Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность валового дохода фирмы и только явных издержек производства

Экономическая прибыль - разность между бухгалтерской и нормальной прибылью, когда из выручки вычитаются не только явные, но и неявные издержки. Наличие экономической прибыли свидетельствует о благоприятных перспективах развития предприятия или фирмы.

Явные издержки – фактические затраты на производство продукцииНеявные издержки – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.

 

19. Преимущества и недостатки рыночного механизма. У рыночного механизма есть как преимущества, так и недостатки. К его преимуществам относят:

экономическую демократию – свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);

Экономические ресурсы используются более эффективно и быстро внедряются новые технологии.

гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям,

способность к удовлетворению разнообразных потребностей, максимально удовлетворяется спрос, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.

Лучше осуществляется материальное стимулирование участников рынка, т.к. более четко прослеживается зависимость между реальным вкладом в результаты экономической деятельности и размером получаемого дохода.

 

Саморегулирующаяся система. Она не требует громоздкого управленческого аппарата.

Естественная система. Она прошла многовековой путь самосовершенствования.

Точка зрения о том, что рынок – это идеальная экономическая система, родилась в 18 в., когда капитализм уверенно вытеснял пережитки феодальных отношений. Однако уже в начале 19 в. начались кризисы перепроизводства, которые показали, что капиталистическая рыночная система периодически уничтожает часть общественного богатства. Марксистская политическая экономия впервые стала рассматривать рынок как исторически преходящую систему, которая со временем будет заменена плановым регулированием. В 20 в. критика рынка как «лучшего из миров» стала еще более сильной, особенно после Великой депрессии 1929–1933 – величайшей экономической катастрофы за всю историю рыночного хозяйства. После этого постепенно общепринятым стало мнение, что чисто рыночное регулирование опасно для общества.

В современной экономической науке принято выделять следующие органические недостатки («провалы») рыночного механизма:

Не способствует сохранению невоспроизводимых природных ресурсов – не имеет механизма защиты окружающей среды и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, богатств океана);

Не создаёт стимулов для пр-ва товаров и услуг коллективного пользования; не создает стимулы для производства общественных благ. Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

 

Развивается неравномерно, импульсно; Циклический характер экономического развития, что приводит к недоиспользованию экономических ресурсов и безработице в периоды экономического спада и депрессии.

Инфляция.

 

Ослабление конкуренции из-за монопольных тенденций, а также из-за лоббирования гос. органов.

Не ориентирован на решение социальных проблем. Невозможность распределять экономические ресурсы с учетом наиболее полного удовлетворения всех необходимых общественных потребностей, включая науку, образование, здравоохранение, экологию, борьбу со стихийными бедствиями, оборону, культуру, инфраструктуру.

Решение этих проблем в основном берет на себя государство, становясь участником не только политических, но и экономических отношений.

Либеральные экономисты утверждают, что недостатки («провалы») государства оказываются даже более опасными, чем «провалы» рынка, а потому рыночная система является хотя и не идеальной, но все же лучшей из возможных альтернатив. Попытка стран социалистического лагеря доказать преимущества плановой экономики перед рыночной окончилась в 20 в. провалом. Поэтому в современном мире рынокостается главной экономической системой, хотя он охватывает не все сферы хозяйственной жизни, а действие «невидимой руки» рынка часто корректируется «видимой рукой» государства, крупных корпораций, неправительственных организаций и т.д.

20. Формирование цены и определение объема производства в условиях рынка неограниченной конкуренции.

 

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночнойэкономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации то-варов. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую по-купатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночнойэкономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентри-руются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запро-сы, спрос, предложение и т. д. Цена является конечным показателем, характе-ризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участниковпроцесса товарообмена – производителей и потребителей.