В.3. Педагогическая культура как часть общечеловеческой культуры. Педагогическое мастерство

Педагогическая культура.Пед.культура – это часть человеческой культуры, связанная с определенным этапом общества; это некий образец, которому следуют педагоги при выстраивании своего в/действия с учащимися. Педагог отражает объективные потребности общества, объективные отношения. Критериями выделения тех или иных типов пед.культуры служат содержание ценностных ориентаций в сфере образова-ния, нормы взаимоотношений наставника и обучаемого, а также степень свободы педагога при выполне нии им своей соц. роли. Эти критерии позволяют вычленить 3осн.типа пед.культуры:демократический, авто-ритарный и тоталитарный (Бенин И.П.). - Демократический тип пед.культуры основан на сотрудничестве учителя и уч-ка при их обоюдном наделении взаимными правами и обязанностями в уч. процессе. В качестве главных ценностей этого типа пед.культуры выступает развитие личностных качеств ученика и прежде всего его порядочности и человечности, любознательности, работоспособности, независимости. Для достижения этих целей учителю предоставляется полная свобода творческого выбора потребных ему форм и методов пед. воздействия. - Авторитарный тип пед.культуры характеризуется подавлением воспитанника и его полным подчинением воле воспитателя, который наделен максимумом прав при мини муме ответных обязанностей. Ценностями этого типа пед.культуры выступает развитие у детей конформизма, послушания, дисциплиниро-ванности, почтения и некритичного отношения к авторитетам. Но при этом в выборе форм и методов пед. воздействия учитель еще обладает определенной степенью личност ной творческой свободы.- Тоталитар-ный типхарактерен при государственном диктаторском режиме, он сохраняет и усиливает абсолютный контроль за деят-тью уч-ка и дополняет его абсолютным контролем и строжайшей регламентацией деят-ти самого педагога.Базовые компоненты пед.культуры – этопед.позиция и профессионально-личностные качества педагога; проф.знания и культура пед.мышления; проф.умения и навыки. Пед.позиция –явл. особенной в том смысле, что она синтезирует личностную позицию педагога, проявляемую во встрече взрослого и ребенка, и профес-но-деятельностную позицию, связанную с созданием условий для достижения целей образования и характеризующую видение им собственных пед. функций, определяемое политич., правовыми, моральными, религиозными, науч ными, эстетическими и другими убеждениями педагога. Первый компонент пед.позиции - «мудрец», мы, следуя терминологии В.И. Слободчикова, можем обозначить как «бытийную», ориентированную на непо средственную жизненную ситуацию, позицию, исходящую из признания неповторимости, уникальности каждого человека. Базовый пед.процесс, соответствующий данной позиции – это «воспитание Всечелове ческого в человеке». Второй – «культурный» компонент пед. позиции – «учитель» соответствует пед. функции вооружения детей культурными нормами, средствами, способами деят-ти, в частности образова тельной. Находясь в данной позиции, учитель решает задачу формир. у ребенка позиции учащегося, приобретения им «умения учиться», овладения способами учебных действий. Уникальность позиции учи теля как организатора образоват-го процесса заключ.в особой взаимосвязи ее «бытийного» и «культурного» компонентов («мудрец» и «учитель»). Признавая их равноцен-ность в образов-ом процессе, мы закрепляем приоритет за позицией «мудрец», как непосредственно относя-щейся к главной цели развиваю щего образования – формир-е многосторонне и нравственно – образованного человека, готового к свобод ной и ответственной самореализации в обществе. В совр. док-тах, определяющих стратегич-ие направления инновац-ой образоват-ой политики пед.позиция трактуется как миссия совр. педа- гога.Проф.-личностные качества педагога -это та совок-сть социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на проф.результат деят-ти педагога. Центральным явл. отношение к ребенку как человеку, предпочтительное выдвижение соц. роли ребенка как человека на первое место среди всех его соц. ролей. Профессиональные: - знание – новых идей, ведущих пед.теорий и фактов; знание об общей методике обучения; знание биб-но-инф-ой технологии; умение – владеть методами обучения и прогнозирования; знание в действие; выделение главного, логичное изложение, отбор содержания необходимой инф-ии; оценка результатов; творческие и прикладные умения;- навыки – точное и четкое выполнение действия; навыки грамотного письма и речи, заполнение док-тов; регулятивные навыки – регулировать свой тон, общение , действие; авторские навыки; чувство времени.Личностные: - культура поведения,- открытость,-понимание,- коммуникативность,- коммуникабельность,- память,

- обучаемость,- аккуратность.

Педагогическое мастерство.- высокий уровень проф.деят-ти учителя, преподавателя вуза, педагога. Внешне пед.мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных пед.задач, в эфф-ном использ-ии различных способов учебно-воспитат. работы и достижении ее целей. Пед.мастерство - это функционирующая система знаний, навыков, умений, психич. процессов, свойств личности, обеспечи-вающая выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане пед.мастерство- выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься пед. деятельностью. В психической и пед.литературе пед.мастерство нередко трактуется или как совок-ть знаний, навыков, умений, или же как единство личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу.Пед. биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится масте ром. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредст-венных. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необхо димо овладеть закономернос-тями и механизмами пед.процесса. Это позволит ему пед-чески мыслить и действовать. Проф.мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деят-ти на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совок-ть общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления. Во-вторых, пед.деят-ть - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психо логии, методике и др.). Педагогика много веков развивалась преимущественно как наука нормативная и представляла собой собирание более или менее полезных практических рекомендаций и правил воспита ния и обучения. Нормативы независимо от их хар-ра - традиционные и инструктивные, условные и безусловные - являются прикладной частью педагогики. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эфф-ть пед.процесса. Компоненты пед. мастерства. В пед.мастерство входят наряду с пед. знаниями, интуицией также умения в области пед. техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастер ство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.Пед. мастерство складывается из спец-ых знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деят-ти. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером пед. воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить 4 относительно самостоятельные части: мастерство органи затора коллективной и индивид-ой деят-ти детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формир-я опыта деят-ти и, наконец, мастерство владения пед.техникой. В реальной пед. деят-ти эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга. Критериями мастерства педагога могут выступать:- целесообразность (по направленности); - продуктивность (по результату — уровню знаний, воспитанности учащихся);- оптимальность (в выборе средств);- творчество (по содерж-ию деят-ти).Структура пед.мастерства - способности к пед. деят-ти. Анализ пед.способностей отражен в целом ряде исслед-ий. Если говорить о генеральной способности, объединяющей все ведущие, то она, с нашей точки зрения, наиболее точно определена Н.В. Кузьминой: это чувствительность к объекту- растущему человеку, формируемой личности. Опираясь на исслед-ия можно вычленить след. 6 ведущих способностей личности к пед. деят-ти: - коммуникативность, включающая расположенность к людям, доб рожелательность, общительность; - перцептивные способности — проф.зоркость, эмпатия, пед.интуиция;

- динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению; - эмоциональ ная устойчивость — способность владеть собой; - перевод технических текстов;- оптимистическое прогно зирование; - креативность — способность к творчеству. Общительность включает в себя не только жела ние и потребность в общении, но и способность испытывать удовлетворение от процесса коммуникации. Доброжелательность и ощущение удовлетворения от работы с учащимися, с людьми вообще сохраняет работоспособность, создает подпитку творческому самочувствию. Для педагога очень важно анализиро вать, предугадывать, опираясь не только на логические построения, но и на эмпатию- способность педагога идентифицировать (условно отождествлять) себя с учеником, встать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения. Способность к пониманию человека у педагога-мастера взаимосвязана со способностью к активному воздействию на него - то, что можно было бы назвать динамизмом личности. Динамизм — это способность к убеждению и внушению, это внутренняя энергия, гибкость и инициатива в разнообразии воздействий.

 

 

Б.10. В.1. Коммуникационная деятельность и общение.Коммуникационное действие – завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации. Три формы коммуникационного действия:Подражание – одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые считали источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта.Диалог – форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формир-ии человеческого языка и речи. Диалоговая коммуникация представляется как послед-сть высказываний участников, сменяющих друг друга в роли коммуниканта и реципиента.

Управление – такое коммуникационное действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как ср-во достижения своих целей, как объект управления. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообща ть о своей реакции по каналу обратной связи.Субъектами и объектами ком-ной деят-ти могут быть: индивидуальная личность, соц.группа, массовая совокупность, вплоть до общества в целом. Те виды ком-ной деятельности, где в качестве активного, целенаправленного субъекта выступает личность, либо группа, либо общество, называются соответственно микрокоммуникацией, мидикоммуникацией, макрокоммуникацией. Те виды, где личность, либо группа, либо общество, выступают в роли объекта воздействия, называются соответственно межличностным, групповым и массовым уровнем комм-ции.

Микрокоммуникация Содержание микрокоммуникации очевидно: на межличностном уровне – это либо усвоение форм поведения, умений, внешних атрибутов выбранного образца для подражания – копирование образца, либо обмен идеями, доводами, предложениями между собеседниками – дружеская или деловая беседа, либо указания для исполнения их подчиненному – команда на групповом уровне возможны референция, то же подражание, но не отдельному человеку, а соц. группе, с которой индивид желает себя идентифицировать. Мидикоммуникация:мода – основанная на подражании передача в соц.пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей, эмоционально привлекательных для соц. групп;переговоры – обычный способ разрешения конфликтов и достижения соглашений между соц. группами; групповая иерархия складывается в крупных учреждениях, в армейских подразделениях, где контакты между группами четко регламентированы; адаптация к среде превращается в коммуникационную проблему для нац-ых диаспор, живущих среди чужеземцев; руководство обществом осуществляется со стороны творческих групп, генерирующих мировоззренческие смыслы, определяющие духовную жизнь общества. Макрокоммуникация.формы коммуникационного взаимодействия, хорошо просматриваются в тысячелетней истории взаимодействия государства Российского и Европы. Причем легко замечаются колебания от подражания к диалогу и обратно. Инф-ная агрессия – явление относительно новое, появившееся лишь в XX веке.Крещение Руси в конце X века – бесспорный акт макрокоммуникационного подражания. Вся система отношения человека к другим людям реализуется в общении. Понятие "общения" является одним из центральных в системе психологического знания: Соц. функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта. Его специфика определяется тем, что в процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого, происходит взаимный обмен деят-ю, интересами, чувствами и др. В общении человек формируется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Результат общения - налаживание определенных отношений с другими людьми. Модель ЛассуэллаВ 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил свою модель ком-ии которая раскрывается по мере ответа на последова тельно возникающие вопросы: • кто? сообщает что? по какому каналу? кому? с каким эффектом? «Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру ком-ного процесса, так и моделью исслед-я этого процесса, его стр-ры и отдельных элементов. Модель Лассуэлла (часть 2) Поскольку его исслед-ия касались деят-сти СМИ, то в первую очередь изучалось их влияние на аудиторию. Он предложил более подробную версию своей модели ком-и. Она также предполагает изучение процесса ком-и с помощью ответов на следующие вопрос: кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом? Модель Лассуэлла (часть 3) Стратегия ком-и определяется в первую очередь характе ром цели, особенностями аудитории, наличием ресурсов. При выборе стратегии руководствуются решением следующих задач: обеспечение возможно более полной инф-и; обеспечение надежной, быстрой и эфф-ой обратной связи. Вербальная ком-ция - взаимодействие, построенное на лексичес ки выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое). Вербальные ком-ии присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Виды вербального общения: познавательное(когнитивное) - осуществляется с целью освоения новой инф-и и применения ее в практич. деят-ти; убеждающее - ставит цель вызвать у партнеров по общению определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; экспрессив ное - осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию; суггестивное - ставит цель оказать внушающее воздействие на партнера для изменения его поведения, смены установок, ценностных ориентаций; ритуальное- ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций фирмы, корпорации и др. Речь является самым универсальным средством ком-ии, поскольку при передаче инф-ии при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная - на монологическую и диалогическую. Все виды речи тесно взаим-ют друг с другом.

Невербальная ком-ция - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназ-наченная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система. Является дополнитель ным источником инф-ии к собственно вербальной ком-ии, это - общение при помощи мимики, жестов и пантомимики (позы), ч/з прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

К средствам кинесики (внешние проявления человеч. чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Проксемикаобъединяет следующие хар-ки: расстояния м/у коммуникантами при разл. видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т.д.). Основная цель деят-ти биб-ек - удовлетворение инф-ых потребностей польз-ей - реализуется посредством осуществления ком-ии между док-ом и польз-ем, поэтому данную функцию резонно назвать коммуникационной. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями. В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему инф-ию.

В.2. Библиотека как объект управления. Миссия - сугубо деловое понятие, отражающее предназначение конкретной биб-ки, ее философию, смысл существования. Миссия биб-ки - ответственное задание, поручение биб-ке как соц.институту, данное обществом. В разное время и разных обществах у биб-ки м/б особая миссия. В 19в. и нач. 20в. общество инициировало главным образом просветительскую роль биб-к, в годы сов.власти - идеологическую. В последнее десятилетие – инф-ую и образоват-ую. Биб-ке присуща миссия, определяемая развитием цивилизации - цивилизационная. Через эту миссию биб-ка связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества. Научно-тех-ие, экологические, культурные, мировые кризисные явления 20в. привели к изменению миссии биб-ки. Идеи интеллектуальной свободы определили новую цивилиза- ционную миссию биб-ки - обеспечение свободного доступа польз-ей к мировым инф.ресурсам. Это мисссия отражена в «Законе о биб.деле» РФ. Цели биб-ки должны обладать рядом характеристик: это – кон- кретность, измеряемость, ориентированность во времени, гибкость, достижимость. Конкретность цели означает четкое фиксирование того, чего хочет достичь биб-ка. Конкретность предполагает измеримость цели, т.е.возможность ее колич-ого измерения либо оценки каким-то другим объективным способом.Цели м/б: долгосрочные и краткосрочные, должны быть гибкими, т.е.оставляющими возможность для корректи-ровки в соответствии с изменениями, которые могут произойти во внешней среде. Любая орг-ция находится и функционирует в среде. Внутренняя среда организации явл.источником ее жизненной силы. Внутренняя среда биб-ки определяется ее стр-рой, стоящими целями и задачами, технологиями биб.про- изводства, распределением полномочий и административной власти, ее читателями. Внутр.среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации. Кадровый срез охватывает: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кад- ров; оценка результатов и труда и стимулирование; создание и поддержание отношений м/у работниками и т.п. Организационный срез включает в себя: коммуникац-ые процессы; организационные стр-ры; нор- мы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта: снабжение и ведение складского хоз-ва; обслуживание технолог. парка; осуществление исслед-ий и разработок. Внутренняя среда пронизывается организациионной культурой. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Внешняя среда - это потенциальные чит-ли биб-ки, поставщики биб-ых и инф.-б/граф.ресурсов, другие биб-ки и инф-ые организации, входящие в региональное биб.пространство, государство и его стр-ры. К внеш.среде относится нац. куль- тура биб-го и инф-го дела, социально-демографические и экономические особенности региона. Внеш.среда рассматр. как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения. Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. Изучениенепосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внеш.среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии (польз-ли, поставщи ки). Перспективный (стратегический) план - это совок-ть конкретных установок по развитию ресурс- ной базы и основной дея-ти. Осн.назначение обозначить динамику осн.показателей. Такой план м/б комп- лексным, отражающим все направления деят-ти биб-ки, или представлять собой долгосрочную программу развития по одному или нескольким приоритетным направлениям. Годовой план осн-ой и обязательный док-т для всех биб-к. Гл. направления деят-ти, которые являются общими для всех подразделений. Сводный план определяет задачи и содерж-е работы опред-ой совокупности биб-ек на заданный период и имеет целью координировать и кооперировать их деят-ть.Сводные планы м/б какперспективными, так и текущими, они могут охватывать работу биб-к, находящихся в одном регионе и принадлежа щих либо одному, либо нескольким ведомствам. На основе год.биб-ки, составляют квартальные пла ны работы. На основе кварт.плана сотрудник биб-ки составляет свой индивид-ый месячный план работы. Тематические планы, отражают отдельные направления деят-ти. Аналитический метод заключ. в перенесении на планируемый период тенденций и закономерностей, выявленных в результате анализа предшествующего периода работы, данные оперативного, стат-го и бух-го учетов. Нормативный метод заключ-ся в обосновании плана нормами и нормативами. Эффективность данного метода определяется наличием нормат.базы, которая включает в себя четко определенную систему нормируемых показателей. Программно-целевой метод основан на следующих принципах: строгая целевая (программная) направленность планирования, многовариантность выбора плановых решений, оперативность в процессе разработки показателей плана. Метод сетевого планирования предполагает расчленение всей планируемой работы на операции, из которых она складывается, и составление полного перечня этих операций с указанием сроков и ответственных за их выполнение. Функция учета заключается в наблюдении, измерении и фиксации всех процессов деят-ти биб-ки в установленных формах. Благодаря организации учета и отчетности органы управления обеспечиваются инф-ей, необходимой для принятия управленческих решений и контроля за их осуществлением. Осн.требованиями, предъявляемыми к учету, явл. полнота, дос товерность и единство методологии, обеспечивающие возможность унификации и сравнимость учетных данных. В биб-ках существуют 3учета – операт-ый, стат-ий и бух-ий. Оперативный заключ. в постоянной, непрерывной регистрации всех фактов биб.деят-ти и осуществляется в натуральных ед-ах (кол-во чит-ей, посещений, выданных, прибывших, списанных книг и т.д.). Все структурные подразделения биб-ки в соответствии с направлениями своей работы ведут первич-й учет согласно перечню показателей работы, подлежащих обязательному учету. Данные первич.учета периодически суммируются в заданных интервалах (месяц, квартал, год). Статисти ческий заключается в получении, группировке и обобщении данных о состоянии деят-ти биб-ки -это колич-ые характеристики явления или процесса биб.деят-ти и выражаются они в абсолют- ных, относительных и средних величинах. Абсолютные величины - это число чит-й, книговыдач, посещений, мероприятий масс.работы. Все свед-я берут из форм оперативного учета. Средние величины - это общая или сводная характеристика нескольких или многих однородных величин. Например, средняя дневная посещаемость аб-та или чит.зала в день. Относительные величины - это отношение одной сравниваемой величины к другой. Величину, с которой сравнивают, назы- вают базой сравнения. На основе данных учета строится отчетность биб-ки, под которой понима- ется система показателей, характеризующих деят-ть биб-ки за опред-ый период времени. Осн. видом отчетности биб-ки является год.отчет. Биб-ки составляют отчеты двух видов – стат-кий и информационный (текстовой). Год.стат.отчет составляется на основе данных учета. ГОСТ 7.20-2000 «Биб.статистика». Инф-ый отчет представляет собой всесторонний анализ деят-ти биб-ки. Он содержит объективные данные и конкретные примеры. Схема инф-го отчета рекомендуется метод.центрами и соответствует стр-ре год.плана. Бух.учет заключается в сплошной документа- льно регламентированной регистрации движения матер-х, финанс-х и трудовых ресурсов биб-ки.

 

В.3. Преподавание БИДисциплин как составная часть профессиональной подготовки. Самостоятельная работа (СР) учащегося, включаемая в процесс обучения, эта такая работа, которая выполняется без непо средственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время (Пидкасистый П.И.). В наст. время в стране и в мире происходит становление инф-го общества, в котором решающим фактором становится уровень образования и знания. Наметившаяся тенденция ставит перед собой принципиально новую глобальную проблему подготовки спец-та. Особая роль при этом отводится системе высшего профес-го образования, в том числе учебным заведениям, осуществляющим подготовку биб-но-инф-ых спец-ов, призванных быть основными посредниками между инф-ей и ее потреб-ми.

Признаки СР: - включенность в образовательную программу; - наличие конкретного задания; - предоставлен-ное для этого время; - фиксированная форма результата. Классификация СР по Малкину: 1.Работа репродук-тивного типа: а) воспроизводящая – восстановление в памяти ранее изученного мат-ла, который необходим для понимания нового; б) тренировочная – применение ранее усвоенных знаний; в) обзорная – задание на упорядочение и систематизацию изученных сведений, эфф-на в конце обучения; г) проверочная – проверка качества усвоенных знаний. 2. Работа познавательно-поискового типа: а) подготовительная – при которой учащийся понимает, что он что-то не знает; б) констатирующая – это работа позна вательно-поискового типа; в) экспериментально-поисковая – выделяются существенные признаки понятия; г) логическо-поисковая – выполнение логических задач: плюсы и минусы, удобство и неудобство и т.д. 3. Работа творческого вида: а) худ-но-образная СР; б) научно-творческая – требует оригинального решения, инициативы; в) конструктивно-техническая – творческое проектирование. 4. Работа познавательно-практического вида: а) учебно-практи-ческая – плакаты, статьи, макеты; б) общественно-практическая – выходит за рамки обучающей программы. Методика- отрасль педагогики, исследующая зако- номерности обучения опред. предмету. В обучении имеется 3 неразрывно связанные стороны: - учебный предмет или содержание обучения; - деят-сть учителя - преподавание;- деят-ть уч-ся - учение. Задача методики - исследовать закономерные связи между этими тремя компонентами обучения и на основе познанных закономерностей разработать требования к учеб.предмету, преподавателю и учению. Содержание методики составляет:- определение места данного учебного предмета в системе образования; - определение его содержания, научного обоснование программ, учебников;- определение практических, познават-ых и воспитат-ых целей обучения данному предмету;- выработка методов и организационных форм обучения соответственно его целей и содержанию;- определение требований к учебному комплексу. Методика, определяющая законы, принципы, цели, содержа-ние, методы, приемы, средства обучения деят-ти, называется общей методикой обучения. Методика, определяющая отбор материала, организацию учеб. процесса, выбор методов, приемов, способов и ср-в обучения, называется частной методикой. Общая и частная методики в/связаны: частная методика обогащает общую методику, опытом обучения конкретной дисциплины, общая - систематизирует, организует эти данные, выводит закономерности и формулирует принципы.Тематика обучения БИД.1.Читатель-мастер:- познавательные умения: выделять главное в тексте, использовать «свернутые» записи (конспекты, заметки, тезисы);- выделять в тексте связи между явлениями;- пользоваться б/граф. и справоч-ми источниками;- привлекать в процессе чтения дополни тельные источники;- пользоваться приемами скорочтения;- проводить анализ, синтез, обобщение мате -риала на основе изучаемого текста.2. Проектировочная компетенция: - формулировать цели чтения и цели читат-ой деят-ти; - формулировать цели самостоят. работы над источниками инф-ии; - формулировать стратегии и тактики чтения; - формулировать результаты чтения; - определять задачи, ритм, темп чтения.3. Конструктивные компетенции: - уметь конспектировать, цитировать, реферировать, рецензировать; - сделать выводы и обобщения; - составлять тезисы. 4. Коммуни-кативные умения: - уметь общаться с прочитанным текстом; - формулировать вопросы к тексту, уметь рассказать о прочитанном; - активно участвовать в обсуждении текста; - высказывать собственное отношение, аргументированную оценку прочитанного; - строить логически законченное сообщение с заключением и выводами по тексту.5. Организа торские компетенции: - организовать читат-ую деят-ть: рабочее место, гигиенические условия, следить за темпами действия; - контроль за зрением; - умение ограничить контакт с другими для достижения эфф-го чтения; - организовать накапливаемую в процессе чтения инф-ию для того, чтобы ею можно было воспользоваться.

Б.11. В.1. Библиотечное обслуживание как технологиче­ский процесс.

Технологический процесс обслуживания – последовательность действий биб-аря или коллектива биб-рей над предметом труда (запросом), направлен ных на предоставление пользователю определенной услуги: например - прием запроса на док-т из книгохранения, подбор док-та, оформление выдачи, транспортирова-ние в чит.зал, выдача док-в в зале, прием док-та от чит-ля.Типы технологии БО:персонифицированная – предоставление услуги определяется уровнем профессионализма и интеллекта биб-аря;механизированная – с использованием тех.ср-в;электронная – с применением телекоммуникац. технологий.Технология БО чит-лей:БО в контексте среды; Индиви-дуальное обслуж-ие чит-й в биб-ке:деят-ть биб-ки по удовлетворению запросов чит-ей, оказанию им помо щи в нахождении и использовании инф-и и в самостоят-ом поиске инф-и; индивидуальное информир-ние, в т.ч. в режиме ИРИ (избирательное распр-ие инф-ии); консультации.Групповое и фронтальное обслуж-ие чит-ей в биб-ке:Первично-документальный уровень - книжные выставки;Вторично-документальный уровень: подготовка списков лит-ры, рассылка их коллективным абонементам;инф-ные бюллете- ни; Коммуникативный уровень – устное информи-ие (презентации, чит.конференции, библиограф.обзоры).Система обслуж-ия чит-ей по тематическим комплексам. Система межбиб-го абонемента - центры МБА в регионе, стране. Социально-психологические аспекты взаим-ия чит-ля и биб-ря.Учетно -технологические док-ты:листок чит-го требования, формуляр чит-ля, контрольный листок, карточки регистрации чит-ей, абонемента; бланк-заказ МБА, книжный формуляр.Осн.этапы БО как технологичес­кого процесса.Технология БО - последовательность технологич.операций, необходимых для предоставления опред-ой услуги пользователю. Особая технология выполнения чит.запроса складывается в условиях электронной среды. Библиотекарь-консультант, получив запрос от читателя, «входит» в различные БД, в эл.биб-ки и т. д. и выполняет запрос, используя технологию эл.доставки док-та или выявив наличие лит-ры по теме и местонахождение необходимого изд-я и т. п.Биб.запрос – требование пользователя биб-ки на предоставление какой-либо услуги. Предмет биб. запроса(вид запрашиваемой услуги):на первичные док-ты, б/граф.инф-ю, на факты, мероприятие…Условия БЗ – пространственные характеристики (временные параметры, хронолог-ие рамки поиска, дата, время, продолжительность мероприятий, сроки открытия нестационарных пунктов обслуж-ия, длительность его действия (постоянный запрос-ИРИ, разовый).Цель БЗ – для уч., науч., самообразовательной деят-ти. Содержание запроса: предмет запроса, пространственно-временные параметры, цель запроса.Форма предоставления запроса: письменно, устно, очно, заочно.

Виды БЗ:1.Определенные: конкретный, тематический, 2. Неопределенный – относится к досуговому чтению. 3. Неудовлетворенный запрос – отказ (напр., в случае отсутствия нужного издания в биб-ке).В основе чит. запроса лежит чит.интерес, кот. возникает и развивается в результате потребности в чтении. Для удовлетворения чит.интереса необходимо создавать ситуацию, при которой пользователь биб-ки заинтере- суется чтением.Теория чит. интереса начала складываться в к. 19 в. – исследователи выделили ситуативную и личностную основу чит. интереса:- ситуативный И. возникает под влиянием внешних стимулов (обложка книги, фильм-экранизация, рецензия в газете и т.д.)- личностный И. – более устойчив, т.к. опирается на духовные интересы личности.Условно чит. интересы можно классифицировать:1)на основании сфер лит-ры:- художественной- научной- политической- экономической.2) в зависимости от проявления:- широкие и узкие- глубокие и поверхностные- устойчивые и неустойчивые- активные и пассивные.Биб. услуга – совокупный конечный результат БО, отвечающий запросу и потребностям пользователей, предоставляемый им в различных формах, обеспечивающих доступ к ресурсам биб-ки. Предмет услуги – док-т, факт, сообще-ние о правилах работы в биб-е.Форма услуги – сочетание устных, наглядных, печатных средств, использова-ния тех.средств.Самыми простыми по структуре формами услуг являются: обзор, плакат, консультация, книжная выставка.Сложные – День спец-та, лит.вечер. Содерж-е услуги несет в себе опред. познавательный, этический, эстетический, эмоциональный потенциал, ценностно-ориенти- рующие установки.Классификация БУ:Бу по общности процедур, операций:- услуги, выполняемые по разовым запросам- по постоянным запросам- по запросу на мероприятие. По широте охвата чит-ей(индивидуальные услуги, групповые, массовые). По средствам выполнения услуг (устные, наглядные, печатные, комплексные). Наиболее полной можно признать классификацию БУ, разработанную М.Я. Дворкиной основывается на потребностях пользователей и насчитывает 10 онс.видов услуг:- услуги абонирования;- справочно-аналити-ческие услуги;- услуги текущего информир-ия;- услуги информи-ия по конкретным проблемам;- учебно-консультационные услуги;- услуги по организации биб.общения;- услуги по организации биб.комфорта;- переводческие услуги;- копировальные услуги;- переплетные услуги.

Платными становятся главным образом те услуги, которые требуют значитель­ных материальных затрат и большего времени для их выполнения с использовани­ем множительных устройств, ЭВМ, других тех. ср-в (например, копи­рование док-ов, он-лайновый поиск в БД с персонального термина­ла). Зарубеж.биб-ки

предоставляют широкий спектр биб.услуг, отличающихся высокой технологичностью (в том числе услуги для социально незащищенных слоев общества). Современные виды услуг: поиск по эл. каталогам и полнотекстовым БД, сканирование, эл.доставка док-в, виртуальная спра.служба, обучение компьютерной грамотности, дистанционное обучение, редакционно-издательские услуги, организация интернет-классов, интернет-кафе, эл.чит.залов. Индивидуальное биб. Обслуж-ие – процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение биб-ря с одним или одновременно несколькими чит-ми, учитывающий личностные особенности чит-ля. Задачи ИБО: - удовлетворение инф-х потребностей пользователя- содействие повышению уровня культуры чтения и инф-ой культуры личности;- организация условий для сотрудничества чит-ля и биб-ря- содействие самораскрытию, самопознанию, самовыражению и личности в учебной, проф., досуговой и др. деят-ти.

Концепция ИБО Н.А. Рубакина. В фундаментальной работе « Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию» подчеркнуто незыблемое право читателя (не только взрослого, но и ребенка) на сам-ый выбор и оценку книги.Современные фило­софские и психолого-педагогические основы ИБО –заложены в док-те: «Модельный библ. кодекс для государств-участников СНГ» (2003).

Цель ИБО – помощь личности в ее социализации через чтение и получение инф-ой поддержки биб-ки.

Методы ИБО: 1.Индивидуальная беседа – базовый метод БО: - ориентирующая - тактическая –корректирую- щая.2.Составление индивидуального планового чтения – актуален для детей и учащихся.Большое значение планам чтения придавал Н.А.Рубакин, сам составивший около 40 тысяч (!) планов чтения для различных категорий российской читающей публики.3.Индивидуальное информир-ие - информир-е конкретного пользователя с учетом его индивидуальных инф-ых потребностей.Применяются следующие формы:- рекомендации - выполнение справок - консультации - виды могут быть те же, что и в беседах, при этом возможны по телефону. 4.ИРИ, ДОР, ОСИ - современные методы, чаще всего используются для информир-я тех пользователей, чья деят-ть имеет высокую значимость и интеллект. емкость, напр., ученых и спец. в научных и академических би-ах.- Избирательное распространение информации (ИРИ) – с помощью ИРИ распространяется вновь появившаяся инф-ия, соответствующая постоянным инф-ым запросам потребите- лей инф-ии. - Дифференцированное обслуживание руководителей (ДОР) – предусматривает обеспечение руководителей различных уровней специально подготовленной инф-ей.- Оперативное сигнальное информир-ие (ОСИ) – система текущего оперативного доведения до польз-ей сигнальной инф-и о содержании наиболее значимых журналов мира по различным отраслям науки, техники и общ. жизни в соответствии с их постоянно действующими тематическими запросами.

Эффективность БО –степень соответствия результатовбиб.обслуж-я его целям в соотношении с затратами на полученные результаты.

Методы оценки библиотечного обслуживания.Данные для оценки выявляются методами:- анализ биб. документации- биб. статистика- наблюдение- экспертные оценки- опрос.Эффективность БО (по Айзенбергу) – полнота удовлетворения и развитие потребностей пользователей биб-ки.Полнота зависит от того, насколько биб-ка выполняет такие виды услуг, такого качества и в таком кол-ве, которые отвечают потребностям пользователей.система показателей эффективности должна включать оценки: Оценка ресурсов обслуживания: - оценка фондов;- оценка биб.персонала;- оценка матер.-тех.базы.К этой же группе относятся:- показатели книгообеспеченности (фонд : читатели);- обращаемость фонда (в целом / по тематич. азделам);- степень доступности фонда (свободный доступ);- режима работы биб-и;-обеспечен- ность обслуживающим персоналом;- обеспеченность новыми поступлениями.Особенности ИБО, приводят иногда к конфликтам.Предотвратить конфликты можно следующим образом: сделать паузу, сдержать негативные эмоции, проявить волю и сформировать положительные эмоции в отношении других.Способ разрешения конфликта м.б. жестким и мягким.

 

В.2. Педагогическое общение. Педагогическая технология.

Педагогическое общение - проф. общение преподавателя с учащимися в целостном пед.процессе, разви-вающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в коллективе.Пед.общение - система ограниченного социально-психологического в/действия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен инф-ей, оказание воспитательного воздействия, организация в/отношений с помощью коммутативных ср-в. Педагог явл. инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.Структура общения: 1.Коммуникативный компонент -обмен инф-ей между субъектами общения.2.Интерактивный компонент — общая стратегия в/действия: кооперация, сотрудни чество и конкуренция.3.Перцептивный компонент -восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёра ми по общению друг друга.Пед.общение многогранно. Каждая грань определяется контекстом в/дейст- вия. Общие функции общения делятся на: познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира, интониро-вание социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях; эмотивную, представляющую собой отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику; воспитывающую, целена правленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося; фасилитативную, направ ленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положитель ного; регулятивную, побуждающую адресата к действию, координации деят-ти путем общения; функции самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей. Пед. общение – это по своим функциям контактный и дистантный, инф-ный, побудительный, координационный, устанавливающий отношения в/действия всех субъектов образ-ный процесс. Общение бывает ролевое (деловое) и межлич ностное (свободное). Разнообразные виды профес-го пед. общения (общение учителя с учащимися, с другими учителями, с директором школы, с методистом) различаются и по задачам, которые ставит учи тель, и по тем способам, с помощью которых он их решает. Владение учителем разными видами общения обеспечивает ему оптимальность профе-го поведения.Общепринятой классиф-ей стилей пед. общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).Классификация по Лобанову: педагогическая позиция:- педагог источник нужной и полезной инф-ии;- педагог-надзиратель: подчиняет свою деят-ть дисциплинарному наказанию;- педагог - заботливая наседка;- позиция невмешательства;- педагог – друг, товарищ, брат;- педагог – наставник. Классификация по Кривцовой: позиция на пьедеста ле или без пьедестала, т.е. позиция открытия своего «я»:- педагог - начальник; компьютер; мученик; приятель; педагог без пьедестала (сотрудническтво, гуманность по отношению к уч-ся).В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция- форма выра жения отношения.

Модели пед. общения. 2 осн. модели общения: - учебно-дисциплинарная; - личностно-ориентирован-ная.1. Учебно-дисциплинарная модель общения. Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обуче ния являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе в/действия взрос лого с детьми было "Делай как я". Для модели общения характерен авторитарный стиль общения, где способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения.

2. Личностно-ориентированная модель общения. Цель - обеспечить чувства психологической защищен ности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формир-е начала личности, развитие индиви дуальности. Для этой модели общения характерен диалогический тип общении. Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии. Формир-ие знаний, умений и навыков является не целью, а ср-вом полноценного развития личности. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка. Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего разви тия. Виды речевой деят-ти - различные виды речевых навыков и речевых умений. К осн. видам речевой деят-ти относятся: - говорение (устное выражение мысли), - слушание (восприятие речи на слух и ее понимание), - письмо (графическое, письменное выражение мысли); - чтение (т.е. восприятие и понима ние чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя. Именно эти виды речевой деят-ти лежат в основе процесса речевой коммуникации. Сообщение – текст в устной или пись менной форме. Без текста, без инф-ии невозможна речевая коммуникация, сам процесс общения. Этапы речевого акта: Докоммуникативный этап включает в себя:1) ситуацию; 2) созревание мотивов высказы вания; 3) внутреннюю, мысленную подготовку речи, ее содерж-я и языковой формы. Коммуникативный этап состоит из: 1) перехода кода на акустический или графический; 2) восприятия речи и ее понимания перципиентом. Посткоммуникативный этап представляет собой обратную связь: 1) новый акт речи; 2) действия.

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные ср-ва общения. Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным ср-ам обще ния относится человеческая речь. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка. Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях: - Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. – Поз навательная. Основную часть инф-ии о мире мы получаем через язык. - Аккумулятивная. Язык как ср-во накопления и хранения знаний. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. - Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. - Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. - Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми.- Этническая. Язык как средство объединения народа. C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения кол-ва участников - на межличностное и массовое. При невербальном общении ср-ом передачи инф-ии являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). К осн. невербальным ср-ам обще ния относятся: Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:- жестика; - мимика;- пантомимика. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить: • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.) • Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.). • Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Педагогическая технология – это совок-ть методов и приемов работы, выстроенных в опред. систему с целью получить образоват-ый результат.Осн. признаки технологии. Во-первых, технология определяется как деят-ть, деят-ть учителя и учащихся, во-вторых, эта деят-ть обязательно опирается на пед. законы и закономерности, в-третьих, обучающая и учебная деят-ть предварительно тщательно проектируют ся, в-четвертых, она дает гарантированно высокий результат. Компоненты пед.технологии -знания, уме- ния, навыки и эмоционально-ценностное отношение к миру (отношение к миру, правовое отношение в гос-тве).Специфика пед.технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учеб. процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей. Г.Е. Муравьева на основе анна лиза лит-ры выделяет осн. признаки или хар-ки технологии обучения как процедуры деят-ти: целенаправленность, -целостность, -научная обоснованность, -направленность на результат, -планируе мость, -высокая эфф-сть, -системность, -комфортность для учителя и учащихся, -законосообразность, -проектируемость, -надежность, -гарантированность результата. В.В. Юдин выделил следующие признаки пед.технологии: -четкость и определенность в фиксации результата, -наличие критериев его достижения, -пошаговая и формализованная стр-ра деят-ти субъектов обучения, определяющая переносимость и повто ряемость опыта. Пед. технология осуществляется через воздействие и в/действие. Воздействие –это действие, оказываемое кем либо или чем либо на кого либо или что либо. Воздействие в пед.деят-ти – это оказывать влияние на поступки, речь, действия. Существует воздействие:- внешнее – влияние факторов окружающей среды, соц.факторов, влияние культурой;- внутреннее – это самовоздействие (можно отругать самого себя);- контактное – осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом, главным образом во время проведения мероприятий инф-но-воспитательной работы;- дистантное;- произвольное; - непроизвольное. В/действие -процесс, происхо-дящий между воспитателем и воспитанником в ходе уч. –воспитат. работы и направленный на развитие личности ребенка. В/действие сторон присутствует во всех видах деят-ти в познании, игре, труде, общении. В/действие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник В технологии в/действия реализуются принципы: диалогиза ции (всегда должен быть диалог); проблематизации (их нельзя бояться, они должны быть с обоих сторон); распределения роли, должности (сами предлагают); принцип индивидуализации (учет индивидуальных интересов ребенка). Методы: сотрудничество, конструктивное решение, каждый выполняет свое действие.

Пед.внушение.Известный историк и психолог Б.Ф. Поршнев, изучая истоки человеческого общения и в/действия, пришел к выводу, что в своей исходной сути речь является способом внушения, самым мощным и могущественным из средств воздействия. В основе внушения лежит доверие. Доверительное расположе ние служит основой, на которой строится внушение. В своей пед. дея-ти учитель часто прибегает к внуше нию как воздействию на сознание. Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие. Эфф-сть внушения зависит не только от особенностей личности, на которую воздействуют, но и от особенностей самого человека. Общими условиями эфф-сти пед. внушения являются:- содержание учебного материала;

- обстановка;- отношение самого педагога к тому, что он внушает уверенность в успехе;- отношение уч-ов к учителю (его авторитет);- учет возрастных особенностей;- учет индивидуальных качеств и состояний детей на момент внушения;- владение учителем техникой внушения. Виды внушения. 1. В зависимости от источ ника внушающего воздействия различают:- внушение - действие, производимое другим человеком,

- самовнушение. 2. В зависимости от состояния субъекта внушения различают:- внуш. в состоянии бодрс- твования,- внуш. в состоянии естественного сна,- внуш. в гипнотическом состоянии.3. В зависимости от наличия или отсутствия у внушающего цели воздействия и осознанного применения усилий для ее достижения различают:- преднамеренное,- непреднамеренное.4. По результатам внушающее воздействие м/б:- положительным,- отрицательным. 5. В зависимости от содержания различают:- открытое внушение,

- закрытое (косвенное или опосредованное: намек). Пед.убеждение.Убеждение -это многогранное влияние на разум, эмоции и волю индивида, для того, чтоб сформировать у него желаемые качества. В зависимости от направления пед.влияния, убеждение может выглядывать как подтверждение, как внушение либо как их комбинация. Главную роль в убеждении, благодаря словам, играют приемы: беседа, лекция, диспут.

Пед.конфликт - конфликт, субъектами которого явл. участники пед. процесса. Принципы пед. конфликта: общие – конфликт отцов и детей, времен и поколений, опыта, условий; случайные конфликты или частные – могут быть от деформации педагога (зачем надела сережки, стучит по столу – ждет реакции педагога). Причины конфликтов:- отсутствие такта;- психологическая несовместимость;- слабое прогно зирование конфликта (предвидеть, предупредить);- оценочные высказывания (не всегда удачны);- личност ные качества;- излишняя строгость.Успешное разрешение конфликтов обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке рез-та. Разрешение конфликтов:устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:изъятие из конфликта одного из участников; исключение в/действия участников на длительное время; устранение объекта конфликта.

Под культурой урока следует понимать характеристику, которая бы свидетельствовала о высоком уровне организуемой педагогом групповой познавательной деят-ти, позволяющему говорить, что урок протекает в контексте современной культуры. Таким образом, урок – культурологический феномен, возделанный челове-ческими усилиями, он создан пед. мыслью, он продукт восхождения человека к бесконечному процессу познания и осмысления мира. Для успешного проведения совр. урока выделяют следующие принципы его организации:принцип сотрудничества – базируется на взаимопонимании и в/действии учителя и учащихся; оказание пед. поддержки как процесса понимания и принятия особенностей саморазвития ребенка, как реализации его потребностей в защищенности и заботе, в свободном восхождении своего Я; принцип ценностного отношения к детству; учащийся обладает своей субъективностью, поэтому в/дейст вие учителя и ученика должно строиться как диалогичный и целостный учеб. процесс; принцип соразвития, т.е. цель разви-тия ребенка – прогрессирующая гармонизация внутреннего и внешнего Я, также как и учи- теля; принцип свободы – важнейшей задачей образовательной среды является обеспечение возможности для каждого уч-ка открывать себя в различных видах деят-ти; принцип терпимости – способность снижать уровень эмоцион. реагирования на неблагоприятные факторы межличностного в/действия; принцип принятия – способность любить ребенка таким, какой он есть, безотносительно внешних эталонов.

 

В.3. Биб-но-инф-ные дисциплины как объект преподавания. (Айзенберг, Терешин, Ванеев, Карташова и др.). Дидактика – теоретические основы обучения и образования. Принцип обучения –руководящий, отражает закономерности педагогич. процесса.Критерииоптимальности учеб. процесса: -обучаемые услышали все, что им объясняли;- обучаемые поняли все, что им объясняли;- обучаемые согласились с тем, что они услышали;- усвоили основное содерж. материала;- применили полученные знания на прак- тике.Специфические принципы преподавания БИД: 1.Стартовые знания. 2.Интерактивность.3.Индивидуа-лизация.4.Инструктивность (в некоторых случаях нужна инструкция, а не теория).5.Регламентность обучения (должен быть: жесткий контроль, прописана стр-ра).6.Педагогическая целесообразность примене-ния ср-в новых инф-ых технологий.7.Открытость и гибкость образовательной программы БИД (любые вещи нужно объяснять).Пед. деят-ть присуща любой биб-ке и проявляется в ее образоват., воспитательной и развивающей функциях. Пед.деят-ть зависит от типа биб-и: детские, юн-ие, масс-ые, спец-ые. Профес-но-педагогич. деят-ть биб-каря - это многокомпонентная ресурсообеспечивающая система, вклю чающая воспитательно-образоват-ю, инф-но-просветительную, коммуникативную, организаторскую, само образоват-ю, социально-психологическую, психотерапевтическую, исслед-ую, творческую и др. виды деят-ти. Понятие «Пед.технология» в последнее время вошло в оборот и употребляется широко. Термин «технология» стал утверждаться, когда внимание педагогов и исслед-ей обратилось к особенностям педагогич. воздействия на обучеющегося. Успех в реализации педагогич. воздействия во многом зависит от умения организовать его, избрать целесообразный его вариант. Исходя из этого основания, один из авторов исслед-я проблемы В.Ю. Питюков понятие «пед. тех-гия» трактует как научное обоснование вы- бора операц-го воздействия педагога на ребенка в контексте в/действия его с миром с целью формир-ия у него отношений к этому миру, воздейс-твия, гармонично сочетающего свободу личностного проявления и социокультурную норму. Другое опреде-ление – «педтехнология» - стр-ра, слагаемые, принципы и пути применения в практической пед. дея-ти восп-ля, учителя, логика изложения мат-ла и его преподавания. Чтобы воспитат. процесс был успешным, необходимо профес-ое освоение педагогом 3 блоков: теоретич-го, метод-го и технологич-го в их органичес-ком единстве и нерасторжимости.Несколько по-иному пед. тех-гии определяет В.М. Монахов: «Пед.тех-и - это продуманная во всех деталях модель сов- местной пед. дея-ти по проектированию, организации и проведению учеб.процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и ученика».Формулировка ЮНЕСКО: «Пед.тех-и – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом тех-их и человеч-их ресурсов и их в/действия; ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».Перечислим осн. опред-ия пед.тех-гии:-это описание пед.процесса, неизбежно ведущего к запланирован- ному результату;-это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеч. и тех. ресурсов и в/действия между ними для достижения более эфф-ой формы образования;-это алгорит-мизация деят-ти преподавателей и уч-ся на основе проектирования всех учебных ситуаций;-это описание, проект процесса формир-ния личности.Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содерж-е обучения; ср-ва педагогич.воздействия; организация учеб. процесса; ребёнок, педагог; результат деят-ти. Пед. тех-гия рассматривается как педагогич. феномен, который сосредоточивает в себе возмож- ность решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими, метод-ми, психолого-педагогич-ми и операционными основами учебно-воспит-го процесса, учебно-воспит-го воздействия и в/действия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное – помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формир-и в нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность (творчество). Технологическая цепочка проблем -ного обучения: - создание проблемной ситуации; - постановка учебной проблемы; - поиск способов реше- ния; - решение проблемы. Проектно-ориентированная технология - характерной чертой этой тех-гии явл. способность ребёнка проектировать предстоящую деят-ть, быть ее субъектом. Если особенности разных технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. Ярким представителем интеграль ной тех-и явл. проектная деят-ть, в основе которой лежит проект. Сущность тех-гии - стимулировать инте рес ребят к опред.проблемам, предполагающим владение опред. суммой знаний и через проектную деят-ть показать практич. применение получен. знаний. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения 1 проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться дос-тигнутых договорённостей. Деят-ть каждого ребёнка должна быть направлена на достижения намеченного результата.

 

Б.12. В.1. Документоведение как научная дисциплина. Понятие «документ».

Документ – это матер. носитель зафиксир. инф-ии, созданной человеком и предназн. для сохранения, использ-ия и передачи в простр-ве и во времени. Документоведение - это наука о д-те и документно-комму-никационной деят-ти. Это науч. дисциплина, изучающая закон-ти создания и функц-ия д-ов, разрабатыва-ющая принципы построения документно-коммуникац. систем и методы их деят-ти. Д/ведение исследует д-нт как источник инф-и и ср-во соц. коммуникации. Это комплексная наука о док-те и документно-коммуникац. деят-ти, изучающая в историч., совр. и прогностическом планах процессы создания, распр-я и использования док-ных источников инф-и в общ-ве. Формир. д/ведения как науч. дисциплины предполагает определение осн. ее составляющих: объекта, предмета, стр-ы, методов, понятийного аппарата - в их единстве и целост-ности, т.е. как системной науч. дисциплины. Объектом д/ведения как науки явл. комплексное изучение д-та как системного объекта, специально созданного для хранения и распр-ия (передачи) инф-и в простр. и времени. Д-нт создается в ходе документно-коммуникац. деят-ти, поэтому объектом науки явл. все виды этой деят-ти - создание, произ-во, хранение, распрост.и использ-ие д-ов, создание систем документации. Предметом ведения явл. создание науч. знания о д-те в единстве его инф. и матер. составляющих, о законо-мерностях создания и функц-ия д-ов в общ-ве. Д/ведение изучает д-т как предмет на теорет., историч. и метод. (практическом) уровнях. Оно исследует д-нт как систему, его св-ва, параметры, стр-ру, ф-ции, методы и способы документирования, классификацию и типологизацию д-ов. В поле его внимания находятся общие закон-ти создания, распр-ия, хранения и использ-я д-ов. Причем предметом изучения может служить док-т в целом либо его отдельные аспек- ты, специфические черты документно-коммуникационной деят-ти. Д/ведение относится к разряду молодых наук, возникла не сразу, она прошла в своем развитии несколько этапов. Исторически первой в этом ряду стоит документационная наука, возникшая в конце 19в.и получив-шая междунар.признание в 1 пол.20в. Под этим названием развивалась наука, предметом которой была документационная деят-ть, включающая проце ссы сбора, систематизации, хранения, поиска и распростр.(а с сер.1940-х годов - и создания) док-ов во всех сферах обществ.жизни. Эта наука еще имела название "книго-архиво-музееведение". Основоположником документационной науки является Поль Отле. Он предлагал назвать науку, изучающую документную деят-ть, библиологией или документологией, что было связано с отождествлением книги и док-та. Базой д/вед