеприпасов, запасов авиационного топлива и т. п. Значительного снижения эффективной площади рассеивания удалось достичь за счет плавного изменения углов наклона бортовых поверхностей надводной части корпуса и надстройки, закругленного сопряжения элементов конструкций, оптимального размещения оружия и технических средств. Все наружное оборудование либо скрыто под палубой, либо установлено на более низком уровне. Кроме того, применяется специальная краска с повышенной степенью поглощения сигналов РЛС.

А.85.

Размещение экипажа на корабле соответствует самым современным достаточно высоким стандартам обитаемости. Есть отдельные зоны для отдыха, приема пиши и сна. Все жилые и служебные помещения подключены к системам вентиляции и кондиционирования воздуха. При этом на авианосце предусмотрена возможность размещения на некоторое время полка морской пехоты численностью около 800 человек.

А.86., а.87.

Авианосец имеет 2-вальную ядерную главную энергетическую установку с двумя атомными реакторами К15, изготовленными французской фирмой GEC-Alsthom по американской лицензии. Суммарная мощность ГЭУ – 76 200 л.с., кампания активных зон реакторов составляет 5 лет. В качестве движителей использованы два 5-лопастных гребных винта постоянного шага. Корабль способен развивать и в течение длительного времени поддерживать наибольшую скорость хода 27 узлов. Автономность по запасам составляет 45 суток, благодаря наличию специального оборудования возможно пополнение запасов в море.

А.88.

В состав базирующейся на авианосце авиагруппы предполагается включить до 36 истребителей-бомбардировщиков Super Etandard или Rafale M, 2-3 самолета ДРЛО Е-2С Hawkeye и 2 поисково-спасательных вертолета AS.565 MB Panther. При этом обращает на себя внимание полное отсутствие ЛА, предназначенных для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок, и наличие сильного ударного ядра - по числу истребителей-бомбардировщиков Charles de Gaulle лишь в 1,5 раза слабее, чем американский авианосец типа «Нимитц» (Nimitz), в то время как его полное водоизмещение меньше в 2,5 раза.

А.89, а.90.

Состав установленного на авианосце артиллерийского и ракетного оборонительного вооружения соответствует американской концепции, которая возлагает задачи противовоздушной и противолодочной обороны авианосца прежде всего на корабли охранения авианосной ударной группы. Поэтому артиллерийское и ракетное вооружение собственно авианосца предназначено в основном для поражения воздушных целей, случайно преодолевших зоны ПВО кораблей охранения. Оно включает две 6-зарядные пусковые установки ЗРК Sadral, две 16-зарядные установки вертикального пуска ракет А50 ЗРК Aster-15 и восемь одноствольных 20-мм артустановок GIAT-20F2.

Постройка авианосца Charles de Gaulle обошлась Франции в 3,2 млрд. долларов. Это произвело на французских законодателей такое же сильное впечатление, какое на американских сенаторов – расходы на создание первого в мире атомного авианосца Enterprise. Поэтому запланированная закладка второго французского авианосца была отменена и в обозримом будущем вряд ли состоится. На сегодняшний день авианосец «Шарль де Голь» является самым современным кораблем военно-морского флота Франции.

 

А. 91. Рис. Французский крейсер-вертолетоносец «Жанна д'Арк». Водоизмещение 10 000/13 270 т; основные размерения 182/24/7,5 м; скорость 26,5 узлов; дальность плавания 6800 (16) миль; экипаж 506 (33) чел. Вооружение: 6 ПКР MM-38; 2х100-мм АУ; 8 SUPER FRELON (ВПП 62х21 м) или 700 человек десанта.

А.92., а93.

 

В отличие от легких авианосцев крейсера-вертолетоносцы предназначены для решения более узкого круга задач, главная из которых — борьба с подводными лодками. Вертолетоносец «Жанна д'Арк» (R97) в мирное время выполняет функции учебного корабля. В угрожаемый период он может быть переоборудован в десантный корабль, способный перебросить морем до 700 пехотинцев. Предполагается исключить его из боевого состава в 2009 году. В отличие от легких многоцелевых авианосцев, развитие крейсеров-вертолетоносцев не получило дальнейшего развития (за последние 30 лет они не строились ни в одной стране мира). В первую очередь это объясняется достаточно узким кругом решаемых ими задач, которые вполне успешно могут быть выполнены легкими многоцелевыми авианосцами.

 

А.94. Рис Французский перспективный авианосец (проект РА2). Водоизмещение 59 000/74 000 т, основные размерения 283/73/11,5 м, скорость 27 узлов, запас хода 10 000 миль (15 уз.), автономность 45 суток, экипаж 900 чел. + 650 чел. летного состава. Вооружение: 32 RAFALE, 3 E-2C, 5 верт.; 5000т. диз.топ. + 5 млн. лит. ав. топ.; 2 лифта x 70 т., 2 катапульты C-13-2 (90 м.); 1x8 ASTER15, 2x6 SADRAL

А.95, а.96

Перспективными планами развития флота предусматривается в 2008 году начать строительство нового корабля с окончанием строительства к 2015 году. Стоимость проекта составляет €2,5 млрд. Французский проект РА2 будет отличаться от английского, главным образом, базированием самолетов Rafale, использующих для взлета и посадки катапульты и аэрофинишеры. Общее количество самолетов и вертолетов на борту составит 40 машин, а полное водоизмещение корабля – не менее 70 тысяч тонн.