Авианосцы США

В 1950—1960 годы американские авианесущие корабли классифицировались по шести типам: ударный авианосец (CVA); противолодочный авианосец (CVS); учебный авианосец (CVT); авиатранспорт (AKV); вспомогательный авиатранспорт (AVT); вертолетоносец (LPH). Основные задачи возлагались на ударные авианосцы. Их самолеты должны были нанести удар ядерным и обычным оружием по военно-морским базам и другим прибрежным стратегическим объектам вероятного противника.

 

а.6. Рис. Американский ударный авианосец «Форрестол» (1955 г.). Водоизмещение 76 000 т, длина 317 м, высота 39 м, ширина 60 м, скорость 33 узла, экипаж 5010 (2220 летный персонал) чел. Вооружение: зенитные установки – 2 «Вулкан» MK.15, 3 «Морской Воробей», самолеты – 80; вертолеты – 8 SH-3G/H Sea King или SH-60F Seahawk

 

Еще в ходе Корейской войны — в 1952 году правительство США приняло решение о возобновлении строительства авианосцев нового поколения. Первым был заложен «Форестол» (водоизмещение – 60 000 т, длина – 319 м, скорость – 33 узла, вооружение – четыре 127-мм пушки и 60–80 самолетов). Этот корабль первоначально рассматривался как тяжелый многоцелевой авианосец, но еще на стадии создания был переквалифицирован в ударный. «Форрестол», был введен в строй в 1955 году. Он сразу предназначался для реактивных самолетов и стал прототипом всех последующих американских ударных авианосцев. В его конструкции отразились все основные направления и особенности развития авианосцев второй половины XX века: угловая полетная палуба, паровые катапульты, автоматическая система, закрытые ангарные палубы, сдвинутые к бортам самолетоподъемники.

А.7, а.8. а.9.

Важным нововведением послевоенных авианосцев явилась автоматическая система, разработанная американцами. Ранее посадка самолетов на палубу производилась, что называется, на глазок, по радиоуказаниям руководителя полетов. Новая система включала оптическую подсистему прожекторов разного цвета для визуального контроля правильности захода на посадку и радиотехническую подсистему, которая передавала управляющие команды непосредственно на автопилот самолета, что облегчало летчику выдерживать посадочные глиссаду и скорость.

Специально для взлета реактивных самолетов была сконструирована паровая катапульта, гораздо более мощная, чем прежние гидравлические, стартового импульса которых не хватало для того, чтобы поднять в воздух реактивный самолет. Дело в том, что реактивные самолеты разгонялись гораздо хуже поршневых, имели больший вес, и с палубы их надо было сильнее «подтолкнуть».

Паровая катапульта была создана в Великобритании. В 1951 году она была установлена на английском авианосце «Пегасус» (типа «Колоссус»), и в течение года 126 летчиков совершили более тысячи взлетов с ее использованием. В 1952 году паровая катапульта на «Пегасусе» стала «выстреливать» в воздух и самолеты с американскими летчиками, которые проходили здесь обучение.

В связи с тем, что американцам предстояло запускать более тяжелые палубные самолеты, они на базе английской катапульты разработали свою более мощную. Во флоте США первым был оснащен паровой катапультой авианосец «Хенкок». Это произошло в 1954 году, когда на этом авианосце типа «Эссекс» были завершены работы по его модернизации. На «Форрестоле» с самого начала была предусмотрена установка четырех паровых катапульт.

Впрочем, наиболее существенная модификация, привнесенная в конструкцию авианосцев с появлением реактивной авиации, — это угловая палуба, иными словами палуба, прямая в носовой части авианосца, а потом отклоняющаяся в сторону на 5—8 градусов таким образом, что край ее нависает над корпусом, примерно напротив «острова». Такая конструкция палубы позволяет пилотам, которым не удалось с первого раза удачно приземлиться, набрать высоту для второй попытки, ничем не мешая самолетам, находящимся в носовой части авианосца.

По планам командования ВМС США с 1952 года намечалось в течение десяти лет ежегодно закладывать по одному ударному авианосцу типа «Форрестол». Однако эта программа выполнялась только до 1958 года. Во второй половине 1950-х годов кроме «Форрестола» в строй вошли «Саратога» (1956 г), «Рейнджер» (1957 г), «Индепенденс» (1959 г). Все эти корабли в 1990-х годах выведены в резерв.

 

А13. Американский авианосец«Китти Хок» (1961 г.). «Китти Хок», «Констеллэйшен», «Америка» и «Дж. Кеннеди» — последние четыре американских авианосца с обычной (неатомной) двигательной установкой. Водоизмещение 61 100/81 430 т.; основные размерения 320,6/39,6/11,4 м.; скорость 32 узла; дальность плавания 12 000 (20 уз.) миль; экипаж 2930 (155) + 2480 (320) + 70 (25) чел. Вооружение: 12 F-18F, 12 F-18C, 24 F-18E, 4 EA-6E, 4 E-2C, 4 SH-60F, 2 HH-60H, 9 SH-60B; 2х8 SEA SPARROW; 2х21 RAM; 2х6 ЗАК.

А.14. Рис. Авианосцы типа «Кити Хоук» после модернизации.

А.15. Рис. Полетная палуба авианосца «Китти Хок»

А. 16. Рис. Авианосец «Джон Ф. Кеннеди» (1968 г.) – последний корабль США этого класса с обычной силовой установкой. (БК стр.203)

 

Одновременно с постройкой серии авианосцев типа «Форрестол» велась разработка более совершенных кораблей. Поэтому заложенный в 1956 году «Кити Хоук» (водоизмещение – 60 000 т, длина 324 м, скорость – 35 узлов, вооружение – 28 пусковых установок УРО и 90 самолетов) имел ряд существенных отличий от «Форрестола». На «Кити Хоук» «остров» был уменьшенного размера и расположен ближе к корме, были изменены места размещения самолетоподъемников и установлены новые более мощные паровые катапульты. Также возросла мощность силовой установки на 20 000 л. с., что позволило увеличить максимальную скорость хода с 33 до 35 узлов. Изменилось и оборонительное вооружение: артиллерийские системы были заменены зенитно-ракетными комплексами. «Кити Хоук» вступил в строй в 1961 году. В том же году на вооружение ВМС США поступил авианосец «Констелейшн» и заложен «Америка». Четвертый корабль этого типа «Джон Кеннеди» был заложен в октябре 1964 года и вошел в строй в 1968 году. Он был последним построенным в США авианосцем с паросиловой энергетической установкой.

 

А.17. Рис. Размеры полетной палубы современного авианосца позволяют проводить строевую подготовку экипажа по любой программе.

А.18

 

В конце 1970-х годов в США принимается программа модернизации авианосцев типов «Форрестол» и «Китти Хоук» с целью повышения их боевой эффективности и продления срока эксплуатации еще на 10—15 лет, то есть, до 40—45 лет. На модернизацию одного корабля отводилось 28 месяцев, но работы по переоборудованию каждого авианосца заняли более длительное время. В период с 1980 по 1998 годы модернизацию прошли «Саратога» (1980—1983 гг.), «Форрестол» (1983—1985 гг.), «Индепенденс» (1985—1987 гг.), «Китти Хоук» (1987—1989 гг.), «Констелейшн» (1989—1992 гг.), «Америка» (1994—1996 гг.), «Джон Ф. Кеннеди» (1996—1998 гг.). После развала СССР запланированная модернизация «Рейнджера» была отменена.

А.19.

Однако огромные расходы оказались напрасными: сейчас из всех этих кораблей только авианосец «Джон Ф. Кеннеди» проходит службу в качестве учебного и резервного корабля, имеющегося в распоряжении флота в экстренных ситуациях. Обычно он выполняет задачи по обучению летчиков, находясь в порту Мэйпорт, штат Флорида. Остальные корабли 2001–2004 годах были выведены в резерв.

 

А.20. Рис. Американский атомный авианосец «Энтерпрайз». Водоизмещение 75 700/94 000 т.; основные размерения 342,3/40,5/11,9 м.; скорость 33 узла; экипаж 3215 (171) + 2480 (358) + 70 (25) чел. Вооружение: 12 F-18F, 12 F-18C, 24 F-18E, 4 EA-6E, 4 E-2C, 4 SH-60F, 2 HH-60H, 9 SH-60B; 2х8 SEA SPARROW*; 2х21 RAM; 2 ЗАК.

 

В связи с развитием атомной энергетики в США с начала 1950-х годов велась разработка авианосца с атомной силовой установкой. В 1953 году они были на полтора года приостановлены из-за сосредоточения конструкторских и финансовых ресурсов на создание реактора для подводной лодки. Но к исходу 1957 года проект атомного авианосца был готов и 25 февраля 1958 года был заложен корабль «Энтерпрайз» (водоизмещение – 75 700 т, длина – 341 м, скорость – 35 узлов, вооружение – 90–100 самолетов), который вступил в строй в 1961 году. Это был первый в мире авианосец с атомной двигательной установкой. «Остров» не содержит в себе труб, но достаточно внушителен по размерам и имеет форму куба, так как в нем размещается панели антенны радара, использующего принцип «фазированной решетки». Как и на «Китти Хок» и на всех авианосцах последующих моделей, главная ВПП имеет с обеих сторон прямоугольное расширение, а скошенная ВПП обозначена белыми демаркационными линиями. Подъемников и катапульт установлено по четыре. По первоначальному проекту вооружения не предусматривалось вовсе, но в 1966 году были установлены три ракетные пусковые установки «Си Спэрроу» («Морской воробей»). На борту размещается 90 самолетов нескольких типов.

А.21, а22, а23.

После вступления в строй «Энтерпрайза» в ВМС США появилась возможность сформировать соединение из кораблей с атомными силовыми установками. В 1964 году такая ударная группировка в составе «Энтерпрайза», атомного ракетного крейсера «Лонг Бич» и атомного фрегата «Бейнбрадж» продемонстрировала свою мощь в ходе кругосветного похода: за 65 суток без дозаправок было пройдено 30 565 миль (около 60 000 км) со средней скоростью 22 узла. Самый обширный в истории военно-морского флота США капитальный ремонт корабля «Энтерпрайз» длился 4 года с 1990 по 1994 год. После ремонта «Энтерпрайз» совершил 15-тое заграничное плавание в конце июня 1996 года, участвуя в ряде операций, запланированных в Средиземном море и Персидском заливе. Срок его боевой службы продлен до 2013 года.

А.24. а.25.

Всем казалось, что с принятием решения о строитель­стве атомного авианосца адмиралы окончательно победи­ли генералов ВВС, но не тут-то было. «Энтерпрайз» обошелся в 445 миллионов долларов. На эти деньги можно было построить несколько сотен стра­тегических бомбардировщиков. Летчикам удалось убе­дить правительство не выделять ассигнования не только на по­стройку очередного авианосца типа «Форрестол», но не был заложен и запланированный к постройке второй корабль типа «Энтерпрайз» (всего предполагалось построить шесть авианосцев этого типа, вошел же в строй только один).

Вьетнамская война 1964—1974 годов еще раз подтвердила важность авианосцев при ведении локальных войн. Именно во время нее широко распространилось известное выражение «дипломатия авианосцев». Опыт этой войны повлиял на решение о строительстве новой серии авианосцев, принятое в 1968 году. Теперь все они должны были иметь атомную силовую установку. Для новых кораблей специально разрабатывались новые реакторы большой мощности (AYW). Проектом предусматривалась установка всего двух реакторов вместо восьми, как это было ранее на «Энтерпрайзе».

А. 26.

Первый атомный многоцелевой авианосец (АВМА) «Честер У. Нимитц» был заложен 22 июня 1968 года. Его строительство продолжалось четыре года, а передача флоту состоялась 3 мая 1975 года. По оценке американских специалистов, при проектировании авианосца «Нимитц» в качестве боевой комплексной системы «корабль — авиационное крыло» были найдены оптимальные решения интеграции всех компонентов: корпуса корабля, главных и вспомогательных машин и механизмов, обеспечивающих систем и оборудования, авиационной техники и оружия, помещений для размещения и обслуживания экипажа авианосца, а также личного состава авиакрыла.

А.27.

Все американские атомные авианосцы этого типа конструктивно практически одинаковы, однако, начиная с четвертого, имеют увеличенное полное водоизмещение, осадку и период между перезарядками топлива ядерных реакторов (до 15 лет). Они могут отличаться составом действующих с них авиакрыльев, комплексом радиоэлектронного вооружения, а также наличием дополнительного оборудования (например, на CVN70 «Карл Винсон» установлен тренажерный комплекс, позволяющий отрабатывать учебно-боевые задачи в масштабе соединения).

Авианосец CVN68 «Нимитц» на момент ввода в строй являлся крупнейшим боевым кораблем в мире. За ним флот пополнили однотипные «Д. Эйзенхауэр», «А. Линкольн», «Дж. Вашингтон», «Дж. Стеннис», «Юнайтед Стейтс» (переименован в «Г. Трумен»), «Теодор Рузвельт», «Авраам Линкольн», «Дж. Вашингтон», «Дж. Стеннис», «Р. Рейган» — большая часть из запланированных 15 авианосцев этого класса, чье назначение — стать ядром ударных авианосных группировок. На каждом базируется 90 летательных аппаратов. Такой корабль способен обеспечивать действия своего авиакрыла 340 суток в году как в глобальной атомной войне, так и в условиях локальных конфликтов, нанося удары по воздушным, морским, подводным целям и береговым объектам. По своей ударной мощи авиакрыло одного «Нимитца» может заменить полтора десятка американских новейших крейсеров типа «Тикондерога».

 

А.28. Американский атомный авианосец «Нимитц» (1975 г.). Водоизмещение 74 000/102 000 т.; Основные размерения 333/40,8/11,9 м.; скорость 30 узлов; экипаж 3200 (160) + 2480 (320) + 70 (25) чел. Вооружение: 12 F-18F, 12 F-18C, 24 F-18E, 4 EA-6E, 4 E-2C, 4 SH-60F, 2 HH-60H, 9 SH-60B; 3x8 ЗРК (70-75) + 4 ЗАК (70-75) или 2х8 SEA SPARROW + 2х21 RAM