ЯНОМ ВАН РЭЙКЕНБОРГОМ 2 страница

Семь мозговых желудочков можно уподобить зерка-лам, посредством которых все силы, сходящиеся воедино в бодрствующем сознании, отражаются в сердце. Поэтому когда мы говорим о состоянии души, формирующемся в святилище сердца, необходимо иметь в виду, что ваше не-посредственное, бодрствующее сознание играет здесь ис-ключительно важную роль. Иными словами, всё зависит от вас. У себя в сердце вы сталкиваетесь со всеми видами воз-действий, излучений, со всеми импульсами и их всевоз-можными проявлениями внутри вас. Они подобны множе-ству голосов, звучащих в вас. Если вы серьезный ученик молодого Гнозиса, тогда, помимо этих голосов, ваше серд-це испытывает фундаментальное прикосновение, слышит голос центрального сердца – голос Розы.

Таким образом, находясь в обычном состоянии бодрст-вующего сознания, вы ежесекундно сталкиваетесь у себя в сердце со всевозможными воздействиями, приходящими к вам со всех сторон. Одновременно в вас звучит и голос Ро-


зы, обладающий определяющим, формообразующим свой-ством. Вы можете оценивать все, что приходит к вам, в свете воздействия Розы. Это воздействие становится свое-образным законодателем внутри вас, а потому его иногда называют голосом совести.

Итак, сердце – это мастерская, в которой вы, будучи созна-тельным существом, можете ощущать очень важное воз-действие и выполнять не менее важную работу. И выпол-нить ее вам необходимо прежде, чем все воздействия, силы и лучи света в вас сольются в единое и неподвластное раз-рушению состояние души. Едва только оно родится, у вас не будет иного выбора, как подчиниться ему.

Приходилось ли вам слышать о конфликте сердца, о борении сердца? О сердечных печалях и радостях? Об ожесточении сердца? В сердце должно произойти и наибо-лее важное из сражений – сражение за истинное учениче-ство. Известно ли вам, что алхимическая субстанция, да-рующая подлинное освобождение, субстанция, необходи-мая для совершения Алхимической Свадьбы Христиана Розенкрейца, должна быть приготовлена в сердце?

На протяжении всей истории человечества ни одна ду-ховная гностическая Школа не позволяла, чтобы ее сбили с истинного пути, подменив его, например, обычной соци-альной позицией. Истинное благородство – это всегда бла-городство сердца. Вот почему в Библии сказано, что Бог, Дух, всегда заглядывает в сердце. Поэтому бесполезны сладкозвучные речи и внешнее благочестие, способное имитировать даже нашего дорогого Господа – Дух загля-дывает в сердце. Это означает, что единственным решаю-щим фактором является состояние души, поднимающееся из сердца и охватывающее все существо человека. Мы го-ворим об этом с такой силой, потому что борение сердца


многим, по сути, еще не знакомо. Подобные люди по-прежнему думают о сердце как об органе чувств.

Вы говорите: “Я чувствую это или то”. Однако к мо-менту произнесения вами этих слов уже слишком поздно, поскольку то, что вы ощущаете, является состоянием ду-ши. Вы лишь осознаёте сердце как некий автоматически работающий орган и принимаете исходящее из него со-стояние души. Вы и не можете поступить по-иному, не так ли? А когда вы ощущаете результаты состояния вашей ду-ши и вступаете с ними в конфликт, как то часто происхо-дит, вы сражаетесь против состояния собственной души, что приносит вам немало бед и страданий.

Однако эта битва безнадежна. Вам никогда не одер-жать победу. Вы думаете обо всем этом (но ваши мысли рождаются в святилище головы, а не в сердце): “Что мне следует сделать? Чего мне не следует больше делать? Как я должен действовать, чтобы победить?” Вы ведете это сражение у себя в голове до тех пор, пока не устанете до смерти. Но вы опоздали, причем уже с самого начала. Вам необходимо переместить этот конфликт в мастерскую сердца, где ежесекундно формируется состояние души. Ес-ли вы это сделаете и добьетесь успеха, то перестанете ощу-щать беспомощность перед лицом фактов и надвигающих-ся событий. Вы в состоянии сами определять свою судьбу, поскольку все, происходящее в вашей жизни, совершается и управляется посредством состояния вашей души. И если вы преуспеете в изменении состояния души, то тем самым возьмете судьбу в свои руки и сможете определять ход со-бытий в вашей жизни. Вы таким образом сумеете изменить свою судьбу.

Это и есть рождение Души. Рождение Души, истинное ее возрождение не имеет ничего общего с туманными фра-зами вроде: “Я чувствую это или то”. Подобные смутные чувства, которые каждый из нас время от времени испыты-


вает, есть не что иное, как сформировавшееся состояние души. Повторим еще раз: вам необходимо вступить в бит-ву в святилище сердца; вы должны изгнать все силы и все виды напряжения, препятствующие вам на Пути, и позво-лить конструктивным, помогающим силам занять их ме-сто. Тогда вы сами сможете сформировать свое состояние души и совершить возрождение Души.

Состояние сердца, поддерживающее в вас жизнь, – это состояние вашей души. Поэтому состояние души не явля-ется некой статичной величиной, которую вам необходимо просто принять. Нет, вы можете менять состояние своей души, причем менять фундаментально. Поэтому, когда мы слышим от кого-либо: “Да, я таков. Ничего не поделаешь, это моя природа”, нам понятно, на какой стадии развития находится говорящий. Ведь если вы действительно являе-тесь серьезным учеником Гнозиса, вы будете меняться ежедневно. Ваш тип, ваш характер не останутся прежними.

Когда вы рождаетесь на свет, наступает время и начи-нает проявляться определенный душевный процесс, стано-вится видимой особая природа души. С годами вы это об-наруживаете. Но вам не обязательно довольствоваться по-добным состоянием. Вы можете фундаментально его изме-нить посредством самоотдачи. Это означает, что вы вместе со всей своей личностью, сознанием и силами светильника в святилище головы должны переместиться в святилище сердца.

Состояние души может изменяться в различных на-правлениях. Вы можете сделать его еще более порочным и разрушительным. Вы можете чисто автоматически принять его таким, какое есть. Но вы же можете сознательно подго-товить его к принятию Духа.

Большинство людей попросту принимают состояние своей души таким, какое оно есть. В подобных случаях по мере взросления человека в нем быстро формируются при-


рода, характер, тип, подчиняющие себе все процессы обме-на веществ в организме. В определенный момент такой че-ловек достигает состояния кристаллизации и становится неспособным на какие-либо перемены.

Возможно, подобным людям Гнозис по-прежнему не-обходим как средство утешения в жизни. Есть люди, при-держивающиеся такой точки зрения и говорящие: “Гнозис помогает мне идти по жизни”. Но помогать “идти по жиз-ни” – отнюдь не цель Гнозиса. Он хочет освободить вас из жалкого состояния, в котором вы находитесь! Именно по-этому вам необходимо спуститься в святилище сердца и там вступить в битву со своим состоянием души.

Есть и другие люди, которых не удовлетворяет жиз-ненное состояние “человека из толпы”. Они стремятся к власти, славе и почестям, иными словами – к самовозвели-чиванию. В природе смерти достичь всего этого можно, лишь целиком сосредоточив силы на самоутверждении, буквально идя “по трупам других” или прибегая ко лжи и грязным трюкам. Непременным результатом подобных усилий всегда будет падение состояния души намного ни-же среднего уровня. От людей, имеющих упомянутые уст-ремления, часто можно услышать: “Прежде я всегда при-слушивался к доводам этического характера, но всегда страдал из-за них, а потому теперь я ожесточил свое серд-це”. Возможно, вам знакомы такие люди.

Поэтому те, кто не хотят пассивно принимать состоя-ние своей души или закрывать и ожесточать свое сердце, а начинают борение сердца, могут изменить и обновить со-стояние своей души, и с нею – все направление своей жиз-ни. Они получат другое состояние души, в котором жизнь Розы сумеет полностью расцвести. И тогда Дух, сам Бог сможет войти в святилище головы. О таких людях однаж-ды можно будет сказать, повторяя слова Гермеса: Дух, о Тат, принадлежит к самой сущности Бога.


III ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ДУШИ

Когда ученик входит в “мастерскую сердца”, сознательно стремясь перевести состояние души на более высокий уро-вень и начиная для этого борения души, ему необходимо помнить, что такая трансформация души, или возрождение Души, возможна как в структурном, так и в фундаменталь-ном плане. Необходимо понимать, в каком направлении должно пойти развитие и какую силу оно породит.

Цель трансформации состоит в том, чтобы возродить природу всего микрокосмоса, перенастроить на ее истин-ное, изначальное предназначение – объединение с Богом, с Духом. Рассмотрим сначала то, какие силы доступны или станут доступны кандидату в начале его работы.

Первая из этих сил – разум, рациональное учение, ра-циональное послание о спасении. Конечно, вам необходи-мо обладать определенными средствами восприятия того, что скажет разум. Если же вы ими не обладаете, тогда к вам относятся известные слова: Слушают, но не слышат. Способность понять рациональное учение, учение Гнозиса, появляется только тогда, когда человек обладает достаточ-ным опытом восприятия иррационального, опытом, приоб-ретенным через боль и страдания, ценою многих слез, ко-гда горькая чаша испита до дна. Только тогда разум смо-жет обратиться к вам и только тогда можно будет решить, является ли ваше стремление к освобождению достаточ-


ным для того, чтобы принять слова разума и последовать им.

Позитивный разум всегда требует определенной дея-тельности, действия, образа жизни. Многие люди не пони-мают этого и лишь интеллектуально поглощают слова ра-зума, считая, что для постижения разума достаточно ин-теллектуального восприятия. Какая ошибка! Восприятие разума предполагает также и принятие определенного об-раза жизни, который может оказаться в полном противоре-чии с существующим состоянием души. Поэтому ученик, который рационально воспринимает полученное послание, должен незамедлительно начать борьбу против любого ас-пекта состояния души, противоречащего рациональному посланию. Будущее покажет, действительно ли получен-ное рациональное послание проявилось в ученике в на-глядном и освобождающем смысле. Если подобного не произойдет, то либо послание было ошибочным, либо дан-ный человек еще не переместил место работы в свое серд-це. Вот почему мы говорим о разумно-нравственном при-нятии гностического послания о спасении. Разум обраща-ется к интеллекту, тогда как нравственное принятие каса-ется принятия образа жизни, соответствующего посланию разума.

Ученику необходимо переместиться в “мастерскую сердца”, чтобы на практике проверить рациональное по-слание. Те, кто не делает попыток применить гностическое учение в реальных условиях, восприняли рациональное послание лишь теоретически. Тогда их вновь захлестнут бурные воды страданий, пока не будет предпринято на-стоящих, серьезных усилий, поскольку получение рацио-нального послания и понимание его – не одно и то же. По-следнее означает применение этого послания в своей жиз-ни. Чтобы человек усвоил подобные уроки, ему обычно


бывает необходимо сделать несколько глотков из горькой чаши страданий.

Обычно люди сопротивляются страданиям, и мир де-лает все возможное для устранения или облегчения страда-ний. Однако для большинства людей страдание является единственным способом заставить природнорожденное сознание, управляемое и определяемое порочным или не-доразвитым состоянием души, осознать, что что-то проис-ходит не так. Ведь состояние души довлеет над всей лич-ностью и управляет ею; оно управляет всем существом че-ловека.

Каждый, кто постиг этот горестный опыт (в природе смерти это выпадает на долю всех без исключения), рано или поздно начинает поиски выхода. Как только в жизни человека появилось стремление к поиску, он вынужден по-вести в своем сердце борьбу с состоянием души. И едва он начнет эту борьбу, к нему обратятся все голоса. Он познает реакцию всех сил и излучений, которые до сих пор играли определенную роль в святилище сердца и находились на том же уровне, что и состояние души. Поначалу все эти голоса будут настоятельно уговаривать кандидата проде-лать различные социальные, политические, этические или природно-религиозные эксперименты, которыми полон мир и которые заставят кандидата осознать крайнюю бес-смысленность всех усилий на диалектическом уровне.

Затем, по прошествии десяти лет, тысячи лет или даже звездного года, человек станет достаточно зрелым для то-го, чтобы его жизнь приняла иное направление. В этот мо-мент к нему обратится гностический разум и укажет един-ственное направление, способное привести к разрешению всех проблем, – направление состояния души, состояния сердца. И именно в сердце, образно говоря, должно пере-меститься природнорожденное сознание. Только тогда со-стояние души и ее развитие перестанут быть автоматиче-


ским процессом. Кандидат должен будет атаковать состоя-ние своей души своим же эго-сознанием.

Будучи природнорожденным существом, вы обладаете мо-гущественным эго, не так ли? Вы эгоцентричны, не правда ли? И точно знаете, чего хотите? Вы наделены достаточ-ным самосознанием, и если вы принадлежите к Духовной Школе, то непременно имеете очень сильную личность. Так используйте ваше “Я”, ваше эго, чтобы атаковать со-стояние души! Ведь вы способны так поступать по отно-шению к обычным житейским ситуациям, правда? Почему же тогда не сделать то же самое применительно к вашему ученичеству и, образно говоря, нанести удар эго-сознанием по состоянию своей души? Начните эту знаме-нательную борьбу немедленно, сегодня, и с этого момента вы начнете ощущать ее результаты, а вся ваша жизнь изме-нится. Мы не говорим, что она станет спокойнее и гармо-ничнее. Но она станет совершенно иной. В чем именно? Изменится природа ваших бед, страданий и тягот. У ваших губ окажется совершенно иная чаша страданий. А затем бессмысленные и нелепые страдания в монотонном тече-нии жизни вовсе прекратятся. Останется страдание иного рода, вызванное самим эго-сознанием и появившееся в ре-зультате нападения на сердце.

Итак, нас интересуют не нападки на других (сколь час-то вы добивались здесь удивительных результатов), а напа-дение на собственную личность. Это нападение несет в се-бе немало горечи, которая тем не менее является в высшей степени назидающей и очищающей. Ваши новые страда-ния могут оказаться намного сильнее и болезненнее преж-них, но они, как мы уже сказали, очищают вас. Очищение приводит ученика на путь освобождения, вовлекает его в процесс освобождения.


Боль, вызванная огнем очищения, иногда может быть настолько нестерпимой, что начинающий ученик нередко возвращается к прежнему состоянию бытия, только бы из-бежать нарастающего сопротивления. Когда же, вооружив-шись светильником своего сознания, он начинает атако-вать светильник сердца, возникают многочисленные кон-фликты, поскольку в сердце стекаются все силы, излуче-ния и воздействия, вместе образующие состояние души. Каждый, кто с помощью своего эго нападает на состояние души, являющееся причиной стольких бед, столкнется у себя в сердце с силами и воздействиями, которые сам же высвободил и которые заняли его дыхательное поле.

За годы жизни вы накопили в своем дыхательном поле огромное количество отвратительных нечистот! Там воль-готно живется многочисленным мыслеформам и фантомам желаний. И если теперь вы начнете осуществлять контроль над своим сердцем и состоянием души, вам придется столкнуться со всеми этими кармическими силами и сила-ми подсознания, равно как и с силами природных эонов. Поэтому каждый, кто таким образом подступает к сердцу, своими руками порождает бурю. Задумайтесь над еван-гельскими сказаниями, повествующими об этом, например, над стихами с двадцать четвертого по двадцать седьмой восьмой главы Евангелия от Матфея и стихами с сорок восьмого по пятьдесят первый из шестой главы Евангелия от Марка. Там говорится о том, что буря яростно бушевала до тех пор, пока Иисус не ступил на лодку или пока Он не пробудился ото сна и не утихомирил стихию. Иными сло-вами, буря продолжается до тех пор, пока в результате стойкой и упорной борьбы кандидата не откроется “горчичное зерно Иисуса” – центральное сердце микрокос-моса, пока Роза не начнет излучать свою силу и свет, при-нося душе определенный покой. С этого момента состоя-ние души начнет претерпевать трансформацию, трансфор-


мацию Души, затрагивающую все существо человека, ко-торое так долго жило по законам старого миропорядка. Эта трансформация затронет все прежнее эго.

Повторим еще раз: атакуйте состояние своей души с помо-щью своего природнорожденного эго. Поначалу вы испы-таете немало трудностей, будоражащих состояний, а воз-можно, и чудовищных напряжений. Но результатом пере-несенных вами испытаний будет раскрытие Розы, распро-странение ее аромата и излучаемого ею света. В силе излу-чений Розы ваша жизнь обязательно изменится.

На начальной стадии этого процесса мы говорим о воз-рождении Души или трансформации состояния души. За-тем свет, исходящий от “светильника, стоящего посреди-не” – семисвечника сердца – полностью трансформирует-ся. Родится новое состояние Души, посредством которого сущность светильника сознания в святилище головы со-вершенно изменится.

Как только состояние души изменится, она поведет человека в новом, указанном направлении. Если вы, ис-пользуя силу своего “Я” и через самоотдачу вашего эго, сумеете изменить состояние сердца, тогда святилище голо-вы, обычное сознание будет вынуждено продемонстриро-вать изменившуюся жизненную позицию. Вспомните о том, что мы часто вам говорили*, о том, как в святилище сердце изменяется кровь, как малый круг кровообращения переносит изменившуюся кровь к органам в святилище головы. Таким образом, изменение состояния души приво-дит к изменению всего вашего состояния жизни.

*В английском тексте, с которого делался перевод, дается ссылка на английское издание книги Грядущий новый Человек, – прим. перев.


Мы можем вполне определенно утверждать следующее: если в вас еще не проявилось новое состояние, значит, вы пока не начали борьбу своего эго, направленную на его са-моотдачу. В таком случае вы восприняли рациональное послание, заключающее в себе практические указания для вашего ученичества, на чисто интеллектуальной основе, не сделав ничего в практическом плане. Следовательно, в вас еще не проявилось и стремление к освобождающей жизни, и вам необходимо получать от окружающего мира удары и раны до тех пор, пока вы не примете необходимого реше-ния совершить самоотдачу личности внутреннему процес-су, который приведет к полной трансформации вашего су-щества.

Почему есть ученики, находящиеся в Школе много лет и продолжающие оставаться такими, какими они пришли? Они еще не начинали битвы, не осознали ее необходимо-сти. Взгляните на все несчастья, произошедшие в их жизни за эти годы! Как жаль, что они не смогли лучшим образом распорядиться потраченным временем! Тогда бы они уже в достаточной мере прошли очищение страданием, чтобы вступить в новое состояние жизни.

Мы знаем, что, несмотря на значительные трудности, немало учеников прошли или идут по Пути, о котором мы постоянно говорим. Каждый из них движется в своем, ин-дивидуальном темпе, но состояние их души меняется. Они приобретают новые свойства души, и это наглядно видно по их действиям. Новый образ действий дает кандидату, среди прочего, новые жизненные перспективы; он обрета-ет больше спокойствия и уверенности, больше доброты. Вместе с тем важно не забывать, что подобное состояние очень часто вызывает определенное чувство превосходст-ва. Это – один из побочных продуктов доброты. Добрый человек обладает некоторым чувством превосходства, хотя оно в достаточной мере сочетается со смирением. У него


появляется ощущение, что он “прибыл”, “достиг”. Однако этот побочный продукт опасен, а для подошедших к грани-це – смертельно опасен. Ведь каково назначение нового состояния Души, нового свойства Души? Какова цель воз-рождения Души? Несомненно, цель – привести вашу лич-ность в такое состояние, в котором она смогла бы встре-тить и принять Бога, Духа. Только тогда вы станете истин-ным человеком.

Иоанн Предтеча борется за изменение состояния ду-ши, и в этом процессе эндуры он непременно должен по-гибнуть. Победой грядущей трансформации становится проявление в нем Иисуса – новой Души. Свет светильника, стоящего посредине, изменяется. И наконец, на Иисуса нисходит дух в виде голубя. Появляется Сын Божий, ис-тинный Человек, о котором в Евангелии сказано: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благословение.

Вот почему работа заканчивается лишь тогда, когда Дух может войти, когда в сердечном святилище он может отпраздновать встречу с Душой, чтобы Дух, Душа и Тело стали едины. Только тогда станут понятны слова Гермеса, сказанные в начале тринадцатой книги:

Дух, о Тат, принадлежит к самой сущности Бога. Один лишь Дух имеет совершенное познание себя.


IV

ПРИРОДНОРОЖДЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Дух принадлежит к самой сущности Бога. Мы уже доста-точно говорили о смысле этих слов. Они касаются возвра-щения к отправной точке – состоянию истинного Челове-ка, восстановления связи между Духом, Душой и Телом. В этом состоянии человек, будучи Божьим творением и Божьим чадом, способен проявиться и осуществить Боже-ственный замысел, лежащий в основе существования мира и человечества.

Далее Гермес говорит, что один лишь Дух имеет совер-шенное познание себя. Нам хотелось бы остановиться на значении этих слов. Прежде всего, познание себя, конечно же, относится к состоянию сознания. Если человек хочет что-то знать, он должен направить на это свое сознание. Сознанием обладают все люди, однако их сознание – в лучшем случае сознание природнорожденного человека. Оно является одной из низших форм сознания, какой мо-жет обладать человек. Оно позволяет человеку реагировать на определенные чувственные раздражители, хотя при этом человек все равно управляется своим состоянием ду-ши и своим сердцем. Вот почему, согласно объяснениям Универсального Учения, сердце является средоточием че-ловеческой природы, ядром совести.

Тогда почему же сознание человека в такой мере свя-зано со святилищем головы? Потому что там, наряду с


мозгом, расположены все органы чувств. У одних видов животных мозг еще не развился; другие имеют мозг в зача-точном состоянии. Человек тоже обладает зачатком мыс-лительной способности, позволяющей ему производить интеллектуальные действия.

Гермес неоднократно и с большой уверенностью ут-верждает, что природный человек в основе своей тоже яв-ляется животным. Природное сознание есть не что иное, как результат элементарного атомного процесса. Вот поче-му можно говорить о том, что все виды животных, вклю-чая и природнорожденного человека, производят себе по-добных, продолжая свой род. Это означает, что любой вид животной жизни обязательно наделен инстинктом самосо-хранения, осуществляемым различными проявлениями данной формы жизни. Борьба за существование, например, является выбором и применением средств и действий, на-правленных на обеспечение для себя более удобных и безопасных условий в природе смерти и на защиту от опас-ностей. Подобные проявления влекут за собой развитие излучений жизненно важных органов – излучений эфирной и астральной природы. Через эти излучения и их формооб-разующие элементы появляются другие виды животных, такие как различные микроорганизмы, бактерии и вирусы, а также многие виды насекомых, что, в свою очередь, ве-дет к развитию новых видов.

Мы упомянули об этом с целью обратить ваше внима-ние на сознание людей как на их природную отправную точку, а также указать на класс, к которому относится их сознание. Это сознание является естественным результа-том их рождения в физическом теле. Следовательно, в соз-нании человека, как и в сознании животных, слышен лишь голос природы, звучащий вместе с рядом наследственных факторов.


Людям бесполезно теряться в догадках по поводу того, ка-ким образом они стали теми, кем являются – животными с природным сознанием и зачатками ментальности. Неваж-но, произошло ли это посредством естественного отбора, через воздействие культуры, явилось ли результатом про-цессов, длящихся эоны, или же результатом вырождения, приведшего человечество к его нынешнему состоянию. Люди являются такими, какие есть, и это – единственно важное обстоятельство. И потому биология с ее противоре-чивыми вопросами не найдет на них ответа до тех пор, по-ка ее исследования не выйдут за пределы природного соз-нания и его отправных точек.

Охваченное в массе своей обманчивой уверенностью в собственном превосходстве, человечество с его природ-ным сознанием за долгие века создало и развило оккуль-тизм, и многие люди обучаются оккультным методам. И чего же они достигают? В лучшем случае обострения чув-ственного восприятия, свойственного их природному соз-нанию, которое ничего не уменьшает и ничего не добавля-ет к своей животной природе.

Если термин “животное сознание”, столь часто упот-ребляемый Гермесом, является для вас камнем преткнове-ния, мы можем воспользоваться более экзотическим тер-мином индийской философии, говорящей, например, о соз-

нании карма-манаса. Госпожа Блаватская так говорит о

нем: Сознание карма-манаса относится к самым низшим ступеням инстинктивного сознания животных и некото-рых людей. Следовательно, это сознание принадлежит полю восприятия и остается в его пределах. В людях же поле восприятия стало до некоторой степени разумным. Далее она приводит ряд примеров, в частности, такой: Со-бака, запертая в комнате, испытывает инстинктивную потребность выбраться наружу, однако не в состоянии этого сделать, поскольку ее инстинкты недостаточно


разумны, чтобы позволить ей воспользоваться необходи-мыми средствами. Человек же способен понять ситуацию и осознанно выбраться из комнаты. И наконец, госпожа Блаватская говорит: Человек толпы занимает седьмую и самую высокую ступеньку сознания карма-манаса. Иными словами, человек с его природным сознанием был и оста-ется животным.

Нам хотелось бы добавить: некоторые собаки, желая выбраться из комнаты, вполне способны открыть дверь. Этим мы хотим подчеркнуть, что в развивающемся живот-ном сознании в определенной степени представлены все уровни.

Приведем еще один пример. Если бы вы начали уп-ражнять свои глаза с целью восприятия более высоких или низких вибраций, в результате чего получили бы возмож-ность видеть больше, нежели остальные люди, это ничего не прибавило и не убавило бы от природы и свойства ва-шего сознания. Сказанное применимо и к развитию других чувств. Можно легко удостовериться, что многие виды жи-вотных обладают органами чувств, по своему развитию превосходящими органы чувств человека. Какой-нибудь опытный оккультист, горделиво ударяя себя в грудь, заяв-ляет: “Я обладаю ясновидением и яснослышанием. Я в со-вершенстве овладел способом расщепления тела и потому способен, сохраняя полное сознание, перемещаться в зер-кальную сферу”. Но многие животные тоже умеют расще-плять свое тело и личность. Например, пауки. Эти насеко-мые могут существовать одновременно в материальной и эфирной сферах. Для них нет различия между обеими сфе-рами. Так что, когда оккультист хвастается своими дости-жениями, вы можете ответить: “Прекрасно, но пауки тоже умеют это делать”.

Для птиц не составляет труда видеть эфирный мир; по сути, они управляются эфирными силами. Коллективные


души птиц также имеют эфирные формы и эфирные жиз-ненные проявления. Если вы наблюдали за полетом стаи птиц, то наверняка задавались вопросом: “Как им удается держаться вместе?” Птиц удерживают в стае коллективная душа и эфирная сила – определенная вибрация, световая энергия, которую они с легкостью воспринимают и кото-рая направляет их в наиболее приспособленные для обита-ния места как летом, так и зимой. Большинство кошек на-делены астральным зрением; собаки и многие дикие жи-вотные, как известно, отличаются чрезвычайно развитым обонянием.

Поэтому можно утверждать, что любое развитие орга-нов чувственного восприятия не поднимает человека над природным, животным состоянием жизни. Если вы станете более восприимчивыми, живя в простоте и воздержании или по причине возрастного затухания жизненных функ-ций, что позволит вам воспринимать эфирные и астраль-ные вибрации, это не внесет освобождающих перемен в ваше природное состояние сознания. Все заявления подоб-ного рода лживы. Они лишь сбивают с толку и являются результатом самообмана. Подобная восприимчивость не имеет ничего общего с появлением иного, нового состоя-ния сознания.

Когда изменения в чувственном восприятии связаны с Гнозисом (а гностическое развитие действительно влечет за собой весьма заметные изменения в чувственном вос-приятии), такие изменения преследуют совершенно иную цель и имеют совершенно иное значение. Они ведут к иным результатам, нежели развитие природного сознания. Совсем наоборот! Если гностическое развитие становится реальностью, проявления природного сознания во многом затухают. Природное сознание начинает отходить на зад-ний план.


А теперь спросим себя: обладает ли человек, помимо при-роднорожденного сознания, другим видом сознания, спо-собным поднять его над животным состоянием? Обратим-ся к подсознательному разуму, под чьим влиянием нахо-дится светильник солнечного сплетения. Подсознательный разум связывает человека со всеми прошлыми воплоще-ниями микрокосмоса.

Прошлое записано в существе ауры и потому оказыва-ет мощное воздействие на природнорожденное состояние человека. Но если бы человеку открылось все, что скрыто в его подсознании, и он мог бы добраться до первопричин (в принципе, такое возможно), то и тогда состояние его природного сознания ничуть не изменилось бы. Подумайте в этой связи о строках, содержащихся в тринадцатой главе Первого Послания к Коринфянам: “Если же я имею всякое познание, все понимаю и всем обладаю, но не имею суще-ственно необходимого, то я был и остаюсь ничто”*.