Примечания.

Биография А.Н. Туполева.

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич (1888-1972). Авиаконструктор, академик АН СССР (1953). Генерал-полковник инженерных войск (1968). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Член ЦИК СССР, депутат Верховного Совета СССР (с 1950 г.). Четырежды лауреат Сталинской премии (1943, 1948, 1949, 1952), лауреат Ленинской (1957) и Государственной (1972) премий.

Туполевы ведут свой род из сибирского казачества. Андрей Николаевич был назван в честь своего прадеда, который удостаивался чести избираться казацкой вольницей в атаманы. Он позаботился о том, чтобы дать систематическое образование всем своим шестерым детям. Именно это поколение положило начало интеллигенции в роду Туполевых — это были врачи, учителя, инженеры, строители. Дед Андрея Николаевича был преподавателем Томской гимназии.

Туполев был арестован в октябре 1937 г. Ему и авиаконструктору В.М. Петлякову было предъявлено обвинение в организации и руководстве «Русско-фашистской партии». Под угрозой ареста родных он «сознался», что с 1924 г. являлся французским шпионом (жену и сына все равно арестовали). В феврале 1939 г. еще не осужденного Туполева перевели из Бутырской тюрьмы в подмосковный дачный поселок Болшево, где в лесу за забором с вышками размещалось "Особое техническое бюро при НКВД СССР" (так называемая «шарашка»).

Когда Туполева доставили в Болшево, там уже работала сильная группа зеков-авиационников: известные конструкторы В. Петляков, В. Мясищев, Р. Бартини, И. Неман, вооруженец А. Надашкевич, моторист К. Минкнер, многие сотрудники Туполева по ЦАГИ... Вскоре авиационная часть болшевской шараги перебазировалась в Москву...

Заочный суд над Туполевым и его соратниками состоялся лишь в мае 1940 г. Почти все получили по десять лет и пять лет поражения в правах. Пришлось переименовывать самолет АНТ-25.

Однако в июле Туполев и двадцать его сотрудников неожиданно были досрочно освобождены со снятием судимости. Полностью он был реабилитирован только в 1955 г., после смерти Сталина. Туполев провел за решеткой 1376 дней

Многие считают, что Туполева спасла надвигавшаяся война. Сталин был прагматиком — представителей научно-технической интеллигенции наказывал выборочно.

Примечания.

1) Действия американских летающих крепостей над Германией и Японией, когда в одном налете участвовало до тысячи машин, когда меркло солнце, а бомбы сыпались в буквальном смысле как дождь, оказали огромное влияние на впечатлительного Сталина. Он решил иметь такую же воздушную мощь и приказал выпущенному из тюрьмы Туполеву создать равный по силе стратегический бомбардировщик. На подмосковный аэродром был доставлен стратегический бомбардировщик Б-29 («Летающая крепость»), совершивший в 1944 г. вынужденную посадку под Хабаровском, и Туполеву было приказано взять его за основу. Чтобы оправдать доверие вождя, Туполев снял с трофея чертежи и запустил модель в серию под названием Ту-4. Талантливый авиаконструктор не хотел терять времени на копирование. В его конструкторском бюро уже полным ходом шла проработка реактивного стратегического бомбардировщика Ту-16 и морского торпедоносца Ту-14 «...Мы назовем новый самолет вашим именем, — сказал Сталин. — Было привлечено свыше трехсот заводов, Б-29 полностью скопировали, назвали Ту-4» .

После войны, несмотря на «железный занавес», научно-техническое «сотрудничество» между СССР и Западом стало доброй традицией, причем весьма заметную роль играли при этом советские спецслужбы. А. Колпакиди пишет: «В активе ГРУ — создание советских „Аваксов" (самолеты-радары дальнего обнаружения и наведения), скопированных с американских. Отечественные стратегические бомбардировщики „Ту-160" („Блэк-джек") — точная копия самолета „В1-В" ВВС США, а транспортный самолет „АН-72" похож, как двойняшка, на „Боинг УС-14". И, наконец, более половины технологических принципов ракет „СС-20", по некоторым данным, тоже были получены военной разведкой. В том числе и система наведения высокой точности, без которой применение „СС-20" теряло смысл. Кроме этого, военные разведчики, как полагают, в свое время „увели" на Западе формулу защитного слоя „Шаттлов" (так называемый „термический щит"), который был применен в качестве покрытия оболочки МБР. В настоящее время на вооружении российской армии находятся точные копии ракет „воздух-воздух" Sidewinder и ПВО „Ред-ай" с инфракрасной системой наведения, а также американской торпеды „МК48". И это не говоря уже о том, что, по оценкам европейских разведок, получивших в начале 80-х доступ к досье „Фэарвелл", в котором анализировалась деятельность советского разведывательного сообщества по добыванию НТИ, все успехи СССР в области создания противоспутниковой обороны и лазерного оружия были достигнуты благодаря использованию западной документации, полученной нелегальным путем» (Колпакиди А. У «Аквариума» - новый хозяин//Секретное досье. 1998. № 1. С. 49).

2) Не всем так «повезло». Задолго до суда над Туполевым (в феврале-июле 1938 г.) были расстреляны директор ЦАГИ Н.М. Харламов, начальник 8-го отдела ЦАГИ В.И. Чекалов, зам. начальника отдела подготовки кадров ЦАГИ Е.М- Фурманов, начальник отдела 1-го Главного (авиационного) управления наркомата оборонной промышленности A.M. Метло, директор авиазавода № 24 И.Э. Марзямов, директор авиазавода № 26 Г.Н. Королев и другие известнейшие и опытнейшие работники авиапрома. А знаменитому СП. Королеву дня освобождения пришлось ждать неизмеримо дольше, чем А.Н. Туполеву. Он вышел на свободу лишь в 1944 г., отбыв семилетний срок (Знамя. 1990. № Д 2).

3) В 1988 г. в «Молодой гвардии» (№ 4) некто М. Малахов взялся ответить на вопросы, поставленные Ф. Раскольниковым Сталину, например, «Где лучший конструктор советских аэропланов Туполев?» Понятно, он имел в виду не только Туполева, но и многих других репрессированных ученых, в том числе казненных сотрудников Туполева. Малахов утверждал: «Можно ответить однозначно: великий патриот и гражданин, авиаконструктор и ученый А.Н. Туполев всегда был со своим народом».