Развитое право — это крупное достижение человечества.

 
 

 


Это надо запомнить!

1. Нормы - это, иначе, правила поведения.

2. Нормы делятся на две группы: несоциальные и со­циальные.

3. Несоциальные нормы — это правила поведения, регулирующие отношение человека к природе, технике.

4. Видами несоциальных норм являются математиче­ские, физические, химические, физиологические, био­логические, климатические, санитарно-гигиенические, сельскохозяйственные, технические и другие нормы.

5. Социальные нормы — это правила поведения, ко­торые регулируют отношения между людьми.

6. К числу социальных норм относятся ритуалы (об­ряды), мифы, обычаи, нормы религиозные, правовые, моральные, политические, нормы этикета, эстетиче­ские нормы.

7. Мораль — это совокупность представлений обще­ства о том, что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.

8. Мораль и право в большинстве случаев совпадают.

9. Право отличается следующими признаками:

— состоит из обязательных норм;

— его исполнение обеспечивается силой государст­венного принуждения;

— нормы права закрепляются в юридических до­кументах;

— правовые нормы отличаются определенностью, яс­ностью, точностью;

— право внутренне упорядочено и представляет собой систему норм.

10. Право — это система обязательных правил пове­дения, закрепленных в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения.

11. В развитии права можно выделить три этапа: дет­ство (архаичное право), юность (сословное право) и зрелость (развитое право).


12. Архаичное право отличалось тем, что:

- носило устный характер;

- было казуистичным;

- не имело системы;

- не знало понятия вины;

- возлагало коллективную ответственность.

13. Сословное право делилось на несколько частей:

- феодальное (поместное) право;

- манориальное (крепостное) право;

- городское (полицейское) право;

- торговое (купеческое) право;

- гильдейское (цеховое) право;

- каноническое (церковное) право.

14. Особенности сословного права таковы:

- оно регулировало жизнь общества фрагментарно;

- оно упорядочивало отношения лишь внутри сосло­вий;

- оно было противоречивым.

15. Развитое право отличается всеобщностью и универсальностью.

Вопросы для контроля

1. Что такое норма?

2. На какие группы можно разделить нормы?

3. Что регулируют несоциальные нормы?

4. Какие виды несоциальных норм вы знаете? Приве­дите примеры.

5. Что произойдет, если человек не будет соблюдать
несоциальные нормы?

6. Что регулируют социальные нормы?

7. Какие виды социальных норм вы знаете? Приведи­те примеры.

8. Что такое мораль?

9. Что общего между правом и моралью?

10. В чем состоит различие права и морали?

11. Как соотносятся право и мораль?

12. Когда возникло право и какие доказательства су­ществуют на этот счет?

13. Почему первые источники права имели столь не­ обычную для нас форму: каменные плиты, стелы, монументальные памятники, деревянные доски и т. п.?

14. Почему до сих пор не выработано единое понима­ние права?

15. Что означает обязательность норм права?

16. Какие по степени обязательности правовые нормы можно выделить? (Сравните нормы конституци­онные, нормы, касающиеся поступления в вузы,
пенсионные нормы и др.)

17. Как вы понимаете выражение «право охраняется силой государства»?

18. Почему в России в ходу выражение «право — это закон», если это не так на самом деле?

19. Все ли нормы права являются достаточно опреде­ленными? Прочитайте статью 20.1 Кодекса об ад­министративных правонарушениях РФ, в которой
формулируется понятие мелкого хулиганства, и скажите: расплывчатый ее характер -- недоработ­ка законодателя или в этом есть какой-то резон?

20. Почему правовые нормы существуют в системе и как вы это понимаете?

21. Дайте определение права.

22. Какие этапы в своем развитии прошло право?

23. Почему архаичное права носило в основном уст­ный характер?

24. Что означают слова «казус», «казуистика» и по­ чему архаичное право было казуистичным?

25. Несистематизированный характер архаичного пра­ва — это недоработка людей, писавших древние законы, или объективная закономерность?

26. Почему в древности не было деления права на отрасли, хотя бы на уголовное и гражданское?

27. Справедливо ли наши древние предки применяли коллективную ответственность (ответственность рода, общины, семьи), если деяние совершал один конкретный человек?

28. Какие части сословного права вы знаете?

29. В чем состоит особенность сословного права?
30. В чем особенности права развитого?

ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ

1.В связи с беспокойством по поводу здоровья школьникови с дефицитом учителей по физическому воспитанию Управление образования одного из округов приняло инструкцию, которая возлагала на родителей обязан­ность обеспечить своим детям занятия по физической культуре. Выбор форм таких занятий, будь то запись в спортивную секцию, гимнастика у себя дома, посеще­ние бассейна или что-то другое, оставался за родителя­ми. Главное, чтобы учащиеся не пропускали занятия в школе по болезни. Инструкция предусматривала и санк­ции за невыполнение возложенной обязанности, а имен­но оплату родителями дополнительных занятий с пробо­левшим учеником по тарифу, который устанавливали сами школы, исходя из платежеспособности населения, проживавшего около школы. Скажите, эффективно ли, на ваш взгляд, урегулиро­вание этого актуального для нашей страны вопроса с помощью права? Какой вы предлагаете выход?

2. На проходной сахарного завода вахтер попросил одного из рабочих распахнуть куртку, поскольку ему показалось, что тот под ней что-то скрывает. Когда рабо­чий отказался, был вызван наряд службы безопасности, сотрудники которого действительно обнаружили привя­занные с внутренней стороны куртки небольшие пакеты с сахаром.

Возник шум. Большинство рабочих, окончивших смену и выходивших с завода, встали на сторону расхитителя. «Вы что, не знаете закона? Это же хищение!» — горя­чился начальник службы безопасности. «Да отпустите его, подумаешь, какое преступление!» — хором кричали рабочие. Как по-вашему, свидетельствует ли такое отноше­ние к норме закона о том, что она носит бумажный характер? Ознакомьтесь со статьей 7,27 Кодекса об административных правонарушениях.

3. Изображение одного известного политика было раз­мещено на пакете с молоком. Эти пакеты поступили в широкую продажу. Политик был страшно возмущен и обратился с иском в суд за компенсацией морального вреда в сумме 100 тыс. р. Вызванный в судебное заседа­ние директор молочного завода подтвердил, что сделал это специально: во-первых, из интервью данного полити­ка он узнал, что истец очень любит молоко; во-вторых, чтобы повысить популярность политика, чьи взгляды директор разделяет; в-третьих, для рекламы и узнавае­мости своей молочной продукции. Какое решение вы приняли бы на месте судьи, если законом эта ситуация прямо не предусмотрена? Ознакомьтесь с нормами ГК РФ о моральном вреде.

4. Во время прогулки два молодых человека обрати­ли внимание на проходивших мимо симпатичных деву­шек и решили с ними познакомиться. Они их догнали и предложили посидеть с ними в кафе. Девушки смерили их презрительным взглядом и быстро пошли прочь, «Они нас не поняли», - решили ребята и бросились их догонять. Остановив девушек, они повторили свое предло­жение и для убедительности назвали адрес, где располага­лось популярное кафе. Перепуганные девушки, увидев ми­лицейский патруль, обратились за защитой.

В отделении милиции ребята рассказали все как было. Составили протокол, где они расписались, что все, написанное в нем, соответствует действительности. Их доставили в суд, где судья вынес решение об их аресте на 15 суток, квалифицировав их поведение как мелкое хулиганство. Ознакомившись со статьей 20.1 Кодекса об админи­стративных правонарушениях РФ и комментарием к ней, скажите: правильно ли решено дело? Проанализи­руйте данную статью на предмет точности ее форму­лировок и ответьте на вопрос: нуждается ли она в изменении, дополнении или выполняет свою роль?