Б.8. В.1. Проблемы и задачи национальной (гос.) библиографии.

Нац.б/графия, термин принятый в международной б/графической практике для обозначения вида б/графии, задачей которого является ретроспективный и текущий учёт нац.печатной продукции и информировании о ней. Первые опыты в области ретроспективной Н.Б. относятся к 16 в. (Англия, Франция, Италия). Первое издание текущей Н.Б. появилось в начале 19в.

К причинам возникновения НБ можно отнести:

- становление наций, образование буржуазных государств, формирование нац.самосознания и вытекающая отсюда потребность в выявлении и подытоживании развития нац.культуры;

- издание и распространение книг на живых народных языках и постепенное вытеснение ранее господствующего международного языка - латинского;

- интенсивное развитие книгопечатания.

В современном б/графоведении в понятие «нац.б/графия» включаются две исторически сложившиеся формы: текущая Н.Б. (ТНБ) и ретроспективная Н.Б. (РНБ). Под ТНБ понимается б/графия, назначением которой является подготовка и распространение б/граф. инф-и о новых произведениях печати и других док-ах. РНБ – б/графия, назначением которой является подготовка и распространение б/граф.инф-и о произведениях печати и других док-ах за какой-либо период времени прошлого. Основой ТНБ является закон об обязательном экземпляре и наличие в каждой стране системы б/граф.пособий, учитывающих все выходящие на территории страны книги, брошюры, периодич.издания, нотную, картографическую и изопродукцию, аудиовизуальные материалы и т.д. В целом задачи ТНБ можно определить следующим образом: максимально полная, оперативная и систематизированная б/граф.инф-я о док-х для осведомления широких кругов потребителей этой инф-и. В этом смысле ТНБ является единственно верным источником для статистики нац.печати, создает необходимую базу для развития других видов б/графии в стране.

Исторически сложились различительные принципы учёта лит-ы в изданиях Н.Б.: территориальный (лит-а опубликована на территории одной страны (данной), языковой ( материалы опубликованы на основном языке вне зависимости от места издания) и комплексный (лит-а опубликована на территории страны, а также издаётся за её пределами, но связаны с данной страной языком, происхождением автора, содержание). В середине 20 века преимущественное распространение получил принцип учёта литературы по территориальному (государств.) признаку и органы государст. биб-ки рассматриваются как оптимальная форма изданий текущей Н.Б.. Объектом учёта вперед были книги, затем в её сферу вошли и другие виды печатной продукции.

В настоящее время гос.б/графия представляет собой систему специально созданных учреждений, осуществляющих сбор, б/граф.обработку, архивное хранение отеч.док-ов на основе Федерального закона «Об обязательном экземпляре (1994г.).

Ядром текущей нац.б/графии, её методическим м научным центром является Всероссийская книжная палата (РКП — старейшее отеч. б/графирующее учр-ие), была организована в Петрограде в мае 1917г. Постановлением Временного правительства; РКП продолжила издание б/граф.ж-ла «Книжная летопись» публ. с 1907 года. 3 августа 1920 г. в М. была организована Российская центральная книжная палата, переименованная в 1935 году во Всесоюзную книжную палату (ВКП). В 1992 году ВКП была опять переименована в Российскую книжную палату. В РКП поступают и проходят гос.регистрацию и б/граф.обработку изд-я вышедшего на территории России по всем отраслям знания и на всех языках, а также изд-я выпущенные совместно рос. и заруб.издателями. Гос. библиотечная продукция публикуется как традиционно ( БУ, карточки для каталогов) так и на машиночитаемых носителях. БЗ в изданиях РКП составляют на рус.яз. Запись составляется в соответствии с ГОСТОМ 7. 1-84 «БО док-в. Общие требования и правила составления». Изменением №1 к этому ГОСТУ ГОСТ 7.80 - 2000 БЗ. Заголовок. Общие правила составления. «Правилами составления БО», «Инструкциями РКП», в БЗ применяется сокращение слов ГОСТ 7.12. - 93. БЗ сокращенных слов и словосочетаний в БЗ РКП.

Старейший Гос.БУ «Книжная летопись» выходит с 1907 г. еженедельно, содержит сведения о книгах, брошюрах, всех видов и типов (офиц-х, нормат-х, науч., производ-х, политич., учеб., справоч.) и т.д. В нём отраженывсе изд-я напечатанные за границей по заказу России подготовленные и составленные издателями заруб.стран, а также международными изд-я, членами которых является Россия. В «Книжной летописи» помещена инф-я об изд-х вышедших тиражом 100 и более экз. Науч., литературно-худ-е изд-я для детей и юн. отраж. независимо от тиража. БЗ включают: порядковый номер записи; заголовок БЗ, БО, № гос. регистрации в РКП, предметные рубрики; индексы УДК и ББК. В каждом номере «Книжной летописи» есть именной указ-ль, указ-ль языков, нумерационный ук-ль БЗ на которые не изданы карточки, ук-ль ошибочных ISBN. Раз в квартал выходит Книжная летопись «Вспомогательные ук-ли»», создан именной ук-ль предметн. геогр. ошибочных ISBN.

С 1927 г. ежегодно издаются ГБУ ретраспективный указатель «Книги РФ» — инф-я о книжных изданиях получивших отражение в "Книжной летописи" за учётный период. Выходит ежегодно в 5-6 томах. Тома содержат БЗ на издания в систематическом порядке согласно УДК. Справочный аппарат (им. ук. , ук. заглав., ук. книг, изд на рус. яз., предмет. указ). Нумерация одна на все тома.

ГБУ «Летопись жур-х статей» издаётся с 1926 г. и предназначен для информирования о материалах опубликованных в журналах и сборниках выходящих в России по всем отраслям. «Летопись жур. статей" выходит еженедельно и содержит сведения о продукции выпускаемой Рос. академией наук, его отделами и филиалами, институтами, научно-исследов. учрежд, крупными биб-ми. В каждом номере помещен именной указатель, геогр., список журналов.переодических и продолж. изданий (сборников). Список поступивших в РКП с опозданием более чем на год. Раз в квартал отдельным изданием "Летописи жур.статей" выходят "Вспомогательные указатели". Ежегодно отдельным изданием выходит "Литературный журнал статей". Список журналов и период, и продол, сборников, статьи которых отражены в году.

«Летопись газетных статей» выходит с 1936 года еженедельно — сведения о статьях, документальных материалах, произведениях худ. Лит-ы опублик. в Рос.газетах на рус.яз. Список газет материалы из которых отправлены в "Летопись газетных статей" — 1 номер записи групируется универсал, децимальная Указатели, именной, географ., список газет, нумерационный указатель временных тематических рубрик.

С 1935 г. ежемесячно — "Летопись рецензий" — сведения о рецензиях опубликованных в газетах, журналах, периодич. и непереодических сборниках изданных на рус.яз. БЗ на рецензии и книги изданные за рубежом выделяются в конце отраслевых разделов. В каждом номере: указ. авторов заглавий изданных за рубежом. Указ. рецензентов.« Летопись авторефератов, диссертаций» выходит ежемесячно с 1981 г. (до 1981 г. одр. в книжн. летописи — информируют о автореферате, диссерт., именной указатель, географ, указатель.

ГБУ «Библиограф российской библиографии»(БРБ) — о библиогр. пос. по всем отраслям знания (отдельн. изданиях, также в книгах и сборниках) сведения о серийных изданиях. Каждая запись сопровождается БО и аннотацией. БРБ — отражает массив БП за учётный период, источник фактографический для исследования в области библиографии — ежегодник — систем, распол. по универс. децимальная кл-я. Перед основным темат. рядом выделяют рубрики: Указатели периодич.изд-й и указания к период. изданиям; Гос. библиография; Указ. старопечатных книг и рукописных книг; Сводные печатные каталоги библиотек и издательств. Справочный аппарат: именной, заглавий, коллективов географ, указ., список журналов, имеющих библиографические отделы, рецензии на библиог. указатели. До 1990г. госуд. библиогр. информ. о период, и продолж. изданиях в многотомном пятигоднике «Летопись период, и продож. изд. (ЛППИ)» выходит с 1933 года и такой же ежегодник. Новые и переименованные нисят ретроспективных характер. В настоящее время созданы Электр. БД о газетах и журналах, продолж. изданиях, периодич. сборниках и бюллетенях.

С 2000 г. РКП выпускается, еженедельно информац. бюллетень «Новые книги России» в печатном и электронном виде (1200 книг и брошюр).

Эл. издание «Книги в наличии и печати» — 1 раз в два месяца. Выпуск на дискетах и передаются по эл. почте подписчикам ( по авторам, заглавию, издателю, книгораспростанителю, тематике, индекс, ключ.)

РКП создан электронный БД «Рос. Нац. биб-ка» сведения о книгах и брошюрах выпущ. с 1980 г., о статьях из газет (с 1988) о журналах и авторах диссертаций (с 1991г.).

Ежегодно выпускается СД — РОМ «Рос. нац. библиограф» в Интернете информация доступна на сайте. В настоящее фемя ретрасп. библиограф, информация о книгах России существует в каталожной форме ( каталоги и базы данных РГБ; РНБ).

 

В.2. БО как социокультур­ный процесс. Читатель и биб-арь как его равноправные участники. Обоснование необходимости изучения чит-ого кон­тин­гента.Первые упоминания о читателях или чтении были в источниках времен античности, а исследования, посвященные изучению читателей появились в России в нач. XIX в.Процесс изучения чит-й в Рос. делится на несколько периодов. 1. дореволюционный - c XIX в. до 1917 г. - исследователями чтения были не столько биб-ри, так как проф.сообщество тогда только скла- дывалась, сколько писатели, педагоги-просветители, статистики, а затем - народники, революционеры-демократы и др.- писатель Л.Н. Толстой собирал с помощью учителей нач. школ сведения о народном читателе, - педагог Корф Н.А. - изучал доступность книг крестьянам, их чит.интересы, мнения о лит-ре,

- Мичурин А.П., Шаховский Л.И., Пругавин А.С., Орлов В.И. - изучали культурный уровень и чит.интересы крестьянства,- Алчевская Х.Д. - разработала спец.методику по выявлению мнений учениц вечерней школы о прочитанном; изучала чит.интересы, степень их восприимчивости к худ.произведениям; -Рубакин Н.А. - внес наибольший вклад; впервые изучил чит-й по специально разработанной программе и описал результаты в своих трудах: «Этюды о русской читающей публике», «Психология чит-я и книги, или библиопсихология». 2 период-(1917 г. - кон. 1930-х гг.) - основными организаторами исследований стали биб-ки - изучались чит.интересы крестьян, молодых рабочих, красноармейцев и т. д. В работах А.Я. Виленкина, А.А. Гайворовского, П.И. Гурова, А.А. Покровского описаны исслед-я психологических аспектов чтения и влияния чтения на личность. 3 период (кон. 50-х гг. - сер. 80-х гг) -характерно проведение централизованных крупномасштабных исслед-й, изучалось чтение осн.соц.групп (рабочих, молодежи спец-ов, крест-ва); биб. и неби-ное чтение; место чтения в структуре свободного времени, а позже - место книги и биб-ки среди аудиовизуальных каналов инф-ии.Центрами изучения чит-й в сов. период былицентральные б-ки страны: Гос.публ.б-ка, Рос.гос.юношеская б-ка, Рос.гос.детская б-ка, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН и др.; Всерос.центр. инст-т общественного мнения, НИИ культурологи, фонд «Чтение» им. Н.А. Рубакина. Метод. центром яв-сь Гос. б-ка им. Ленина (ныне РГБ).В этот период был разработан масштабный проект «Книга и чтение в жизни сов.общества», в рамках которого были проведены центра-лизованные исслед-я чтения «Советский читатель» (1968 г.), «Книга и чтение в жизни небольших горо- дов» (1973 г.) -изучались чит.интересы и предпочтения молодежи (рабочей и студенческой), детей, шко- льников, спец-ов (учителей, инженеров и др.); приобщенность к чтению худ.лит-ы, содержание чтения, популярные авторы. 4 период - кон. 80-х - нач. 90-х гг. Гос. биб-а им. Ленина - ГБЛ (ныне РГБ) провела исслед-я: «Динамика чтения и чит.спроса в масс.биб-ах», «Биб-а и семейное чтение», исслед-е «Чтение в Вашей жизни» - ГБЛ и ГПБ им. Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ) – результаты обобщены в сборнике «Что мы читаем? Какие мы? Проводятся региональные исслед-я чтения: в 1990-х гг. ГПНТБ СО РАН провела масштабные исслед-я - была получена картина чтения в Сибири и на Дальнем Востоке.

Характерные особенности этого периода: соц.обусловленность; масштабность; гос. характер; многоас-

пектность проблематики; высокий уровень методологических исслед-й.Современное состояние исслед-я чтения.В выводах соц. исслед. по изучению соврем. состояния чтения прослеживаются следующие общемировые тенденции:сокращение времени на чтение; снижение интереса к чтению;отношение к чтению как к развлечению. И.В. Бахмутская, З.А. Янкова, М.М. Самохина, С.А. Плотников – занимались исслед-ем чтения рос. Юн-ва - пришли к выводу, что совре.состояния чтения юн-ва соответствует состоянию самого общества, ухудшение эконом.условий влечет за собой изменение ценностных ориентаций населения.Социологический подход к изучению читателей: опыт Рос­сии («Этюды о русской читающей публике» Н. А. Рубакина). Психологический подход к изучению читателя. «Библиопси- хология» Н. А. Рубакина.Первая попытка провести научную дифференциацию чи-ей была предпринята Н.А. Рубакиным - в книге «Этюды о русской читающей публике» выделил 2 группы чит-ей: 1 из приви- легированных классов, 2- из народа. При изучении чтения он один из первых ввел анкету при этом исполь зовал социолог-ий подход, в котором определяющими признаками являлись соц. и демографические характеристики чит-я (положение в обществе, возраст, пол…)Одновременно формировались основы психологического подхода, при помощи которого можно было определить: особенности восприятия текстов, отношение к чтению и книге, мотивы чтения и т.д. Сегодня с помощью псих. подхода выявляя- ются: мотив чтения, чит-кая направленность, уровень культуры чтения и т.д.Основные исслед-ие мето- ды изучения чит-я при социологическом и психологическом подходах.1) Методы анализа док-ов разделяются на 2группы:традиционные, спец-ые; психологические, библиотековедческие, количествен-ные.2) Метод контент-анализа (анализ содерж-я) - используется при изучении значит-ых массивов док-в. 3) Опрос (устный, анкетирование) - используется для сбора первич.инф-и, содержащей массовые суждения биб-рей и чит-ей о биб.работе, их субъективные оценки, мнения, предпочтения,мотивы деят-ти. 4) Наблюдение - м. б. самостоятельным методом и составной частью др. методов. 5) Эксперимент - возможность активно воздействовать на объекты для установления предполагаемых закономерных связей и зависимостей.6) Тестирование (в пер. испытание, проверка) - применяется в социолог-х исслед-х для измерения и оценки различных психолог-х качеств и состояний индивида, широко используется в уч-ых заведениях.Типология чит-ей – научная классификация чит-й по общности признаков, являющаяся одним из средств дифференциации чит-ей и развивающаяся в 2 осн. направлениях:1)с учетом стр-ры чит-х интересов чтения, степени читательской активности, и др.;2)с учетом особенностей восприятия лит-ры различных видов и жанров.Типообразующие признаки чит-й: 1.Социально-демографические характеристики. 2.Читательское восприятие - психическая деят-ть человека, направленная на понимание содержания текста.3.Индивидуально-типические особенности.4.Мотивация к чтению. Автором идеи универсальной класси- фикации чит-ей явл. Н.С. Карташов: по комплексу признаков: культурно-технический уровень чит-ля, характер взаимосвязи чит-я и книги в процессе чтения, индивидуально-психологические особенности чит-ля, характер чит.интересов.С.А. Трубниковразделил чит-ей худ.лит-ры на6 осн.типов: 1.чит-ли с неопрделив- шимся вкусом. 2.с односторонней направленностью интересов и неразвитостью других сторон вкуса.3.с односторонней направленностью интересов и относи-тельной развитостью других сторон вкуса. 4. с разносторонними интересами и относительно неразвитыми другими сторонами лит-но-худ-го вкуса. 5. с негармонически развитыми сторонами лит-но-худ. вкуса. 6. с относительно гармоничным развитием всех существующих сторон лит-но-худ.вкуса. Ю.М. Тугов предложил учитывать стадии социализации личности.

Ю.С. Зубов – уровень познавательной деят-ти. Б.Г. Умнов разработал шкалу, наглядно отражающую уровни мотивации чтения: «не читают» и «читают. Существенный прорыв в формировании инф-ой культ. личности в биб-ах и образ-ых учр-ях обеспечила научная, метод. и практич.работа коллектива Кемеровской гос. академии культу- ры и иск-в под рук. Н.И. Гендиной.Инф-ая культура- систематизированная совок-ть знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной инф-ой деят-ти, направленной на удовлетворение как проф-ых, так и непроф-х потребностей в инф-ии. ИК личности, библ-б/граф.грамот- ность, информац.и компьют. грамотность и др. хар-ки составляют стр-ру культуры чтения.Культура чтения – система знаний, умений, навыков, необходимых чит-лю для работы с книгой.

 

В.3.Интернет и сетевые сервисы. Инт-ет – глобальная телекоммуникац-ая сеть, объединяющая множес тво комп. сетей в единую инф. систему, базирующаяся на общей системе адресов и протоколов.Одним из основателем Инт-а счит.америк.ученый В. Буш в 1945 . он выпустил статью «Как мы можем думать» о соврем. понимании «гипертекста»).Первые разработки – в Америке Мин. обороны США – первая глобальная сеть – в 1969 г. – AFRANET.В 1971 г. сеть AFRANET была введена в регулярную эксплуат. и обеспечивала для всех своих узлов 3 осн.услуги:- интерактивный вход польз-ля на удаленный узел; - передача файлов м/у узлами сети;- электр.почта. Все эти услуги базировались на протоколе NCP. Накопленный к 1974 г. опыт эксплуатации сети выявил недостатки протоколов NCP, полный переход сети на новые протоколы (TCP/IP) был завершен в 1982 г. В 80-е гг. И. польз. в осн. спец-сты (эл. почта, телеконференции). В 1990 г. программист Европейского центра ядерных исслед-ий в Женеве Тим Бернерс Ли создал язык HTML, протокол HTML позволял передавать гипертекст. Новый способ указа ния адресов с пом. URL –универс. указатель ресурсов, позволял легче запоминать их и лучше ориентир. в И. Была написана также спец. программа отображения гипертекст.страниц - первый браузер – проект получил название WWW, т.е. «всемирная паутина».«Всемирная паутина» -распределенная система, предоставляющая доступ к связанным м/у собой док-ам, расположенным на разл. компах, подключен. к Инт-у. Ее образуют мил. веб-серверов. Большинство ресурсов ВП предст. собой гипертекст –вебстрани цы. Несколько веб-страниц, объединен. общей темой, дизайном, связанные м/у собой ссылками и обыч но находящихся на одном и том же веб-сервере, наз. веб-сайтом. Для загрузки и просмотра веб-страниц использ. спец.программы – браузеры. ВП вызвала настоящую революцию в ИТ и бум в развитии Инт-а, она была задумана как целостный мир, в кот. инф-ция из любых источников легкодоступна на любых комп., в любой стране. Технологические основы Инт-а (протоколы семейства TCP/IP).С технич. т.з., Инт-т – гигантская совок-сть сетей меньшего масштаба, объединен. общими правилами комму никации. Эти правила – интернет-протоколы (TCP/IP), позволяют общаться компам, входящим в сети любых типов, использ. любые ОС и программы. TCP/IP –набор протоколов, разработанный для И. и ставший его основой.Передача инф-ции по этому протоколу сост. из 4 этапов:1)протокол TSP - разбиение инф-ции на нумерованные пакеты, 2)протокол IP - передача пакетов получателю, 3)прото кол TSP на стороне получателя - проверка комплектности получен. пакетов, 4) протокол TSP – восс тановление искомой инф-ции. В семействе TCP/IP распростр. протоколы прикладного уровня:- Telnet – протокол для реализации текстового интерфейса по сети,- FTP – протокол передачи файлов,- HTTP – протокол передачи гипертекста. Инт-т соединяет в ед.систему мил. комп. каждый из кот. должен иметь уникальный IP-адрес, определяющий его расположение в сети. IP-адрес – уникальный идентификатор (адрес) уст-ва (обычно компа), подключенного к локальной сети и/или Инт-у. Для удобства составления и запоми-нания адресов сайтов действует система доменных имен. (.RU-Россия.).Доступ к Инт-у: 1)с организаторской т.зр.:- с рабочего места- с дом. комп.- публичный (в инт-т-кафе, клубах, библ-ах) 2)с технич. т.зр.:- проводной (по телефону, кабелю, выделенной линии)- беспроводной (радио- и спутниковая связь, мобильная связь). Для подключения к И. польз. услугами провайдера – организация, предо ставл. доступ в И. и оказыв. др. телеком-муникац. услуги. Сетевые сервисы:- Элект.почтатех-гия и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электр. сообщений по распределен. комп. сети (наиболее востребов.).- Форумы– спец. сайты, на кот. организ. дискуссии на различные темы.- Пресс-конференция,- Гостевые книги,- Чаты – общение «он-лайн,- Интернет-пейджерыICQ – сервис, включ. в себя службу мгновенного обмена сообщениями.- Блоги – сетевые дневники, кот. ведутся на спец. сайтах, предоставляющ. возможности быстрого добавления записей, сост. списка друзей и т.д. Сетевые сервисы в библ. практике.БО претерпело значительные изменения, связанные с использ. комп-ов, цифровых систем и Инт-а. Это заставляет библ-ки искать инновационные подходы к обслуж-ю и побуждает предоставлять услуги методами, удобными для чит-ля. Больш-во новых серви- сов, внедренных в БО в последние несколько лет связаны с использ. технологий Web 2.0:. Соц. сети (Facebook, В контакте, Одноклассники, Мой мир) – объединение людей в глобальные сообщества по интересам, хобби, полит. и соц. взглядам, увлечениям. Использ-ся библ-ми для размещения новостной инф-ции о мероприятиях и общения с польз-ми. Это способ установить неформальный контакт с чит-ями, снять у них барьеры общения, ответить на их вопросы и предложить полезную инф-цию. Блоги (Twitter ) - это персональный сайт, позволяющий вести текстовые записи с использ. мультимедийных элементов. Чит-ли могут публиковать свои комментарии к сообщениям, что делает блог уникальным интерактивным ресурсом. Это эфф-ный инструмент межпрофес-ного общения и для публикации ново стей биб-го мира. Блог также явл-ся новым маркетинговым инструментом, позволяющем найти нового потенциального польз-ля. RSS рассылки - предназначены для описания лент новостей, анонсов статей и т. п. Это очень удобный способ информировать о новостях библ-ки, а также оперативно предоставлять необход. польз-ям инф-ию в электр.виде. Соц. закладки (Delicious, memori.ru) – ср-во, с пом. которого польз-ли Инт-та могут делиться, создавать, искать, и управлять закладками web-ресурсов.

Мгновенное общение(Skype, ICQ) – библ-ки используют в своей работе как услугу для чит-ей, для общения с коллегами и партнерами и т.д. Мультимедийные сервисы,такие как фотохостинги (Flickr, «Я.Фото»), видеохостинги (YouTube) – хранилища мультимедийной инф-ии, находят широкое приме нение в биб.среде. Например, пользователь максимально легко может загрузить фотографии со своего мобильного телефона (или другого источника) на сайт и поделиться ими со всем миром. Он может выделять на них объекты и описывать их отдельно, может помечать их метками (ключевыми словами). Он также может предоставить это право другим пользователям Инт-а, и друзья или малознакомые люди оставляют комментарии, подписываются на обновления любимых авторов и прочее.