Словарь основных терминов

Аверс – в медальерном искусстве передняя, лицевая сторона монеты, медали в отличие от реверса – оборотной стороны.

Акварель – краска, разводимая водой, а также живопись такими красками.

Акант – лист растения; его изображение часто является декоративным мотивом в изобразительном искусстве и среди классических архитектурных форм.

Акватинта – вид тоновой гравюры на металле, в которой печатная форма изготавливается травлением сквозь припаянную к ее поверхности асфальтовую или канифольную пыль, затем удаляемую. Многократное травление позволяет использовать пятно разнообразной силы тона и фактуры.

Аллегория – изображение, в котором наиболее общие и отвлеченные идеи выражаются иносказательно. За аллегорическими образами закрепляется традиционное содержание в мифологии, религии, фольклоре. Аллегорические образы обычно наделяются атрибутами, поясняющими их смысл.

Алый – теплый оттенок красного цвета.

Альбертина – крупнейший мировой музей графики. Находится в Австрии в Вене. Собрание гравюр и рисунков насчитывает свыше миллиона единиц хранения.

Альбом – тетрадь с листами больших размеров. Предназначена для создания рисунков и акварелей. Изображения в альбомах часто снабжаются посвящениями, стихотворными текстами, комментариями и пр.

Ампир – художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в. в эпоху Наполеона Бонапарта, распространившийся во Франции и в России. Основывается на переосмыслении форм римской античности, в частности образцов римского декора и прикладного искусства. Имел подчеркнутое идеологическое звучание.

Анатомия– наука о внутреннем строении человеческого тела. В художественном образовании известна пластическая анатомия – наука о строении тех органов человеческого тела, которые определяют характер его внешней поверхности: скелета и мышечной основы.

Анималист – художника, изображающий животных.

Антабка – кольцо на цевье и прикладе стрелкового оружия, сквозь которое пропускается ружейный ремень. В художественном оружии часто украшено гравировкой, чеканкой или скульптурным рельефом.

Арбалет – метательное оружие с прикладом и цевьем, на котором крепится лук. Имеет особый механизм натяжения тетивы. Как правило, мощнее лука. В художественном оружии богато украшен с помощью различных техник ДПИ. Арбалеты хранятся во многих музеях мира (Эрмитаж, Оружейная палата в Дрездене, Оружейная палата Московского Кремля). Изображается в произведениях искусства.

Арфа – музыкальный инструмент, частый атрибут аллегорических композиций.

Архетип – прообраз, исторически первый образец, от которого происходят все дальнейшие повторения и вариации данного художественного произведения.

Ассист– в византийской и древнерусской иконописи линейная, штриховая, лучеобразная или орнаментальная прорисовка, наносимая поверх красочного слоя золотом, первоначально наклеиванием на него золотой фольги, позднее – золотой краской; символизирует божественное сияние ликов, а также одеяний изображаемых фигур.

Атрибут – важный объект изображения (материальный предмет), характеризующий сюжет, образы или персонажей. Часто имеет символические значения. Анализ атрибутов позволяет осуществлять процессы атрибуции и экспертизы.

Атрибуция – определение принадлежности произведения искусства конкретному историческому периоду, стилю, направлению, школе или мастеру, его создавшему, т.е. времени и месту создания; то же – датировка и установления авторства.

Аффект – сильное чувство, потрясение, психологическое переживание. Согласно Ж. Делёзу и Ф. Гваттари вызывание аффектов входит в задачу искусства.

Багет– деревянная профилированная планка для изготовления рам и карнизов. Деревянная основа багета часто дополняется лепным орнаментом из гипса, окрашивается или золотится.

Барбы – мельчайшие стружки меди, получаемые при работе офортной иглой в технике сухой иглы на медном листе. Остаются по краям бороздок-штрихов, усиливают линию при печати, придают ей бархатистый, мягкий живописный характер.

Барельеф– скульптурное изображение, выступающее от плоскости фона менее, чем на половину своего объема.

Барокко – причудливый, странный; художественный стиль западноевропейского искусства конца XVI – середины XVIII века и России первой половины – середины XVIII века. Иллюзорность, динамика, патетичность, драматизм, мистическое ощущение пространства, ансамблевые решения – определяющие черты этого стиля.

Батик – техника росписи по ткани.

Бидермайер– художественный стиль первой половины XIX в., распространившийся в Германии, Дании и России в живописи, графике и декоративно-прикладных искусствах. Характеризуется тяготением к интимным, сентиментальным образам, камерности, поэтизации мира вещей, уюта интерьера.

Бистр – коричневая прозрачная краска, приготавливается из древесной сажи. При размывании водой образует широкую шкалу тональных градаций, используется для рисования кистью и пером. (Ср.: рисование сепией и тушью).

Болюс– красно-коричневый масляный грунт холста в живописи. Просвечивая сквозь красочный слой, придавал особую теплоту лессировкам теней.

Бордюр (декоративный) – орнаментальная полоса, разделяющая различные композиционные компартименты на самостоятельные элементы единого целого (фрески и мозаики, декоративных тканей и ковров, интерьера и экстерьера и т.д.).

Борей – в древнегреческой мифологии бог северного ветра. В произведениях живописи, скульптуры и графики изображается в аллегорических сюжетах.

Бредиус-хёйс – дом музей А. Бредиуса, видного голландского искусствоведа, музейщика, коллекционера. Расположен в Гааге (Нидерланды).

Брера – художественный музей мирового значения. Находится в Италии в Милане.

Британский музей – крупнейший мировой музей древнего искусства в Лондоне. Среди коллекций собрания египетского, греческого, римского, кельтского искусства.

Бронза – цветной металл, сплав меди и олова. Стойкий, долговечный, прочный, пластичный, от времени образующий патину. Бронза используется для отливки, ковки и чеканки.

Бук – порода дерева. Древесина бука часто используется в отделочных работах и в ДПИ.

Буравчик – инструмент, применяемый в скульптуре и ДПИ. Представляет собой спиралевидное сверло с рукоятью. Приводится в действие вручную.

Бюст – погрудное скульптурное изображение.

Ватикан – резиденция римского папы, государство. Обладает замечательными художественными собраниями, древнего, средневекового и ренессансного искусства.

Ведута – жанр изобразительного искусства или конкретное произведение, представляющее вид местности, архитектурный пейзаж.

Вохрение – в древнерусской иконописи техника пробелов – лессировок поверх основного тона, главным образом на ликах, написанных охрой. То же, что в византийской традиции – движки, но сделанные мягче – отборкой (штрихованием) или плавью (размывкой).

Гальванопластика – способ получения металлических копий с любого оригинала (металлического или неметаллического – скульптуры, рельефа, вазы и пр.) путем электролиза, т.е. разложением водных растворов солей при прохождении через них электрического тока. Для получения копии снятую с оригинала гипсовую форму покрывают токопроводящим слоем графита и опускают в ванну с раствором, под действием тока на ней восстанавливаются ионы металла – меди, серебра и др. Происходит постепенное наращивание металлического слоя, затем он легко отделяется от матрицы.

Гемма– драгоценный или полудрагоценный камень с резанным углубленным (инталии) или выступающим (камеи) изображением. Искусство резьбы на камнях называется глиптикой.

Гидрия – древнегреческий (шире: античный) сосуд (ваза) для хранения пресной воды. Гидрии богато украшались вазописными изображениями.

Глиптика – искусство резьбы на камнях художественных изображений.

Глиптотека – музей скульптуры и слепков. Одна из самых известных глиптотек: Мюнхенская глиптотека.

Горки иконные – способ изображения скалистого, горного пейзажа в древнерусской иконописи. Своеобразные формы иконных горок – результат особого вогнутого живописного пространства, возникающего в системе обратной перспективы.

Горельеф– разновидность рельефа, в отличие от барельефа изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Готика – художественный стиль (эпоха) в европейском искусстве Средних веков, Возрождения и раннего Нового времени. В архитектуре характеризуется перекрытиями стрельчатой формы, отсутствием массивных стен, широкими и высокими оконными проемами, утонченными пропорциями и дробностью декора и архитектурного рисунка.

Гризайль– роспись, выполняемая градациями одного и того же цвета, чаще серого или коричневого. В искусстве классицизма с помощью изображения светотени обычно имитирует рельеф.

Градация –тональный или цветовой переход от одного тона или оттенка к другому. Мягкая плавная последовательность цветового спектра, обусловленная постепенным изменением светотеневой насыщенности объекта.

Грунт, грунтовка – подготовительный слой специального состава, наносимый на изобразительную поверхность с целью предотвращения впитывания ею связующих веществ красок, придания желаемой фактуры и тона. Грунт бывает клеевым, масляным и эмульсионным (ср. в иконописи: левкас, паволока).

Гурт– ребро монеты и медали.

ДПИ – сокращение: декоративно-прикладное искусство.

Дрезденская картинная галерея – художественный музей живописи старых мастеров.

Дублирование – укрепление поврежденной или обветшавшей основы живописного произведения наклеиванием ее на другую основу. Дублирование чаще всего применяется в области масляной живописи.

Жакмар-Андре – музей в Париже. Включает коллекции европейской живописи и древнего искусства (Египет, древний Ближний Восток). Располагается в особняке эпохи Второй империи с сохранившимися интерьерами. Особняк и коллекции принадлежали супругам Корнелии и Эдуару Жакмар-Андре.

Жанр – термин, классифицирующий художественные произведения по признакам единства содержания и формы, структуры и функции художественного образа.

Живопись – вид изобразительного искусства на плоскости (основе) с использованием цвета и тона. Основными художественно-выразительными средствами являются цвет, пятно, мазок и др. Характеризуется монохромным и полихромным изображением. Имеет свой арсенал средств и специфический инструментарий (кисти, палитра, мастихин и пр.)

Зеленый своды –музей ДПИ и ювелирного искусства в Дрездене.

Зограф, изограф - в Византии и в Древней Руси название живописца; термин содержит высокую оценку профессионализма художника.

Знаменщик – в древнерусской иконописи исполнитель подготовительного рисунка – прориси икон.

Зооморфный – применительно к изображению: «звериный», с использованием образов животных, птиц, рыб, насекомых.

Икона – живописное изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, предмет поклонения в христианской религии. В православии составляют необходимую принадлежность храма, а также служат для домашнего культа верующих. Образно-смысловая система, возводящая мысль и чувство молящихся к божественному архетипу.

Иконография – наука об изображениях, систематическое описание изображений, связанных с определенной идеей, темой, сюжетом, объектом, толкование их смысла, символики, атрибутов. В христианском искусстве иконография – свод правил изображения лиц Священного Писания. Иконографией также называют собрание изображений на определенную тему.

Иконология – направление в искусствознании, поставившее целью раскрытие исторически обусловленного образно-символического содержания произведений искусства.

Иконостас – преграда, отделяющая храм от алтаря и состоящая из нескольких рядов отдельных икон, установленных в определенном порядке на горизонтальных балках – тяблах.

Институт искусств в Чикаго- художественный музей и высшее учебное заведение в Чикаго, штат Иллинойс (США).Славится своей коллекцией импрессионистов и американского искусства.

Историзм – собирательное обозначение различных направлений в искусстве второй половины XIX века, ориентирующихся на возрождение художественных стилей прошлого.

Каррер– художественный музей в Венеции.

Классицизм – художественный стиль, ориентированный на формы античной, прежде всего греческой классики (ср. Ампир). Классицизм как стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм проявился в искусстве Франции XVII века и породил разнообразные движения неоклассицизма в искусстве XVIII – XIX веков.

Киноварь – краска теплого красного оттенка.

Клеймо – в изделиях художественного ремесла миниатюрный знак, печать, метка, свидетельствующий об авторе произведения, о месте его создания или составе материала. В иконописи клейма – небольшие самостоятельные композиции, которые окружают центральное изображение и представляют развернутое житийное повествование.

Кобальт – чаще всего масляные краски холодного зеленого, сине-зеленого и синего оттенков.

Ковчег – прямоугольное углубление в иконной доске, как правило, занимает основную часть лицевой поверхности иконы. От краев доски отделен полями.

Колорит– общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, целостности его цветовых отношений.

Композиция – искусство сочинения, составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее. В художественной деятельности композиция выступает как метод художественно-образного формообразования. Композиция включает в себя организацию конструктивных связей в качестве формальной основы, но не ограничивается ею. В отличие от простой конструкции, все части композиции связаны не только функционально, но и с идеей, замыслом художника.

Конха– в византийской и древнерусской архитектуре полусферическое перекрытие апсиды.

Копирование – повторение существующей или существовавшей в прошлом (реконструкция) композиции. Копирование в художественной практике традиционно выступает средством воспитания и обучения. Копия – абсолютно точное повторение, воспроизведение оригинала (ср. Реплика – повторение с некоторыми отступлениями, изменениями). Авторизованная копия – повторение оригинала, выполненное другим художником с некоторыми отступлениями, изменениями, имеющими особую художественную ценность.

Кракелюры – трещины на поверхности красочного слоя старых картин.

Краплак – темно-красная краска бордового оттенка.

Лакировка – техника покрытия различных материалов тонким слоем лака – прозрачного маслянистого вещества – с целью придания этой поверхности блеска или предохранения ее от вредных воздействий. На Дальнем Востоке, в Китае и Японии, многослойные лаковые покрытия с инкрустацией и резьба по цветному лаку – традиционный вид художественного ремесла.

Левкас – в древнерусском искусстве грунт под роспись: для фресок из мела с глиной, поверх которого наносится слой извести с толченым кирпичом или органическими наполнителями, для икон приготовлялся грунт из мела с рыбьим клеем (паволока).

Лессировка – техника живописи, заключающаяся в последовательном нанесении тонких, просвечивающих красочных слоев. Возможна только в масляной живописи. Противопоставляется корпусным (непрозрачным) краскам и технике пастозного, кроющего письма.

Литография– вид печатной графики, основанный, в отличие от гравюры, на технике плоской печати, при которой поверхность специального литографского камня (известняковых пород) обрабатывается литографским (жировым) карандашом и тушью. После травления зажиренные участки камня принимают краску, а пробельные и протравленные кислотой оказываются к ней невосприимчивы.

Литье– один из способов художественной обработки материалов, чаще всего металла, заключающийся в заполнении ими в жидком, расплавленном состоянии специальных форм, для чего предварительно изготавливается модель (из глины, воска, гипса), с которой снимается такая форма.

Лицевая рукопись – древнерусская рукописная книга, содержащая наряду с текстом иллюстрации – цветные миниатюры.

Личное письмо – в древнерусской живописи исполнение ликов, а также всех частей фигуры, не закрытых одеждой (лица, рук, ног), поручалось опытным мастерам, называвшимся «личниками». Все остальное называлось доличным письмом.

Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета, без учета внешних влияний: рефлексов и светотени.

Лубок– народная деревянная гравюра. Включала изображения и пояснительные надписи, отличалась иносказательностью и юмором. Оттиски часто раскрашивались от руки.

Лузга – бортик ковчега иконы.

Львовская картинная галерея – художественный музей в г.Львове (Украина). Обладает интересной коллекцией живописи старых мастеров, среди которых Эльзасский мастер, Жорж де Латур и др.

Марина – в изобразительном искусстве вид моря, морской пейзаж. Маринист – художник, специализирующийся на изображении морских видов.

Масло, масляные краски – краски, состоящие из минеральных красителей – пигментов, замешанных на растительных маслах (льняном, маковом, ореховом, пихтовом). Связующее медленно сохнет, что позволяет применять разнообразные приемы плотной, пастозной, живописи и прозрачной лессировки, перекрывания одного слоя другим, быстрой работы алла прима или письма по высохшему слою.

Маурицхёйс – известнейший музей, расположен в Гааге (Нидерланды). Располагает богатой коллекцией европейской живописи старых мастеров. Среди картин шедевры Я. Мемлинга, Я. Вермеера, Ф. Воувермана и др.

Модерн – название оригинального художественного стиля конца XIX – начала ХХ века, возникшего в противопоставление подражательным и эклектичным стилям европейского искусства второй половины XIX века (другие названия арат нуво, югендстиль, сецессион). Характерные особенности стиля модерн – атектоничность и декоративность.

Модернизм– собирательное обозначение всей новейших течений, направлений, школ, деятельности отдельных мастеров искусства первой половины XX в., порывающих с традициями (ср. авангард, авангардизм – тенденция отрицания традиций) и считающих эксперимент основой творческого метода в поиске новых форм изобразительного искусства.

Мозаика – изображение, составленное из отдельных кусков цветных камней, стекол (смальта), дерева или иных материалов.

Набросок – рисунок, выполненный, как правило, быстро и непосредственно с натуры; в работе художника служит подготовительным или вспомогательным материалом, этапом, средством. Набросок композиции – эскиз.

Национальная галерея в Лондоне – крупнейший музей живописи средневекового и ренессансного искусства, а также живописи Нового времени.

Неостиль – историческая стилизация, искусственное воссоздание, возврат к старому, ушедшему стилю (ср.: историзм, псевдостили).

Образ художественный – способ и форма освоения и воплощения действительности в искусстве, характеризующийся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества. Как специфическая для искусства форма познания и оценки мира, художественный образ обладает сложной, многосторонней природой, отражающей богатство человеческого бытия и сознания. Образ – результат художественного обобщения, восхождения от единичного явления к типическому, идеальному, воображаемому бытию, он неотделим от своего материального воплощения, предстает как живое индивидуальное явление, наделенное гармонией целого.

Одесский художественный музей – крупнейший в Украине музей русского и украинского искусства.

Олифа – кипяченое в течение длительного времени растительное масло. Применяются в качестве защитных покрытий и пропиток, а также основы для красок. В Древней Руси олифой иконописцы покрывали красочный слой иконы после окончания всех живописных работ.

Оригинал– в искусстве подлинник, подлинно авторское художественное произведение, в отличие от копии, слепка, репродукции.

Офорт – техника углубленной гравюры на металле, в которой рисунок наносится процарапыванием грунта с последующим травлением кислотой.

Паволока – в иконописи и русской деревянной расписной скульптуре – холст или шелк, которым обтягивалось дерево перед нанесением грунта под роспись для прочности.

Панно– произведение декоративного назначения (живопись, мозаика, рельеф), прикрепленное к стене или потолку архитектурного сооружения. В отличие от монументальной росписи живописное панно исполняется вне предназначенного ему места, на холсте маслом или темперой. Часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента) и заполненная живописью или рельефом.

Паркет – набор из поперечных и продольных шпонок, врезанных друг в друга посредством пазов, закрепленный на обратной стороне деревянной доски иконы или картины. Предотвращает деформацию доски как по направлению волокон, так и поперек волокон. На Руси стал применяться с рубежа XVI – XVII веков.

Паспарту– обрамление, окантовка из бумаги или картона для рисунка, эстампа, репродукции.

Пергамон-музей – музей древностей в Берлине на Музейном острове. Обладает редчайшими произведениями античного искусства, среди прочего Пергамским алтарем.

Перспектива– системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания (прямая линейная перспектива, обратная перспектива, воздушная перспектива, сферическая перспектива).

Пленэр – метод работы живописца в жанре пейзажа вне мастерской, на открытом воздухе. Термин введен в творческую практику художниками-импрессионистами, которые стремились к непосредственности в искусстве, к обновлению колорита и палитры живописи.

Подлинник – оригинальное художественное произведение; в древнерусской иконописи – сборник образцов прорисей (контурных рисунков для перенесения на доску) (ср. лицевой подлинник).

Портрет– жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека.

Праздничный ряд, чин – горизонтальный ряд икон, одна из основных частей композиции иконостаса, расположенная над деисусным чином, в которой изображаются сцены из Нового завета, соответствующие отмечаемым православной церковью двунадесятым праздникам.

Прорись – в древнерусской иконописи контурный рисунок, сделанный с оригинала (подлинника) для нанесения на доску, процарапывания по левкасу (знаменить).

Рама – оформление края картины с целью создания условий восприятия глубины изображения: отграничения от окружающего пространства и маскировки реальной толщины изобразительной поверхности.

Резцовая гравюра – вид печатной графики. Изображение получают путем вырезания углублений на поверхности основы. В ксилографии – деревянной. В резцовой гравюре на металле – как правило, медной. Вырезанные углубления на деревянной или медной доске оставляют на бумаге белые следы. Краска снимается бумагой с поверхности доски, отсюда принадлежность резцовой гравюры к высокому (или выпуклому) типу печати.

Резцы – разнообразные инструменты для резцовой гравюры.

Реминисценция – один из способов художественного формообразования, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов, мотивов известных произведений искусства на ту же тему, существовавших ранее. Реминисценция носит творческий и интеллектуальный характер, чем отличается от простого копирования, компиляции и плагиата.

Рокайль – главный элемент орнамента стиля рококо, строящийся на основе формы завитка раковины.

Рококо – художественный стиль второй четверти – середины XVIII века, характеризующийся деструктивностью, камерностью, изысканностью.

Романтизм– направление, тенденция в развитии европейского и русского искусства конца XVIII -первой половины XIX века, основывающийся на устремлении личности к безграничной свободе и духовному совершенству, к недостижимому идеалу, на пафосе творчества. Разочарование в рационалистических идеалах, романтическая ирония и утопизм. В более широком контексте – романтика как постоянный элемент творчества, в своем крайнем выражении тяготеющая к мистике и фантастике.

Ряйксмузей – музей живописи и прикладного искусства в Амстердаме (Нидерланды). Имеет также коллекцию предметов историко-культурного значения, голландского быта XVI – XIX вв. Среди шедевров «Ночной дозор» Рембрандта.

Сангина– мягкий карандаш, дающий матовый красно-коричневый тон, приготовляется из глины (охра) и связующих веществ.

Сентиментализм – направление в культуре и искусстве рубежа XVIII – XIX вв., утверждающий культ природы, естественного чувства, прирожденной человеку нравственной красоты, оказавшее значительно влияние на живопись (портрет, пейзаж), графику и садово-парковое искусство.

Сепия – прозрачная коричневая краска для рисунков кистью и пером. Натуральная сепия приготовлялась из чернильного мешка морского моллюска, с ХХ в. – искусственным способом.

Символ – значение с. выходит за пределы, определяемые непосредственно изображенным явлением, указывая на смысл, хотя и слитый с художественным образом, но ему не тождественный. Символу присуща многозначность, иногда граничащая с неясностью, двусмысленностью.

Символизм– направление в литературе, музыке и изобразительном искусстве начала ХХ века, основывающийся на представлении об искусстве как о символе непознаваемых сущностей мира, видений и грез. Художественный язык символизма основывается на многозначности образа, игре метафор и ассоциаций.

Станковые искусства (от «станка», на котором создаются произведения – мольберт, скульптурный станок) - произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной и неотъемлемой части. Основной формой станковой живописи является картина.

Старая пинакотека –музей живописи в Мюнхене. В коллекцию в основном включены произведения от Средних веков до XVIII века. В собрании хранятся работы Рогира ван дер Вейдена, Дюрера, Н. Пуссена, Ф. Буше.

Стиль– устойчивое единство художественной образной системы, выразительных средств искусства. В современной научной терминологии: - индивидуальная манера художника; - характерные признаки какой-либо группы памятников или художественного направления внутри исторического периода; - сумма устойчивых признаков, характеризующих образную и формальную структуру, свойственную искусству той или иной исторической эпохи.

Стилизация– 1) декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема; 2) имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте.

Суровый стиль – направление в официальном советском искусстве, художники которого допускали возможность изображать неприкрытую правду, критику неприглядных сторон действительности. Содержание произведений характеризуется глубоким пониманием проблем общественных отношений, личной судьбы человека, трагизма исторических коллизий. Темы, поднимаемые художниками сурового стиля, часто были далеки от жизнерадостной бравады магистральных явлений советского искусства. В работах философски осмыслялись художественными методами вопросы личного счастья, горя, одиночества, морального выбора человека, непризнанного таланта, забытого героизма и др. К мастерам сурового стиля относят: Г.М.. Коржева, ЕЕ. Моисеенко, В.Е. Попкова, Д.Д. Жилинского, Т.Т. Салахова и др.

Тейт галерея – музей живописи старых мастеров в Лондоне.

Тон – светло-теневая пропорция, отношение светлого и темного в живописи и графике. Тональной насыщенностью могут характеризоваться не только градации черного, белого и серого, но и спектральные цвета по степени яркости (например, краплак, темно-красный, алый).

Увраж – название дорогого художественного издания, обычно альбома гравюр большого формата с видами городов или пейзажами, а также сами эти гравюры.

Умбра – краска холодного коричневого оттенка. Качество цвета характеризуется значениями от серо-зеленого к серым охрам.

Уффици – крупнейший музей живописи старых мастеров. Одно из старейших собраний мира (с XVI века). Находится в Италии во Флоренции. Автор проекта здания – живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари.

Фактура – зрительно-осязательное качество какой-либо поверхности. Восприятие фактуры зависит от освещенности. В изобразительном искусстве фактура характеризует качество материалов и приемов.

Фибула – застежка-булавка для плаща и других элементов драпировок-одеяний. Применялась в Европе от бронзового века до Средневековья. Фибулы богато украшались в различных техниках ДПИ. Изготавливались из цветных и драгоценных металлов.

Фигуративное искусство – произведения живописи, скульптуры и графики, в которых в отличие от отвлеченной орнаментики и абстрактного искусства присутствует изобразительное начало.

 

Финифть – особая техника ДПИ, в которой используется в качестве основного материала цветная эмаль на металлической основе.

 

Фолиант – книга или рукопись самого большого формата бумажного листа, сложенного вдвое. Манускрипты-фолианты украшались миниатюрами и маргиналиями на полях.

 

Фреска – техника стенной росписи водяными красками по сырой штукатурке, впитывающей их до определенной глубины, что обеспечивает прочность красочного слоя.

Шинуазри- в декоративном и изобразительном искусстве XVII-XVIII вв. мотивы китайского искусства, изображение китайцев, китайских беседок, китайского пейзажа и т.д.; имитация восточного фарфора и лаков.

Шпонки – деревянные планки, врезаемые в обратную сторону иконной доски поперек древесных волокон. Предохраняют доску от деформации.

Штеделевский художественный институт - художественный музей живописи, скульптуры и графики во Франкфурте-на-Майне. В коллекции представлены работы Я. Ван Эйка, Боттичелли, Я. Вермеера и др.

Щит – в экспозиционной работе: оборудование для демонстрации плоских материалов (картин, гравюр, карт, фотографий). Должны обладать особыми декоративными, техническими и эргономическими характеристиками.

Эгида – часто изображаемая в аллегорических и историко-мифологических сюжетах щит-накидка бога Зевса, а также Аполлона и Афины. По преданию была сделана из шкуры козы Амалфеи. Во множестве встречается в античных скульптурных изображениях Афины-Минервы.

Эклектика – художественный метод, основывающийся на соединении несовместимого, различных чужеродных явлений в одном художественном образе.

Экорше – скульптура, изображающая фигуру человека с открытой мышечной структурой, созданная Ж.-А.Гудоном в 1767 г. в качестве анатомического пособия для начинающих художников.

Экуан – город и замок во Франции недалеко от Парижа. В замке располагается национальный музей Ренессанса с превосходными коллекциями живописи, скульптуры, графики и ДПИ.

Экран – приспособление для проекции кино-, фото- и видеоизображений. Широко применяется в музейно-выставочной деятельности и учебной работе.

Эстамп – оттиск на бумаге с печатной формы, лист, отпечаток; изображение, выполненное в одной из техник печатной графики.

Эстетика – наука (философская дисциплина) о чувственно-духовном отношении человека к миру.

Якорь – устройство для фиксации судна за подводный грунт, или грунт морского побережья. В античном судоходстве применялся во время шторма, чтобы корабль не выбросило на берег и не разбило о скалы. В христианском искусстве якорь символизировал Спасение души, или самого Спасителя, Иисуса Христа.

Ярь-медянка – краска ярко-зеленого оттенка. Получают путем окисления меди.

Список рекомендуемой литературы.

 

а) основная литература:

 

  1. Арасс Д. Деталь в живописи / Д. Арасс; пер. с фр. Г.А. Соловьевой. – Спб.: Азбука-классика, 2010. – 464 с., ил.
  2. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. – М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2006.
  3. Бобров Ю.Г. Иконография древнерусской живописи. – СПб., 1996.
  4. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. – М., 1987.
  5. Варбург А. Великое переселение образов / А. Варбург; пер. с нем. Е. Козиной. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 384 с., ил.
  6. Вос Д. де. Нидерландская живопись. Шедевры старых мастеров. – М.: Белый город, 2002.
  7. ДаниэльС.М. Искусство видеть: О творческих способностях восп­риятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С.М.Даниэль. — Л.: Искусство, 1990. — 223 с.: ил.

10. Панофский Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / Э.Панофский; пер. Ю.Н.Попова. — СПб.: Ахiома, 1999. — 228 с. — (Классика искусствознания). — Библиогр. в примеч.

  1. ПанофскийЭ. Смысл и толкование изобразительного искусства =Me­aning of the Visual Arts: Статьи по истории искусства / Э.Панофски; ред. А.К.Лепорк; пер. с англ. В.В.Симонова. — СПб.: Академ. проект, 1999. — 395 с.: ил. — (Мир искусства).
  2. ПанофскийЭ. Этюды по иконологии / Э.Панофский; пер. с англ. Н.Г. Лебедевой, Н.А. Осминской. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 432 с., ил.
  3. Римская-Корсакова С.В. Атрибуция ряда портретов петровского времени на основании технико-технологического исследования / С.В. Римская-Корсакова // Культура и искусство петровского времени. – Л.: Наука, 1977.
  4. Тетерятников В. Иконы и фальшивки / В. Тетерятников. – Нью-Йорк – СПб.: Фонд поддержки гуманитарного знания, 2009. – 144 с., ил.
  5. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве / М. Фридлендер; пер. с нем. М. Ю. Кореневой. – СПб. Андрей Наследников, 2013. – 245 с., ил.

 

б) дополнительная литература

 

7. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И. Акимова. - СПб., Азбука-классика, 2007. – 400 с.

8. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И. Акимова. - СПб., Азбука-классика, 2007. – 464 с.

9. Алпатов М.В. Сокровища русского искусства XI – XVI веков: Живопись. – Л.: 1971.

10. Андреева Е.Постмодернизм: искусство второй половины XX – начала XXI века / Е.Ю.Андреева. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 484 с.: цв. ил. – (Новая история искусства). – Библиогр. в тексте примеч.

11. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Пер. с древнегреч. – Минск: Литература, 1998. – 1392 с.

12. Афанасьева В. К. Искусство Древнего Востока / В.К. Афанасьева, В.Г. Луконин, Н. Померанцева. - М.: Искусство, 1976. – 375 с. – (Малая история искусств)

13. БартеневИ.А. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное посо­бие / И.А.Бартенев, В.Н. Батажкова. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 384 с.: ил. — Библиогр.: С. 253 — 256.

14. ВансловВ.В. Что такое искусство / В.В. Ванслов. — М.: Изоб­разительное искусство,1988. — 328 с.: ил. — Библиогр. в примеч.: С. 323-326.

15. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволю­ции стиля в новом искусстве / Г.Вельфлин; пер. с нем. А.А. Франковско­го. — СПб.: Мифрил, 1994. — 428 с.: ил. — (Классика искусствознания).

16. Верещагина А.Г. Художник, время, история. Очерки русской исторической живописи XVIII- начала ХХ в. / А.Г. Верещагина. – Л.: Искусство, 1973. – 130 с.

17. Виннер А.В.Материалы масляной живописи / А.В. Виннер; под общ. ред. И.Э.Грабаря. – М.: Сварог и К, 2000. – 478. с. – Библиогр.: С.467 – 470.

18. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р.Виппер. – М.: В.Шевчук, 2004. – 364 с.: — Библиогр. в примеч.: С.
364 — 365 и в подстроч. примеч.

19. Виппер Б.Р. Ренессанс, Барокко, Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV – XVII веков: Сборник статей / Отв. ред. Б.Р.Виппер, Т.Н.Ливанова. – М.: Наука, 1966. – 348 с.: 39 л. ил.

20. Герман М.Ю. Модернизм: искусство первой половины XX в. /
М.Ю.Герман. – 2-е изд., исправ. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 476 с.: ил. – (Новая история искусства). – Библиогр.: С. 400 – 401.

21. Голубева О.Л. Основы композиции: Учебное пособие / О.Л. Голубева. — М.: Изобразительное искусство, 2001. — 120 с.: ил. — Библиогр.: С. 117 — 119.

22. Гончаров А. Об искусстве графики / А.Гончарова. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 84 с.: ил.

23. Гращенков В.Н. Антонелло да Мессина и его портреты. – М.: Искусство, 1981.

24. Деготь Е.Ю. Русское искусство XX века / Е.Ю.Деготь. – М.: Трилистник, 2000. – 224 с.

25. Евстратова Е.Н. Скульптура / Е.Н.Евстратова. — М.: СЛОВО/SLO­VO, 2001. — 48 с.: ил. — (Что есть что в искусстве).

26. Ильина Т.В. История отечественного искусства. От Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для вузов / Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб.и доп. - М.: Юрайт, 2010. – 473 с.

27. Казель Р., Ратхофер И. Роскошный часослов герцога Беррийского. Les très riches heures, – М.: Белый Город, 2002.

28. Калязина Н.В. Русское искусство петровской эпохи / Н.В. Калязина, Г.Н. Комелова. - Л.: Художник РСФСР, 1990. – 272 с.

29. Комаров А.А.Технология материалов стенописи / А.А.Комаров. – М.: Изобразительное искусство, 1989. – 240 с.: ил. – Библиогр.: С. 229 – 231.

30. Лазарев В.Н. Русская иконопись: в VI кн. – М., 1983.

31. Лужецкая А.Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало ХХ в. / А.Н.

32. Мандер К. ван. Книга о художниках. – СПб.: Азбука-Классика, 2007.

33. Манин В.С. Русская живопись XIX в. / В.С. Манин. – М.: Союздизайн, 2005. – 320с.

34. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. – СПб.: Изд.дом «Коло», «Университетская книга», 2005. – 576 с.

35. Маца И.Л. Проблемы художественной культуры ХХ века / И.Л.Маца. – М.: Искусство, 1969. – 208 с.

36. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в Средние века. – М.: Искусство, 1964.

37. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г. Нессельштраус. - СПб.: Азбука-классика, 2000. - С. 27-88.

38. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. – СПб.: Аврора, 2000.

39. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века: классицизм,
романтизм / В.И.Раздольская. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 365 с.: цв. ил. – (Новая история искусства).– Библиогр.: С. 344 – 346.

40. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века / В.И.Раздольская. – Л.: Искусство, 1981. – 319 с.: ил. – (Очерки истории и теории изобразительных искусств). – Библиогр.: С.309–313; библиогр. в примеч.: С. 304

41. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись 17 века. Тематические принципы / Е.И.Ротенберг. – М.: Искусство, 1989. – 287 с.: цв. ил. – Библиогр.: С. 278 – 281.

42. Сарабьянов Д.В. Модерн: История стиля / Д.В. Сарабьянов. – М.: Галарт, 2001. – 343 с.: цв. ил. – Библиогр. в примеч.: С. 320 – 322.

43. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских
школ: Опыт сравнительного исследования / Д.В.Сарабьянов; вступ. ст. Г.Г.Поспелова. – М.: Советский художник, 1980. – 261 с.: 80 л. ил., цв. ил. – (Библиотека искусствознания).

44. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима / Г.И. Соколов. - М.: Искусство, 1971.
– 232 с.

45. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV – XVII веков. Реальность и символика. – М.: Искусство, 1994.

46. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века. – СПб.: Азбука-классика, 2006.

47. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век. – СПб.: Азбука-классика, 2007.

48. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. – СПб.: Азбука-классика, 2009.

49. Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран / Н.Д. Флиттнер. – М.: Искусство России, 2008. – 386 с.

50. Фрейд З. Художник и фантазирование / З.Фрейд; пер. с нем. под ред. Р.Ф. Додельцева, К.М.Долгова. — М.: Республика, 1995. — 398 с.: ил. — (Прошлое и настоящее).

51. Фромантен Э. Старые мастера. – М.: Изобразительное искусство, 1996.

52. Чегодаев А.Д. Страницы истории советской живописи и советской графики / А.Д.Чегодаев. – М.: Советский художник, 1984. – 486 с., ил.

53. Чубова А. П. Искусство Европы IV-V вв. / А.П. Чубова. - М.: Искусство, 1970. – 279 с.

54. Якимович А.К. Новое время: искусство и культура XVII – XVIII веков / А.Якимович. – СПб.: Азбука-классика, 2004 – 436 с.: цв. ил. – (Новая история искусства). – Библиогр.: С. 411 – 413.