В СТОЛКНОВЕНИИ

Точка – это результат первого столкновения [художественного] орудия с материальной плоскостью, с грунтом. Такой основной плоскостью могут являться бумага, дерево, холст, штукатурка, металл и т.д. Орудием может быть карандаш, резец, кисть, игла и т.д. В этом столкновении основная плоскость оплодотворяется.

ПОНЯТИЕ

Вн е шн е е представление о точке в живописи неопределенно. Материализованная,
невидимая геометрическая точка должна приобрести величину, занимающую

определенную часть основной плоскости. Кроме того, она должна иметь некие границы – контуры, – чтобы отделить себя от окружающего.


Все это само собой разумеется и кажется сначала очень простым. Но и в этом простом случае сталкиваешься с неточностями, вновь свидетельствующими о совершенно эмбриональном состоянии нынешней теории искусства.

Р а зм е р ы и формы точки изменяются, изменяя вместе с собой и относительное звучание точки абстрактной.


РАЗМЕР

Вн е шн е точка может быть определена как
мельчайшая элементарная форма, что, впрочем, тоже
неточно. Очень сложно очертить точные границы
понятия «мельчайшая форма»: точка может

увеличиваться, стать плоскостью и незаметно занять всю основную плоскость – где же граница между точкой и плоскостью? Здесь необходимо соблюсти два условия:

1. соотношение точки и основной плоскости по
величине и

2. соотношение [ее] величины с остальными формами
на этой плоскости.

То, что могло бы считаться точкой на совершенно пустом фоне, становится плоскостью, если рядом с ней на основной плоскости появляется очень тонкая линия (рис. 2).

Соотношение величин в первом и втором случае определяет представление о точке, что пока оценивается лишь на уровне ощущения – точное числовое выражение отсутствует.