Б.5. В.1. Основные показатели деятельности библиотек. Библиотечная статистика
Эффективность работы б-ек –комплексная управленческая хар-ка результативности выполнения Б. ее ф-ций, определяемая соотношением показателей работы и объема затраченных фин., матер. и труд. ресурсов. Одной из важнейших проблем эффек-ти работы б-ек явл. ее измерение и оценка.
СогласноМодельному стандарту деят-ти ПБоценка качества и результативности биб. услуг осущ-ся Б. на всех этапах их предоставления: выявления потребностей, изучения спроса, планирования, разработки, рекла-мирования, использования, анализа удовлетворенности.
Общая оценка включает такие хар-ки биб. услуг, как:
- соответствие спросу и оперативность выполнения;
- информативность и содержательность;
- современные методы и способы исполнения и предоставления;
- кол-во и уникальность услуг для особых групп польз-лей (для детей и юношества, для людей с недостатками зрения и слуха и др.)
Общие хар-ки д.б. дополнены показателями, кот. Б. использ. для оценки качества и результативности своей деят-ти. Одним из эффект. инструментов упр-ия качеством деят-ти Б., включая обслуживание польз-ей и предоставление услуг, явл-ся разработка комплекса внутр. стандартов, нормат. требований.
Статистика -область научно-практической деят-ти, направл. на сбор, группировку и анализ статистич. данных. Во всем мире статистика служит базой для упр-ия. Эффек-ть управления определяется умением анализировать и принимать решения на основе сущ-их ресурсов и возможностей эконом. прогноза.
Биб. статистика изучает количеств. и качеств. сторону процессов, связанных с работой б-ки, м.б. эффект-ивной лишь при условии применения единых подходов к сбору и группировке инф-ии.
Цель биб. статистики -предоставление полной и достоверной статист. инф-ии о состоянии биб. работы.