Этапы создания упаковки
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет»
Факультет искусств
кафедра рисунка и живописи
ДИЗАЙН УПАКОВКИ
Методические указания
по самостоятельной работе студентов
по специальности 051900 «Графика»
Составитель:
кандидат фил. наук, доцент
Балланд Т.В.
Волгоград
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Дизайн упаковки» для специальности 051900 «Графика» включает в себя 118 часов индивидуальной самостоятельной работы студентов, которая предусматривает разработку двух макетов упаковки и их графическое решение.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по данной специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
При определении содержания самостоятельной работы студентов учтен уровень самостоятельности и подготовленности учащихся.
Для организации самостоятельной работы определены следующие условия:
§ готовность студентов к самостоятельному труду;
§ мотив к получению знаний;
§ наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
§ система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
§ консультационная помощь.
Процесс организации самостоятельной работы студентов включил в себя следующие этапы:
- Подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения);
- Основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
- Заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
В качестве помощи в самостоятельной работе, студентам предлагается данный материал, включающий в себя:
· этапы создания упаковки
· описание особенностей графического решения
· виды конструкций и примеры (приложение 1)
· словарь (приложение 2).
Этапы создания упаковки
Предложение новых, разнообразных и высокотехнологичных продуктов разными производителями растет, конкуренция между ними усиливается. Реакция на изменения и новинки одного производителя со стороны других происходит достаточно быстро. С ростом же стандартизации особую роль приобретает именно упаковка продуктов, выступающая носителем специфических особенностей и, нередко, единственным источником информации о продукте.
Схема работы над дизайном упаковки
Этап 1 | Создание основной идеи, образа упаковки |
Этап 2 | Подготовка и выдача технического задания дизайнерам (большой раздел составляют технические и стоимостные ограничения) |
Этап 3 | Рассмотрение вариантов, предложенных дизайнерами. Выбор оптимального варианта |
Этап 4 | Тестирование дизайна упаковки: выбор методов оценки, обработка результатов исследования |
Этап 5 | Внесение изменений в дизайн с учетом мнений потенциальных потребителей |
Этап 5 присутствует не всегда
Последовательность работы над дизайном упаковки
Этапы работы | Цели | Задачи | Источники необходимой информации |
Нулевой этап | Определение концепции продукта | 1)Формулирование гипотез о потреблении и целевых группах 2)Учет сознательных и подсознательных желаний потребителей 3)Изучение продукции конкурентов | Результаты собственных исследований и исследований маркетологов |
Первый этап | Создание образа продукта | 1)Исследование эмоционального восприятия продукта потенциальными потребителями. Создание эмоционального образа. | Результаты собственных исследований |
Второй этап | Определение приоритетов | Выбор концепции дизайна (классика или авангард и т.д.), учет традиций и связи с дизайном упаковок ранее выпущенных продуктов | |
Третий этап | Определение возможностей для визуализации | 1)Подбор ассоциативного ряда 2)Подбор изобразительного материала для визуализации ожиданий, ассоциаций, желаний потребителя | Изучение и анализ аналоговых упаковок |
Четвертый этап | Обработка и изучение собранного материала | 1)Исследование цветов, тональностей, контрастов 2)Выделение элементов, обеспечивающих передачу настроения, желаний, эмоций 3)Анализ и выбор изобразительных средств | Классическая теория цветов, контрастов и композиции |
Пятый этап | Создание макета упаковки | Разработка упаковки на основе вышеперечисленных исследований и с учетом технических и эстетических ограничений | |
Шестой этап | Оценка макета упаковки | 1)Индивидуальная оценка упаковки 2)Оценка дизайна упаковки относительно продукции конкурентов | Методы оценки в реальных условиях торгового зала: учет возможного освещения, особенностей расположения и выкладки |
Седьмой этап | Оценка упаковки относительно конкурентов предполагаемыми потребителями | Внесение изменений в макет упаковки |
Упаковка — это носитель закодированной информации не только о самом продукте, но и о производителе. Поэтому на первом этапе работы очень важно учесть эмоциональное отношения потребителя к создателю продукта. Для только вступивших на рынок или небольших производителей стоит задача обратить на себя внимание и возбудить интерес к продукту при невозможности крупных затрат на рекламу. Достичь этого можно использованием оригинальных дизайнерских решений. При выборе концепции дизайна упаковки (эпоха, стиль, материал, шрифты) необходимо ответить на вопрос: чего покупатели ждут и хотят?
При разработке упаковки очень важно понимать, что верное использование и применение основных правил дизайна позволяет избежать множества неприятных моментов и разочарований. Тем не менее, следует учитывать, что имеется ряд очень удачных дизайнерских решений, в которых эти правила демонстративно нарушаются. Эти «нарушения» заранее предусмотрены опытными дизайнерами и делаются специально, чтобы выделить свое изделие на фоне других. Реакция потребителей на них хорошо просчитана. Целевая аудитория таких решений — это оригиналы, богема, бунтари, маргиналы, молодежные группы, люди искусства и другие покупатели, стремящиеся выделиться из общей массы. Прежде чем решиться идти на нарушение правил, следует понять, кому в большей степени предназначен продукт: оригиналам или рядовым потребителям, которые совершают основную массу покупок. Для авангардистов, излишне увлекающихся вольным обращением с законами дизайна, существует опасность быть непонятыми и отвергнутыми покупателями. Для консерваторов, ортодоксально следующих всем правилам дизайна, — упустить людей, стремящихся к оригинальности и разнообразию.
Выбор типа композиции
Выбор композиционного решения должен быть осознанным. Существуют два основных типа композиции:
1. Симметричная — базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов (симметричные архитектурные объекты и геометрические орнаменты, строение некоторых минералов). Симметричная композиция с элементами асимметрии — равновесие с элементами динамики (такой тип композиции присущ человеческому телу и большинству животных).
2. Асимметричная — основана на динамическом равновесии, когда динамика одного элемента уравновешивается динамикой другого (характерна для растительного мира и большинства объектов неживой природы).
Композиция, использованная на упаковке товара, должна говорить не только о товаре, но и нести информацию о производителе.