Признаки государства.

Государство — это довольно сложное социальное образо­вание. Помимо него в обществе существует множество социальных объединений, таких, как партии, массовые движения, профсоюзы, религиозные и другие организа­ции. Попытаемся отличить государство от других обще­ственных объединений, выделив его существенные при­знаки (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Признаки государства

 
 


1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воз­душное пространство и др. Без территории государство не существует, хотя она может со временем изменяться (уменьшаться после поражения в войне или увеличи­ваться в процессе завоеваний). Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «иностранец», «лицо без гражданства». На своей территории государство осуще­ствляет независимую власть и имеет право защищать территорию от внешнего вторжения со стороны других государств.

2. Население. Его составляют люди, прожива­ющие на территории государства. Население государства может состоять из одного народа (нации) или быть многонациональным, как, например, в России. Государ­ство будет стабильным и станет развиваться поступатель­но, если отношения между нациями будут добрососедски­ми, а не конфликтными. Чтобы все нации в государстве жили в мире и согласии, оно должно относиться ко всем нациям одинаково, не ущемляя ни одну и не давая
преимуществ ни одной из них. Каждая же нация, по­мня о своих национальных интересах, не должна их выпячивать и стремиться решить свои национальные проблемы за счет других наций.

3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь большой массы людей.

Власть — это способность влиять на людей в нужном направлении, или, иначе, способность подчинять своей воле.Такие властные отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управля­ет. В отличие от первобытного общества, в государстве управление осуществляют специально этим занимающиеся люди: чиновники (бюрократы, управленцы, полити­ческая элита). Деятельность по управлению делами общества очень сложна. Достаточно сказать, что в процессе управления чиновникам приходится иметь дело со многими и

 
 

 


многими людьми, каждый из которых на пер­вый план выдвигает свои и только свои интересы. И все эти интересы нужно пытаться совместить. Вот почему, помимо выдающихся интеллектуальных качеств, управ­ленцам надо иметь широкие и глубокие знания об обще­стве.

Государственная власть осуществляется с помощью го­сударственных органов и учреждений. Все они объединя­ются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Правите­ли меняются, а государственные органы остаются (за ис­ключением случаев уничтожения государства в резуль­тате его захвата).

4. Право.Это система общеобязательных пра­вил поведения. В отличие от правил поведения, суще­ствовавших в первобытном обществе и обеспечиваемых силой общественного принуждения (например, покинув­шего поле боя соплеменники изгоняли из племени), пра­вовые нормы охраняются силой государства, т. е. спе­циальными государственными органами. Это первое их от­личие.

Второе же состоит в том, что если иные социальные нормы вырабатываются самим обществом (обычаи, тра­диции, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются государственными органами. Для этой цели в современных государствах образуются законода­тельные органы.

Так, согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование, т. е. он может решать, какую ему приобрести профессию и спе­циальность, где это лучше сделать, за чей счет (государ­ства ли, предприятия, на котором он предполагает рабо­тать, или родителей). Но он не вправе бросить учиться, не закончив даже 9 классов (основную школу), посколь­ку необразованные граждане создают проблемы не только для себя, но и для всего общества (не могут полноценно участвовать в общественном производстве, а следователь­но, получать доход и поэтому склонны к совершению преступлений). Таким образом, государство стремится направить поведение людей в определенное русло, чтобы

всем живущим на его территории было безопасно и ком­фортно.

5. Правоохранительные органы.Они состав­ляют особую систему, в которую входят суды, прокурату­ра, милиция, органы безопасности, уголовно-исполни­тельные учреждения, нотариат и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный (обяза­тельный) характер. Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью пра­воохранительных органов применяются меры принужде­ния (санкции), предусмотренные в нормах права. К приме­ру, граждане, не уплатившие установленные налоги со своих доходов, подвергаются штрафу, а если это носит неоднократный характер, то привлекаются к уголовной от­ветственности.

Помимо применения санкций, правоохранительные органы используются и для предупреждения негативных явлений в обществе. Так, если подросток замечен в упот­реблении наркотиков или совершении кражи, пусть даже и мелкой, то его поставят на учет в отделении милиции и будут осуществлять за ним контроль, одновременно подсказывая ему, как лучше построить свое поведение и что может быть в противном случае. Или если гражда­нин, выезжая из России, берет с собой предметы, запре­щенные для вывоза, то ему придется не только расстаться с ними, но и заплатить штраф.

6. Армия.Она необходима для защиты тер­риториальной целостности государства. Обычно погра­ничные споры и военные конфликты возникают между соседними государствами, но современное вооружение де­лает возможным нападение и захват территории стран, находящихся далеко от государства-агрессора. Вот почему вооруженные силы пока остаются необходимым призна­ком любого государства. Армия должна быть способной отразить любую аг­рессию, но ее содержание и поддержание боеготовности требует значительных материальных затрат. Замечено, что если расходы на армию непомерно велики для стра­ны, то жизнь ее граждан не отличается достатком (быв­ший СССР, Ливия, Северная Корея и др.).

7. Налоги.Это обязательные платежи с получаемых гражданами и организациями доходов. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая законы. Налоги необходимы для содержания го­сударственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. В нашей стране именно на налоговые средства финанси­руются образование, наука, культура, здравоохране­ние. За счет налоговых поступлений ликвидируются последствия чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.

Сбор налогов - довольно трудная задача для любого правительства. Дело в том, что многие граждане нахо­дят множество причин их не платить. Одни считают их очень большими, другие - несправедливыми, третьи уверены, что могут сами распорядиться этими деньгами лучше государства. Однако государство ежедневно долж­но решать массу задач (содержать школы, выплачивать пенсии и пособия, строить дороги, выплачивать зара­ботную плату учителям, врачам, водителям троллейбу­сов и т. п.). Вот почему полагаться на одну лишь со­знательность налогоплательщиков оно не может и либо взыскивает налоги принудительно (например, с заработ­ной платы), либо применяет жесткие санкции к непла­тельщикам.

8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе говоря, суверенитет — это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо.

Различают внутренний и внешний суверенитет. Внут­ренний суверенитет означает, что государственная власть может решать вопросы жизни страны исключи­тельно по своему усмотрению. Внешний суверенитет позволяет государству строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юри­дически подчиняться другим государствам.

 

Однако полный, или абсолютный, суверенитет госу­дарства имели на заре цивилизации. С развитием чело­вечества государственный суверенитет становится все более и более относительным, или ограниченным.

В кратком виде определение государства похоже на формулу:

Государство = власть + население + территория.

Развернутое определение выглядит следующим обра­зом.