Виды юридической ответственности

Выделяют шесть основных видов юридической ответ­ственности. Рассмотрим их в зависимости от степени тяжести.

1. Уголовная ответственность наступает за со­вершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Уголовная ответственность устанавливается только законом и применяется исключительно судом. Поря­док ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей.

2. Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступ­ков, т. е. за невыполнение правил дорожного движения, несоблюдение общественного порядка, правил по охране природы и др. Административные санкции менее жест­кие, нежели уголовные, но вместе с тем они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприят­ные последствия (например, арест до 15 суток, штрафы, лишение специальных прав).

3. Дисциплинарная ответственность следует за нарушение трудовых обязанностей. Основные из них ус­тановлены Трудовым кодексом, правилами внутреннего трудового распорядка, все другие содержатся в должно­стных инструкциях, действующих в организациях. Дис­циплинарные санкции (замечание, выговор, увольнение, лишение премии и др.), хотя и не столь сурово отража­ются на правовом положении личности или ее благосо­стоянии, вместе с тем способны значительно умалить честь и достоинство работника, повлиять на уважение к нему, что оказывает определенное воспитательное воз­действие и предотвращает совершение новых дисципли­нарных проступков.

4. Гражданская ответственность иначе имену­ется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью ко­торого является причинение имущественного или мораль­ного вреда гражданам, организациям, с которыми право­
нарушитель не состоит в трудовых правоотношени­ях.
Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить им причиненный имуществен­ный или моральный вред. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других ви­дов санкций.

5. Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила уплаты на­логов, обращения с денежными ресурсами. Такие пра­вила устанавливает государство, с тем чтобы иметь воз­можность решать общие дела, которые требуют матери­альных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплачен­ных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банков­ского счета, и др.

6. Семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообраз­ный характер. Особенностью семейной ответственности является то, что она применяется лишь за семейные проступки, составляющие некоторую «критическую мас­
су», определяемую обиженной стороной в семейно-правовых отношениях. Семейные санкции менее разнообразны, чем семейные проступки, но некоторые из них могут носить даже судьбоносный характер, например лишение родительских прав и др.

 

Это надо запомнить!

1. Правомерное поведение - это поведение, соответствующее нормам права. Различают: а)осознанно-убежденное; б)конформистское; в)маргинальное.

2. Правонарушение - это общественно опасное ви­новное деяние, противоречащее нормам права и нано­сящее вред обществу. Различают следующие признаки правонарушения;

- это деяние, которое выражаться в дей­ствии, либо в бездействии;

-оно противоречит нормам права;

- оно совершается только людьми;

- это виновное поведение;

- оно носит общественно опасный характер.

Все правонарушения делятся на преступления и про­ступки.

3. Различают следующие разновидности проступков;

- административные;

- дисциплинарные;

- гражданские (имущественные);

- финансовые;

- семейные.

4. Причинами правонарушений являются дефекты в сознании людей, которые возникают из-за недостатков, имеющихся в нашей жизни.

5. Условия правонарушений – это отрицательные об­стоятельства, имеющие место в социальной действи­тельности, или многочисленные неправильно разре­шенные конкретные жизненные ситуации, которые лицо наблюдало или в которых оно участвовало.

6. Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к правонарушите­лю за совершенное им противоправное деяние.

7. Признаки юридической ответственности:

- налагается за правонарушение;

- выражается в несении неблагоприятных послед­ствий, которые ложатся на правонарушителя дополнительным бременем;

- возлагается от имени государства;

- сочетается с государственным осуждением.

8. Цели юридической ответственности:

- покарать правонарушителя;

- перевоспитать его;

- предупредить других лиц от совершения правонарушений;

- восстановить положение потерпевшего.

9. Принципы юридической ответственности:

- законность;

- ответственность только за вину;

- справедливость;

- индивидуализация;

- неотвратимость;

- быстрота

10. Виды юридической ответственности:

1) уголовная;

2) административная;

3) дисциплинарная;

4) гражданская;

5) финансовая;

6) семейная.

Вопросы для контроля

1. Что такое правомерное поведение?

2. Какие виды правомерного поведения вы знаете? Приведите примеры из своей жизни.

3. Что мы называем правонарушением?

4. Каковы признаки правонарушения?

5. Что опаснее для общества: правонарушение-дей­ствие или правонарушение-бездействие?

6. Можно ли при применении мер юридической от­ветственности руководствоваться принципом: «На­казывается все, что вредно (опасно) для обще­ства»?

7. Справедливо ли наказывать человека, если вред причинен его домашним животным?

8. Почему нельзя наказывать невиновного за причи­нение вреда?

9. Какие виды правонарушений вы знаете?

10. Чем преступления отличаются от проступков?

11. Что такое административный проступок? Приведи­ те примеры, заглянув в Кодекс об административных правонарушениях РФ.

12. Что такое дисциплинарный проступок? Приведите примеры.

13. Что такое гражданский проступок? Приведите при­меры.

14. Какие финансовые проступки наиболее распростра­нены и почему?

15. Совершали ли вы в последнее время семейные про­ступки и если да, то какие?

16. В чем, на ваш взгляд, состоят причины правонару­шений?

17. Что мы считаем условиями совершения правонару­шений?

18. Как вы думаете, что важнее: искоренение дефектов в сознании (путем анализа конкретной ситуации, внушения, разъяснения, проведения бесед и т. п.) или изменение условий общественной жизни (пре­образование жизни на лучший манер)?

19. В чем состоит суть юридической ответственности?

20. От имени кого налагается юридическая ответствен­ность?

21. Почему человечество отказалось от возмездия по­терпевших за причиненный им ущерб и поручило выполнение карательной функции государству?

22. В чем выражается государственное осуждение, до­ пустим, при вынесении приговора?

23. Зачем государство стремится покарать правонару­шителя, т. е. причинить ему неблагоприятные по­следствия, если он, допустим, осознал, извинился, понял пагубность своих действий?

24. Назовите правило восстановления социальной справедливости.

25. Реально ли перевоспитать правонарушителя с по­мощью мер юридической ответственности, если известно, что личность в основном формируется в детстве, отрочестве и юности?

26. С помощью каких правовых средств можно восста­новить имущественное (или моральное) положение потерпевшего?

27. В чем заключается принцип законности при нало­жении юридической ответственности?

28. Какие деяния признаются виновными?

29. Почему нельзя наказывать невиновного за причи­нение вреда?

30. Назовите три правила, обеспечивающих принцип справедливости.

31. Как обеспечить индивидуализацию при назначении юридической ответственности?

32. В чем заключается принцип неотвратимости (толь­ко ли в непременном применении санкции)?

33. Что означает принцип быстроты (скорейшего на­ступления юридической ответственности)?

34. Назовите виды юридической ответственности.

35. В чем состоят особенности уголовной ответственно­сти?

36. За что налагается административная ответствен­ность и какие санкции ей присущи?

37. За что следует дисциплинарная ответственность и какие санкции для нее характерны?

38. В чем суть гражданской ответственности?

39. За что наступает финансовая ответственность?

40. Приведите примеры семейной ответственности.

ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ

1. Мама Наташи Сизиковой, уходя на работу, остави­ла деньги и попросила дочь сходить после школы за хлебом. Придя домой уже поздно вечером, она обнару­жила, что хлеба нет. Наташа объяснила, что весь день делала уроки. Какое правонарушение совершила Наташа и можно ли ее поведение признать виновным?

2. В переполненном автобусе после очередной оста­новки давка стала еще больше. Один из пассажиров, молодой парень крепкого телосложения, сначала сказал напиравшим на него людям: «Нельзя ли полегче?», а

потом так сильно оттолкнул стоявших рядом, что мно­гие закричали от боли. Как можно оценить поведение этого молодого челове­ка? Совершил ли он правонарушение? Если да, то какой вид юридической ответственности можно к нему при­менить?

3. На экзамене учительница заметила, что один из учеников списывает. Подойдя к его парте, она вытащи­ла из нее учебник, раскрытый на нужной странице. За экзамен ученику была сразу поставлена двойка. Можно ли в действиях ученика усмотреть вину? Если да, то к какому виду проступков относится пове­дение виновного?

4. Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников, отец которого был бизнесме­ном, привез с собой видеокамеру. Когда он был на оче­редной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сергей взяли видеокамеру и, пытаясь в ней разобраться, нечаян­но сломали.

Какое правонарушение они совершили и какой вид юридической ответственности к ним можно приме­нить?

5. Мэр города N всегда подчеркивал, что он в своей деятельности руководствуется интересами народа и эф­фективность своей работы оценивает по тому, стали ли жители города жить лучше. Зимой случилась авария на теплотрассе, и половина домов города осталась без теп­ла. В первые же дни начались массовые простуды, прежде всего среди детей и стариков. Больницы города оказались забиты до отказа. Возмущенные жители вы­шли на улицы и стали требовать отставки мэра и привлечения его к уголовной ответственности. Мэр пришел на митинг и честно объяснил, что он потратил деньги на ремонт школ и детских садов к новому учебному году, благоустройство и озеленение города, замену части авто­
транспортного парка. Он действительно знал, что ком­мунальная система в ужасном состоянии и требует ка­питального ремонта. Но на это, по его словам, не хвати­ло бы и всего годового бюджета города. Можно ли привлечь мэра города к уголовной ответ­ственности? Ознакомьтесь со ст. 285 и 293 УК РФ.

6. Петрова, будучи в период выборов членом участко­вой избирательной комиссии, как и полагается по зако­ну, выдала по предъявлении паспорта избирательный бюллетень Измайлову. Однако Измайлов попросил дать ему возможность проголосовать также и за жену, кото­рая сломала ногу и прийти на избирательный участок не может. Он предъявил ее паспорт и больничный лист. Петрова, просмотрев предъявленные документы, выдала Измайлову еще один избирательный бюллетень с тем, чтобы он проголосовал и за жену. Наблюдатель от ком­мунистической партии, присутствовавший при этой си­туации, подал заявление в прокуратуру о нарушении избирательного законодательства. На Петрову был наложен административный штраф в размере 1000 рублей. Законно ли была оштрафована Петрова? Ознакомь­тесь со ст. 5. 22 Кодекса об административных нару­шениях РФ.

7. Финансовая проверка выявила, что губернатор об­ласти использовал бюджетные деньги на приобретение автомобиля «мерседес», который будет использоваться для удовлетворения транспортных нужд администрации области. Приобретение для этой цели автомобиля «Вол­га» было отвергнуто по той причине, что он недостаточ­но комфортабелен и часто ломается. Ревизионная комис­сия посчитала указанную трату денег необоснованной и потребовала от губернатора (который подписывал необходимые для покупки автомобиля документы) полностью возместить причиненный бюджету области ущерб. Законно ли требование ревизионной комиссии? О ка­ком виде юридической ответственности идет речь в данном случае?