ДРУГИЕ ИСКУССТВА
Точки можно встретить во всех видах
искусства, и их внутренняя сила будет
безусловно все более осознаваться
художниками. Их значение нельзя
недооценивать.
ПЛАСТИКА И АРХИТЕКТУРА
В пласти ке и ар хи те кт уре
точка является результатом пересечения
нескольких плоскостей: с одной стороны,
она – завершение пространственного угла, с
другой – исходный пункт возникновения
этих плоскостей. Плоскости направляются к
ней и развиваются, отталкиваясь от нее. В
готических строениях точки особенно
выделяются благодаря остроконечным
завершениям и часто дополнительно
подчеркнуты пластически; то, что в
китайских постройках столь же наглядно
достигается ведущей к точке дугой, – здесь
слышатся краткие, отчетливые удары, как
переход к растворению пространственной
формы, которая повисает в окружающей
здание воздушной среде. Именно в
постройках такого рода можно
Рис. 8. Пагода «Красы дракона» в Шанхае (построена в 1411 г.) |
предположить осознанное использование
точки, находящейся среди планомерно
распределенных и композиционно
устремленных к высшей вершине масс. Вершина = точка (рис. 7 и 8).
ТАНЕЦ
Уже в старинных формах балета существовали «пуанты» – термин, происходящий от
слова point 11. Так быстрый бег на кончиках пальцев ног оставляет на земле точки.
Балетный танцовщик использует точку и в прыжке; как при отрыве от поверхности,
направляя голову вверх, так и в последующем касании земли он целит в определенную
точку. Прыжки в современном танце могут быть в ряде случаев противопоставлены
«классическому» балетному прыжку. Ранее прыжок образовывал вертикаль,
«современный» же иногда вписывается в пятиугольную фигуру с пятью вершинами: голова, две руки, две ступни; при этом пальцы рук составляют десять мелких точек (например, танцовщица Палукка, рис. 9). Даже краткий миг неподвижности [в танце] может быть истолкован как точка. Итак, [здесь] активный и пассивный пунктир, неразрывно связанный с музыкальной формой точки (рис. 9, 10).
Рис. 9. Прыжок танцовщицы Палукки
Рис. 10. Графическая схема прыжка
МУЗЫКА
Помимо упомянутых литавр и треугольника в музыке точка может воспроизводиться любыми инструментами (в особенности ударными), причем целостные композиции для рояля возможны исключительно в виде одновременного или последовательного сочетания звучащих точек 12. .
Рис. 11 13
Пятая симфония Бетховена (первые такты)
То же, переведенное в точки
То же, переведенное в точки Побочная тема I части
То же, переведенное в точки