Организационно-экономическая характеристика организации
Данный раздел представляется в отчете в том виде (объеме и форме) в котором он будет представлен в выпускной квалификационной работе. Он должен содержать следующую информацию об организации:
1. Наименование, организационно-правовая форма, юридический статус организации, форма собственности, юридический адрес.
2. Основные направления деятельности (отраслевые сегменты бизнеса) и виды выпускаемой продукции (состав и структура выручки от продаж – таблица 1). Виды и формы внешнеэкономической деятельности (при ее наличии).
3. Технологические особенности производства.
4. Организационная структура, структура управления организацией.
5. Финансово-учетные (экономические) службы организации, их основные функции (наличие системы внутреннего контроля, организация финансово- аналитической работы).
6. Форма бухгалтерского учета, его автоматизация (бухгалтерская программа), система налогообложения и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.
7. Инвестиционная и инновационная деятельность организации.
8. Основные положения учетной политики организации (в части темы ВКР).
9. Анализ финансово-хозяйственной деятельности за 3-5 лет.
10. Прочая информация о предприятии, которая может представлять интерес для внешних пользователей и для раскрытия темы ВКР (предусмотренные учредительными документами вопросы распределения прибыли, дивидендной политики, формирования акционерного капитала, дополнительной эмиссии акций, выхода на фондовый рынок и котировок на них акций компании и т. д.)
По перечисленным выше вопросам студент должен изучить существующее положение дел, определить «узкие места» финансово-хозяйственной деятельности, сделать выводы, наметить возможные варианты улучшения деятельности организации, обсудить их с руководителем практики от организации и кратко отразить их в отчете о практике.
Результаты расчетов основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблицы 2 (для производственных предприятий) и таблицы 3 (для торговых организаций).
Таблица 1 - Состав и структура выручки от продаж
Виды продукции, товаров, работ, услуг* | 200__ год | 200__ год | 200__ год | 200__ г. к 200__ г., % | |||
тыс. руб | % к итогу | тыс. руб | % к итогу | тыс. руб | % к итогу | ||
Итого |
*-в торговых организациях информацию можно представить в разрезе товарных групп
Таблица 2 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации (для производственных предприятий)
Показатель | 20__ г. (базисный) | 20__ г. (прошлый) | 20__ г. (отчетный) | Отклонение (+/-) | Отчетный год в % | ||
К базисному году | К прошлому году | К базисному году | К прошлому году | ||||
1.Объем производства и продаж | |||||||
1.1. Товарная продукция в фактических ценах, тыс.руб * | |||||||
1.2.Выручка от продаж, тыс. руб. - в текущих ценах - в сопоставимой оценке** | |||||||
2. Объем используемых ресурсов, капитала и затрат. | |||||||
2.1.Среднесписочная численность работников, чел. | |||||||
2.2.Среднегодовая стоимость основных средств , тыс.руб -собственных основных средств -с учетом арендованных основных средств | |||||||
2.3. Фондовооруженность, тыс. руб. | |||||||
2.3.Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. | |||||||
2.4. Общая величина финансовых ресурсов (капитала), тыс. руб. | |||||||
2.5. Чистые активы, тыс. руб. | |||||||
2.6. Полная себестоимость проданной продукции, работ, услуг, тыс. руб. | |||||||
2.7. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | |||||||
3. Финансовые результаты | |||||||
3.1. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | |||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | |||||||
3.3. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. | |||||||
4. Эффективность использования ресурсов, капитала и затрат | |||||||
4.1Производительность труда одного работника (годовая), тыс. руб. | |||||||
4.2 Фондоотдача, руб. | |||||||
4.3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, количество оборотов | Х | Х | |||||
4.4 Период оборота оборотных средств, дни | Х | Х | |||||
4.5. Затраты на 1 рубль выручки (затратоемкость продукции), руб. | |||||||
4.6. Среднегодовая оплата труда одного работника, тыс. руб. | |||||||
4.7. Рентабельность произведенных затрат (основной деятельности), % | Х | Х | |||||
4.8. Рентабельность (убыточность) оборота (продаж), %*** | Х | Х | |||||
4.9. Рентабельность активов (капитала), %*** | Х | Х | |||||
5. Финансовое состояние организации | |||||||
5.1. Коэффициент автономии | Х | Х | |||||
5.2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. | Х | Х | |||||
5.3. Коэффициент абсолютной ликвидности | Х | Х | |||||
5.4.Коэффициент промежуточной ликвидности | Х | Х | |||||
5.5. Коэффициент текущей ликвидности | Х | Х | |||||
5.6. Степень платежеспособности по текущим обязательствам | Х | Х | |||||
5.7.Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности | Х | Х | |||||
5.8. Тип финансовой устойчивости**** | Х | Х | Х | Х |
*- по полной фактической себестоимости (дебетовый оборот по счету 43)
**-в текущих ценах – данные Отчета о прибылях и убытках; в сопоставимой оценке – пересчет с учетом индексов инфляции
***-рентабельность оборота (продаж) может быть рассчитана по прибыли от продаж либо по чистой прибыли (указать по какой прибыли рассчитывался показатель); рентабельность активов (капитала) – по чистой прибыли
****-либо класс финансового состояния в соответствии с комплексной рейтинговой оценкой
Таблица 3 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности (для торговой организации)
Показатель | 20__г. (базисный) | 20__ г. (прошлый) | 20__ г. (отчетный) | Отклонение (+/-) | Отчетный год в % | |||||||||
К базисному году | К прошлому году | К базисному году | К прошлому году | |||||||||||
1.Объем продаж | ||||||||||||||
1.2.Товарооборот, тыс.руб. - в текущих ценах - в сопоставимой оценке * | ||||||||||||||
2.Объем используемых ресурсов, капитала и затрат. | ||||||||||||||
2.1.Среднесписочная численность работников, чел. | ||||||||||||||
2.2. Среднегодовая стоимость основных средств , тыс.руб -собственных основных средств -с учетом арендованных основных средств | ||||||||||||||
2.3. Фондовооруженность, тыс. руб. | ||||||||||||||
2.4.Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. | ||||||||||||||
в том числе товарных запасов | ||||||||||||||
2.5. Общая величина финансовых ресурсов (капитала), тыс. руб. | ||||||||||||||
2.6. Чистые активы, тыс. руб. | ||||||||||||||
2.7. Издержки обращения, тыс. руб | ||||||||||||||
2.8. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | ||||||||||||||
3. Финансовые результаты | ||||||||||||||
3.1 Валовой доход, тыс.руб. | ||||||||||||||
3.2. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | ||||||||||||||
3.3. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | ||||||||||||||
3.4. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. | ||||||||||||||
4. Эффективность использования ресурсов, капитала и затрат | ||||||||||||||
4.1. Производительность труда одного работника (годовая), тыс. руб. | ||||||||||||||
4.2. Фондоотдача, руб. | ||||||||||||||
4.3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, количество оборотов, | Х | Х | ||||||||||||
в том числе товарных запасов | Х | Х | ||||||||||||
4.4 Период оборота оборотных средств, дни, | Х | Х | ||||||||||||
в том числе товарных запасов | Х | Х | ||||||||||||
4.5. Уровень издержек обращения в товарообороте, % | Х | Х | ||||||||||||
4.6. Уровень валового дохода в товарообороте, % | Х | Х | ||||||||||||
4.7. Рентабельность (убыточность) товарооборота, % ** | Х | Х | ||||||||||||
4.8. Рентабельность активов (капитала) % ** | Х | Х | ||||||||||||
5. Финансовое состояние организации | ||||||||||||||
5.1. Коэффициент автономии | Х | Х | ||||||||||||
5.2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. | Х | Х | ||||||||||||
5.3. Коэффициент абсолютной ликвидности | Х | Х | ||||||||||||
5.4.Коэффициент промежуточной ликвидности | Х | Х | ||||||||||||
5.5. Коэффициент текущей ликвидности | Х | Х | ||||||||||||
5.6. Степень платежеспособности по текущим обязательствам | Х | Х | ||||||||||||
5.7.Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности | х | х | ||||||||||||
5.8. Тип финансовой устойчивости | х | х | х | х | ||||||||||
*-в текущих ценах – данные Отчета о прибылях и убытках (выручка от продаж); в сопоставимой оценке – пересчет с учетом индексов инфляции
**-рентабельность товарооборота рекомендуется рассчитывать по прибыли от продаж; рентабельность активов (капитала) – по чистой прибыли
***-либо класс финансового состояния в соответствии с комплексной рейтинговой оценкой
Если базой практики является финансово-кредитная или бюджетная организация, то перечень основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, представляемых в аналогичной таблице (таблицах), устанавливается с учетом особенностей деятельности объекта исследования и согласовывается с руководителями практики от кафедры.
2. Аудит (по одному из участков учета и по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами)
В разделе «Аудит» следует представить рабочие материалы по проведению аудиторской проверки отдельного участка бухгалтерского учета (в соответствии с темой выпускной работы) и аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и взносам, уплачиваемым предприятием. Например, если тема ВКР работы «Учет и аудит основных средств» или «Учет и анализ основных средств» студент отрабатывает вопросы, связанные с аудитом основных средств на предприятии и расчетов с бюджетом по налогам. Если же тема дипломной работы «Анализ бухгалтерской отчетности», «Анализ финансовой устойчивости» и т.д. студент проводит проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия и расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами необходимо провести по следующим налогам и взносам: налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, страховым взносам во внебюджетные фонды. Если предприятие не является налогоплательщиком перечисленных налогов, в связи с переходом на уплату единого налога (УСНО, ЕНВД, ЕСХН) или тема выпускной работы связана с учетом и аудитом расчетов с персоналом по оплате труда, то следует провести аудиторскую проверку расчетов по единому налогу, НДФЛ и по страховым взносам во внебюджетные фонды.
Таким образом, в данном разделе отчета целесообразно выделить два подраздела:
2.1. Аудит по отдельному участку учета, например «Аудит основных средств»).
2.2. Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и взносам.
Для раскрытия вопросов аудита студент должен знать:
· Законодательные и нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ, в том числе федеральные стандарты аудиторской деятельности и федеральные правила (стандарты) аудита.
· Методики проведения аудиторской проверки.
Этап планирования аудиторской проверки должен включать следующие аудиторские процедуры:
1. По результатам тестирования произвести оценку системы внутреннего контроля в организации.
2. Рассчитать аудиторский риск и уровень существенности (показатели уровня существенности рассчитываются по предлагаемым методикам расчета в приложении к методическим рекомендациям по выполнению курсовой работы по дисциплине «Аудит»)
3. Разработать единый план и программу аудиторской проверки по отдельному участку учета (либо в целом по проверке бухгалтерской отчетности) и по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
Пример оформления плана аудиторской проверки учета материалов и расчетов с бюджетом по налогам представлен в следующем рабочем документе:
План аудита материалов и расчетов с бюджетом по налогам
Проверяемая организация | Сунское ДУ-37 | ||||
Период аудита | 01.01.2012-31.06.2012 | ||||
Вид аудита | Выборочный | ||||
Руководитель проверки и исполнитель | Крутихина Л.Ю. | ||||
Планируемый аудиторский риск | 4% | ||||
Общий уровень существенности | 90000 руб. | ||||
Планируемый уровень существенности по материалам | 17000руб. | ||||
Планируемый уровень существенности по расчетам с бюджетом | 18060 руб. | ||||
№ п/п | Планируемые виды работ | Сроки проведения проверки | Исполнители | ||
Аудит положений учетной политики предприятия, отражающих порядок учета материалов и налоговой учетной политики | 01.08-02.08.12 | Крутихина Л.Ю. | |||
Проверка правильности документального оформления договоров и первичных документов по учету материалов | 02.08-06.08.12 | Крутихина Л.Ю. | |||
Аудит операций по поступлению и выбытию материальных ценностей и оценки материалов | 06.08.-10.08.12 | Крутихина Л.Ю. | |||
Аудит аналитического и синтетического учета движения материалов на складах и в бухгалтерии | 10.08-15.08.12 | Крутихина Л.Ю. | |||
Аудит инвентаризации материалов | 17.08-19.08.12 | Крутихина Л.Ю. | |||
Аудит налогового учета материалов | 20.08-26.08.12 | Крутихина Л.Ю. | |||
Аналитические процедуры | 26.08-28.08.12 | Крутихина Л.Ю. | |||
Аудит правильности исчисления и уплаты НДС | 29.08-30.08.12 | Крутихина Л.Ю. | |||
Аудит правильности исчисления и уплаты налога на прибыль | 1.09-3.09.12 | Крутихина Л.Ю. | |||
Аудит правильности исчисления и уплаты НДФЛ | 4.09-5.09.12 | Крутихина Л.Ю. | |||
4. Программу аудиторской проверки студенты составляют в соответствии с запланированными аудиторскими процедурами плана, каждая из которых детализируется (расшифровывается). Все процедуры, предусмотренные планом должны быть и в программе аудита.
Этап сбора аудиторских доказательств включает основные процедуры, связанные с разработкой рабочих документов аудитора по основным мероприятиям, предусмотренным программой аудита.
В ходе проверки следует по каждой аудиторской процедуре составить рабочий документ, в котором подтверждается факт проверки данного раздела. Далее приведены примеры рабочих документов. По всем выявленным нарушениями необходимо сделать ссылки на нормативные акты. Если на предприятии ошибок и нарушений не выявлено, студент рассматривает типичные ошибки, встречающиеся на предприятиях по изучаемым вопросам.
Примеры рабочих документов представлены в следующих таблицах:
Проверка правильности заполнения первичных документов (РД 10)
№ п/п | Наименование документа, его номер и дата | Сумма, руб. | Содержание ошибки |
Накладная № 6 на отпуск материалов на сторону от 28.01.12 (Приложение ) | 5500,00 | Не указан получатель, ответственный за поставку | |
Требование-накладная №64 от 07.02.12 | 14462,82 | Верно | |
Счет-фактура № 64 от 07.03.12 (Приложение ) | 1772,07 | Верно | |
Лимитно-заборная карта от 15.04.12 (Приложение ) | 202,30 | Не указан лимит и остаток лимита |
Проверка соответствия занесенных данных счетов-фактур в книгу продаж (РД 11)
№ п/п | Данные счетов-фактур | Данные Книги продаж | Откло-нение | ||||||
Номер доку- мента | Дата | Стои-мость без НДС, руб. | Сумма НДС, руб. | Номер доку- мента | Дата | Стои-мость без НДС, руб. | Сумма НДС, руб. | ||
09.02.12 | 324,55 | 58,42 | 09.02.12 | 324,55 | 58,42 | - | |||
16.02.12 | 369,60 | 66,53 | 16.02.12 | 369,60 | 66,53 | - | |||
26.02.12 | 7399,44 | 1331,90 | 26.02.12 | 7399,44 | 1331,9 | - | |||
28.03.12 | 847,46 | 152,54 | 28.03.12 | 847,46 | 152,54 | - | |||
28.03.12 | 96,61 | 17,39 | 28.03.12 | 96,61 | 17,39 | - |
Аудит оформления хозяйственных операций и правильности составления бухгалтерских проводок (РД 13)
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов на предприятии | Сумма, руб. | Корреспонден-ция счетов аудитора | Сумма, руб. | Отклонение |
1.Поступление ТМЦ: - на стоимость материалов (без НДС) -на сумму НДС (18%) | Дт 10 Кт 60 Дт 19 Кт 60 | 1500,00 270,00 | Дт 10 Кт 60 Дт 19 Кт 60 | 1500,00 270,00 | - - |
2. Согласно авансовым отчетам подотчетных лиц приобретены материалы | Дт 10.5 Кт 71 | 500,00 | Дт 10.5 Кт 71 | 500,00 | - |
3. Отпущены материалы на производство продукции | Дт 20 Кт 10.3 | 3578,09 | Дт 20 Кт 10.3 | 3578,09 | - |
4. Отпущены материалы во вспомогательное производство | Дт 23 Кт 10.5 | 395,39 | Дт 23 Кт 10.5 | 395,39 | - |
5. Отпущены материалы на хозяйственные нужды | Дт 26 Кт 10.6 | 194,56 | Дт 26 Кт 10.6 | 194,56 | - |
6. Проданы материальные ценности на сторону: -отражена выручка; - стоимость материалов; -начислен НДС (18%) | Дт 62 Кт 91.1 Дт 91.2 Кт 10.1 Дт 91.3 Кт 68 | 1416,00 1000,00 | Дт 62 Кт 91.1 Дт 91.2 Кт 10.1 Дт 91.3 Кт 68 | 1416,00 1000,00 | - - - |
Заключительный этап должен включать основные выводы, рекомендации и предложения аудитора по результатам аудиторской проверки, а также направления совершенствования бухгалтерского учета и оптимизации налогообложения на предприятии.
Все выявленные нарушения необходимо оформить в виде рабочего документа аудитора: