Формы кризисной психотерапии
Индивидуальная
Семейная
Групповая
кризиса пациента в частности и готов применить адекватные виды помощи. В результате психотерапевт воспринимается как понимающий, чуткий и заслуживающий доверия, благодаря чему ликвидируются чувства эмоциональной изоляции и безнадежности (Clinical practice of psychology, 1981).
Раскрытие суицидоопасных переживанийпроисходит в условиях безусловного принятия пациента, что повышает его самовосприятие, сниженное в результате психологического кризиса. Сочувственное выслушивание облегчает от-реагирование пациентом подавляемых эмоций, что уменьшает аффективную напряженность. Не имеющий прямого отношения к кризисной ситуации материал игнорируется
• 248 • • Часть 3
с помощью избирательного выслушивания, что способствует кризисной ориентации терапии.
В процессе беседы следует обращать пристальное внимание на «факторы суицидального риска» (Г. Каплан, Б. Сэ-док, 1994, 1998): одиночество, наличие хронических (в особенности инвалидизирующих) заболеваний, потерю близкого человека в недавнем прошлом, наличие предшествующих суицидальных попыток и т. п.
Нередко в таких случаях бывает целесообразным прямо спросить подростка, есть ли у него желание умереть. Бытовавшие в прежние годы опасения, что прямой вопрос может «натолкнуть» клиента на мысль о самоубийстве, малообоснованы: у клиента имеется масса возможностей «натолкнуться» на эту мысль и без нашей помощи.
В иных ситуациях этот вопрос можно поставить в другом плане: «Что вас (тебя) удерживает в жизни?». Практика показывает, что лица со сформированными «антисуицидальными представлениями» отвечают четко и определенно («семья, близкие люди»; могут выявляться представления о «позорности», «греховности» самоубийства и т. п.).
Ситуации, когда «человек оказывается психологически не в состоянии привести даже для своего оправдания жизнеутверждающие аргументы, которые говорили бы против навязчивых мыслей о самоубийстве» (В. Франкл, 2000. С. 16), могут свидетельствовать о непрочности «антисуицидального барьера» и повышенном суицидальном риске.
Мобилизация адаптивных навыков проблемно-решающего поведения производится путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для подростка областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса. Проявления личностной несостоятельности подростка в кризисной ситуации не интерпретируются, чтобы не снижать самооценку подростка и не актуализировать тем самым суицидоопасные переживания.
Заключение терапевтического договора предусматривает локализацию кризисной проблемы, формулирование ее в понятных пациенту терминах, соглашение с ним о кризисной ориентации терапии и сроках лечения, разделение ответственности за результат совместной работы с признанием за подростком способности самостоятельно контролировать свои суицидальные тенденции и отвечать за принятие решений и их выполнение; оговаривается также посредничество психотерапевта в контактах с другими людьми: близкими, друзьями, должностными лицами.