Диагностический круг Г. Айзенка
Методика предназначена для определения доминирующего типа темперамента у детей дошкольного и школьного возраста.
Оборудование: бланк протокола (см. образец).
Методика исследования. Обследование проводится индивидуально в ходе наблюдения за поведением, реакциями ребенка в различных видах деятельности, общением со взрослыми и сверстниками, В каждой из четырех частей бланка протокола прямой чертой снизу подчеркиваются те характеристики дошкольника или школьника, которые наиболее ярко и часто у него проявляются. Осуществляя наблюдение, необходимо постоянно помнить о том, чтобы оно было незаметным для испытуемого. В противном случае можно получить неадекватные данные исследования.
Обработка результатов проводится на основании данных протокола. Сначала подсчитывается условный показатель «Т» по каждой части протокола (заглавными буквами в нем обозначены соответствующие типы темперамента). Показатель «Т» подсчитывается по формуле:
,
где А - количество подчеркнутых качеств в каждой из частей отдельно;
С - количество качеств в каждой части протокола (13).
После определения всех четырех показателей «Т», на основе сравнения их величин устанавливают доминирующий тип темперамента у ребенка. Самый высокий показатель «Т» будет свидетельствовать о преобладании этого типа темперамента. Например, если были получены такие показатели, как: Тх = 61,5%, Тс = 38,5%, Тф = 23,0%, а последний показатель Тм = 46,2%, то можно сделать вывод, что у этого испытуемого доминирующим является холерический тип темперамента.
Образец