Воображение и выразительность

 

Особенность творчески мыслящих людей – их любовь к новым и необычным способам выполнения тех или иных действий. Они не боятся идти на риск и проверять новые идеи даже тогда, когда велика вероятность ошибки, но со стороны они могут показаться глупцами.

Л. Кинг

 

 

Задача данного занятия – развитие творческого воображения. Напомним, что так называется познавательный процесс, в результате которого возникают новые образы, несводимые к тому, что было непосредственно воспринято человеком. Конечно, продукты творческого воображения включают и уже известные элементы, но представлены они в новых, необычных сочетаниях. Наряду с этим, участники обучаются выражать свои идеи в необычных, оригинальных формах.

 

Упражнение «Четыре буквы»

Описание упражнения. Водящий называет четыре буквы из числа распространенных в речи, а каждый из других участников по кругу быстро придумывает и говорит предложение из четырех слов, каждое из которых начинается с названной водящим буквы.

Психологический смысл упражнения. Интеллектуальная разминка.

Обсуждение. Какие варианты предложений запомнились, показались наиболее интересными, чем именно?

Упражнение «Что делает буква»

Описание упражнения: Участникам предлагается выбрать какую‑нибудь часто встречающуюся в русском языке букву (приблизительно из такого набора: Б, И, К, М, П, Р, С, Т) и изобразить ее в виде человечка. После этого они придумывают как можно больше начинающихся на выбранную букву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек, и рисуют его (по‑прежнему в виде буквы) за каждым из этих занятий. Упражнение выполняется индивидуально, на листах формата АЗ, время работы 8‑12 минут. Потом проводится выставка получившихся рисунков.

Психологический смысл упражнения. Развитие как вербальной креативности (поиск глаголов на заданную букву), так и умения выражать свои идеи в необычном, подчеркнуто‑странном контексте (в данном случае – через рисунки буквы, превращенной в человека и занимающейся разными делами).

Обсуждение. Что и чем именно интереснее всего в созданных рисунках?

Упражнение «Мое отражение»

Описание упражнения. Каждый участник прислоняется спиной к стене, где висит полотнище светлых обоев или 2–3 склеенных листа ватмана, высотой в его рост, и принимает позу, которая, как он считает, отражает его типичное эмоциональное состояние. Напарник обводит на листе карандашом контур его тела, после чего участники меняются ролями. Когда контуры тела каждого участника обведены, полученные рисунки раскрашиваются и, при желании, дополняются реальными украшениями и деталями одежды занимающихся. Время работы – 30–40 мин, при раскрашивании контуров тела целесообразно использовать акварель или гуашь.

По окончании рисования каждого участника просят придумать и продемонстрировать презентацию своего «отражения на обоях» (2–3 минуты на человека).

Психологический смысл упражнения. Развитие экспрессивности, осознание своих телесных «зажимов» – областей повышенного мышечного напряжения, связанных с недостаточно выраженными эмоциями, неосуществленными желаниями и т. п. Кроме того, упражнение способствует принятию своего телесного облика.

Обсуждение. Какие эмоции и чувства возникали по ходу выполнения этого упражнения? Насколько удобна и естественна поза, отраженная на рисунке? Какое эмоциональное состояние она отражает, что побуждает ее принимать? Какие области тела оказались выделены более яркими цветами, с чем это связано? Что нового удалось понять о себе и о других участниках при выполнении этого упражнения?

 

Упражнение «Угадывание цветов»

Описание упражнения. Каждый участник загадывает цвет и демонстрирует его мимикой и жестами так, чтобы водящий угадал, какой цвет имеется в виду. При этом нельзя указывать на присутствующие объекты, окрашенные в него. Водящему дается 3 попытки на отгадывание каждого цвета, если он отгадал – то меняется местами с участником, если нет – переходит к отгадыванию цвета, задуманного следующим из группы. Игра проводится в таком порядке до 5–6 отгадываний. Потом можно предложить побыть водящими двум‑трем добровольцам из числа тех участников, которым не довелось оказаться в этом качестве.

Психологический смысл упражнения. Развитие навыков экспрессии, создание условий для изобретения способов передачи информации при недостатке доступных для этого средств, а также выработка умения «расшифровывать» такую информацию.

Обсуждение. Обмен эмоциями и чувствами, возникшими в процессе работы. Благодаря каким «режиссерским находкам» удалось посредством мимики и жестов наиболее эффективно передавать информацию о цветах?

Упражнение «Назови рисунки»

Описание упражнения. Участникам демонстрируются несколько изображений, отражающие необычную ситуацию деятельности или общения людей, по которым нельзя было бы однозначно понять, чем заняты персонажи, что происходит между ними. (Пример такого рисунка приведен справа.) Для упражнения несложно подобрать и фотографии или иллюстрации такого же типа из «глянцевых» журналов. Задача участников – придумать яркие, оригинальные, необычные названия к каждому из рисунков (это делается индивидуально, время 1,5–2 минуты на каждый рисунок). Потом все предложенные варианты озвучиваются, и участники выбирают путем голосования самое яркое название каждого из них.

 

Возможен и более сложный вариант, уместный в группах, где подобрались креативные участники, обладающие хотя бы минимальными навыками рисования. Сначала собравшихся просят самостоятельно придумать и создать рисунки, где была бы отражена какая‑то социальная ситуация или деятельность людей, но при взгляде на которые нельзя было бы сразу однозначно понять, что именно там представлено. Потом рисунки «выносятся на суд общественности»: демонстрируются группе, к каждому из них коллективно придумываются варианты названий, из предложенных выбираются самые интересные. В заключение авторы рисунков озвучивают, какую же идею они сами хотели в них вложить.

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения генерировать яркие, необычные ассоциации при взгляде на материал, допускающий неоднозначную интерпретацию; домысливать недостающие детали сюжета, восстанавливать контекст ситуации и выражать возникшие идеи в словах.

Обсуждение. Какие эмоции и чувства возникали по ходу работы, как они оказались связаны с теми идеями, которые родились у участников? Что именно привлекло в тех названиях, которые были признаны наиболее интересными? Что, по мнению участников, изображено на рисунках «на самом деле», если их анализировать с позиции разума?

Упражнение «Противоположности»

Описание упражнения. Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные описанным. Упражнение выполняется в подгруппах по 3–4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2–3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противоположные предложенным ситуациям.

Для работы можно предложить, например, такие ситуации:

♦ профессор читает лекцию;

♦ молочник везет молоко;

♦ художник рисует картину;

♦ журналист печатает на компьютере текст статьи;

♦ турист загорает на пляже;

♦ в ресторане подают фуа‑гра в ананасовом соусе;

♦ девушка едет с горки на роликах.

Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых вариантов, в которых противоположности очевидны (типа «Покупатель приобрел яблоко»/«Продавец его продал»), а выбирать такие, где последние не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе разных признаков.

Психологический смысл упражнения. Тренировка мышления «от противного» – способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций.

Обсуждение. Какой смысл мы вкладывали в понятие «противоположность», выполняя это упражнение? В каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а когда сложнее, с чем это связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем «от противного».

 

 

...

Пример

Допустим, дана ситуация «Шофер ведет автобус». Что можно рассматривать как противоположности? Вариантов много. Например, «Пассажиры, не дождавшись автобуса, шагают пешком», «Автобус тянут на буксире», «Девушка едет на мотороллере» (автобус большой, а мотороллер маленький; автобусные шоферы обычно мужчины, а тут речь идет о женщине) и т. п. В любом случае обычно противоположность касается не всей ситуации в целом, а какого‑то ее конкретного аспекта (ехать – идти, перемещается сам – буксируют, большой автобус – маленький мотороллер).

 

Упражнение «Промежуточное звено»

Описание упражнения. Участникам зачитываются два логически не связанных между собой предложения, в каждом из которых описывается какая‑либо ситуация. Например, можно предложить такие варианты:

♦ На фонарный столб сел скворец. Студент не смог сдать экзамен по психологии.

♦ В магазин привезли некачественную колбасу. Бабушка взяла газету и с ней пошла куда‑то.

♦ Хулиган разбил окно. Менеджера по продажам повысили в должности до директора магазина.

Задача участников – придумать «промежуточное звено»: то, что могло произойти между этими ситуациями, так что первая из них стала причиной второй [28] . Упражнение может выполняться в микрогруппах по 2–3 человека или индивидуально. Время работы – 4–6 минут на ситуацию.

Психологический смысл упражнения. Упражнение обучает искать связующие звенья между внешне несходными ситуациями, выходить за рамки непосредственно представленной ситуации, генерировать идеи о возможных путях превращения одной ситуации в другую.

Обсуждение. Что при выполнении задания оказалось наиболее сложным, а что, наоборот, упрощало работу? Какие варианты «связующих звеньев» из числа высказанных участниками наиболее ярко запомнились, чем именно? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?