ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

 

247. Дивизион (батарея) совершает передвижение своим ходом (маршем) или перевозится железнодорожным (водным, воздушным) транспортом. Основной способ передвижения дивизиона (батареи) – марш.

Дивизион (батарея) всегда должен быть готов к передвижению на большие расстояния в условиях угрозы применения противником оружия массового поражения, высокоточного оружия, систем дистанционного минирования, воздействия его авиации, воздушных (аэромобильных) десантов, диверсионно-разведывательных групп и иррегулярных вооруженных формирований, радиоактивного, химического и биологического заражения, разрушений дорог и переправ, а также противодействия движению со стороны мирного населения. Передвижение может осуществляться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл. Независимо от способа и условий передвижения дивизион (батарея) должен осуществлять его организованно, с соблюдением скрытности, высокими темпами и в короткие сроки, прибывать в назначенный район (на указанный рубеж) своевременно, в полном составе и в готовности к немедленному выполнению боевых задач.

Марш

248. Марш – организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях прибытия в назначенный район или на указанный рубеж в установленное время, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи.

При совершении марша самоходная артиллерия и другая гусеничная техника, а также вооружение и военная техника с малым запасом хода и низкими скоростями движения могут перевозиться седельными автотягачами с грузовыми полуприцепами (трайлерами).

Марш может совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником. Марш совершается скрытно, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в ходе боевых действий и в глубоком тылу своих войск и днем.

249. Средняя скорость движения подразделений на марше определяется отношением пройденного (планируемого) пути (расстояния суточного перехода) к общему времени движения, исключая время на привалы. Она должна соответствовать дорожным условиям, возможностям и техническому состоянию вооружения и военной техники. Марш совершается с максимально возможной в данных условиях скоростью.

250. Дивизион (батарея) обычно совершает марш в составе походной колонны артиллерийской или общевойсковой части (подразделения). Артиллерийские подразделения батальона совершают марш в составе батальона.

На марше, в предвидении вступления в бой, дивизион может следовать в составе передового отряда, авангарда, батарея – в составе головной походной заставы.

Противотанковый артиллерийский дивизион (противотанковая батарея) следует за авангардом или в голове колонны главных сил общевойскового соединения (части).

Разведывательный артиллерийский дивизион следует в составе артиллерийской части или в голове колонны общевойскового соединения.

Для разведки и топогеодезической привязки огневых позиций батарей, пунктов, постов и позиций подразделений артиллерийской разведки от дивизиона может высылаться артиллерийская разведывательная группа. Артиллерийская разведывательная группа дивизиона, действующего в составе авангарда, следует с головной походной заставой, а дивизиона из состава главных сил – с авангардом.

251. Дивизион (батарея) совершает марш одной колонной. Дистанции между подразделениями и машинами в колонне могут быть 25-50 м. При движении по открытой местности в условиях угрозы применения противником высокоточного оружия, пыльным дорогам и в других условиях недостаточной видимости (менее 300 м), в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при движении на повышенной скорости дистанции между машинами увеличиваются и могут быть 100-150 м.

252. Для своевременного и организованного начала и совершения марша дивизиону, назначенному для действий в передовой отряд, указываются направление действий, исходный пункт и время его прохождения; дивизиону, действующему в составе авангарда или следующему в составе колонны главных сил артиллерийской части, бригады (полка), а также батареи выделенной в состав головной походной заставы или следующей в составе дивизиона, – маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования на нем и время их прохождения, места и время привалов, дневного (ночного) отдыха. При необходимости указывается рубеж вероятной встречи с противником.

Районы отдыха (привалы) назначаются для приема пищи и отдыха личного состава, технического обслуживания, ремонта вооружения и военной техники, дозаправки машин, пополнения запасов ракет, боеприпасов и других материальных средств. В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ночной) отдых. Привалы назначаются через 3-4 часа движения продолжительностью до 1 часа, во второй половине суточного перехода – один привал продолжительностью до 2 часов.

253. Походный порядок дивизиона (батареи), совершающего марш в предвидении встречи с противником, создается в зависимости от полученной задачи, условий обстановки, наличия маршрутов, замысла предстоящих действий, создаваемого боевого порядка. Походный порядок для марша вне угрозы столкновения с противником строится с учетом удобства движения, достижения высокой скорости, наименьшего напряжения сил личного состава и сохранения боевой техники, а также защиты от оружия массового поражения, высокоточного оружия и маскировки от технических средств разведки противника.

Походный порядок дивизиона (батареи), назначенного в состав передового отряда или авангарда (походную заставу), строится с учетом быстрого развертывания подразделений в боевой порядок, вступления их в бой.

254. При совершении марша дивизиона в составе артиллерийской, общевойсковой части походное охранение организуется в соответствии с указаниями старшего командира артиллерийской, общевойсковой части при этом походное охранение осуществляется дозорными отделениями, высылаемыми на удаление, обеспечивающее зрительную связь.

Дозорные отделения и машины для них назначают из состава подразделений управления дивизиона и батареи.

В целях своевременного обнаружения наземного и воздушного противника в любых условиях совершения марша на каждой машине назначают наблюдателей.

255. Подразделения технического обеспечения и тыла дивизиона, как правило, следуют за дивизионом. По решению старшего начальника они могут включаться в состав колонны подразделений технического обеспечения и тыла артиллерийской, общевойсковой части и присоединяться к дивизиону на привалах (в районах отдыха).

В дивизионе организуется замыкание колонны, в состав которого включаются ремонтные средства, машины с горючим и военно-техническим имуществом.

256. Командир дивизиона (батареи), как правило, следует в голове колонны, сверяя маршрут движения по карте, управляет действиями высланной артиллерийской разведывательной группой, походного охранения и поддерживает установленный порядок марша. При угрозе нападения противника из засады командир дивизиона (батареи) может находиться в глубине колонны.

Заместитель командира дивизиона по вооружению, как правило, возглавляет замыкание колонны дивизиона. Старшие техники батарей следуют в составе замыкания колонны или в составе своих батарей.

257. Связь на марше осуществляется подвижными средствами, а в подразделениях, кроме того, установленными сигналами. Радиосредства работают только на прием. Ограничения на использование радиосредств снимаются при встрече с противником и при отражении ударов воздушного противника.

В ходе марша контроль за движением колонны дивизиона (батареи) осуществляется по радиосети комендантской службы и получением сообщений на комендантских (диспетчерских) постах (пунктах). Командир дивизиона (батареи) сообщает начальнику поста (пункта) номер своей колонны, информацию о состоянии пройденного участка маршрута, об обстановке на нем, об отставшей и вышедшей из строя технике своего подразделения и других подразделений, получает поступившие для него приказы и распоряжения, информацию о состоянии следующего участка маршрута.

Замыкание может докладывать командиру дивизиона об остановившихся и вышедших из строя вооружении и военной технике короткими условными сообщениями.

258. Подготовка марша дивизиона (батареи) включает: его организацию (принятие решения, расчет марша, постановку боевых задач, организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения, управления); подготовку командования, штаба дивизиона и подразделений к маршу; практическую работу в подразделениях (контроль исполнения поставленных задач и оказание помощи) и другие мероприятия.

259. Принимая решение на марш, командир дивизиона (батареи) при уяснении задачи должен понять: цель марша, задачу дивизиона (батареи) и место в походном построении артиллерийской (общевойсковой) части (подразделения); протяженность маршрута, пункты, районы, указанные старшим начальником и время их прохождения, рубежи вероятной встречи с противником и порядок действий на них (если они определены); время на подготовку к маршу; наличие барьерных рубежей и их характер; мероприятия по подготовке к маршу, определенные старшим начальником.

В ходе оценки обстановки командир дивизиона (батареи) дополнительно изучает: возможности противника по ведению разведки и воздействию на подразделения в ходе марша; возможные районы действия диверсионно-разведывательных групп, десантов противника и характер их действий; определяет маршевые возможности штатных и приданных подразделений; изучает по карте маршрут движения, его протяженность и проходимость на различных участках; условия совершения марша, рубежи и время вероятной встречи с противником и к каким действиям быть готовым, места и время привалов, а также места, время и порядок дозаправки техники, приема пищи личным составом и пополнения запасов материальных средств, расходуемых в ходе марша; оценивает характер местности, условия защиты и маскировки в районах привалов, отдыха и сосредоточения; порядок наблюдения и поддержания связи в ходе марша.

260. В решении на марш командир дивизиона (батареи) определяет: замысел марша, задачи элементам походного порядка (подразделениям), основы взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.

В замысле на марш определяются: скорость движения по участкам маршрута и дистанции между машинами; построение походного порядка; состав, задачи и удаление походного охранения; порядок отражения наземного противника в ходе марша; время начала и окончания марша.

При организации марша в предвидении вступления в бой командир дивизиона (батареи), кроме того, указывает рубежи и время возможной встречи с противником, определяет задачи подразделениям.

261. При совершении марша дивизиона (батареи) в составе артиллерийской, общевойсковой части (подразделения), расчет марша производится старшим начальником. На основании решения на марш штаб дивизиона (командир батареи) разбивает маршрут на участки, определяет дистанции между машинами, скорости движения и рассчитывает время движения по каждому из них. При совершении марша в составе передового отряда, авангарда или самостоятельно, кроме того, производится расчет прохождения исходного пункта и пунктов регулирования.

262. При постановке задач подразделениям указываются:

батарее, выделенной в состав головной походной заставы, артиллерийской разведывательной группе – состав, задача, время прохождения исходного пункта, пунктов регулирования, порядок действия при встрече с противником;

батареям следующим в колонне дивизиона – задачу на марш, место в походной колонне, порядок развертывания и задачи при встрече с противником.

При комбинированном передвижении задачи ставятся одним приказом. В первую очередь задачи ставятся подразделениям, которым требуется больше времени на подготовку и начинающим марш раньше других.

263. Огневое поражениена марше организуется в целях уничтожения диверсионно-разведывательных групп, засад противника, поддержки боя органов походного охранения. При его организации командир дивизиона определяет порядок боевого применения подразделений, развертывания и открытия огня с марша; сигналы управления огнем, целеуказания и взаимодействия. Развертывание дивизиона (батареи) по возможности должно проводиться до вступления общевойсковых подразделений в бой, а при преодолении барьерных рубежей может проводиться заблаговременно.

264. Взаимодействие в дивизионе (батарее) организуется на предстоящий суточный переход. При организации взаимодействия командир дивизиона (батареи) уточняет и согласовывает порядок:

совершения марша;

действий подразделений при налете авиации противника, встрече с противником и его нападении из засад;

действий подразделений при применении противником ядерного, химического, биологического, зажигательного и высокоточного оружия, а также в случае потери ими боеспособности;

действий подразделений при преодолении зон заражения, районов разрушений, пожаров, затоплений, дистанционно установленных минных полей;

преодоления барьерных рубежей;

действий при изменении маршрута движения (при получении новой задачи);

действий подразделений по окончании марша и при переходе к другим действиям.

При организации управления командир дивизиона (батареи) определяет: организацию и порядок использования связи, перемещения командно-наблюдательного пункта в ходе марша и при встрече с противником; свое место и заместителей; порядок восстановления управления.

В указаниях по всестороннему обеспечению командир дивизиона (батареи), кроме обычных вопросов, определяет: порядок преодоления заграждений, в том числе установленных дистанционным способом, и разрушений на маршруте; объем и порядок инженерного оборудования занимаемых районов; мероприятия по защите по радиационной, химической и биологической защите, защите от зажигательного и высокоточного оружия; порядок пользования приборами ночного видения (освещения) и маскировки; порядок организации питания личного состава, заправки машин, пополнения ракет, боеприпасов и других материальных средств, ремонта и эвакуации вышедших из строя вооружения и военной техники в ходе марша и эвакуации раненых и больных, а также определяет требования безопасности и поддержания дисциплины марша.

265. При подготовке к маршу в дивизионе (батарее) разрабатываются: расчет времени на подготовку к маршу; решение на марш на рабочей карте командира; боевой приказ; указания (распоряжения) по всестороннему обеспечению; донесения о боевом и численном составе, в дивизионе, кроме того, – заявки на обеспечение материальными средствами, донесения о дозах радиоактивного облучения личного состава.

266. На рабочей карте командира дивизиона (батареи) отражаются: положение дивизиона (батареи) на момент получения задачи; положение противника, рубежи досягаемости его средств поражения и положение впереди действующих войск; район сосредоточения (указанный рубеж) и время прибытия в него; маршрут движения; исходный пункт, пункты регулирования и время их прохождения; маршруты движения боковых походных застав и их задачи; места расположения постов регулирования и комендантских постов; барьерные рубежи, участки маршрута по условиям их прохождения, их размеры и скорости движения на каждом из них; места, время и продолжительность привалов; замысел боя на рубежах вероятной встречи с противником; состав и задачи походного охранения; организация противовоздушной обороны и управления; запасный маршрут, маршруты движения соседей и их задачи; радиационная, химическая и биологическая обстановка на маршрутах движения.

Кроме того, на карту наносятся: схема походного порядка, глубины колонн подразделений, количества следующих в них машин и удаления походного охранения; таблица с расчетами на вытягивание к исходному пункту, прохождения колоннами подразделений исходного пункта, пунктов регулирования и сосредоточения в указанном районе; задачи, выполняемые силами и средствами старшего начальника по обеспечению марша; места и продолжительность привалов; намеченные рубежи командно-наблюдательных пунктов и районы огневых позиций на вероятных рубежах развертывания сигналы управления и оповещения.

267. В приказе на марш командир дивизиона указывает: в первом пункте – выводы из оценки обстановки; во втором пункте – задачу общевойскового соединения (части, подразделения); в третьем пункте – задачу дивизиона; в четвертом пункте – замысел на марш; в пятом пункте после слова «приказываю» – задачи подразделениям; в шестом пункте – основы взаимодействия; в седьмом пункте – основы всестороннего обеспечения; в восьмом пункте – основы управления; в девятом пункте – время готовности к маршу.

268. В ходе проведения контроля готовности подразделений к маршу особое внимание обращается на подразделения, предназначенные для действия в органах походного охранения, понимание подчиненными командирами полученных ими задач и соответствию их решений этим задачам, готовность вооружения и военной техники, выполнение указаний по всестороннему обеспечению.

При совершении марша в условиях вероятных действий противника из засад с подразделениями проводятся тренировки по отражению внезапного нападения на колонну и оказанию помощи подразделению, попавшему в засаду.

269.При начале марша командир дивизиона осуществляет контроль выхода батареи, назначенной в походное охранение. Батарея, назначенная в состав головной походной заставы (боковую походную заставу), в установленное время проходит исходный пункт и двигается по указанному маршруту с установленной командиром дивизиона скоростью. Командир батареи сверяет по карте маршрут движения.

В районах привала и с выходом в район отдыха батарея, действующая в составе головной походной заставы, занимает огневую позицию и находится в постоянной готовности к огневому поражению противника.

270. Выход на маршрут движения дивизиона (батареи) осуществляется в сформированном походном порядке и в соответствии с расчетом марша. Заблаговременное построение колонны в занимаемом районе и ее остановки при выдвижении к исходному рубежу не допускаются. Исходный пункт и пункты регулирования подразделения дивизиона проходят головами колонн в определенное для них время, безостановочно с установленными скоростями движения.

271. Подразделения дивизиона (батареи) должны соблюдать установленный порядок совершения марша, особенно скорость движения, дистанции между машинами, требования безопасности и маскировку. Движение осуществляется по правой стороне дороги, ее левая сторона оставляется свободной для обгона и встречного движения. Обгон одной колонны другой допускается только с разрешения старшего начальника, при этом обгоняемая колонна останавливается на правой обочине или справа от дороги. Теснины, тоннели и мосты колонна дивизиона (батареи) проходит безостановочно с возможной большей скоростью. При движении по мостам, железнодорожным переездам, тоннелям и опасным участкам маршрута принимаются меры, обеспечивающие безопасность движения, исключающие заторы на маршруте и загазованность тоннелей.

Для защиты от высокоточного оружия противника в ходе движения и на привалах максимально используются поля радиолокационной невидимости, образуемые складками местности и местными предметами, населенные пункты и придорожная растительность, средства снижения заметности и аэрозольного противодействия. При движении по открытым и незамаскированным участкам маршрута не допускается скопление машин и остановка колонны, скорость движения и дистанции между машинами увеличиваются.

Ночью машины двигаются с использованием приборов ночного видения, светомаскировочных устройств, а при движении на участках местности, просматриваемых противником, и в светлую ночь – с приборами ночного видения, работающими в пассивном режиме, выключенным наружным и внутренним освещением.

272. Отражение ударов воздушного противника на марше осуществляется огнем вооружения командирских машин управления огнем, пулеметов САО и стрелкового оружия подразделений в движении и с коротких остановок.

По сигналу оповещения о воздушном противнике подразделения изготавливаются к открытию огня по воздушным целям, люки самоходных орудий, командирских машин (кроме люков, из которых будет вестись огонь) закрываются. Личный состав переводит противогазы в положение «наготове».

273. При нападении противника из засады подразделения по команде (сигналу) развертываются у дороги или на дороге и отражают нападение противника огнем орудий и стрелкового оружия.

На участках маршрута, удобных для организации засад и в местах, по которым колонна вынуждена двигаться с меньшей скоростью увеличиваются дистанции между машинами для уменьшения количества машин, подвергающихся нападению одновременно. В хороших дорожных условиях при возникновении опасности скорость движения и дистанции увеличиваются. При выходе из строя (повреждении) машин принимаются меры к освобождению проезжей части.

274. По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом заражении дивизион (батарея) продолжает движение. В самоходных артиллерийских установках, командирских машинах перед преодолением зон заражения люки, двери закрываются, включаются установленные на них системы коллективной защиты. Личный состав при следовании на открытых машинах надевает средства индивидуальной защиты.

Зоны радиоактивного, химического и биологического заражения в ходе марша, в зависимости от обстановки, обходятся или преодолеваются на максимальной скорости по направлениям с наименьшими уровнями радиации (плотностями заражения) с использованием средств индивидуальной защиты и систем коллективной защиты. При наличии на маршруте зон с высоким уровнем радиации, обход которых невозможен, по распоряжению старшего начальника колонна дивизиона (батареи) может быть остановлена на время, необходимое для спада уровня радиации. На это время дивизион (батарея) рассредоточивается, укрывается и тщательно маскируется.

Частичная специальная обработка проводится по распоряжению командира дивизиона после выхода из зон радиоактивного заражения, а при попадании отравляющих веществ на кожные покровы и стрелковое оружие немедленно. Полная специальная обработка проводится по распоряжению старшего начальника, как правило, в районах специальной обработки перед районами дневного (ночного) отдыха, перед входом в район сосредоточения, на маршрутах выдвижения или после выполнения боевых задач.

При применении противником оружия массового поражения или высокоточного оружия командир дивизиона (батареи) принимает меры к ликвидации последствий их применения, восстановлению боеспособности подразделений и продолжению движения.

При применении противником зажигательного оружия, а также при вынужденном преодолении района пожара люки, и жалюзи самоходных артиллерийских орудий, командирских машин закрываются. Колонна выводится из района пожара вперед или в наветренную сторону, останавливается, организуется тушение огня на вооружении и военной технике, спасание личного состава и оказание ему первой медицинской помощи, после чего движение продолжается.

Минные поля, установленные системами дистанционного минирования противника, обозначаются и обходятся, а при невозможности их обхода преодолеваются по проходам, проделанным инженерными подразделениями, группой разминирования дивизиона (батареи) с использованием комплектов разминирования.

275.Машины, вышедшие из строя в ходе марша, останавливаются на правой обочине дороги или отводятся в сторону. Экипажи машин, механики-водители (водители) определяют причины неисправностей и принимают меры к их устранению. После устранения неисправностей машины продолжают движение, присоединяясь к проходящей колонне, места в колоннах своих подразделений они занимают на привалах. Обгон колонн в движении запрещается.

Замыкание колонны дивизиона оказывает помощь экипажам (расчетам), механикам-водителям (водителям) в устранении неисправностей, организует передачу неисправных (не подлежащих ремонту своими силами) и застрявших машин эвакуационным и ремонтным подразделениям старшего начальника и обеспечивает прибытие отставших машин в назначенный район. О машинах, отставших в пути, заместитель командира по вооружению (старший техник батареи) докладывает своему командиру и заместителю командира по вооружению общевойсковой (артиллерийской) бригады (полка, дивизиона), а командиры подразделений – своим непосредственным начальникам.

Раненые и больные после оказания им первой медицинской помощи эвакуируются в ближайшие медицинские подразделения, части, учреждения, а при невозможности эвакуации следуют со своими подразделениями.

276. На привалах построение колонны не нарушается, машины останавливаются на правой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой или на дистанции, установленной командиром. Самоходные артиллерийские орудия, командирские машины ставятся под кроны деревьев, в радиолокационной тени местных предметов, а на открытой местности маскируются штатными маскировочными покрытиями и местными материалами.

Личный состав выходит из машин только по команде (сигналу) своих командиров и располагается для отдыха справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели, дежурные пулеметчики (наводчики орудий) и дежурные на средствах связи. Экипажи машин, механики-водители (водители) проводят контрольный осмотр вооружения и военной техники, совместно с назначенным им в помощь личным составом проводят их техническое обслуживание.

В районе отдыха подразделения рассредоточиваются в назначенных им районах в порядке, обеспечивающем поддержание постоянной боевой готовности и наименьшую затрату времени на вытягивание колонны. Районы отдыха (сосредоточения) подразделения должны занимать с марша без остановки.

277. При изменении обстановки или необходимости обхода зон заражения, разрушений, пожаров, затопления, командир дивизиона (батареи) уточняет свое решение на марш, уточняет (ставит новые) задачи командирам подразделений. Колонна подразделения, как правило, безостановочно выводится на новый (запасный) маршрут движения и продолжает движение в прежнем походном порядке, либо после необходимого перестроения. При изменении задачи (направления движения) командир дивизиона (батареи), действующего в составе передового отряда, авангарда (головной походной заставы) должен остановить подразделения, принять решение, быстро поставить задачи подразделениям и указать им порядок дальнейших действий. Колонна в прежнем походном порядке или после необходимого перестроения по кратчайшим путям выводится на новое направление (маршрут) и выполняет новую задачу.

278. В северных районах и зимой более детально оценивается местность на всю глубину марша, уточняются труднопроходимые участки маршрута и определяются мероприятия по обеспечению их преодоления. Перед маршем организуется подготовка вооружения и военной техники к работе в условиях низких температур; принимаются меры по предупреждению обморожений личного состава и обеспечению машин приспособлениями и средствами повышения проходимости; определяются мероприятия по организации обогрева личного состава и поддержанию вооружения и военной техники в готовности к движению на привалах и в районах отдыха.

В сильную пургу и при снежных зарядах движение, как правило, прекращается и возобновляется по приказу старшего командира или самостоятельно по мере улучшения погодных условий. При этом командир дивизиона (батареи) должен подтянуть отставшие машины, организовать круговое охранение, запретить одиночное передвижение людей и машин, принять меры по обогреву личного состава.

279. В лесисто-болотистой местности дистанции между машинами в колонне сокращаются. На перекрестках дорог (просек), в местах, где затруднено ориентирование, выставляются хорошо видимые указатели, посты регулирования движения выставляются чаще. На лесных дорогах и просеках устраиваются разъезды, объезды, в отдельных местах производится расширение проезжей части дороги. Предусматриваются мероприятия по: борьбе с лесными пожарами и расчистке дорог от возможных завалов и других препятствий, повышению проходимости техники в зависимости от времени суток, года и погодных условий. На труднопроходимых участках выставляются тягачи.

280. В горных районах особое внимание уделяется проверке исправности ходовой части и механизмов управления машин, изучению труднопроходимых участков маршрута, определению порядка их преодоления и организации регулирования движения на этих участках. Для передвижения в высокогорье личный состав обеспечивается теплой одеждой, средствами обогрева и светозащитными очками, а машины заправляются зимними марками топлива (системы охлаждения – низкозамерзающими жидкостями), укомплектовываются средствами повышения проходимости и специальными приспособлениями для предотвращения их скатывания при остановках на подъемах и спусках.

При движении по закрытым участкам маршрута, в местах возможных обвалов, камнепадов и осыпей, а также на участках, где возможно устройство противником заграждений, обычно выставляются наблюдатели, которые после прохождения колонны дивизиона (батареи) продолжают движение позади нее, а на очередном привале присоединяются к своим подразделениям.

Перевалы, тоннели, ущелья, каньоны и горные проходы подразделения преодолевают, как правило, безостановочно, а при невозможности преодоления их сходу – колонна останавливается, не допуская скопления, в укрытом месте, техника маскируется и организуется ее усиленное охранение. Скорость движения на подъемах, спусках и других труднопроходимых участках может снижаться, а дистанции между машинами увеличиваются до расстояний, обеспечивающих безопасность движения. В случае вынужденной остановки машины отводятся в места, где они не мешают движению колонн. При преодолении особо опасных участков дорог личный состав подразделений спешивается.

Для охлаждения двигателей машин командир дивизиона с разрешения командира артиллерийской (общевойсковой) части может останавливать колонну дивизиона. Остановки следует делать на ровных участках дорог в местах, безопасных от камнепадов и снежных лавин. В руслах высохших рек, на водостоках, крутых подъемах и спусках, в тоннелях, а также над обрывом или под ним остановки колонн запрещаются.

281. В пустынных районах особое внимание уделяется тщательной подготовке вооружения и военной техники к движению в условиях высоких температур, бездорожья и по пескам; подробно изучаются маршрут движения и условия проходимости на отдельных его участках; указываются азимуты направлений движения по участкам маршрута и протяженность этих участков, а при наличии навигационной аппаратуры проводится её подготовка к применению; уточняется порядок обозначения маршрута на участках, где ориентирование по местным предметам затруднено; подразделения обеспечиваются дополнительными емкостями, флягами, необходимым запасом воды, а также средствами для обеззараживания воды; предусматриваются меры по предохранению личного состава от тепловых и солнечных ударов. Во время песчаных бурь, с разрешения старшего начальника, движение может приостанавливаться. Оставлять в пути одиночные машины запрещается.

282. В ходе марша подразделения всегда должны быть готовы к преодолению водных преград вброд, подразделения на плавающих машинах – на плаву. Водные преграды подразделения преодолевают безостановочно, при возникновении на переправе затора дивизион (батарея) останавливается на подступах к ней.

283. В распутицу проводятся мероприятия по повышению проходимости колесных и гусеничных машин. На труднопроходимые участки маршрута и в состав замыкания колонн выделяются тягачи, машины повышенной проходимости равномерно распределяются по колонне. При выходе из строя участков маршрута движение осуществляется по параллельным дорогам, колонным путям или вне дорог.