Виды юридической ответственности
Выделяют шесть основных видов юридической ответственности. Рассмотрим их в зависимости от степени тяжести.
1. Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Уголовная ответственность устанавливается только законом и применяется исключительно судом. Порядок ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей.
2. Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, т. е. за невыполнение правил дорожного движения, несоблюдение общественного порядка, правил по охране природы и др. Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные, но вместе с тем они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, арест до 15 суток, штрафы, лишение специальных прав).
3. Дисциплинарная ответственность следует за нарушение трудовых обязанностей. Основные из них установлены Трудовым кодексом, правилами внутреннего трудового распорядка, все другие содержатся в должностных инструкциях, действующих в организациях. Дисциплинарные санкции (замечание, выговор, увольнение, лишение премии и др.), хотя и не столь сурово отражаются на правовом положении личности или ее благосостоянии, вместе с тем способны значительно умалить честь и достоинство работника, повлиять на уважение к нему, что оказывает определенное воспитательное воздействие и предотвращает совершение новых дисциплинарных проступков.
4. Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда гражданам, организациям, с которыми право
нарушитель не состоит в трудовых правоотношениях. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить им причиненный имущественный или моральный вред. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других видов санкций.
5. Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила уплаты налогов, обращения с денежными ресурсами. Такие правила устанавливает государство, с тем чтобы иметь возможность решать общие дела, которые требуют материальных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета, и др.
6. Семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообразный характер. Особенностью семейной ответственности является то, что она применяется лишь за семейные проступки, составляющие некоторую «критическую мас
су», определяемую обиженной стороной в семейно-правовых отношениях. Семейные санкции менее разнообразны, чем семейные проступки, но некоторые из них могут носить даже судьбоносный характер, например лишение родительских прав и др.
Это надо запомнить!
1. Правомерное поведение - это поведение, соответствующее нормам права. Различают: а)осознанно-убежденное; б)конформистское; в)маргинальное.
2. Правонарушение - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу. Различают следующие признаки правонарушения;
- это деяние, которое выражаться в действии, либо в бездействии;
-оно противоречит нормам права;
- оно совершается только людьми;
- это виновное поведение;
- оно носит общественно опасный характер.
Все правонарушения делятся на преступления и проступки.
3. Различают следующие разновидности проступков;
- административные;
- дисциплинарные;
- гражданские (имущественные);
- финансовые;
- семейные.
4. Причинами правонарушений являются дефекты в сознании людей, которые возникают из-за недостатков, имеющихся в нашей жизни.
5. Условия правонарушений – это отрицательные обстоятельства, имеющие место в социальной действительности, или многочисленные неправильно разрешенные конкретные жизненные ситуации, которые лицо наблюдало или в которых оно участвовало.
6. Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние.
7. Признаки юридической ответственности:
- налагается за правонарушение;
- выражается в несении неблагоприятных последствий, которые ложатся на правонарушителя дополнительным бременем;
- возлагается от имени государства;
- сочетается с государственным осуждением.
8. Цели юридической ответственности:
- покарать правонарушителя;
- перевоспитать его;
- предупредить других лиц от совершения правонарушений;
- восстановить положение потерпевшего.
9. Принципы юридической ответственности:
- законность;
- ответственность только за вину;
- справедливость;
- индивидуализация;
- неотвратимость;
- быстрота
10. Виды юридической ответственности:
1) уголовная;
2) административная;
3) дисциплинарная;
4) гражданская;
5) финансовая;
6) семейная.
Вопросы для контроля
1. Что такое правомерное поведение?
2. Какие виды правомерного поведения вы знаете? Приведите примеры из своей жизни.
3. Что мы называем правонарушением?
4. Каковы признаки правонарушения?
5. Что опаснее для общества: правонарушение-действие или правонарушение-бездействие?
6. Можно ли при применении мер юридической ответственности руководствоваться принципом: «Наказывается все, что вредно (опасно) для общества»?
7. Справедливо ли наказывать человека, если вред причинен его домашним животным?
8. Почему нельзя наказывать невиновного за причинение вреда?
9. Какие виды правонарушений вы знаете?
10. Чем преступления отличаются от проступков?
11. Что такое административный проступок? Приведи те примеры, заглянув в Кодекс об административных правонарушениях РФ.
12. Что такое дисциплинарный проступок? Приведите примеры.
13. Что такое гражданский проступок? Приведите примеры.
14. Какие финансовые проступки наиболее распространены и почему?
15. Совершали ли вы в последнее время семейные проступки и если да, то какие?
16. В чем, на ваш взгляд, состоят причины правонарушений?
17. Что мы считаем условиями совершения правонарушений?
18. Как вы думаете, что важнее: искоренение дефектов в сознании (путем анализа конкретной ситуации, внушения, разъяснения, проведения бесед и т. п.) или изменение условий общественной жизни (преобразование жизни на лучший манер)?
19. В чем состоит суть юридической ответственности?
20. От имени кого налагается юридическая ответственность?
21. Почему человечество отказалось от возмездия потерпевших за причиненный им ущерб и поручило выполнение карательной функции государству?
22. В чем выражается государственное осуждение, до пустим, при вынесении приговора?
23. Зачем государство стремится покарать правонарушителя, т. е. причинить ему неблагоприятные последствия, если он, допустим, осознал, извинился, понял пагубность своих действий?
24. Назовите правило восстановления социальной справедливости.
25. Реально ли перевоспитать правонарушителя с помощью мер юридической ответственности, если известно, что личность в основном формируется в детстве, отрочестве и юности?
26. С помощью каких правовых средств можно восстановить имущественное (или моральное) положение потерпевшего?
27. В чем заключается принцип законности при наложении юридической ответственности?
28. Какие деяния признаются виновными?
29. Почему нельзя наказывать невиновного за причинение вреда?
30. Назовите три правила, обеспечивающих принцип справедливости.
31. Как обеспечить индивидуализацию при назначении юридической ответственности?
32. В чем заключается принцип неотвратимости (только ли в непременном применении санкции)?
33. Что означает принцип быстроты (скорейшего наступления юридической ответственности)?
34. Назовите виды юридической ответственности.
35. В чем состоят особенности уголовной ответственности?
36. За что налагается административная ответственность и какие санкции ей присущи?
37. За что следует дисциплинарная ответственность и какие санкции для нее характерны?
38. В чем суть гражданской ответственности?
39. За что наступает финансовая ответственность?
40. Приведите примеры семейной ответственности.
ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ
1. Мама Наташи Сизиковой, уходя на работу, оставила деньги и попросила дочь сходить после школы за хлебом. Придя домой уже поздно вечером, она обнаружила, что хлеба нет. Наташа объяснила, что весь день делала уроки. Какое правонарушение совершила Наташа и можно ли ее поведение признать виновным?
2. В переполненном автобусе после очередной остановки давка стала еще больше. Один из пассажиров, молодой парень крепкого телосложения, сначала сказал напиравшим на него людям: «Нельзя ли полегче?», а
потом так сильно оттолкнул стоявших рядом, что многие закричали от боли. Как можно оценить поведение этого молодого человека? Совершил ли он правонарушение? Если да, то какой вид юридической ответственности можно к нему применить?
3. На экзамене учительница заметила, что один из учеников списывает. Подойдя к его парте, она вытащила из нее учебник, раскрытый на нужной странице. За экзамен ученику была сразу поставлена двойка. Можно ли в действиях ученика усмотреть вину? Если да, то к какому виду проступков относится поведение виновного?
4. Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников, отец которого был бизнесменом, привез с собой видеокамеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сергей взяли видеокамеру и, пытаясь в ней разобраться, нечаянно сломали.
Какое правонарушение они совершили и какой вид юридической ответственности к ним можно применить?
5. Мэр города N всегда подчеркивал, что он в своей деятельности руководствуется интересами народа и эффективность своей работы оценивает по тому, стали ли жители города жить лучше. Зимой случилась авария на теплотрассе, и половина домов города осталась без тепла. В первые же дни начались массовые простуды, прежде всего среди детей и стариков. Больницы города оказались забиты до отказа. Возмущенные жители вышли на улицы и стали требовать отставки мэра и привлечения его к уголовной ответственности. Мэр пришел на митинг и честно объяснил, что он потратил деньги на ремонт школ и детских садов к новому учебному году, благоустройство и озеленение города, замену части авто
транспортного парка. Он действительно знал, что коммунальная система в ужасном состоянии и требует капитального ремонта. Но на это, по его словам, не хватило бы и всего годового бюджета города. Можно ли привлечь мэра города к уголовной ответственности? Ознакомьтесь со ст. 285 и 293 УК РФ.
6. Петрова, будучи в период выборов членом участковой избирательной комиссии, как и полагается по закону, выдала по предъявлении паспорта избирательный бюллетень Измайлову. Однако Измайлов попросил дать ему возможность проголосовать также и за жену, которая сломала ногу и прийти на избирательный участок не может. Он предъявил ее паспорт и больничный лист. Петрова, просмотрев предъявленные документы, выдала Измайлову еще один избирательный бюллетень с тем, чтобы он проголосовал и за жену. Наблюдатель от коммунистической партии, присутствовавший при этой ситуации, подал заявление в прокуратуру о нарушении избирательного законодательства. На Петрову был наложен административный штраф в размере 1000 рублей. Законно ли была оштрафована Петрова? Ознакомьтесь со ст. 5. 22 Кодекса об административных нарушениях РФ.
7. Финансовая проверка выявила, что губернатор области использовал бюджетные деньги на приобретение автомобиля «мерседес», который будет использоваться для удовлетворения транспортных нужд администрации области. Приобретение для этой цели автомобиля «Волга» было отвергнуто по той причине, что он недостаточно комфортабелен и часто ломается. Ревизионная комиссия посчитала указанную трату денег необоснованной и потребовала от губернатора (который подписывал необходимые для покупки автомобиля документы) полностью возместить причиненный бюджету области ущерб. Законно ли требование ревизионной комиссии? О каком виде юридической ответственности идет речь в данном случае?