Виды государств

Классифицировать государства можно по различным признакам.

1. Исторический (временной) критерий.

Различают четыре группы государств:

- государства Древнего мира;

- средневековые государства;

- государства Нового времени;

- современные государства.

Количественное сравнение этих групп государств по­зволяет сделать вывод о победном шествии государствен­ности. Если раньше государства занимали лишь неболь­шую часть суши Земли, то сейчас более 200 стран зани­мают практически всю сушу.

2. Экономический критерий, или способ производства материальных благ. Онхарактеризуется
тем, какие орудия труда использовали люди, как они
распределяли произведенные ими материальные блага.

От того, какой класс стоял у власти и какая экономика существовала на том или ином отрезке пути человечества, зависит и характер государства. По этому признаку все государства можно разделить на 4 группы:

 
 

 


рабовладельческое государство. Оно существовало далеко не во всех регионах Земли. Его экономический базис составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов. Именно рабы, их физическая (мускульная) сила являлась основой для создания материальных благ;

- феодальное государство. Такое название произошло от слова «феод», означавшего кусок земли, земельный надел. И действительно, экономическую основу феодального государства составляла собственность на землю и неполная собственность на крепостных крестьян;

- буржуазное государство. В городах (слово «буржуа» означает горожанин) развивалась промышленность. В буржуазном государстве основой производства материальных благ стала собственность на промышленные средства производства;

- социалистическое государство, ранее считалось, что в нашей стране был построен социализм. Однако это оказалось неверным. Социалистическое государство должно по всем показателям (экономическим, политическим, нравственным и др.) превосходить буржуазное. Считается,
что на государственном уровне наиболее полно «социалистические» принципы реализованы в скандинавских странах (Швеция, Финляндия, Норвегия). В развитых стра­нах интеллектуальная собственность (собственность на информацию - идеи, проекты и т. п.) приносит основное богатство обществу.

3. По устройству государственной властигосударства делятся на монархии и республики.

Монархия («моно» - один, «архия» — власть) озна­чает, что правит один человек. Монархию отличают сле­дующие признаки:

а) существует единоличный глава государства;

б) он обладает всей полнотой власти;

в) власть в государстве передается путем наследования;

г) монарх правит бессрочно;

д) он не несет юридической ответственности за ошибки правления.

В Древние и Средние века практически все государства были монархиями, причем монархиями абсолютными в которых власть безраздельно принадлежала монар­ху. Теперь же гораздо чаще встречаются монархии огра­ниченные, т. е. такие, в которых власть монарха не является безграничной, а значительную роль играет парламент. Некоторые промышленно развитые страны (Ве­ликобритания, Швеция, Бельгия и др.) являются огра­ниченными монархиями, в которых монархическая фор­ма правления существует скорее формально, в силу традиции. Монархи какой-либо значимой роли в этих странах не играют, а управление страной осуществляют парламент, правительство во главе с премьер-министром.

Республика (в переводе с лат. дело общественное) возникла позже монархии, но в наши дни получила боль­шое распространение. В республике наряду с главой госу­дарства и главой правительства создается парламент - государственный орган, представляющий народ.

Респуб­лике присущи следующие признаки:

а) власть в государстве осуществляется системой органов;

б) существует разделение властей на законодательную (она в руках парламента), исполнительную (она в руках правительства) и судебную;

в) в формировании органов государства участвует на­род (выборы);

г) парламент и президент избираются на определен­ный срок;

д) высшие должностные лица несут юридическую от­ветственность за свои ошибки.

В республике ключевыми органами являются президент и парламент. Если по конституции государства президент сам формирует правительство и вообще играет более зна­чительную роль, нежели парламент, то такую республи­ку мы называем президентской (например, в США). Если же правительство формируется парламентом и оно несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом, то это будет республика парламентская (например, в Италии).

4. По территориальному устройству госу­дарства бывают унитарными и федеративными Унитарное государство разделено на административ­ные единицы (районы, провинции и т. п.), имеющие равный правовой статус (например, Украина, Польша, Норвегия и др.). Оно характерно для стран, имеющих небольшую территорию и однородный национальный со­став. Федерация — это добровольное объединение несколь­ких ранее самостоятельных государственных образова­ний в единое государство. Например, США, Бразилия, ФРГ, Россия и др. Хотя федеративное государство довольно сложное и многоликое объединение, главное в нем то, что его тер­ритория состоит из субъектов или частей (областей, шта­тов, земель и т. п.), которые, не являясь государствами в полном смысле слова, обладают определенной самостоя­тельностью (например, любой регион России имеет право самостоятельно заключать внешнеторговые договоры).

Это надо запомнить!

1. Процесс образования государства - это не одномоментный процесс. Государство появляется постепенно и лишь тогда, когда общество в результате непрерыв­ного совершенствования орудий труда накапливает определенную долю богатства, позволяющего освобо­дить от участия в производстве некоторую группу людей, дав им возможность заниматься только управ­лением.

2. Разные народы приходят к государственности в разное время: одни раньше, другие позже. Дело в том, что материальная база для образования государ­ства не у всех создается одновременно в силу разных климатических, географических, природных условий проживания разных народов.

3. В процессе образования государств у одних наро­дов оказываются преобладающими одни факторы (на­пример, ирригация), а у других - совершенно иные (например, насилие).

4. Некоторым народам передают свой опыт и помога­ют обрести государственность страны, уже убедивши­еся в эффективности государства как социального явления.

5. Государство - это особая организация, которой присущи следующие признаки: территория, населе­ние, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги и суверенитет.

6. По временному критерию различают государства Древнего мира, средневековые государства, государ­ства Нового времени и современные государства.

7. По экономическому критерию можно выделить ра­бовладельческое, феодальное, буржуазное и социали­стическое государства.

8. По устройству государственной власти государства являются монархиями либо республиками.

9. По территориальному устройству государства быва­ют унитарными и федеративными.

 

Вопросы для контроля

1. Когда и где появились первые государства?

2. Почему люди стали заниматься производством продуктов?

3. В чем отличие производящего хозяйства от присваивающего?

4. Какая материальная база необходима для образова­ния государства?

5. Часто ли мы употребляем слово «государство» и какой смысл в него вкладываем?

6. Что составляет территорию государства?

7. Есть ли различие между понятиями «население» и «нация»?

8. Что такое власть?

9. Что такое публичная власть?

10. Кто осуществляет государственную власть?

11. Что такое право и зачем оно существует в обще­стве?

12. Какие правоохранительные органы создаются в государстве?

13. В чем вы видите назначение правоохранительных органов?

14. Зачем нужна армия? Можно ли армию использо­вать для решения внутренних дел в государстве?

15. Что такое налоги и зачем они нужны?

16. Что такое суверенитет и какие его виды вы знаете?

17. Почему суверенитет всех государств с развитием общества постоянно уменьшается?

18. Какие виды государства по историческому (вре­менному) критерию вы можете назвать?

19. Дайте классификацию государств по экономическо­му критерию.

20. Что такое способ производства, который кладется в основу экономического подхода к классификации государств?

21. Дайте характеристику древнего государ­ства на конкретном примере.

22. Дайте характеристику феодального государства на конкретном примере.

23. Дайте характеристику буржуазного государства на конкретном примере.

24. Назовите признаки монархии и укажите примеры таких государств.

25. Хотели ли бы вы сейчас жить в монархическом государстве? Обоснуйте.

26. Что такое республика?

27. Почему республиканское правление возникло по­зднее монархического?

28. Какие признаки присущи унитарному государству?

29. Какие признаки присущи федеративному государству?

30. Охарактеризуйте современное Российское государ­ство по различным критериям.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (темы диспутов)

Тема 1. Армия как необходимый атрибут государ­ства.

Первая точка зрения: Армия - это сила государ­ства, его мускулы. Чем армия больше, тем сильнее госу­дарство.

Вторая точка зрения: Армия ничего не производит. Однако на свое содержание требует много средств. Сле­довательно, чем больше армия, тем беднее и слабее госу­дарство.

Тема 2. Правоохранительные органы как необходи­мый атрибут государства.

Первая точка зрения: Правоохранительные органы обеспечивают порядок в обществе. Чем их сеть развет­вленное и чем интенсивнее они работают, тем больше в об­ществе порядка.

Вторая точка зрения: Правоохранительные органы устраняют нарушения норм права. Но если нормы права будут отвечать интересам всех людей, то их никто и не будет нарушать. Следовательно, правоохранительные органы будут вообще не нужны. Надо власти больше за­ботиться об усовершенствовании норм права, а не о на­казании правонарушителей.

Тема 3. Устройство государственной власти - реша­ющий фактор развития государства.

Первая точка зрения: Монархия - лучший способ управления обществом. Власть в монархии переходит по наследству, и поэтому общество относится к передаче власти довольно спокойно, в отличие от бурных страстей во время избирательной кампании в республике. Кроме того, при передаче власти по наследству на ветер не выбрасываются огромные деньги, которые неизбежно тратятся при проведении выборов.

Вторая точка зрения: Республика - более прогрес­сивная, чем монархия, форма правления. Республика - это коллективное правление, учитывающее мнение изби­рателей, т. е. всего населения, при принятии решения. В народе говорят: один ум хорошо, а два - лучше.

 

ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ

1. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люк­сембург) не имеют армий. Они вступили в НАТО, кото­рое в случае агрессии с чьей-либо стороны обязуется эти страны защищать. Потеряли ли эти страны государственность? Если нет, то является ли армия необходимым признаком го­сударства?

2. Телевидение как-то показывало материал журнали­ста, побывавшего в Бразилии. Речь в нем шла о неболь­шом городке с населением около 20 тысяч человек, рас­положенном недалеко от Рио-де-Жанейро. В этом город­ке некогда был полицейский участок, но он закрылся, поскольку здесь уже года два не было совершено ни одного правонарушения. Точно так же закрыли и тюрь­му, начальник которой устал от безделья. Не оказалось в этом городке и суда. На вопрос журналиста: «У вас что, никто друг с другом не спорит и не конфликтует?» - жители отвечали, что если споры и возникают, то они обращаются за помощью к мэру городка. Можно ли говорить о том, что правоохранительные органы являются необходимым признаком государства?

3. Вы министр финансов и распоряжаетесь финанса­ми страны, которые довольно ограниченны. В стране бастуют шахтеры, энергетики, учителя, преподаватели вузов, врачи, военнослужащие, требуя повышения зар­платы. Где вы возьмете деньги и кому прежде всего повыси­те заработную плату?

4. На территории США японцы на свои деньги стро­ят заводы (например, по сборке автомобилей «Тойота»), покупают американские предприятия, участки земли, строят там дома для престарелых, отправляя туда жить своих граждан преклонного возраста и т. п. Не следует ли из этого, что границы Японии как бы расширяются? В таком случае является ли терри­тория необходимым признаком государства?

5. Вашему вниманию предлагаются выдержки из за­конов, принятых в различных государствах в разное время. Попытайтесь определить, творением какого госу­дарства (древнего, средневекового, нового или современ­ного) является та или иная норма права.

1) Если человек, выступив в судебном деле со свиде­тельством о преступлении, не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о жизни, этого челове­ка должно убить.

2) Если суд лишает кого-либо права управления авто­мобилем, то он одновременно постановляет, что в тече­ние срока от шести месяцев до трех лет новые водитель­ские права не могут быть выданы.

3) Если кто лишит жизни свободного франка или варвара и будет уличен, присуждается к уплате 200 солидов.

Если кто лишит жизни человека, состоящего на коро­левской службе, или же свободную женщину, присужда­ется к уплате 600 солидов.

4) Если продавец вещи окажется вором, то его долж­но убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно, покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.

5) Никто не может быть принуждаем к исповедова­нию государственной религии путем наказаний или иным способом, но должны быть приложены старания привлечь граждан надлежащим наставлением и приме­ром хорошего поведения.

6) Если кто-либо будет вызван к испытанию посред­ством котелка с кипящей водою, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по закону должен уплатить 15 солидов, он может выкупить свою руку за 3 солида.

7) Каждый трудящийся через посредство своих деле­гатов принимает участие в коллективном определении условий работы, так же как и в руководстве предприя­тием.

8) Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

9) Ни один приговор не может быть приведен в ис­полнение в дни национальных или религиозных празд­ников и в воскресные дни.

10) Мужчины и женщины имеют в принципе одина­ковые гражданские права и несут одинаковые обязанно­сти.

11) Если кто желает отказаться от родства, он дол­жен явиться в судебное заседание и сломать над своей головою три ветки мерою в локоть. И он должен в су­дебном заседании разбросать их в 4 стороны и сказать сам, что он отказывается от соприсяжничества, от на­следства и от всяких счетов с ним.

12) Право собственности состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и распо­лагать по усмотрению своим имуществом, своим дохо­дом, плодами своего труда и своего промысла.

13) Земельное наследство ни в коем случае не долж­но доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, то есть братьям.

14) Все люди равны по природе и перед законом.

15) Все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям. Свободные народы не знают иных оснований для предпочтения при избрании, кроме добродетелей и способностей.

16) Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность Нам; исключе­ние делается только для сидящих в заключении и по­ставленных согласно закону королевства вне закона.

17) Кто злую песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого, сложит или распевает, того должно убить.

18) Суд может самостоятельно распорядиться о поме­щении лица в психиатрическую больницу или терапевтическое учреждение для алкоголиков и наркоманов, если вследствие невменяемости или недееспособности лица судебное разбирательство проведено быть не может.

19) Надо, чтобы при производстве обыска обыскива­ющий не имел никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу.