Б.3.В.1. Библиотека как социальный институт. Функции библиотек

Совр. б-ки предоставляют открытый, своевременный и беспрепятственный доступ ко всей документной инф-ции, способствуют непрер. образованию, культ. развитию, поддерживают интеллект. свободу, содействуют охране демократ. ценностей и гражданских прав. С возникновением и развитием письменности, появлением первых книжных форм и книгопечатания возникла необх-ть накопления, хранения и передачи инф-ии; возникновение биб. профессии; появление читателя - все это привело к началу функц-ия б-ки. На возникнове-ние, развитие и трансформации б-ек оказали влияние социокульт. факторы. В разное время и в разных общ-ах у Б. м.б. особая миссия, осмысливаемая биб. философией. Так, если в XIX в. и начале XX в. общ-во иниции-ровало, миссия была просветительской; в годы сов. власти – идеологическая, а в посл. десятилетия – инф. и образоват. Стало формир. представление о Б., полезной общ-ву, личности, служащей общечеловеч. ценнос-тям, повышается роль б-ек как стабилизирующего соц. фактора, обеспечивающего соц. безопасность, соц. устойчивость, выравнивающего инф. возможности разн. категорий населения. Изменение роли б-ек, отража-ется в проф. сознании биб. общества и осмысливается биб. философией: взаимоотношения Б. и общ-ва, отд. соц. инст-ов общ-ва, отношение Б. к проблемам общ-ва, осмысливание места Б. в истории становлении человека, изучает проблемы биб. жизни, проф. биб. этики и др. проблемы. Научно-технич., эколог. и культ. изменения, мир. кризисные явления ХХ в. привели к изменению миссии Б. За формулировкой биб. миссии стоят глубокие научные и филос. размышления, имеющие не узкогрупповое, а общечеловеческое значение. Сегодня биб-рь все более осознает себя посредником в мире инф-ии, содей-ствующим гуманизации общ-ва. В отношении назначения б-ек можно сказать, что в посл. годы оно становится разнообр., происходит даль-нейшая дифференциация б-ек: появл. деловые б-ки, б-ки семейного чтения, эколог. направленности и др.

Функции Б. сегодня:

1)Социальные - внешние ф-ции, по объекту воздействия выходящие за внутр. границы Б – сказываются на общ-ве.

2)Технологические - это внутр., не выходящие по объекту возд-вия за стены Б. виды деят-ти, кот. служат необх. условием осущ-ия б-ой своих соц. ф-ций, а также для поддержания деят-ти Б. в необх. режиме или на целесооб-разном уровне качества – общ-вом могут не ощущаться, оно может не знать об их существ-ии.

Представления отеч. библ-ия о соц. ф-ях Б. до недавнего времени сводили их к следующим:

- Идейно-воспитательная (идеологическая)

- Культурно-просветительская

- Информационная

- Гедонистическая (hedone – наслаждение)

Зарубежное библ-ие приписывает б-ам следующ. ф-ции: информационная; культурная; рекреационная (способ-ствующая восстановлению интел. сил человека, израсходованного в процессе труда).

Согласно Закону РФ «О биб. деле» (1994) библиотека – инф., культурное, образовательное учр-ние, располагающее организованным фондом док-ов и предоставляющее их во временное пользование юрид. и физ. лицам. Следовательно, у Б. в качестве соц. заказа имеются функции: информационная, культурная, образовательная.

Образовательная функция – совокупность методов, направлен. на повышение образ. уровня польз-ей.

Инф-ая функция – сов-ть видов ее деят-ти по инф. обеспечению мат. и духовн. произ-ва и воспроизводства. Реализация ф-ции выражается в виде процесса удовлетворения инф. потребностей читателей Б. за счет массива инф-ии, накопленного в ней, а также др. источников инф-ии. Инф-ая функция - всеобщая функция б-ек. Выдаваемая читателю инф-ия способствует подъему культ. уровня. Главное требование - не ограничивать доступ польз-ям. Одно из важнейших направлений деят-ти б-ек – распр-ие и повышение инф. культуры.

Культурная функция – сов-ть видов работ, направлен. на свободное духовное развитие читателей, приобще-ние к ценностям отеч. и мир. культуры, создание условий для культ. деят-ти.

Сущностные ф-ции задаются общественным назначением Б.- это ф-ции, обеспечивающие сбор, хране-ние док-ов и удовл-ние потребностей польз-ей – это базовые ф-ции Б.

Информативная ф-ция - предоставление польз-лю документированных источников необх. инф-ции – Б. как соц. система изначально явл-сь и явл-ся в первую очередь информативным учр-ем.

Информационная ф-ция - Б. формирует, содержит и предоставляет инф-ию о существовании, наличии и местонахождении требуемого док-та, о правилах польз-ия б-кой, о спектре предлагаемых ею услуг, выполняет фактографич. справки и т.д.
Утилитарная ф-ция - Б. обеспечивает возможность использ. док-ов (точнее говоря, инф-ии, содержащейся в док-ах), всемерно расширяя и облегчая эту возможность.
Коммуникационная - осуществление коммуникации м/у док-ом и польз-ем

Кумулятивная - сбор в одном месте разных по форме и содержанию док-ов, созданных в разное время и в разных точках пространства разными авторами.

Мемориальная - сохранение собранных док-ов с целью обеспечения их передачи послед. поколениям.
Сущностные ф-ции б-ка выполнят со времени своего появления, и без выполнения какой либо одной из них она не может сущ-ть как соц. институт. Эти ф-ции присущи б-ам всех родов, видов и типов, однако реализу-ются ими по-разному: полнота комплектования фонда, сроки хранения, круг польз-ей и условия их обслужи-вания в каждой Б. имеют свои особенности.

Гедонистическая - участие б-ек в формир. эстетич. идеалов человека, получении им удовольствия от чтения и др. предоставляемых в тех же целях биб. услуг.

Информатизация оказывает значительное влияние на изменение отношений м/у б-кой и общ-ом. Б-ки высту-пают не только в качестве объектов информатизации, но играют заметную роль как активные субъекты этого процесса. Оснащаясь электр. техникой и осваивая новые биб.-инф. технологии они способствуют приобще-нию шир. кругов читателей к работе в новом инф. режиме, включают их в новую систему обществ. отноше-ний, основанную на интенсивном коммуник. взаим-ии и более широком использ. инф. ресурсов. Тем самым б-ки активно влияют на формир. у различных слоев общ-ва “инф. сознания”, т.е. признания значимости инф-ии для жизнедеятельности любого человека, ее ведущей роли в развитии инф. общ-ва.

Также велика роль Б. в гуманизации обществ. отношений, в сохранении и ретрансляции дух. культуры в совр. мире. Общ-во перестает воспринимать ее как учреждение, где хранятся и выдаются печатные издания. Для все более шир. числа польз-ей Б. сегодня – это инф. центр, где помимо первичных источников инф-ии (книг и период. изд.) можно получить “готовую” к использ. инф-ию по любому вопросу, осуществить поиск необх. инф-ии в отеч. и междун. комп. сетях, включая Интернет.

Новое звучание получает базовая соц. ф-ия любой б-ки – мемориальная. Самая маленькая б-ка выступает локальным хранителем коллективной памяти человечества и этим опред. ее роль в общекульт. процессе. При этом она не только хранит элементы культ. достояния, но и участвует в ретрансляции культуры, т.е. в пере-даче коллективной памяти от человека к человеку, от поколения к поколению, что во многом приближает Б. к сфере образования.

В инф. общ-ве мемориальная и ретранслирующая функции Б. приобретают особое соц. значение, поскольку способствуют гуманизации общ-ва в целом, сохранению его духовности.

Серьезные изменения происходят в реализации базовой соц. функции Б. - информационной. Расширяется спектр инф. услуг и продуктов, на смену биб. и б/граф. обслуживанию (т.е. выдаче док-ов или б/граф. сведе-ний о них) приходят новые формы передачи инф-ии, способные заменить первоисточники и сэкономить время польз-ля; формир. фактографические БД по разным вопросам и т.д.

Б-ки начинают осознавать себя навигаторами в массиве инф-ии, и это отличает их от других коммуник. общественных структур. Т.об., базовая инф. ф-ция Б. связана сегодня не только с обеспечением доступа к инф. ресурсам общ-ва, но и приобретает ресурсно-оценочный и ресурсно-ориентирующий характер. Ориентация в ИР – оценка ИР – доступ к ИР – формула реализации инф. функции Б. в совр. условиях.

!!!Главная соц. миссия Б. выражается в том, что она играет незаменимую обеспечивающую, а именно, инф. роль по отношению к институту культуры вообще, к культуре каждого конкретного читателя.

Библиотеки – транслятор культуры общества, государства, нации.

Согласно закону «О биб. деле» б-ка должна стать демократическим инструментом общ-ва, дающим право на свободный доступ к инф-ии, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям отеч. и мир. культуры, на культурную, научную и образовательную деят-ть.

В.2. Текст как основа документа. Текст ( от лат. tcxtus )- сплетение, связь, сочетание, в общем плане связная и полная последоват-сть знаков. Существуют 2 осн-ые трактовки понятия Текст: имманентная- расширенная, философски нагруженная; и репрезентативная – более частная. Имманентный подход подразумевает отноше-ние к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней стр-ры. Репрезента-тивный – рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту дейст-ти. В строении всякого текста можно выделить 3 уровня на которых располагаются все особенности его содерж-я и формы:1. Идейно-образный – в нем 2 подвида: идеи и эмоции; и образы и мотивы (тучи собрались). 2. Систематический – в нем также 2 подуровня: лексика, т.е. слова рассматриваемые порознь (и прежде всего слова в переносных значениях); и синтаксис, т.е. слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.3. Фонический, звуковой – это во-первых, явление стиха – ритмика, рифма; а во-вторых, явление собственно фонетики, звукописи. Различают эти уровни потому, какими сторонами нашего созна ния мы воспринимаем относящиеся к ним явления. Системными признаками текста являются: информативность – инф-ия, это некое знание, важно воспринимать подтекстовую или предтекстовую инф-ию;

структурность – взаимосвязь и взаимозависимость элементов в рамках самого текста; регулятивность – этот признак рассматривается как способность управлять подсознательной деят-тью чи-ля, оценка автора к изображающему, некая програмичность отражающая стратегию автора; интегративность - это подчинение всех элементов одной задаче, для воплощения замысла. Текст представляет собой инф-ое и структурное единство, некое речевое целое. Цельность и связанность – это основные конструктивные признаки текста. Различают: локальная связанность – межфразовое единство; глобальная связанность – проявляется через некие ключ.слова, объединяя текст в единое целое. Читая текст важно найти смысловое дно (у Ахма товой – тень). Связанность проявляется через внешние приемы. Целостность текста – содержательность. Важными являются ТЕМАРЕМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ (тема – начинается, рема – продолжается: «мы услы- шали звук. Это скрипнула дверь»). Чтобы текст был оформлен как осмысленное единство, необходимы связанность и цельность, которые включают в себя авторскую позицию. Выделяют 5 осн. разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деят-ти: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, худ-ый.Научный стиль -стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие спец-ты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной науч.областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, спец-ты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п. Осн.его функция - сообщение инф-и, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существи- тельное, немало отвлеченных и вещественных существительных. Науч.стиль существует преимущест- венно в письменной монологической речи. Его жанры — науч.статья, учеб.лит-ра, монография, школьное соч-ие и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точ- ность (однозначность), чёткость, обобщённость. Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в офиц-й обстановке (сфера закон-ва, делопроизводства, административно-правовой деят-ти). Этот стиль служит для оформления док-в: законов, приказов, постановлений, характе- ристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля -право, автор - юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле гос-ву, гражданам гос-ва, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений. Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи -чаще всего монолог, вид коммуникации -общественная. Стилевые черты -точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности. Основная функция офиц-но-делового стиля - инф-ная (передача инф-и). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства масс. инф-и. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характери- зуется наличием общественно-политич.лексики, логичностью, эмоциональностью. Этот стиль употребляя ется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Инф-ия предназначена не для узкого круга спец-ов, а для широких слоёв общества. Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политич.значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый). Задача-сообщить инф-ю о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам. Разговорный стиль служит для непосред-ственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается инф-ей по бытовым вопросам в неофици альной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность. Обычная форма стиля - диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В этом стиле речи большую роль играют внеязыко- вые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. Функциональные стили во избежание путаницы с языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нор- мы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Худож-ный стиль используется в худ.лит-ре. Он воздействует на воображение и чувства чит-ля, передаёт мысли и чувства автора, исполь- зует всё богатство лексики, возможности разных стилей.Худ.стиль предполагает предварительный отбор языковых ср-в; для создания образов используются все языковые ср-ва. Художественно-беллетристиче- ский стиль имеет функцию воздействия эстетическую. В нём наиболее ярко отражается лит-ный и, шире, общенародный язык. В этом стиле наиболее широко представлены все структурные стороны языка: слова рный состав со всеми прямыми и переносными значениями слов, грамматический строй со сложной и разветвлённой системой форм и синтаксических типов.Публицистический стиль — используется в жан рах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь. Служит для воздействия на людей через СМИ. Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, обществ-х и культурных отношений. Информация предназначена для широких слоёв общества. Функции публицистического стиля: Инф-ная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях, Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей. Научный стиль -стиль науч.сообщений. Сфера использования этого стиля - наука, адресатами текст. сообщений могут выступать учёные, будущие спец-ты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Ос.его функция -сообщение инф-и, а также доказательство ее истинности. Существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учеб.лит-ра, монография, шк.соч-ие и т. д. Официально-деловой стильиспользуется для сообщения, информирования в официальной обстановке. Служит для оформления док-ов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Осн.функция- инфор мационная (передача инф-ии). Для него характерно наличие речевых клише. Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается инф-ей по бытовым вопросам в неофиц.обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью. Обычная форма стиля - диалог, чаще используется в устной речи. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

 

В.3.Биб/граф. деят-ть—центральная категория б/графоведения. Закономерности ее развития и функционирования принципы; компетентная и видовая структуры. Библиография – инф-ая инфраст-руктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование б/граф.инф-и. В качестве последней подразумевается – инф-я о док-х, необходимая для их идентификации и использ-ия. Б/граф.деят-ть опреде-ляется как область дея-ти по удовлетворению потребности в б/граф.инф-и, т.е. в нее включается лишь практ. сфера, за пределами остаются научно-исслед-кий, учебно-педагог. компоненты. Между тем в самом понятии деят-ти обобщено единство науки и практики, познания и преобразования. Понятийный аппарат биб-фии формировался долго. Решающую роль в упорядочении понятийного аппарата сыграл системный подход, а преобразовать многозначн. понятия в однозначные термины позволила стандартизация. Первый Гост Б/графия. Термины и определения. Ввел термин б/графоведение. Второй Гост 7.0-77 Б/графия. Осн.термины и опред-ия. Введен термин б/граф.инф-ия. Гост 7.0-84. Б/граф. Деят-ть. Осн.термины и опред-я.(Коршунов) из госта исклюю чен термин б/графия и был восстановлен действующим Гостам 7.0.-99 Инф-но-биб-ая деят-ть, б/графия. Всего в данном госте 66 б/граф.термина. В качестве видовой классиф-и б/графии м/б использо-ваны разные признаки б/граф.продукции, но главным и ведущим среди них явл. признак общественного назначения. К числу основных видов относят: нац-ю (государственную), научно-вспом-ую и профес.-произ-водственную, рекоменда тельную, издательско-книготорговую б/графию, б/графия б/графии. Нац.б/графия- инф-ая инфраструктура обеспечивающая подготовку, распро странения и использ-я универсальной б/граф. инф-и о док-х какой-либо страны\нации, в функции которой входит подготовка, распространения и исполь-зования универсальной б/граф.инф-и о док-х, выпускаемых на территории страны/гос-ва на основе гос. регистрации самих док-в. Гос.б/графия явл. источником научно-вспом-ой и рекоменд-й б/графии, базой б/граф.работы биб-к. Научно-вспом-ая и пофессионально-производ-ая б/графия содейст вует научной и производ-ой деят-ти спец-ов в соответствии с их проф.потребностями. Научно-вспом-ая б/графия тесно связана с отраслями науки и производства, и развивается в соответствии с ними. Рекомендат. б/графия способствует образованию, самообраз-, воспитанию, просвещению и культу ре. Одна из важнейших функций рекомендат.б/графии –формир. культуры чтения как необходимого компонента общей культуры личности; также обслуживает запросы читателей, которые профессионально заняты учебно-воспит-й работой. Издательско-книготорговая б/графия способствует подго товке и доведению до потребителей инф-и об издат. и книготорговом ассортименте док-в для содействия их изданию и сбыту в оптовой и розничной книготорго-вой сети. Б/графия б/графии - специфический вид б/графии, посвященный инф-ии второй и третьей степени. Все вышеназванные виды б/графии могут существовать в различных формах с т.зр. хронологического охвата б/граф. источников. Выделяется текущая (о док-х, созданы в настоящее время), ретроспективная (о док-х за какой-либо исторический период) и перспективная (об изданиях, планируемых к выпуску) формы б/графии. С точки зрения тематики отражаемых док-в различают:- Универсальную б/графию и универсальные б/граф. пособия, отражающие док-ы по всем отраслям знания и включающие материал, отобранный по формальным критериям (типологическим, территор-м, гос-ным, хронологическим и др.) - Отраслевую б/графию - вид б/графии, относящийся к определенной отрасли либо к комплексу отраслей знания или практической деят-ти. Развитие отраслевой б/графии связано с потребностями соответствующих отраслей знания. - Тематическую б/графию, называемую также проблемно - тематической, межотраслевой, комплексной. Тематические БП могут отражать док-ы по какой - либо актуальной теме в пределах отрасли, но чаще их целью является ознакомление чит-й с инф-ей, рассредоточенной по источникам разных отраслей и представляющей именно межотраслевой интерес.

В основе выделения краеведческой и региональной б/графии лежит территориальный признак. Осн. ф-ией этой б/графии явл. создание и распространение инф-и о док-х, посвященных определенной местности в стране. Она активно способств. всесторон. изучению края/региона, его природы и ресурсов, общественной, эконом. и культ.жизни, историч.прошлого. Персональная б/графия (биобиблиография) занимает особое место среди видов б/графии. Она организует подготовку б/граф.инф-и связанной с историческими и современными деятелями. В зависимости от характера деят-ти лица персональное БП отражает опубликованные док-ты в трех вариантах: написанные самим деятелем, посвященные ему, те и другие вместе. По хро нологическому охвату: текущая б/графия- включает док-ты созданные в наст. время; ретроспективная б/графия- включает док-ы, созданные в какой либо истор. период; перспективная б/графия- включает инф-ю о планируемых к выпуску изданий. .В связи с развитием новой инф-й технологии и повсеместное освоение ее в б/граф. деят-и дает обоснование выделению нового вида - электронной б/графии,технико-технологические возможности которой снимают отражения в объемах биб.ресурсов, обеспечивают их неограниченную во времени и пространстве доступность и оператив. поиск. Такая возможность возникает благодаря применению компьютерно-сетевой технологии. Компьютер позволяет быстрее и с меньшей затратой сил подготовить БП. Но эл.б/ография требует значительных финн.средств на ее материально-тех-ое и программное обеспечение, освоение и развитие. По мнению О.П.Коршунова, библиографирование представляет собой процесс производства (подготовки) документально фиксированной б/граф.инф-и в форме БП. В свою очередь, б/граф-ие включает два осн.момента или этапа: 1) преобразование (отражение) первичного документального массива или потока посредством его б/граф.обработки в исходную б/граф.инф-ю поискового или коммуни-кативного назначения; 2) целенаправленную переработку исходной б/граф.инф-и, ее оценку в соответствии с конкретными потре-ми или запросами. Процесс б/граф-ия зависит, с одной стороны, от объема, формы и содержания его непосредственных документальных объектов, с другой - от конкретных целевых и чит. установок создава емой б/граф.инф-и. Подготовка БП складывается из 4 этапов: подготовительного, включающего выбор и изучение темы, в необходимых случаях составление проспекта БП, выявление лит-ры; аналитического, связанного с общим б/граф.анализом, составлением БО, аннотированием или рефери рованием, индексированием и предметизацией выявленных док-в; синтетического, в рамках которого происходят отбор док-в для БП и их группи ровка; заключительного, на котором осуществляются составление справочно-метод. аппарата (включая вспомогательные указатели), редактирование и оформление БП. В понимании б/графирования О.П.Коршунов близок к тому, чтобы трактовать его как логический (аналитико-синтетический) про цесс переработки первич.документальной инф-и в б/граф-ю. В ходе б/графирования получается инф-й результат в форме БП (б/граф.продукции), который, в свою очередь, становится средством б/граф.обслуживания. В составлении БЗ реализуется суть этапа библиографирования. Для этого используются самые различные методы и формы воспроизведения получаемых инф-х результатов. Этап систематизации включает 4 осн.процесса: индексирование и предметизация, б/граф.группировка, составление предварит. замечаний, составление вступит.статьи. Согласно ГОСТ 7.0-84 БП представляет собой упорядоченное множество БЗ, объединенных по какому-либо признаку. Правда, в свете такого определения мы получим БП с самой простой структурой, т.е. б/граф.список. Еще два вида систематизации содержательного характера: б/граф.классиф-я - по какой-либо схеме класс-ии док-в; б/граф.предметизация - непосредственно по содержанию до-а путем определения ключевых слов или дескрипторов. Еще один вид б/граф.сис тематизации - б/граф.группировка - объединение БЗ в группы по заданным признакам. Чтобы облегчить б/граф.группировку в создаваемом БП, составитель должен предварительно осуществить индекси-рование и предметизацию каждой БЗ. При индексировании в аппарате БЗ указывается классификационный индекс - условное обозначение деления какой-либо системы классификации, к которому относится библиог-рафируемый док-т. В ходе пред метизации, т.е. выявления основного предмета (содержания), о котором идет речь в библиографируемом док-те, для каждой БЗ определяется предмет ная рубрика - краткая формулировка предмета (факта, события, аспекта и т.п.), рассматриваемого в док-е. Особую роль на этапе систематизации играют такие процессы, как составление вступительной (вводной) статьи и предварительных замечаний в основных разделах. Вступит. статья должна наце ливать на суть проблемы, исходя из общей задачи БП. Заключ-ый этап содержит два основных процесса: окончательное оформление авторской рукописи и редактирование БП. Редактирование - всестороннее и качественное совершенствование рукописи. Поэтому включение его в процесс состав ления чисто условно: чтобы показать тесную связь и преемственность составления и редактирования БП.