Организационно-экономическая характеристика организации

Данный раздел представляется в отчете в том виде (объеме и форме) в котором он будет представлен в выпускной квалификационной работе. Он должен содержать следующую информацию об организации:

1. Наименование, организационно-правовая форма, юридический статус организации, форма собственности, юридический адрес.

2. Основные направления деятельности (отраслевые сегменты бизнеса) и виды выпускаемой продукции (состав и структура выручки от продаж – таблица 1). Виды и формы внешнеэкономической деятельности (при ее наличии).

3. Технологические особенности производства.

4. Организационная структура, структура управления организацией.

5. Финансово-учетные (экономические) службы организации, их основные функции (наличие системы внутреннего контроля, организация финансово- аналитической работы).

6. Форма бухгалтерского учета, его автоматизация (бухгалтерская программа), система налогообложения и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

7. Инвестиционная и инновационная деятельность организации.

8. Основные положения учетной политики организации (в части темы ВКР).

9. Анализ финансово-хозяйственной деятельности за 3-5 лет.

10. Прочая информация о предприятии, которая может представлять интерес для внешних пользователей и для раскрытия темы ВКР (предусмотренные учредительными документами вопросы распределения прибыли, дивидендной политики, формирования акционерного капитала, дополнительной эмиссии акций, выхода на фондовый рынок и котировок на них акций компании и т. д.)

 

По перечисленным выше вопросам студент должен изучить существующее положение дел, определить «узкие места» финансово-хозяйственной деятельности, сделать выводы, наметить возможные варианты улучшения деятельности организации, обсудить их с руководителем практики от организации и кратко отразить их в отчете о практике.

Результаты расчетов основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблицы 2 (для производственных предприятий) и таблицы 3 (для торговых организаций).

 

 

Таблица 1 - Состав и структура выручки от продаж

Виды продукции, товаров, работ, услуг* 200__ год 200__ год 200__ год   200__ г. к 200__ г., %
тыс. руб % к итогу тыс. руб % к итогу тыс. руб % к итогу
               
               
               
               
               
               
               
               
Итого        

*-в торговых организациях информацию можно представить в разрезе товарных групп

 

 

Таблица 2 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации (для производственных предприятий)

Показатель 20__ г. (базисный) 20__ г. (прошлый) 20__ г. (отчетный)   Отклонение (+/-) Отчетный год в %
К базисному году К прошлому году К базисному году К прошлому году
1.Объем производства и продаж
1.1. Товарная продукция в фактических ценах, тыс.руб *              
1.2.Выручка от продаж, тыс. руб. - в текущих ценах - в сопоставимой оценке**              
2. Объем используемых ресурсов, капитала и затрат.
2.1.Среднесписочная численность работников, чел.              
2.2.Среднегодовая стоимость основных средств , тыс.руб -собственных основных средств -с учетом арендованных основных средств              
2.3. Фондовооруженность, тыс. руб.              
2.3.Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.              
2.4. Общая величина финансовых ресурсов (капитала), тыс. руб.              
2.5. Чистые активы, тыс. руб.              
2.6. Полная себестоимость проданной продукции, работ, услуг, тыс. руб.              
2.7. Фонд оплаты труда, тыс. руб.              
3. Финансовые результаты
3.1. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.              
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.              
3.3. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.              
4. Эффективность использования ресурсов, капитала и затрат
4.1Производительность труда одного работника (годовая), тыс. руб.              
4.2 Фондоотдача, руб.              
4.3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, количество оборотов           Х Х
4.4 Период оборота оборотных средств, дни           Х Х
4.5. Затраты на 1 рубль выручки (затратоемкость продукции), руб.              
4.6. Среднегодовая оплата труда одного работника, тыс. руб.              
4.7. Рентабельность произведенных затрат (основной деятельности), %           Х Х
4.8. Рентабельность (убыточность) оборота (продаж), %***           Х Х
4.9. Рентабельность активов (капитала), %***           Х Х
5. Финансовое состояние организации
5.1. Коэффициент автономии           Х Х
5.2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.           Х Х
5.3. Коэффициент абсолютной ликвидности           Х Х
5.4.Коэффициент промежуточной ликвидности           Х Х
5.5. Коэффициент текущей ликвидности           Х Х
5.6. Степень платежеспособности по текущим обязательствам           Х Х
5.7.Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности           Х Х
5.8. Тип финансовой устойчивости****       Х Х Х Х

*- по полной фактической себестоимости (дебетовый оборот по счету 43)

**-в текущих ценах – данные Отчета о прибылях и убытках; в сопоставимой оценке – пересчет с учетом индексов инфляции

***-рентабельность оборота (продаж) может быть рассчитана по прибыли от продаж либо по чистой прибыли (указать по какой прибыли рассчитывался показатель); рентабельность активов (капитала) – по чистой прибыли

****-либо класс финансового состояния в соответствии с комплексной рейтинговой оценкой

 

Таблица 3 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности (для торговой организации)

Показатель 20__г. (базисный) 20__ г. (прошлый)   20__ г. (отчетный)   Отклонение (+/-) Отчетный год в %
К базисному году К прошлому году К базисному году К прошлому году
1.Объем продаж
1.2.Товарооборот, тыс.руб. - в текущих ценах - в сопоставимой оценке *              
2.Объем используемых ресурсов, капитала и затрат.
2.1.Среднесписочная численность работников, чел.              
2.2. Среднегодовая стоимость основных средств , тыс.руб -собственных основных средств -с учетом арендованных основных средств              
2.3. Фондовооруженность, тыс. руб.              
2.4.Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.              
в том числе товарных запасов              
2.5. Общая величина финансовых ресурсов (капитала), тыс. руб.              
2.6. Чистые активы, тыс. руб.              
2.7. Издержки обращения, тыс. руб              
2.8. Фонд оплаты труда, тыс. руб.              
3. Финансовые результаты
3.1 Валовой доход, тыс.руб.              
3.2. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.              
3.3. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.              
3.4. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.              
4. Эффективность использования ресурсов, капитала и затрат
4.1. Производительность труда одного работника (годовая), тыс. руб.              
4.2. Фондоотдача, руб.              
4.3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, количество оборотов,             Х Х
в том числе товарных запасов           Х Х
4.4 Период оборота оборотных средств, дни,             Х Х
в том числе товарных запасов           Х Х
4.5. Уровень издержек обращения в товарообороте, %           Х Х
4.6. Уровень валового дохода в товарообороте, %           Х Х
4.7. Рентабельность (убыточность) товарооборота, % **           Х Х
4.8. Рентабельность активов (капитала) % **           Х Х
5. Финансовое состояние организации
5.1. Коэффициент автономии           Х Х
5.2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.           Х Х
5.3. Коэффициент абсолютной ликвидности           Х Х
5.4.Коэффициент промежуточной ликвидности           Х Х
5.5. Коэффициент текущей ликвидности           Х Х
5.6. Степень платежеспособности по текущим обязательствам           Х Х
5.7.Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности           х х
5.8. Тип финансовой устойчивости       х х х х
                             

*-в текущих ценах – данные Отчета о прибылях и убытках (выручка от продаж); в сопоставимой оценке – пересчет с учетом индексов инфляции

**-рентабельность товарооборота рекомендуется рассчитывать по прибыли от продаж; рентабельность активов (капитала) – по чистой прибыли

***-либо класс финансового состояния в соответствии с комплексной рейтинговой оценкой

 

Если базой практики является финансово-кредитная или бюджетная организация, то перечень основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, представляемых в аналогичной таблице (таблицах), устанавливается с учетом особенностей деятельности объекта исследования и согласовывается с руководителями практики от кафедры.

 

 

2. Аудит (по одному из участков учета и по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами)

В разделе «Аудит» следует представить рабочие материалы по проведению аудиторской проверки отдельного участка бухгалтерского учета (в соответствии с темой выпускной работы) и аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и взносам, уплачиваемым предприятием. Например, если тема ВКР работы «Учет и аудит основных средств» или «Учет и анализ основных средств» студент отрабатывает вопросы, связанные с аудитом основных средств на предприятии и расчетов с бюджетом по налогам. Если же тема дипломной работы «Анализ бухгалтерской отчетности», «Анализ финансовой устойчивости» и т.д. студент проводит проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия и расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами необходимо провести по следующим налогам и взносам: налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, страховым взносам во внебюджетные фонды. Если предприятие не является налогоплательщиком перечисленных налогов, в связи с переходом на уплату единого налога (УСНО, ЕНВД, ЕСХН) или тема выпускной работы связана с учетом и аудитом расчетов с персоналом по оплате труда, то следует провести аудиторскую проверку расчетов по единому налогу, НДФЛ и по страховым взносам во внебюджетные фонды.

Таким образом, в данном разделе отчета целесообразно выделить два подраздела:

2.1. Аудит по отдельному участку учета, например «Аудит основных средств»).

2.2. Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и взносам.

 

Для раскрытия вопросов аудита студент должен знать:

· Законодательные и нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ, в том числе федеральные стандарты аудиторской деятельности и федеральные правила (стандарты) аудита.

· Методики проведения аудиторской проверки.

Этап планирования аудиторской проверки должен включать следующие аудиторские процедуры:

1. По результатам тестирования произвести оценку системы внутреннего контроля в организации.

2. Рассчитать аудиторский риск и уровень существенности (показатели уровня существенности рассчитываются по предлагаемым методикам расчета в приложении к методическим рекомендациям по выполнению курсовой работы по дисциплине «Аудит»)

3. Разработать единый план и программу аудиторской проверки по отдельному участку учета (либо в целом по проверке бухгалтерской отчетности) и по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Пример оформления плана аудиторской проверки учета материалов и расчетов с бюджетом по налогам представлен в следующем рабочем документе:

 

 

План аудита материалов и расчетов с бюджетом по налогам

Проверяемая организация Сунское ДУ-37
Период аудита 01.01.2012-31.06.2012
Вид аудита Выборочный
Руководитель проверки и исполнитель Крутихина Л.Ю.
Планируемый аудиторский риск 4%
Общий уровень существенности 90000 руб.
Планируемый уровень существенности по материалам 17000руб.
Планируемый уровень существенности по расчетам с бюджетом 18060 руб.
№ п/п Планируемые виды работ Сроки проведения проверки Исполнители  
 
Аудит положений учетной политики предприятия, отражающих порядок учета материалов и налоговой учетной политики 01.08-02.08.12 Крутихина Л.Ю.  
Проверка правильности документального оформления договоров и первичных документов по учету материалов 02.08-06.08.12 Крутихина Л.Ю.  
Аудит операций по поступлению и выбытию материальных ценностей и оценки материалов 06.08.-10.08.12 Крутихина Л.Ю.  
Аудит аналитического и синтетического учета движения материалов на складах и в бухгалтерии 10.08-15.08.12 Крутихина Л.Ю.  
Аудит инвентаризации материалов 17.08-19.08.12 Крутихина Л.Ю.  
Аудит налогового учета материалов 20.08-26.08.12 Крутихина Л.Ю.  
Аналитические процедуры 26.08-28.08.12 Крутихина Л.Ю.  
Аудит правильности исчисления и уплаты НДС 29.08-30.08.12 Крутихина Л.Ю.  
Аудит правильности исчисления и уплаты налога на прибыль 1.09-3.09.12 Крутихина Л.Ю.  
Аудит правильности исчисления и уплаты НДФЛ 4.09-5.09.12 Крутихина Л.Ю.  
           

 

4. Программу аудиторской проверки студенты составляют в соответствии с запланированными аудиторскими процедурами плана, каждая из которых детализируется (расшифровывается). Все процедуры, предусмотренные планом должны быть и в программе аудита.

Этап сбора аудиторских доказательств включает основные процедуры, связанные с разработкой рабочих документов аудитора по основным мероприятиям, предусмотренным программой аудита.

В ходе проверки следует по каждой аудиторской процедуре составить рабочий документ, в котором подтверждается факт проверки данного раздела. Далее приведены примеры рабочих документов. По всем выявленным нарушениями необходимо сделать ссылки на нормативные акты. Если на предприятии ошибок и нарушений не выявлено, студент рассматривает типичные ошибки, встречающиеся на предприятиях по изучаемым вопросам.

Примеры рабочих документов представлены в следующих таблицах:

Проверка правильности заполнения первичных документов (РД 10)

№ п/п Наименование документа, его номер и дата Сумма, руб. Содержание ошибки
Накладная № 6 на отпуск материалов на сторону от 28.01.12 (Приложение ) 5500,00 Не указан получатель, ответственный за поставку
Требование-накладная №64 от 07.02.12 14462,82 Верно
Счет-фактура № 64 от 07.03.12 (Приложение ) 1772,07 Верно
Лимитно-заборная карта от 15.04.12 (Приложение ) 202,30 Не указан лимит и остаток лимита

 

Проверка соответствия занесенных данных счетов-фактур в книгу продаж (РД 11)

№ п/п Данные счетов-фактур Данные Книги продаж Откло-нение
Номер доку- мента Дата Стои-мость без НДС, руб. Сумма НДС, руб. Номер доку- мента Дата Стои-мость без НДС, руб. Сумма НДС, руб.
09.02.12 324,55 58,42 09.02.12 324,55 58,42 -
16.02.12 369,60 66,53 16.02.12 369,60 66,53 -
26.02.12 7399,44 1331,90 26.02.12 7399,44 1331,9 -
28.03.12 847,46 152,54 28.03.12 847,46 152,54 -
28.03.12 96,61 17,39 28.03.12 96,61 17,39 -

 

 

Аудит оформления хозяйственных операций и правильности составления бухгалтерских проводок (РД 13)

Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов на предприятии Сумма, руб. Корреспонден-ция счетов аудитора Сумма, руб. Отклонение
1.Поступление ТМЦ: - на стоимость материалов (без НДС) -на сумму НДС (18%)   Дт 10 Кт 60     Дт 19 Кт 60   1500,00     270,00   Дт 10 Кт 60     Дт 19 Кт 60   1500,00     270,00     -   -
2. Согласно авансовым отчетам подотчетных лиц приобретены материалы     Дт 10.5 Кт 71     500,00     Дт 10.5 Кт 71     500,00     -
3. Отпущены материалы на производство продукции   Дт 20 Кт 10.3   3578,09   Дт 20 Кт 10.3   3578,09   -
4. Отпущены материалы во вспомогательное производство   Дт 23 Кт 10.5   395,39   Дт 23 Кт 10.5   395,39   -
5. Отпущены материалы на хозяйственные нужды   Дт 26 Кт 10.6   194,56   Дт 26 Кт 10.6   194,56   -
6. Проданы материальные ценности на сторону: -отражена выручка; - стоимость материалов; -начислен НДС (18%)   Дт 62 Кт 91.1   Дт 91.2 Кт 10.1 Дт 91.3 Кт 68   1416,00   1000,00   Дт 62 Кт 91.1   Дт 91.2 Кт 10.1 Дт 91.3 Кт 68   1416,00   1000,00     - -   -

 

Заключительный этап должен включать основные выводы, рекомендации и предложения аудитора по результатам аудиторской проверки, а также направления совершенствования бухгалтерского учета и оптимизации налогообложения на предприятии.

Все выявленные нарушения необходимо оформить в виде рабочего документа аудитора: