Порядок выполнения работы

1. Перед включением установки в сеть проверьте целостность соединительных сетевых проводов, ознакомьтесь с методикой проведения опыта и разберитесь в назначении кнопок и ручек.

2. Включите установку в сеть ~ 220 В. Поставьте переключатель «СЕТЬ» на панели лабораторного модуля в положение «ВКЛ», при этом должен загореться индикатор «СЕТЬ», на LCD дисплее должны отображаться текущие параметры эксперимента.

3. Подключите наушники к выходу «НАУШНИКИ».

4. С помощью кнопок «УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ» установите частоту 1 кГц, ручки «ИНТЕНСИВНОСТЬ ГРУБО» и «ИНТЕНСИВНОСТЬ ПЛАВНО» поставьте в среднее положение.

5. Дайте параметрам стабилизироваться в течение не менее 3-х минут.

6. Наденьте наушники на испытуемого. Нажимая кнопки-переключатели «КАНАЛЫ», добейтесь появления звукового сигнала одновременно в левом и правом наушнике. Во время нажатия кнопок возможно появления помех в наушниках.

7. Используя кнопки-переключатели «КАНАЛЫ», выключите сигнал от одного из наушников (левого либо правого).

8. Вращая ручки «ИНТЕНСИВНОСТЬ ГРУБО» и «ИНТЕНСИВНОСТЬ ПЛАВНО»против часовой стрелки, зафиксируйте значение порога восприятия (показания аттенюатора и ), при котором испытуемый перестает слышать звук. Рекомендуется вращать ручки «ГРУБО» и ПЛАВНО» синхронно, приблизительно соблюдая равенство показаний R и R2, это позволяет снизить ошибки при расчете коэффициента ослабления, соответствующего порогу восприятия по формуле (2.8).

9. Пересчитайте по формуле (2.9) значение коэффициента ослабления порога восприятия , дБ. Данные занесите в таблицу 1.

10.Измерения повторите не менее 3-х раз ( , , ), каждый раз снижая интенсивность от среднего уровня до значения, при котором испытуемый перестает слышать звук.

таблица 1

 

Частота , Гц , дБ , дБ , дБ , дБ , дБ , дБ , дБ
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

11.Не меняя частоты, установить наименьший уровень интенсивности, повернув ручки регулировки ослаблений до упора против часовой стрелки.

12.Вращая по возможности синхронно ручки «ИНТЕНСИВНОСТЬ ГРУБО» и «ИНТЕНСИВНОСТЬ ПЛАВНО»по часовой стрелке, зафиксируйте значение порога восприятия (показания аттенюатора K), при котором испытуемый начинает слышать звук.

13.Рассчитайте по формуле (2.9) значение порога восприятия , дБ. Данные занесите в таблицу 1.

14.Измерения повторите не менее 3-х раз ( , , ).

15.Вычислите среднее значение порога восприятия для данной частоты.

16.С помощью кнопок «УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ» установить другую частоту аудиометра и повторить измерения аналогично пп. 8-15. Все данные измерений и вычислений заносите в таблицу 1. При переключении частоты рекомендуется перед началом измерения подождать в течение ~ 1 минуты для стабилизации параметров.

17.Измерения проделать для всех возможных частот аудиометра, при которых испытуемый слышит звук.

18.Используя кнопки-переключатели «КАНАЛЫ», выключить сигнал от наушника, который вы исследовали в предыдущих пунктах, и подать его на другой наушник.

19.Повторите действия, аналогичные пп. 8-16 для всех возможных частот аудиометра, при которых испытуемый слышит звук для исследуемого уха. Все данные измерений и вычислений заносите в таблицу 1.

20.Проведите испытания для другого уха. Измерения и вычисления занесите в таблицу 2, аналогичную таблице 1.

21.Постройте аудиограммы для левого и правого уха (см. рис. 4).

22.По окончании работы поставьте переключатель «СЕТЬ» на панели установки в положение «выкл», при этом должен погаснуть индикатор сеть и выньте вилку из розетки.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что представляет собой звук? Приведите классификацию звуков.

2. Укажите физические (объективные) характеристики звука.

3. Назовите субъективные характеристики звукового тона и укажите их связь с объективными характеристиками.

4. Сформулируйте закон Вебера – Фехнера.

5. Для чего используют кривые равной громкости? Укажите единицы уровня интенсивности и громкости звука.

6. Что такое порог слышимости и порог боли?

7. Что называется аудиометрией?

8. Что представляет собой аудиометр?

9. Где применяются звуковые методы исследования в клинике?

10.Влияние инфразвука на биологические объекты.