Регулятивная функция права заключается в установлении правил поведения или, иначе, того, как следует поступать гражданам и организациям, от чего им надо воздерживаться.
В принципе, в либеральном обществе (к построению которого мы и стремимся) действует презумпция: «Разрешено все, что не запрещено». Однако по важным вопросам общественной жизни, затрагивающим интересы сразу многих и многих людей, государство все же стремится заранее установить правила поведения, дабы избежать неразберихи и негативных последствий, не полагаясь при этом на здравый смысл граждан. Пустяками право не занимается, поскольку представляет собой очень сильное оружие: за правовыми нормами стоит государственное принуждение, т. е. возможность применения санкций.
Право регулирует многие и многие вопросы нашей жизни. Однако некоторые вопросы мы способны разрешить сами. В самом деле, разве необходимы юридические нормы для того, чтобы нам решить, какую профессию выбрать, как проводить досуг, что читать, куда поехать отдыхать и т. д.? И если бы государство вдруг вздумало с помощью законов решать большинство вопросов общественной жизни (как, впрочем, это было при тоталитаризме), то мы оказались бы, сами того не замечая, в полицейском государстве, как за колючей проволокой, и строем чеканили шаг. Графически изобразить то, какое место в нашей жизни занимает право, можно в виде следующей схемы (рис. 4.1)
Итак, мы уяснили, что право упорядочивает лишь важные вопросы жизни общества и оно не является единственным регулятором нашего поведения. Однако значение права в различных сферах жизни неодинаково. Какие же главные вопросы нашей жизни под силу определить при помощи права?
Попытаемся выяснить это применительно к сферам (сторонам) нашей жизни (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Роль права в различных сферах общественной жизни
1. Политическая сфера жизни людей включает в себя все, что связано с управлением обществом и использованием государственной власти (составление программ развития общества, установление прав и свобод человека, порядка деятельности политических партий и других общественных объединений, формирование государственных органов и определение их компетенции, взаимоотношения между нациями, классами и другими общественными группами, а также взаимоотношения с другими государствами, военная деятельность и т. д.). Право максимально регулирует эту сторону жизни общества. Да это и понятно -- именно здесь проходит нерв нашей жизни и сталкиваются интересы, именно здесь чаще всего случаются конфликты, причем порой кровавые.
2. Экономическая сфера - это то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Экономика способна к саморегулированию. Но и здесь право не остается безучастным '(установление форм собственности и видов договоров, правил ведения предпринимательской деятельности, использования наемного труда и др.). Однако степень его использования по сравнению с политической сферой гораздо меньше.
3. Социальная сфера связана с удовлетворением насущных потребностей человека (потребности работать, есть, пить, одеваться и т. п.). В конечном счете здесь все направлено на обеспечение благосостояния людей. Причем это касается не только людей работоспособных, но и тех, кто не способен прокормиться своим трудом: детей, учащихся, пенсионеров, безработных, инвалидов, беженцев, переселенцев и др. Задача права в этой области состоит в том, чтобы передать часть материальных средств работающих тем, кто находится в трудном положении, через пенсии, пособия, стипендии.
4. Духовная сфера включает в себя все, что связано с наукой, культурой, образованием, отправлением религиозных культов, самопознанием, нравственностью, этикетом и др. Право по сравнению с вышеназванными сферами общественной жизни здесь используется незначительно: оно устанавливает стандарты образования, определяет объемы финансирования образования, культуры, науки, порядок регистрации религиозных объединений и др.
Охранительная функция права заключается в защите наиболее важных политических, экономических, социальных и духовных отношений и в вытеснении явлений, чуждых данному обществу.
Необходимость в охране существующего общественного строя была всегда, только до возникновения права эту роль выполняли обычаи, традиции, религиозные и другие нормы. Постепенно эта роль перешла к праву, и оно стало главным средством охраны важных общественных отношений. Именно право, охраняя эти отношения, пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие ход нормального развития общества.
Однако не следует понимать это упрощенно и думать, что охранительная функция проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение этой функции заключается прежде всего в предотвращении нарушений норм права, в соблюдении установленных запретов.
Надо отметить, что значимость двух основных функций права - регулятивной и охранительной - - на разных этапах развития общества была неодинаковой.
Архаичное право выполняло практически единственную функцию — охранительную. Если мы обратимся к первым источникам права, то увидим, что они сплошь состоят из перечня видов запрещенных деяний, за совершение которых устанавливаются санкции. Право того далекого периода с полным основанием можно назвать охранительным правом.
Сословное право уже во множестве случаев допускает нормы регулятивные, например, всем горожанам предписывается около своего дома держать противопожарные средства (ведра, лопаты, топоры и др.), крестьяне должны не менее 10 дней отработать на поле помещика и т. п.
В развитом праве, вне всякого сомнения, доминирующей является функция регулятивная. Это результат усложнения общественной жизни. Но не только. Увеличился интеллектуальный потенциал общества, что позволило лучше оценивать положение дел в обществе и формулировать правовые нормы, не дожидаясь того, когда возникнут негативные последствия (право начинает работать на опережение). Например, устанавливается допустимый предел содержания углекислоты в выхлопных газах автотранспорта (чтобы не допустить дальнейшего загрязнения окружающей среды), обязательный уровень школьного образования (чтобы овладевать новыми технологиями, чтобы граждане могли участвовать в управлении государством и т. п.), минимальный размер заработной платы (чтобы граждане могли прокормить себя своим трудом) и т. п.
Однако мы знаем, что право - ничто без принуждения, и количество охранительных норм даже увеличивается. Теперь они чаще группируются в специальные •хранительные отрасли права (уголовное, уголовно-исполнительное, административное и др.). Но основной объем современного права представлен все же нормами регулятивными, поэтому его с полным основанием можно назвать правом регулятивным.
2. Дополнительные функции. Статус дополнительных вовсе не означает, что это функции второстепенные, случайные. Рассмотрим две таких функции: информационную и воспитательную.
Информационная функция проявляется при ознакомлении людей с регулятивными нормами права, в процессе которого к нам поступает информация, как следует поступать и отчего следует воздерживаться, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний. Правовые нормы авторитетны, и им люди склонны доверять, поскольку они формируются чаще всего государственными органами, обладающими необходимой информацией. Можно утверждать, что в нормах права предлагается наиболее эффективный вариант поведения.
Воспитательная функция права проявляется в том что человек получает примеры наказания правонарушителей и убеждается, что охранительные нормы действуют и не являются пустым звуком. Но не только. Видя что установленные правила поведения приносят ощутимую пользу (на автомобильных дорогах порядок, пенсии пособия выплачиваются, школьники учатся, медицинская помощь оказывается и т. п.), человек проникается уважением к праву и сознательно (а не под страхом наказания) исполняет правовые нормы, демонстрируя свое высокое правосознание. Разумеется, все это возможно при условии, что в праве выражаются передовые, гуманные правовые предписания, отвечающие интересам людей. Но если нормы права не отражают желания и интересы людей, мы не склонны такие нормы права выполнять, и тогда о воспитательной функции права говорить не приходится.
Это надо запомнить!
1. Ценность (полезность, выгода, благо) любого явления, предмета проявляется в том, какое значение оно имеет для отдельного человека, группы лиц или человеческого сообщества в целом. Ценность права проявляется в тех функциях, которые оно выполняет.
2. Функция права — это направление воздействия права на общественные отношения.
3. Функции права делятся на две группы: основные и; дополнительные.
4. Регулятивная функция права заключается в установлении правил поведения или, иначе, того, как следует поступать гражданам и организациям, от чего им надо воздерживаться.
5. Право регулирует далеко не все вопросы общественной жизни, а лишь наиболее важные.
6. В общественной жизни можно выделить четыре сферы: политическую, экономическую, социальную и духовную.
7. Политическую сферу жизни право регулирует в максимальной степени.
8. Экономическая сфера способна к саморегулированию, и поэтому здесь роль права сводится только к установлению рамок, ограничений.
9. В социальной сфере главная задача права состоит в защите неблагополучных слоев общества и установлении им пенсий, пособий, стипендий.
10. Духовная сфера жизни подвергается воздействию со стороны права в самой минимальной степени.
11. Охранительная функция права заключается в зам щите наиболее важных политических, экономических, социальных и духовных отношений и в вытеснении явлений, чуждых данному обществу.
12. Соотношение регулятивной и охранительной '? функций таково: на начальном этапе развития право имеет сугубо охранительный характер, затем в нем i; появляются и нарастают регулятивные нормы, современное право с полным основанием можно назвать регулятивным.
13. К числу дополнительных функций права относятся информационная и воспитательная.
Вопросы для контроля
1. Что такое ценность и в чем проявляется ценность права?
2. Как классифицируются функции права?
3. В чем проявляется регулятивная функция права? Какие регулятивные нормы права вы сегодня исполняли?
4. Чем в большей мере право регулирует нашу жизнь, тем лучше. Докажите или опровергните эту гипотезу.
5. Как вы думаете, право — это мера свободы или не свободы?
6. Какие выделяют стороны (сферы) общественной жизни?
7. Почему именно политическая сфера подвергается правовому регулированию больше всего?
8. Назовите, что включает в себя экономическая сфера, и приведите примеры правового регулирования экономических вопросов.
9. Как вы думаете, в дальнейшем государственно-правовое вмешательство в экономическую сферу будет усиливаться или ослабляться?
10. В какой мере социальная сфера подвергается правовому регулированию? Справедливо ли с помощью права перераспределять созданные блага и часть из них отдавать тем, кто не работает (безработным, инвалидам и т. п.)?
11. Зачем право вмешивается в духовную жизнь, ведь в этой сфере жизни все так индивидуально?
12. Одним из вмешательств государства в духовную жизнь является установление стандартов школьного образования. Зачем они устанавливаются?
13. В чем заключается охранительная функция права?
14. Какая основная функция права на сегодня доминирует и почему?
15. Какие дополнительные функции права вам известны?
ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ(тема диспута)
С 1 января 2004 г. вступил в силу Закон об альтернативной службе. Согласно ему каждый призывник теперь может написать в призывную комиссию заявление с просьбой заменить ему службу по призыву на гражданскую альтернативную службу при одном из следующих условий:
1) если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию;
2) если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, занимается традиционными промыслами.
Правда, свою просьбу призывник должен обосновать (годятся разного рода справки и другие письменные свидетельства, можно пригласить свидетелей, привести устно убедительные аргументы). В ходе обсуждения закона военные не раз подчеркивали, что ссылаться на религиозные нормы нужно осторожно, поскольку несение военной службы не только не противоречит, в частности, канонам православия, а скорее, наоборот, - поддерживается. То же можно сказать и об исламе. Проходить альтернативную службу призывники будут не по месту жительства, и поэтому жить будут в общежитиях. Задействованы они будут на работах, нужных обществу (больницы, дома престарелых, детские дома, тушение пожаров, расчистка леса, сбор метеоинформации в отдаленных точках и др.).
Как вы думаете, к какой сфере общественной жизни относится Закон об альтернативной военной службе и велик ли его регулятивный потенциал?