Практическое задание 2.
Предложите свои ситуации конфликтов родителей с подростками. Предложите способы разрешения этих конфликтных ситуаций.
Тема 4. Конфликты на уроках. Принципы и методы перевоспитания трудных подростков в школьном коллективе
Вопросы для обсуждения
1. Социальная среда и конфликтные подростки.
2. Межличностные отношения в школьном коллективе.
3. Школьный коллектив и подростки с отклоняющимся поведением.
4. Основные принципы и методы перевоспитания трудных подростков в коллективе.
Терминологический тезаурус: межличностные отношения в школьном коллективе, подростки с отклоняющимся поведением, перевоспитание трудных подростков в коллективе, индивидуальный подход.
Вопросы для самопроверки
1. Отчего возникает негативное отношение подростка к школе?
2. Охарактеризуйте основные стили преподавания в школе.
3. В чем заключается проблема педагогического управления и воспитания самостоятельности у учащихся?
4. Расскажите о причинах возникновения и способах устранения «смыслового барьера» между учителем и школьником.
5. Как определить статус подростка в группе сверстников?
6. Каковы основные принципы и методы перевоспитания трудных подростков в коллективе сверстников? Как должен формироваться этот коллектив?
Литература: [4], [12], [13], [19], [25], [27], [32],[36], [38].
Практическое задание 1.
1. Спрогнозируйте варианты дальнейшего развития ситуации.
2. Как поступите Вы на месте учителя?
Ситуация 1. По окончании 9 класса все класс отправились в поход по родному краю. Класс был очень дружный, отзывчивый на все общественные дела. В классе было много сильных учеников, они держали первенство во всех проводимых конкурсах. С агитбригадой, в которую входил почти весь класс, объездили весь район. Поход планировался на пять дней. В первый день прошли 17 км, разбили палатки, оборудовали стоянку, приготовили ужин и в 10 часов сели ужинать. Перед началом ужина учительницу отозвали в сторону Валя Н. (очень хорошая девочка, организатор самодеятельности), Коля К., серьезный, рассудительный мальчик, и Павлик П., жизнерадостный весельчак, любимец класса. Они сообщили: «Мы решили отметить окончание учебного года, получение свидетельств. У нас есть три бутылки хорошего вина. Мы просим вас понять нас правильно: примите участие в нашем празднике, не делайте из этого трагедии, а если вы против, то хотя бы не мешайте нам».
Ситуация 2.
– Овчарова, идите к доске!
– Я не пойду, я ничего не знаю.
– Идите к доске, я обещаю, что Вам не придется отвечать.
– Я и писать не буду.