Лирическое отступление

Как-то в Москве 2001 года, руководитель одного из клубов делился своими наблюдениями и соображениями. Он справедливо заметил, что во многих клубах наметилась тенденция к облегчению подвижных боевых элементов: делаются кожаные наручи и легкие рукавицы, облегчаются и балансируются мечи. На тренировках бойцы усиленно стремятся к достижению высоких скоростных показателей. Однако при всем этом он не понимал: «...ну почему же зареченцы работают так быстро!?».

Я добросовестно попытался объяснить про реверс оружия, слитные траектории, векторы движения, мышечные импульсы и т.д. Он нетерпеливо сморщился: «...ну это же элементарщина, азы... тут все ясно... непонятно только, почему ж все-таки так быстро!»

Видимо перед тем, как озаботиться скоростными результатами, все таки полезно понаблюдать за быстрыми ударами реальных турнирных боев, поразмышлять над траекторией, и поприкидывать механику человеческого тела. Помочь в этом может видеомагнитофон с покадровым просмотром. Скажу по секрету, что скорость — есть фактор более зависящий от навыков, нежели от параметров снаряда. Тем более, что большинство практикующих бойцов уже давно дерется зареченскими клинками или оружием с параметрами зареченских боевых образцов (мне на сегодня известно 3 клуба делающих визуальные копии мечей клуба «Щитень»).

 

 

Вопреки общему мнению, в Заречном наметилась твердая тенденция к утяжелению клинков. Если на первых этапах развития «Щитень» предпочитал мечи с минимально допустимой массой (1250-1300г), то сейчас турнирное оружие приближается к отметке (1350-1450г).

В ближайшее время зареченские клинки клуба «Щитень» будут видоизменены и дополнены клеймом, поэтому подделать их станет сложнее.

 

Нюансы

Как показывает практика, 2-3 удара в секунду — вполне достижимая скорость в пике атаки. Более того, подобный боевой темп, вполне достижим и в процессе тренировок. Важнейшими моментами для этого являются определенный реверс оружия и специфика приложения сил в конструкции замах-удар.

Рассмотрим схему удара традиционную в большинстве клубов. Замах либо выставляется изначально в исходном положении руки, либо начинается в миг замысла из исходного положения. Каждый последующий удар начинается с подобного же канонического замаха. Если рассмотреть серию таких ударов раздельно по фазам, легко заметно, что комбинация выглядит как банальная череда отдельных ударов, абсолютно раздельных. Движения не связаны и одиноки.

Эта схема пошла от распространенного заблуждения, что каждый правильный удар должен наноситься со строго определенным углом между плечом, предплечьем и оружием. Причем догматизировалась как форма самого удара, так и рисунок замаха. Зареченская же школа предпочитает лишь общие тенденции формы удара, со многими допусками и более свободными определениями канонов — угол острый или тупой, рука ближе к корпусу или дальше.

Так, например, в форме «подоплеки» лишь упоминается, что кисть с мечом должна быть довернута наружу (отведена от бедра), оставляя запястье ближе к корпусу. Только такое положение кисти позволит максимально быстро вывести как защиту, так и удар.

СХЕМА РУКИ В ПОДОПЛЕКЕ

При этом сознание не грузится жесткими установками угла между предплечьем и пястными костями. Каноны зареченской школы это скорее просто утрированные образы движений, используемый при объяснении того или иного действия. Как только принцип выполнения приема становится ясен, канон автоматически растворяется в крепнущем практическом навыке.

 

Резюмируя сказанное можно с полной ответственностью заметить, что скорость нанесения ударов зависит от формы замаха и «совместимости» ударов. Финальная фаза предыдущего удара должна быть как можно ближе к началу замаха следующего. Например, после «накрута» очень органичен «захлест», так как финальная стадия первого удара, по сути и есть замах второго.

Более сложные связки требуют некоторой корректировки финала предыдущего удара, для скоростного начала следующего. Примером можно назвать «подрез одесный» (справа снизу) и «засечный ошуйный» (слева-сверху). При банальном выполнении этих ударов, после «подреза» рука выходит на замах снаружи по кругу, по длинной траектории. При скоростном выполнении в последней фазе «подреза» кисть выдергивается рукоятью вверх перед собой и совершает реверс клинка по минимальной траектории (чуть выше головы).

СХЕМА

Тот же принцип работает и при других связках: «плевок»+«подрез»+»накрут». После первого удара рука отдергивается на себя, локтем вверх-назад, чтобы кисть прошла максимально близко к плечу (пальцы поворачиваются наружу от себя). Последующий разворот клинка сам по себе вводит руку в «подрез», финал которого уже обозначен в предыдущем примере. Когда кисть находится перед головой, следует еще один реверс с корректировкой клинка на «накрут».

СХЕМА

Таким образом на каждом ударе экономится до 0,5 секунды. При обычном выполнении на эту связку требуется около 2-2,5 сек., при ускоренном методе время сокращается до 1-1,2 сек. То есть темп в пике достигает 2-3 ударов в секунду. Особенно наглядно это видно при просмотре некоторых боев на профессиональной видеоаппартуре с тайм-кодом, который отсчитывает 24-е доли секунды. При этом начало серии приходится на 1-й кадр, а третий удар серии, обычно, укладывается в отрезке между 23-м и 28-м кадром атаки (4-м кадром второй секунды).

 

Тему построения комбинаций и связок мы продолжим чуть позже. А пока, для особенно скептических оппонентов приведу реальную документальную кинограмму.