Регулятивная функция права заключается в установлении правил поведения или, иначе, того, как следует поступать гражданам и организациям, от чего им надо воздерживаться.

В принципе, в либеральном обществе (к построению которого мы и стремимся) действует презумпция: «Раз­решено все, что не запрещено». Однако по важным во­просам общественной жизни, затрагивающим интересы сразу многих и многих людей, государство все же стре­мится заранее установить правила поведения, дабы избе­жать неразберихи и негативных последствий, не полага­ясь при этом на здравый смысл граждан. Пустяками право не занимается, поскольку представляет собой очень сильное оружие: за правовыми нормами стоит го­сударственное принуждение, т. е. возможность примене­ния санкций.

Право регулирует многие и многие вопросы нашей жизни. Однако некоторые вопросы мы способны разре­шить сами. В самом деле, разве необходимы юридиче­ские нормы для того, чтобы нам решить, какую профес­сию выбрать, как проводить досуг, что читать, куда по­ехать отдыхать и т. д.? И если бы государство вдруг вздумало с помощью законов решать большинство вопро­сов общественной жизни (как, впрочем, это было при то­талитаризме), то мы оказались бы, сами того не замечая, в полицейском государстве, как за колючей проволокой, и строем чеканили шаг. Графически изобразить то, какое место в нашей жизни занимает право, можно в виде сле­дующей схемы (рис. 4.1)

 
 

 

 


Итак, мы уяснили, что право упорядочивает лишь важные вопросы жизни общества и оно не является единственным регулятором нашего поведения. Однако значение права в различных сферах жизни неодинаково. Какие же главные вопросы нашей жизни под силу опре­делить при помощи права?

Попытаемся выяснить это применительно к сферам (сторонам) нашей жизни (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Роль права в различных сферах обществен­ной жизни

1. Политическая сфера жизни людей включает в себя все, что связано с управлением обществом и использова­нием государственной власти (составление программ раз­вития общества, установление прав и свобод человека, порядка деятельности политических партий и других общественных объединений, формирование государствен­ных органов и определение их компетенции, взаимоот­ношения между нациями, классами и другими обще­ственными группами, а также взаимоотношения с другими государствами, военная деятельность и т. д.). Право мак­симально регулирует эту сторону жизни общества. Да это и понятно -- именно здесь проходит нерв нашей жиз­ни и сталкиваются интересы, именно здесь чаще всего слу­чаются конфликты, причем порой кровавые.

2. Экономическая сфера - это то, что связано с про­изводством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Экономика способна к саморегулированию. Но и здесь право не остается безу­частным '(установление форм собственности и видов дого­воров, правил ведения предпринимательской деятельно­сти, использования наемного труда и др.). Однако сте­пень его использования по сравнению с политической сферой гораздо меньше.

3. Социальная сфера связана с удовлетворением на­сущных потребностей человека (потребности работать, есть, пить, одеваться и т. п.). В конечном счете здесь все направлено на обеспечение благосостояния людей. Причем это касается не только людей работоспособных, но и тех, кто не способен прокормиться своим трудом: детей, учащихся, пенсионеров, безработных, инвалидов, беженцев, переселенцев и др. Задача права в этой обла­сти состоит в том, чтобы передать часть материальных средств работающих тем, кто находится в трудном поло­жении, через пенсии, пособия, стипендии.

4. Духовная сфера включает в себя все, что связано с наукой, культурой, образованием, отправлением религи­озных культов, самопознанием, нравственностью, этике­том и др. Право по сравнению с вышеназванными сфе­рами общественной жизни здесь используется незначи­тельно: оно устанавливает стандарты образования, определяет объемы финансирования образования, куль­туры, науки, порядок регистрации религиозных объеди­нений и др.

Охранительная функция права заключается в защите наиболее важных политических, экономических, социальных и духовных отношений и в вытеснении явлений, чуждых данному обществу.

 
 

 


Необходимость в охране существующего общественного строя была всегда, только до возникновения права эту роль выполняли обычаи, традиции, религиозные и другие нормы. Постепенно эта роль перешла к праву, и оно стало главным средством охраны важных обществен­ных отношений. Именно право, охраняя эти отношения, пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие ход нормального развития общества.

Однако не следует понимать это упрощенно и думать, что охранительная функция проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначе­ние этой функции заключается прежде всего в предотв­ращении нарушений норм права, в соблюдении установ­ленных запретов.

Надо отметить, что значимость двух основных функ­ций права - регулятивной и охранительной - - на раз­ных этапах развития общества была неодинаковой.

Архаичное право выполняло практически единствен­ную функцию — охранительную. Если мы обратимся к первым источникам права, то увидим, что они сплошь состоят из перечня видов запрещенных деяний, за совер­шение которых устанавливаются санкции. Право того далекого периода с полным основанием можно назвать охранительным правом.

Сословное право уже во множестве случаев допуска­ет нормы регулятивные, например, всем горожанам предписывается около своего дома держать противопо­жарные средства (ведра, лопаты, топоры и др.), кресть­яне должны не менее 10 дней отработать на поле поме­щика и т. п.

В развитом праве, вне всякого сомнения, доминиру­ющей является функция регулятивная. Это результат усложнения общественной жизни. Но не только. Увели­чился интеллектуальный потенциал общества, что позво­лило лучше оценивать положение дел в обществе и фор­мулировать правовые нормы, не дожидаясь того, когда возникнут негативные последствия (право начинает рабо­тать на опережение). Например, устанавливается допус­тимый предел содержания углекислоты в выхлопных газах автотранспорта (чтобы не допустить дальнейшего загрязнения окружающей среды), обязательный уровень школьного образования (чтобы овладевать новыми технологиями, чтобы граждане могли участвовать в управле­нии государством и т. п.), минимальный размер заработ­ной платы (чтобы граждане могли прокормить себя сво­им трудом) и т. п.

Однако мы знаем, что право - ничто без принужде­ния, и количество охранительных норм даже увеличи­вается. Теперь они чаще группируются в специальные •хранительные отрасли права (уголовное, уголовно-ис­полнительное, административное и др.). Но основной объем современного права представлен все же нормами регулятивными, поэтому его с полным основанием мож­но назвать правом регулятивным.

2. Дополнительные функции. Статус допол­нительных вовсе не означает, что это функции второстепенные, случайные. Рассмотрим две таких функции: информационную и воспитательную.

Информационная функция проявляется при ознаком­лении людей с регулятивными нормами права, в процес­се которого к нам поступает информация, как следует поступать и отчего следует воздерживаться, какие соци­альные ценности взяты под охрану посредством право­вых предписаний. Правовые нормы авторитетны, и им люди склонны доверять, поскольку они формируются чаще всего государственными органами, обладающими необходимой информацией. Можно утверждать, что в нормах права предлагается наиболее эффективный вари­ант поведения.

Воспитательная функция права проявляется в том что человек получает примеры наказания правонаруши­телей и убеждается, что охранительные нормы действу­ют и не являются пустым звуком. Но не только. Видя что установленные правила поведения приносят ощути­мую пользу (на автомобильных дорогах порядок, пенсии пособия выплачиваются, школьники учатся, медицинская помощь оказывается и т. п.), человек проникается уваже­нием к праву и сознательно (а не под страхом наказания) исполняет правовые нормы, демонстрируя свое высокое правосознание. Разумеется, все это возможно при условии, что в праве выражаются передовые, гуманные правовые предписания, отвечающие интересам людей. Но если нормы права не отражают желания и интересы людей, мы не склонны такие нормы права выполнять, и тогда о воспитательной функции права говорить не приходится.

Это надо запомнить!

1. Ценность (полезность, выгода, благо) любого явле­ния, предмета проявляется в том, какое значение оно имеет для отдельного человека, группы лиц или че­ловеческого сообщества в целом. Ценность права про­является в тех функциях, которые оно выполняет.

2. Функция права — это направление воздействия права на общественные отношения.

3. Функции права делятся на две группы: основные и; дополнительные.

4. Регулятивная функция права заключается в уста­новлении правил поведения или, иначе, того, как следует поступать гражданам и организациям, от чего им надо воздерживаться.

5. Право регулирует далеко не все вопросы обще­ственной жизни, а лишь наиболее важные.

6. В общественной жизни можно выделить четыре сферы: политическую, экономическую, социальную и духовную.

7. Политическую сферу жизни право регулирует в максимальной степени.

8. Экономическая сфера способна к саморегулированию, и поэтому здесь роль права сводится только к установ­лению рамок, ограничений.

9. В социальной сфере главная задача права состоит в защите неблагополучных слоев общества и установ­лении им пенсий, пособий, стипендий.

10. Духовная сфера жизни подвергается воздействию со стороны права в самой минимальной степени.

11. Охранительная функция права заключается в зам щите наиболее важных политических, экономических, социальных и духовных отношений и в вытеснении явлений, чуждых данному обществу.

12. Соотношение регулятивной и охранительной '? функций таково: на начальном этапе развития право имеет сугубо охранительный характер, затем в нем i; появляются и нарастают регулятивные нормы, совре­менное право с полным основанием можно назвать регулятивным.

13. К числу дополнительных функций права относят­ся информационная и воспитательная.

Вопросы для контроля

1. Что такое ценность и в чем проявляется ценность права?

2. Как классифицируются функции права?

3. В чем проявляется регулятивная функция права? Какие регулятивные нормы права вы сегодня ис­полняли?

4. Чем в большей мере право регулирует нашу жизнь, тем лучше. Докажите или опровергните эту гипо­тезу.

5. Как вы думаете, право — это мера свободы или не­ свободы?

6. Какие выделяют стороны (сферы) общественной жизни?

7. Почему именно политическая сфера подвергается правовому регулированию больше всего?

8. Назовите, что включает в себя экономическая сфера, и приведите примеры правового регулирования экономических вопросов.

9. Как вы думаете, в дальнейшем государственно-пра­вовое вмешательство в экономическую сферу будет усиливаться или ослабляться?

10. В какой мере социальная сфера подвергается пра­вовому регулированию? Справедливо ли с помощью права перераспределять созданные блага и часть из них отдавать тем, кто не работает (безработным, инвалидам и т. п.)?

11. Зачем право вмешивается в духовную жизнь, ведь в этой сфере жизни все так индивидуально?

12. Одним из вмешательств государства в духовную жизнь является установление стандартов школьного образования. Зачем они устанавливаются?

13. В чем заключается охранительная функция права?

14. Какая основная функция права на сегодня доми­нирует и почему?

15. Какие дополнительные функции права вам из­вестны?

ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ(тема диспута)

С 1 января 2004 г. вступил в силу Закон об альтер­нативной службе. Согласно ему каждый призывник теперь может написать в призывную комиссию заявле­ние с просьбой заменить ему службу по призыву на гражданскую альтернативную службу при одном из сле­дующих условий:

1) если несение военной службы противоречит убеж­дениям или вероисповеданию;

2) если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, занимается традиционными промыслами.

Правда, свою просьбу призывник должен обосновать (годятся разного рода справки и другие письменные сви­детельства, можно пригласить свидетелей, привести уст­но убедительные аргументы). В ходе обсуждения закона военные не раз подчеркивали, что ссылаться на религи­озные нормы нужно осторожно, поскольку несение воен­ной службы не только не противоречит, в частности, канонам православия, а скорее, наоборот, - поддержи­вается. То же можно сказать и об исламе. Проходить альтернативную службу призывники будут не по месту жительства, и поэтому жить будут в обще­житиях. Задействованы они будут на работах, нужных обществу (больницы, дома престарелых, детские дома, тушение пожаров, расчистка леса, сбор метеоинформации в отдаленных точках и др.).

Как вы думаете, к какой сфере общественной жизни относится Закон об альтернативной военной службе и велик ли его регулятивный потенциал?