Самооценка
В этом возрасте начинается самопознание личности. Решается вопрос «Что Я такое?» Подростки заводят дневники. Предоставленный сам себе он в дневнике свободно и независимо выражает свои внутренние переживания, мысли, наблюдения.
В процессе самопознания у подростка формируются критерии самооценки. Основная форма самопознания сравнение себя с другими людьми: взрослыми и сверстниками.
Поведение подростка регулируется самооценкой. Она формируется в общении с другими людьми.
Самооценка подростка и представления о своих учебных способностях взаимно влияют друг на друга.
Мотивация
Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают "на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения".
Именно в мотивационной сфере, по мнению Л.И.Божович, находится главное новообразование переходного возраста.
Самоопределение
Еще одно новообразование подросткового возраста Л.И.Божович назвала "самоопределением". С субъективной точки зрения, оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств. Оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.
В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.
Дезадаптация
Школьная дезадаптация. Психогенная школьная ДА. В младшем подростковом возрасте связана с нарушениями общения школьников со значимыми людьми. Чаще всего это нарушения со сверстниками. Если нет компенсирующего общения, то подростку тяжело.
Специалисты работающие с данной категорией детей должны изучать причины дезадаптации и помогать подросткам адаптироваться в обществе. C помощью исследований выделены несколько типов негативных поведенческих реакций подростков, которые также надо учитывать социальному работнику.