Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.
Среди них выделяются следующие:
- политическая функция (проведение референдумов, выборов, формирование государственных органов, защита конституционного строя, суверенитета страны, издание законов и др.);
- экономическая функция (определение налогов, выдача кредитов, установление льгот, строительство дорог, развитие транспорта, связи, выработка программ развития страны и др.);
- правоохранительная функция (рассмотрение споров, борьба с правонарушениями, применение санкций и др.);
- социальная функция (установление МРОТ, пенсий, пособий, стипендий, выделение средств на здравоохранение и тд.);
- экологическая функция (разработка природоохранного законодательства, закрытие предприятий, загрязняющих природную среду, наложение штрафов и др.);
— функция борьбы с последствиями стихийных бедствий;
— другие функции.
Внешние функции — это основные направления деятельности государства на международной арене.К ним относятся:
- функция обороны. Эта функция была особенно важной в прежние времена. Сейчас государства стараются решать свои проблемы цивилизованным путем, посредством переговоров. Кроме того, теперь существует
целый ряд международных организаций (ООН, Совет Европы и др.), которые занимаются улаживанием конфликтов между государствами и стараются не допустить их военного столкновения;
- дипломатическая функция. Она осуществляется в основном с помощью специальных представительств (посольств и консульств), находящихся за границей. Их задачей является поддержание нормальных добрососедских отношений между странами, улучшение взаимопонимания и сотрудничества во всех областях межгосударственных связей;
- функция поддержания мирового правопорядка (внешнеполитическая функция). Основным международным органом здесь является Совет Безопасности - постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации, например Лига арабских государств, Организация африканского единства и др.;
- внешнеэкономическая функция. В современном мире ни одна из стран практически не может прожить в одиночку и самостоятельно производить абсолютно все, что необходимо ее населению. Любой стране выгодно специализироваться на том, что у нее лучше получается или чем она богата, и отдавать это в обмен на то, что производить своими силами или невыгодно, или невозможно в силу климатических условий территории или отсутствия соответствующих природных богатств;
- социальная функция. Социальная помощь (выделение финансовых средств, списание долгов, поставка медицинского и иного оборудования, продуктов питания и одежды, направление специалистов и др.) осуществляется в отношении развивающихся стран (например, Сома
ли, Эфиопии, Судана);
- экологическая функция. Она все больше и больше выдвигается в разряд основных. Проявляется эта деятельность чаще всего в направлении в районы экологического бедствия (с согласия того или иного государства) необходимого оборудования и контингента людей для ликвидации его последствий;
- функция культурного сотрудничества. Она осуществляется на основе как двусторонних, так и многосторонних договоров между странами. Этим также занимаются и неправительственные организации, например Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет. В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО. Культурным сотрудничеством занимается и немало частных организаций. Так, например, при их посредничестве в Москве побывали такие звезды мирового музыкального искусства, как Майкл Джексон и Мирей Матье, оперная певица Монтсеррат Кабалье, Rolling Stones и Deep Purple и другие.
Это надо запомнить!
1. Назначение государства в обществе состоит в:
а) решении общих дел;
б) разрешении социальных споров;
в) урегулировании отношений с другими странами;
г) установлении и обеспечение правопорядка с помощью принуждения.
2. Функции государства — это основные направления его деятельности,
3. Функции государства делятся на внутренние и внешние.
4. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению жизнью страны. К ним относятся политическая, экономическая, правоохранительная, социальная, экологическая, транспортная, информационная и другие функции.
5. Внешние функции — это основные направления деятельности государства на международной арене. Среди них выделяются функция обороны, дипломатическая функция, функция поддержки мирового правопорядка, внешнеэкономическая функция, социальная, экологическая, функция культурного сотрудничества.
Вопросы для контроля
1. Сравните по продолжительности периоды развития человечества до возникновения государства и после него.
2. Что означает фраза: «Государство решает общие дела»? Какие у людей есть общие дела, общие интересы?
3. Почему количество общих дел с развитием общества неуклонно возрастает?
4. Что означает слово «арбитр»? Какие споры между людьми возникают наиболее часто и кто их разрешает?
5. Какие отношения могут возникнуть между государствами? Всегда ли они носят бесконфликтный характер?
6. Какими способами можно разрешить споры между государствами?
7. Почему именно государству люди стали доверять применение мер принуждения к правонарушителям?
8. Какие меры принуждения может применять государство?
9. Что такое функции государства и какие их виды вы знаете?
10. В чем проявляется политическая функция государства и что означает слово «политика»?
11. В чем заключается экономическая функция государства? Разве люди сами не могут решить, что им производить и что покупать?
12. Что такое социальная функция государства и почему ранее (до XIX в.) ни одно государство мира ее не выполняло?
13. Чем отличается правоохранительная функция государства от деятельности по охране обычаев в первобытном обществе?
14. В чем заключается экологическая функция государства и почему она появилась только в середине XX в.?
15. Приведите пример того, как наше государство реализует функцию борьбы с последствиями стихийных бедствий.
16. В чем заключается функция обороны и как, на ваш взгляд, наше государство ее выполняет?
17. Зачем нужно осуществлять дипломатическую функцию богатому и процветающему государству, которое может себя всем обеспечить и отразить любую агрессию?
18. Зачем России участвовать в поддержке мирового порядка с помощью ООН, если только членство в этой организации ежегодно обходится в несколько миллионов долларов? Не лучше ли было бы эти деньги направить на развитие образования?
19. Зачем России участвовать в международной торговле, если у нее есть все природные ресурсы, из которых при желании можно произвести практически все необходимое народу?
20. Зачем мы приглашаем зарубежных артистов и платим за их выступления большие деньги, если наши артисты уезжают работать за рубеж? Не лучше ли повысить оплату их труда?
ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ
1.Прочитайте диалог двух лиц и предложите вариант разрешения спора.
Покупатель: Я по поводу бракованного товара. Вот чек, подтверждающий, что эти туфли были куплены в вашем магазине неделю назад. Посмотрите, на что они стали похожи после первой же носки.
Продавец: К сожалению, проданный товар мы не обмениваем.
Покупатель: Этот товар - туфли, стало быть, обувь, на которую распространяется определенный порядок обмена.
Продавец: Знаете, с обувью не все так просто, я не могу принять никаких претензий. Кстати, можно взглянуть на чек? Бывает, человек раздобудет где-нибудь чек и идет менять свои старые туфли...
Покупатель: Я не знаю, что там бывает, но у меня чек именно за эти туфли, и я требую их замены!
Продавец: Ну-ка покажите их... Хм... Да в них не меньше года ходили!
Покупатель: Я потому и пришел, что за день носки они превратились в рухлядь.
Продавец: Я бы и рад вам помочь, но при всем желании обменять туфли не могу — у нас уже не осталось ни одной пары.
Покупатель: Тогда верните деньги!
Продавец: У меня не такая зарплата, чтобы платить из своего кармана. Извините, вы мешаете мне работать, у меня покупатели.
2. Представьте, что вы член правительства, которое обсуждает вопрос о том, где взять деньги для повышения пенсий и пособий многодетным семьям. Предлагается много вариантов. Каково ваше мнение?
— повысить налоги;
— подпечатать немного денег и раздать их этим категориям граждан;
— повысить квартирную плату;
- перевести здравоохранение полностью на платную основу;
- ввести плату за обучение в вузах;
- ввести частичную оплату за обучение в 10—11 классах;
- повысить оплату проезда в общественном транспорте;
- повысить ставку дорожного налога;
- другие.
3. Придя из школы и пообедав, вы решили немного отдохнуть и посмотреть очередную серию телевизионного фильма. Но телевидение не работает. На экране надпись: «Сегодня на телевидении выходной». Можно ли обвинять государство в том, что оно не выполняет свои функции?
4. Администрация села Шаткино вынесла постановление, согласно которому лица призывного возраста отбывают срок службы в родном селе и используются на работах, выполнение которых крайне необходимо местному хозяйству. Основание: в селе существует большой дефицит рабочей силы, поскольку основную массу жителей составляют пенсионеры. Оцените с разных позиций постановление местной администрации.
5. Директор школы своим приказом исключил из школы ученика 9 класса за то, что тот принес в школу газовый баллончик и, решив попугать им товарищей, по вредил одному из них глаза. Родители исключенного ученика обратились в суд с просьбой признать решение директора незаконным. Судья искового заявления от них не принял, сказав, что данное дело ему неподсудно. Законно ли поступил судья?
6. Селивановы решили купить дом у соседей для своего сына, который недавно женился. Селивановы и их соседи хорошо знали друг друга и полностью друг другу доверяли. Будучи уверенными, что ни одна из сторон не собирается обманывать, они оформили куплю-продажу расписками (одна сторона в расписке подтвердила факт передачи ей дома, а другая - - факт получения ею денег за проданный дом). Новый собственник (глава молодой семьи) пришел в местную администрацию платить налог на недвижимость и за землю, предъявил расписки и
был очень удивлен, что его не признают истинным владельцем дома и отказываются принимать деньги. Права ли местная администрация?
7.Работники милиции, позвонив в дверь квартиры, вошли в нее без разрешения хозяина, мотивируя это тем, что у них имеются данные о совершающемся в этой квартире преступлении. Произведя осмотр квартиры и не найдя ничего подозрительного, они удалились. Гражданин, чья квартира подверглась осмотру, обратился с жалобой в прокуратуру. Законны ли действия милиции? Составьте ответ прокурора.