ЯНОМ ВАН РЭЙКЕНБОРГОМ 11 страница

6. Оставим же пустые слова и весь бессмыслен-ный разговор и усвоим два понятия: сотворен-ное и Творец. Между ними нет посредника, нет третьего.

7. Различай же два этих понятия во всем, что постигаешь и о чем говоришь, и убедись в том, что они содержат внутри себя все. Не позво-ляй, чтобы тобой овладевали сомнения ни от-носительно вещей, находящихся вверху, ни от-носительно вещей, находящихся внизу; не со-мневайся ни в вещах божественных, ни в ве-щах изменчивых; ни в тех, что скрыты в мис-териях. Все сущее сводится к двум этим поня-тиям: Творец и то, что сотворено Им; и их невозможно разделить. Творец не может су-ществовать без творения. Каждый из них оп-ределен своим назначением и потому не мо-жет отделиться от другого, как не может отделиться от себя самого.

8. Поскольку Творец есть не кто иной, как тот,


кто творит, Он непременно должен быть ра-вен себе Самому, ибо процесс творения Самого Творца есть создание бытия. Сотворенное не может существовать, словно оно породило само себя. Творение обязательно создается кем-то иным; без Творца ничто не рождается и не может существовать. Если бы Творец и творение разделились, каждый из них утратил бы свою собственную природу, отделившись от другого. Значит, если мы признаём, что вся действительность выражается двумя поня-тиями – Творец и творение, – мы признаём и их единство, обусловленное взаимозависимо-стью. Первый есть Бог, Творец, другое – Его творение, каким бы оно ни было.

9. Не бойся, что проведенное мною различие мо-жет приуменьшить славу Бога или Его вели-чие. Он славен уже тем, что творит, порож-дая все вокруг, и все это есть, в некотором ро-де, Его тело. Не думай, будто Творец может своим повелением создать что-нибудь дурное или уродливое. Дурное и уродливое порою со-путствуют творению, как ржавчина на желе-зе или грязь на теле. Но отнюдь не кузнец де-лает железо ржавым, не родители повинны, что их ребенок запачкался, равно как и Бог не творит зла. Однако по причине превратно-стей вещей сотворенных, в них происходит


порча и проявляется зло. И потому, дабы очи-стить свои творения, Бог установил изменчи-вость.

10. Если живописец способен изобразить богов и небеса, землю, море, человека, животных и не-одушевленные предметы, то разве Бог не смог бы сотворить все это? Сколь же безумен и не-вежественен сомневающийся в способности Бога творить! Думающие так находятся в са-мом ужасающем заблуждении. Заявляя о своей набожности и благочестии, они в то же вре-мя отказываются признать Бога Творцом всех вещей. Тем самым они не только доказывают свое незнание Бога, но и совершают чудовищ-ное богохульство, упрекая Его в гордыне и бес-силии. Они считают, что Бог не сотворил все вещи либо потому, что не пожелал, либо буду-чи неспособным.

11 . У Бога есть только одно свойство – Благо, и это абсолютное Благо начисто лишено горды-ни или бессилия. Ведь это – Бог, Всемогущий Бог, Творец всего сущего. Всякое творение при-ходит к бытию через Бога – через Того, Кто есть полное Благо и Кто имеет силу творить все.

12. Если ты желаешь знать, как Бог творит и как рождаются творения, вот тебе прекрасное сравнение. Посмотри на крестьянина, бросаю-


щего семена в землю: здесь ячмень, там пше-ницу, в другом месте – еще какие-то зерна. Посмотри, как он сажает виноградную лозу, яблоню и иные деревья. Так и Бог сеет на небе-сах бессмертие, на земле – изменчивость, во Вселенском Откровении – движение и жизнь. Эти проявления Его деятельности немного-численны. Их немного, а потому их легко со-считать, ибо их всего четыре, помимо самого Бога и Его творений. Шесть этих проявлений составляют все, что существует.


XXIV ТРЕТЬЯ ПРИРОДА

Пятнадцатая книга Гермеса, представляющая собой пись-мо, написанное Гермесом Асклепию, начинается с упоми-нания о Тате. Тат – это упорный ученик на Пути, который пока еще не преодолел природное рождение и потому про-должает оставаться в природе смерти, постоянно подверга-ясь риску впасть в заблуждение или оказаться жертвой опасной и непредсказуемой игры противоположных сил. Тат полон забот и вопросов, и ему ежеминутно требуется получать ответы и узнавать о способах решения. Тат оли-цетворяет собой хорошо знакомый вам образ ищущего че-ловека, защищенного от опасностей диалектического мира светом Гнозиса. Истинно ищущий, чей образ жизни сосре-доточен на прохождении Пути, всегда находится под по-кровительством Гнозиса, которое является результатом действия гностических астральных сил.

Асклепий – друг Тата. Он – помощник и врачеватель, чьим символом являются две змеи, обвившихся вокруг жезла – могущественного символа Меркурия. Ученика, стойко придерживающегося нового образа жизни и не за-бывающего о Пути, сопровождает живая Душа. Их союз становится все более зримым, позитивным и крепким, пока между ними не возникает прочная связь, оказывающая


мощное воздействие на систему змеиного огня. Только жи-вая Душа, соединенная с Духом, способна по-настоящему помочь, исцелить и освободить вас; делая это, она явствен-но заявляет о своем присутствии в вас. Каждый, кто обла-дает жезлом Меркурия, обладает силой. Из всех сложно-стей на Пути он выйдет победителем. Те же, у кого этого жезла нет, – слабые смертные существа, бесцельно бреду-щие и спотыкающиеся во тьме диалектики. В первом стихе пятнадцатой книги мы читаем:

Поскольку в твое отсутствие мой сын Тат пожелал уз-нать о природе вещей, я решил не откладывать это на потом: он – мой сын, и он еще так молод, что совсем не-давно приблизился к познанию вещей; и потому я был вы-нужден дать ему более понятные объяснения, дабы по-том он легко смог уразуметь учение.

Здесь описывается ученик, в ком живая Душа еще не про-явилась. Так некогда и Пистис София, уже после ее песен покаяния, ждала и не получала ответа от своего освободи-теля. Но даже и в состоянии одиночества истинный ученик никогда не бывает брошенным на произвол судьбы, по-скольку Гермес, Трижды Величайший, постоянно наблю-дает за ним.

Гермес олицетворяет собой прототип освобожденного человечества, обитающего в другой жизненной сфере; он – высший представитель этого человечества. Он един с Гно-зисом, по сути, он является Гнозисом и находится в абсо-лютном единстве с Богом. Смысл послания Гермеса, пере-данного в пятнадцатой книге, заключается в следующем: даже если в ученике пока еще не слышен голос новой Ду-ши или она еще недостаточно пробудилась, при серьезном и стойком прохождении Пути такой ученик всегда получа-ет помощь Универсального Гнозиса, адресуемую не только


его душе, но и его личности. По стойкости и серьезности Тат не уступает Асклепию.

В пятнадцатой книге Гермеса, представляющей осо-бую важность, раскрывается природа вещей. Если вы хоти-те понять их природу, вам всегда следует помнить о том, что Душа и личность имеют значительные сущностные различия. Душе не остается иного, как устремляться к лич-ности, порожденной природой и имеющей природные уст-ремления. В свою очередь, личности тоже приходится уст-ремляться к Душе, принадлежащей к природе Жизни. Ос-новная задача гностической алхимии – главная проблема внутренних градусов – заключается в том, что Душа и лич-ность, прежде всего, должны испытать взаимное стремле-ние друг к другу; они должны встретиться, чтобы затем слиться друг с другом. Тогда начинается трансфигурация, приводящая к освобождению.

Этот пятиступенчатый процесс подразумевает непре-менное создание новой основы для взаимодействия двух видов природы, чуждых друг другу, неспособных к совме-стным действиям и не желающих сотрудничать. Личность вовсе не стремится смешиваться с природой Души. Такое новое место работы, особенно на ранних стадиях, является, по сути, третьей природой, и именно с ее помощью воз-можно достичь освобождающей жизни и завершить вели-кую миссию.

Каждый ученик нуждается в знаниях о третьей приро-де. С одной стороны, существует природа жизни, с дру-гой – природа смерти. В силе природы жизни кандидат на-чинает свой путь и порывает с природой смерти. Третья природа является промежуточной стадией; она не принад-лежит ни жизни, не смерти. С практической точки зрения эту природу можно обозначить как “путь”. Она создает в ученике совершенно иное психологическое состояние.


Мудрые рассуждения об этом и являются содержанием пятнадцатой книги.

Представьте: вы только что решили идти по Пути. Воз-можно, такое решение было принято вами недавно или, наоборот, давно. Путь этот не является геометрической прямой, автоматически соединяющей две конечные точ-ки – природу смерти и природу жизни. Однако он может соединить эти точки. Тогда вы сразу же создадите для себя третью природу. Путь не является готовой дорогой; вы должны создать его сами. Опять-таки третья природа – не какая-то географическая точка, куда вы можете перемес-титься. Вы сами должны привнести эту природу в свою жизнь и проложить путь. Если кто-то вам скажет: “Покажите мне путь, и тогда я решу, хочется ли мне по не-му идти”, вы не сможете ответить или, во всяком случае, не сможете дать определенный ответ. Ваш путь – это ваш путь, ваша третья природа, и вы не в состоянии взять кого-либо в собой в попутчики. Третья природа начинается с вас и проявляется тогда, когда вы проявитесь как настоя-щий ученик.

Однако существует одно состояние, возможное, жела-тельное и во многом – жизненно необходимое. Это – соз-дание коллективной третьей природы: ковчега, небесного корабля, или Живого Тела, природы, которую ученики строят вместе, проявляя полную самоотдачу, братскую лю-бовь и бесконфликтность. Чем надежнее будет построен этот ковчег, чем более он будет соответствовать необходи-мым требованиям, тем в большей степени третья природа сможет приспособиться к Живой Природе и тем быстрее и успешнее все вы пройдете Путь. И хотя каждый ученик проходит свой путь самостоятельно, создавая свою третью природу, практика показывает большую значимость совме-


стного прохождения, которое целиком соответствует боже-ственному закону.

Третья природа во многих отношениях является “одиноким путем” и “опасным путем”, поскольку эго не желает сдавать своих позиций, что приводит к различным нарушениям.

Вам известна библейская заповедь: Любите Бога пре-выше всего. Именно этот закон помогает вашей устремлен-ности к божественной цели раскрыть перед вами Путь. Но тот же закон требует: Возлюби ближнего своего, как само-го себя. Если ваше ученичество истинно и ваша третья природа находится в проявленном состоянии, вас наполня-ет не только любовь к Богу, но и любовь к Его творениям. Если вы продолжаете двигаться по восходящему Пути, лю-бовь, что внутри вас, побудит вас служить ближнему с са-мой искренней любовью.

В таком случае групповое единство не будет трудным. Образ жизни, основанный на универсальной любви, – это ключ к гностическому ученичеству. Такая любовь действи-тельно существует и начинаться она должна с бескон-фликтности. Если вы искренне хотите войти в состояние этой любви, третья природа раскроется перед вами и вы впервые ощутите себя частью группы, почувствуете себя на небесном корабле, представляющем собой коллектив-ную третью природу. Тогда и для отдельных учеников, и для группы в целом третья природа станет реальностью. Ее присутствие вы будете ощущать повсюду, особенно в те моменты, когда устремляете внимание к Богу, к Гнозису, или обращаетесь к Шамбале.

После этих объяснений мы можем сделать еще один шаг по пути мудрости и задать вопрос: чем же является “природа”? Является ли она полем откровения, имеющим зримые силы и ценности? Гермес говорит так:


Как я уже говорил, все сотворенное пришло к бытию из чего-то иного. Следовательно, ни одна вещь не может предшествовать всей совокупности вещей сотворенных, за исключением Творца, являющегося Единственным Несо-творенным. […] Правильно ли называть Его именем Бога? Или Творцом? Или Отцом? А может, Его надлежит на-зывать всеми тремя именами? Богом – по Его могущест-ву. Творцом – по Его деятельности. Отцом – по Его благо-сти.

Далее Гермес говорит: Оставим же пустые слова и весь бессмысленный разговор и усвоим два понятия: сотворен-ное и Творец. Между ними нет посредника, нет третьего.

Не будем забывать, что Гермес обращается к ученику на Пути, твердо осознающему свою третью природу и сосре-доточенномуо на единственной цели, каковой является Бог. Только в третьей природе ученик начинает по-настоящему ощущать, чтó такое сила, деятельность и доб-рота Бога. Здесь речь не идет о сотворении зла, поскольку зло порождено не Богом, а страстями. В пятнадцатой книге Гермес подробно это объясняет, и мы еще вернемся к его объяснениям.

Теперь поразмышляем о том, что происходит, когда вы, будучи рожденными в природе и принадлежащими природе смерти, решаете сделать своей целью достижение Шамбалы – изначального жизненного поля. Вы принимае-те решение не только на ментальном и эмоциональном уровне, но и должны подтвердить его своей новой жизнен-ной позицией. Сделав это, вы призовете вездесущую силу Бога, в результате чего в вашем астральном поле начнется определенная деятельность. Ее результаты передадутся из астрального поля в эфирное, а оттуда – в физическое тело. Таким образом, внутри и вокруг вас начнется процесс тво-


рения. Он будет целиком подчиняться законам любви, доб-ра и мудрости, присущим Богу. Эта божественная троица становится реальностью, непосредственной и зримой. По-средством творения и в том, что сотворено, невидимое де-лается видимым, полностью соответствуя состоянию бы-тия, присущему сотворенному.

Вот почему проявление третьей природы всегда пере-менчиво. Когда ученик успешно продвигается по Пути, а Асклепий и Тат вновь объединяются под сенью герметиче-ской мудрости, третья природа проявляется по-иному. Ведь Творец всегда сопровождает свое творение, пока оно не достигнет доброго конца.


XXV

ОБЪЕДИНЕНИЕ ТАТА, АСКЛЕПИЯ И ГЕРМЕСА

В предыдущей главе мы дали вам некоторые философские понятия, касающиеся третьей природы.

Природа смерти знакома вам по опыту; природу жизни вы хотя и знаете, но очень слабо, хотя наша литература и контакт с Духовной Школой, а также, надеемся, свет Гно-зиса помогли вам приобрести некоторое понимание ее. Между упомянутыми двумя видами природы, полностью отделенными друг от друга, находится третья природа, ко-торую кандидат создает сам посредством прохождения Пу-ти и новой жизненной позиции. Эта природа имеет также и коллективный характер, и тогда ее называют ковчегом или небесным кораблем. Коллективно третья природа служит всему человечеству, и ее целью является объединение Та-та, Асклепия и Гермеса.

Ваш собственный опыт подсказывает вам, что все со-творенное, вплоть до мельчайших частиц, создано и прояв-лено Творцом.

Без Творца ничто не рождается и не может существо-вать. Если бы Творец и творение разделились, каждый из них утратил бы свою собственную природу, отделившись от другого.


Здесь Гермес говорит о том, что не существует такого поня-тия, как произвол судьбы. Когда Творец порождает творе-ние, оно свободно. Оно получает возможность достижения цели, свободы, данной ей величайшей во всем Вселенском Откровении силой – самим Богом. Творение также обладает силой разорвать связь с Творцом, отделиться от Него.

Розенкрейцеры прошлого говорили: Ex Deo nascimur От Бога мы родились. Ваш микрокосмос рождается от Бо-га в виде монады. Ядро рожденного от Бога микрокосмо-са – это Душа. Даже ваша личность, какой бы мирской и испорченной она ни была, появилась в результате получен-ной от Бога возможности – исполнить свою роль в теле вы-нужденного порядка. Как видим, и в глубочайшей точке Падения действует единый закон, закон зарождения. По своей сокровенной сути вы были и всегда останетесь рож-денными от Бога. Ваше существование может быть, словно тюремными стенами, сдавлено вырождением, но все равно слова От Бога мы родились остаются фактом.

Сколько славы в этих словах! Ведь каждый ученик мо-жет встать на Путь в абсолютной уверенности, подкреп-ляемой словами Евангелия: “Всем, кто принимает Его, Он дарует силу вновь стать чадами Божьими.”* Слово “вновь”, звучащее в начальных стихах Евангелия от Иоан-на, подчеркивает, что человек освобождается из тюрьмы, которая в действительности означает состояние оторванно-сти от Бога. Если вы, строго придерживаясь нового образа жизни, движетесь к своим чистым истокам, то ваша связь с Богом восстанавливается в считанные доли секунды. И здесь мы вновь вспоминаем слова Гермеса о том, каким именем называть Творца: Богом – по Его могуществу. Творцом – по Его деятельности. Отцом – по Его благо-сти.

*Фраза автора не является точной цитатой из Евангелия от Иоанна, – прим. перев.


К вам приходит сила – сила до конца исполнить ваше предназначение. Благодаря ее действию в вас начинается процесс, ведущий к обретению Единственного Блага. Дей-ствие природы смерти с ее различными проявлениями зла и противоборствующие силы, населяющие вашу жизнен-ную систему, рожденную от Бога, не идут ни в какое срав-нение с тройным свойством, присущим Богу. Далее вам необходимо отстраниться от тройного зла, что внутри вас. Вы можете сделать это, войдя в состояние, которое розен-крейцеры прошлого определяли так: In Jesu morimur уми-рание в Господе Иисусе. Это и есть эндура. Целью этого процесса является освобождение от влияния крови, кармы и от природы смерти. Вы легко сможете победить сами се-бя, поскольку вы неизмеримо сильны. Не думай, будто Творец может своим повелением создать что-нибудь дур-ное или уродливое.

“Как возникло зло, подстраивающее нам бесконечные ло-вушки и полностью сбивающее нас с пути?” Такой вопрос задают многие. Вот ответ Гермеса:

Дурное и уродливое порою сопутствуют творению, как ржавчина на железе или грязь на теле. […] Однако по причине превратностей вещей сотворенных, в них проис-ходит порча и проявляется зло. И потому, дабы очистить свои творения, Бог установил изменчивость.

Как нам следует понимать смысл этих фраз? Слова “нечистота” и “страсть” (вожделение) относятся к эмоцио-нальным состояниям, напрямую связанным с сердцем и в особенности – с вилочковой железой. Вилочковая железа, сердце и грудина образуют триединство. Вилочковая желе-за является чрезвычайно важным эндокринным органом. Среди вырабатываемых ею гормонов есть и половой гор-


мон. Современный человек обладает двумя органами вос-произведения: один из них расположен в голове, другой – в крестцовом святилище. Главными органами, находящи-мися в голове, являются щитовидная и шишковидная желе-зы, а также гортань. В области крестца главную роль игра-ют половые железы и органы размножения. Обе эти крест-цовые системы действуют сообща, и каждая из них имеет свою эндокринную систему, однако они управляются гор-моном вилочковой железы.

Центром эмоциональной системы тела является серд-це. Через грудину, служащую своеобразным радаром, вы получаете образы мыслей, действий и чувств других лю-дей. Всё, что исходит от людей и предметов, накапливает-ся в сердце и “обрабатывается” им. В результате вилочко-вая железа начинает вырабатывать гормоны, природа и свойство которых определяют последующую реакцию двух органов воспроизведения – в голове и в крестцовом святилище. Реакцией является страсть – побуждение к про-явлению, посылаемое двумя системами органов и застав-ляющее вас предпринимать то или иное действие, которое может начаться в голове, в нижних органах воспроизведе-ния или сразу в обоих святилищах.

Это всегда способствует появлению напряженности в нервном эфире и расходу жизненной энергии, поскольку кровь и нервный эфир должны поддерживать гормональ-ную деятельность и ее результаты. А так как кровь и нерв-ный эфир диалектического человека соответствуют его гормональной деятельности, ее результаты передаются ко всем органам тела, включая и троичную систему сердца. Круг замыкается.

Поэтому, если грудина настроена на определенные впечатления или эмоции, они будут быстро поглощены и “обработаны”, после чего вилочковая железа выработает соответствующие гормоны, побуждая голову и сердце к


обязательной ответной реакции. Будучи человеком диалек-тической природы, вы оказываетесь пойманным не в одну, а сразу в несколько ловушек. Вы настроены на большое число различных воздействий, и в тот момент, когда скла-дываются атмосферные условия, к которым вы восприим-чивы, или когда кто-то произносит какое-то слово или со-вершает (либо не совершает) какое-то действие, или ведет себя определенным образом, все перечисленные факторы становятся своеобразным спусковым крючком для вашей эмоциональной системы. Вырабатываются гормоны, и вы реагируете ментальным (а значит, и астральным) образом, отвечая резким, язвительным словом или же злобным по-ступком, либо в вас накапливается напряжение, которое затем обязательно разрядится. И, помимо причинения вре-да другим людям, вы все сильнее и сильнее загрязняете свое существо, равно как и все свое жизненное поле.

Именно так проникает в нас природа зла и смерти. Творческие страсти, действия, зарождающиеся в святили-ще головы в ответ на гормональное возбуждение, могут быть несравненно более аморальными, разрушительными, смертельно опасными и дьявольскими, чем самый непри-стойный поступок, явившийся результатом воздействия гормонов на крестцовое святилище. Поэтому не будьте по-глупому наивными, считая голову высшим созидательным органом. Голова – самый низший и коварный орган, какой только можно себе вообразить!

Однажды мы попросили всех учеников в течение меся-ца проявлять бесконфликтность. Зачем? Затем, чтобы вся группа и каждый ученик смогли положить конец самому ужасному и отвратительному виду безнравственности, су-ществующему в природе смерти, – распущенности святи-лища головы, вызываемой и поддерживаемой за счет стра-стей. Если вы и дальше будете жить как животные, вы ни-когда не сможете внести в мир никаких фундаментальных


перемен. Вы так и останетесь животными. Но если вы оск-верните царственный храм – святилище головы – высшие покои башни Олимпа, где должна праздноваться Алхими-ческая Свадьба Христиана Розенкрейца, если вы преврати-те святилище головы в дьявольский притон, где вы истор-гаете свое богохульство, где звучат ваши критические сло-ва и замышляются ваши поступки, исполненные враждеб-ности и осуждения, где ваши антипатии и напряженные состояния, словно вспышки молнии, ударяют во всех на-правлениях, вы взвалите себе на плечи чудовищную вину, поскольку вы убиваете своих ближних и эти виды убийст-ва более опасны, нежели убийство на сексуальной почве.

А потому не обвиняйте Господа всей Жизни в сущест-вовании страстей. Вырвитесь из смирительной рубашки страстей и их последствий и сразитесь с противником, ко-торого сами же создали, оружием бесконфликтности. Сде-лайте это всесторонне и настолько тщательно, чтобы впер-вые в жизни ваша троичная система сердца оказалась пол-ностью настроенной на божественные проявления.

В следующей главе мы попытаемся объяснить, чтó Гермес понимает под этим.


XXVI

ШЕСТЬ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОГА

У Бога есть только одно свойство – Благо, и это абсо-лютное Благо начисто лишено гордыни или бессилия. Ведь это – Бог, Всемогущий Бог, Творец всего сущего. Всякое творение приходит к бытию через Бога – через Того, Кто есть полное Благо и Кто имеет силу творить все. Если ты желаешь знать, как Бог творит и как рождаются творения, вот тебе прекрасное сравнение. Посмотри на крестьянина, бросающего семена в землю: здесь ячмень, там пшеницу, в другом месте – еще какие-то зерна. По-смотри, как он сажает виноградную лозу, яблоню и иные деревья. Так и Бог сеет на небесах бессмертие, на земле – изменчивость, во Вселенском Откровении – движение и жизнь. Эти проявления Его деятельности немногочислен-ны. Их немного, а потому их легко сосчитать, ибо их всего четыре, помимо самого Бога и Его творений. Шесть этих проявлений составляют все, что существует.

Божественное свойство, называемое также божественным желанием, может быть только одно: Благо. Оно – полнота божественных излучений, посредством которых Бог прояв-ляется во Вселенском Откровении, в безграничном океане изначальной астральной субстанции. Этот океан полон ве-


личественной деятельности. Попытайтесь на мгновение представить силу Бога, проявленную в космическом аст-ральном поле. Там есть все, что необходимо для любого проявления на уровне атомов. Чистота этого поля поддер-живается за счет нейтрального излучения, имеющего очень высокую частоту вибраций. Никакие страсти диалектиче-ской природы и их последствия не в состоянии проникнуть в это поле.

Именно здесь действуют Божественная сила и Божест-венная идея. В определенной части изначальной астраль-ной субстанции Господь всей Жизни проявляет свой замы-сел относительно мира и человечества. Идея эта может быть только доброй и благой; ведь она является Благом. Таким образом, Дух Божий способствует проявлению Единственного Блага как в космическом, так и в планетар-ном астральном пространстве.

В нашем планетарном пространстве основным предме-том заботы Духа Божьего является природнорожденное человечество и его роль в планетарном проявлении. Более того, Дух Божий – самая могущественная сила, действую-щая в жизненном поле человечества. Поэтому, несмотря на бесчисленные жизненные трудности, человеку очень легко установить связь с этой великой Божественной силой. Единственное Благо чрезвычайно близко к вам. Вам лишь необходимо посредством новой жизненной позиции при-вести в действие соответствующий закон в вашем внутрен-нем существе. Результаты исполнения этого закона станут очевидными во всех аспектах вашей жизни, проявляясь весьма непосредственно. Однако вам не следует думать, будто с того момента, как в вас начнет действовать Един-ственное Благо, в вашей жизни останутся лишь радость, счастье и покой. Если вы, будучи природнорожденным че-ловеком, испытываете лишь радость, счастье и покой, зна-чит, Единственное Благо определенно еще не прикосну-


лось к вам. Вы наверняка помните высказывание: “Любовь ранит”. Разве внутри вас мало такого, что надлежит вы-жечь огнем Божественной любви? Поэтому ученику необ-ходимо всегда быть готовым встретить ее обжигающий и очищающий огонь.

Теперь обратимся к тому, каким образом Бог творит и как появляются Его творения. Бог сеет на небесах бес-смертие, на земле – изменчивость, во Вселенском Откро-вении – движение и жизнь. Эти слова раскрывают всю суть Гнозиса. Истинная, Святая Земля создана Божьей си-лой таким образом, что она проявляет два аспекта: рожде-ние и бессмертие. Истинное возрождение, в котором душа должна занимать главное место, характеризуется постоян-ным изменением. Это и есть чистая изначальная диалекти-ка. Изменение означает, что с момента рождения следует непрерывный рост, истинная эволюция и непрекращаю-щееся бессмертие. И тогда совершается переход от силы к силе и от славы к славе. В природе смерти истинное рож-дение наталкивается на сопротивление, ему препятствуют страсти и их последствия. Вот почему рождение в природе всегда сопровождается болезнями и смертью, несущей с собой разложение и разрушение. Пятнадцатая книга Гер-меса ставит перед всеми нами грандиозную задачу: перей-ти от природного к божественному рождению посредством самоотдачи и новой жизненной позиции.

Эти проявления Его деятельности немногочисленны. Их немного, а потому их легко сосчитать: Бог и рожден-ные Богом. Если мы осуществим задачу, поставленную Гермесом, на Земле по-прежнему останется изменчивость, но смерть уже не будет устрашающей. Ее разрушительный аспект исчезнет, поскольку каждое изменение будет проис-ходить на основе бессмертия.

Эту главу нам хочется завершить высказыванием ро-зенкрейцеров прошлого: Быть рожденными от Бога


значит: быть пробужденными к новой жизни. Умереть в Иисусе значит: стереть всю прежнюю природнорож-денную жизнь и вступить в третью природу, на путь но-вого рождения. В результате этого наступает возрожде-ние в Святом Духе: возрождение в состоянии абсолютно-го бессмертия.


XXVII

КНИГА ШЕСТНАДЦАТАЯ

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ – К АММОНУ: О ДУШЕ

1. Гермес: Душа есть сущность бесплотная, и
даже когда она пребывает в теле, она не те-
ряет полностью своего образа бытия. По при-
роде своей, она находится в непрестанном
движении. Ее движение есть собственное дви-
жение мысли. Она не есть движима ни вчем-
то, ни в связис чем-то, ни длячего-то, ибо,

прежде чем силы начнут действовать, она уже существует, а первичное не нуждается в последующем.

2. Выражение “в чем-то” относится к месту,
времени, природному росту; “в связи с чем-
то” – к гармонии, форме; “для чего-то” – к
телу.


3. Для тела существуют пространство, время и природный рост. Все эти понятия изначально взаимосвязаны между собой, поскольку тело действительно нуждается в месте (ведь тело не может появиться на свет без места и про-странства); к тому же тело подвержено при-родному изменению (подобное изменение невоз-можно без времени и природного движения); наконец, никакое тело не может сформиро-ваться без гармонии.

4. Поэтому для тела существуют пространство и место. Поскольку изменения тела происхо-дят в пространстве, оно предохраняет изме-няющиеся тела от исчезновения. Посредством изменений тело переходит из одного состоя-ния в другое. Когда же тело оставляет свое прежнее состояние и переходит в другие, то все равно остается сложным телом. А по-скольку тело переходит в другое тело, оно об-ретает и другое состояние. Тело остается телом; меняются лишь его состояния. Посему тело изменяется только относительно своих состояний.