Прелесть

Учение о молитве, и особенно о молитве Иисусовой, у святителя Игнатия непосредственно соприкасается с предупреждением о серьезной опасности в духовной жизни, грозящей подвижнику, не имеющему ни опытного наставника, ни достаточных знаний святоотеческого учения — возможности впадения в самомнение, мечтательность, в прелесть. Последний термин, часто употребляемый Отцами, замечателен тем, что точно вскрывает само существо этого явления - лесть себе, самомнение, мнение о своих благодатных дарованиях, о своем достоинстве, совершенстве, одним словом - гордость.

Святитель Игнатий так пишет об этом тяжелом духовном недуге: «Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости. Просто сказать: приписывающий себе духовные делания, добродетели, достоинства, благодатные дары, льстящий себе и потешающий себя мнением, заграждает этим мнением вход в себя и духовным деланиям, и христианским добродетелям, и Божественной благодати, — открывает широко вход греховной заразе и демонам. Уже нет никакой способности к духовному преуспеянию у зараженных мнением».

Он приводит следующие слова преподобного Григория Синаита (XIV в.): «Прелесть, говорят, в двух видах является, или, лучше, находит... — в виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало свое и причину... Первый образ прелести — от мечтаний. Второй образ прелести... начало свое имеет... в сладострастии, рождающемся от естественного похотения. В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания... Бес непотребства, омрачив ум их сладострастным огнем, сводит их с ума, мечтательно представляя им некоторых святых, давая слышать слова их и видеть лица»[4]. И делает такой вывод: «вообще одна причина прелести — гордость», указывая в связи с этим на единственное средство, которое может спасти от нее христианина: «Как гордость есть вообще причина прелести, так смирение... служит верным предостережением и предохранением от прелести... Да будет наша молитва проникнута чувством покаяния, да совокупится она с плачем, и прелесть никогда не воздействует на нас». В качестве яркого примера он приводит обращение ПименаВеликогок собратьям по подвигу «“Братия! поверьте: куда будет ввержен сатана, туда ввергнут и меня”».

В этом чувстве смиренного осознания своей греховности, своего недостоинства перед Богом Отцы видели то главное, что препятствует возникновению прелести у христианина. Святитель Игнатий пишет: «Все святые признавали себя недостойными Бога; этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшие их души гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им... иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впали в самообольщение, совершенное омрачение, причислились по духу своему к духам отверженным». Потому Святитель усиленно предупреждает каждого подвизающегося от искания каких либо благодатных дарований, ибо в самом этом искании уже присутствует дух тщеславия и гордыни: «Опасно преждевременное бесстрастие! Опасно преждевременное получение наслаждения Божественной благодатью! Дары сверхъестественные могут погубить подвижника, не наученного немощи своей».

Нижеследующие высказывания Святителя дают возможность более детального понимания этого вопроса.

«Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести».

«…прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело…».

«Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душой, целью молитвы».

«Склоняется, влечется наше свободное произволение к прелести: потому что всякая прелесть льстит нашему самомнению, нашему тщеславию, нашей гордости».

«Всем известно, какое душевное бедствие возникло для иудейс­ких книжников и фарисеев из их неправильного душевного настроения: они соделались не только чуждыми Бога, но и исступленными врагами Его, богоубийцами. Подобному бедствию подвергаются под­вижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усиливаю­щиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся ощущать наслаждение, восторг: они развивают свое падение, соделывают себя чуждыми Бога, вступают в общение с сатаной, заражаются ненавистью к Святому Духу. Этот род прелести … редко оканчивается сумасшествием и самоубийством, но растлевает решительно и ум, и сердце. По производимому им состоянию ума Отцы назвали его мнением».

Обращают на себя внимание слова строгого предупреждения: «усиливаю­щиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся ощущать наслаждение, восторг». Ибо любит Бога не тот, кто искусственно возбуждает в себе любовь, а очищающий сердце свое исполнением заповедей Его. Свт. Игнатий, объясняя это, приводит замечательные слова св. Исаака Сирина: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви, …если она не препобедила страстей” (Сл. 55).

«Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение молитвой Иисусовой и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением, то есть неопустительным участием в церковных службах и неопустительным исполнением келейного правила... Они не могут избежать “мнения”[5], как это объясняет упомянутый старец Василий в предисловии к книге святого Григория Синаита...».

«...признающий за собой какое-либо доброе дело находится в состояния самообольщения. Это состояние самообольщения служит основанием бесовской прелести».

«Надо каяться, молиться и охраняться от прелести, потому что в настоящее время большая часть желающих благочестно жить и мнящих о себе, что они живут благочестно, разгорячены вещественным разгорячением и находятся в большем или меньшем самообольщении».

Говоря обо всем этом, святитель Игнатий напоминает: «Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев это, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтобы не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись».

 

Прелестность западного христианства.

Обучаясь в Высшем инженерном училище, Дмитрий Брянчанинов, юнкер, затем молодой офицер, усиленно ищет ответа на мучительные для него вопросы о смысле человеческой жизни, об истинной религии. Ищет с большими трудностями, ибо его время в религиозном отношении было очень непростым: мистицизм, спиритизм, масонство, протестантство в разных видах и католицизм, — всё это создавало атмосферу религиозного хаоса в сознании образованного человека. Нелегко было ему и в православной России найти православную веру.

Конечно, было множество храмов, монастырей, духовных школ всех уровней, но их существование было на задворках сознания светского общества. Да, и трудно было в них найти человека, понимающего духовную жизнь. В инженерном же училище вообще никого не было, кто бы мог ответить молодому человеку на его вопросы. Он обращается к чтению философской и религиозной литературы, как русской, так и западной. И делает для себя чрезвычайной важности открытие, о котором впоследствии писал: «Чтение Отцов с полной ясностью убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви несомненно, чего лишены религии Западной Европы, как не сохранившие в целости ни догматического, ни нравственного учения первенствующей Церкви Христовой». Промыслительно встретив духовно зрелых иноков в Александро-Невской Лавре, и поддержанный ими, Дмитрий не только окончательно убеждается в истинности православной веры, но и твердо избирает путь монашеской жизни.

Для нашего времени, пронизанного экуменизмом и лжетолерантностью, его познания в области западной, особенно католической, духовности очень важны. Его суждения о ней, основанные на глубоком понимании духовного наследия Отцов Церкви и личном духовном опыте, отличаются замечательной точностью и часто бескомпромиссностью оценок.

Немаловажно и то обстоятельство, что он изучал западную, прежде всего, католическую мистическую литературу не только в переводах, но и в латинских подлинниках, и указывает, в частности, на конкретные временные координаты отступления католических аскетов от опыта святых единой Вселенской Церкви: «Преподобный Венедикт [† 544], - пишет он, -святой папа Григорий Двоеслов [† 604] еще согласны с аскетическими наставниками Востока; но уже Бернард Клервосский [XII в.] отличается от них резкою чертою; позднейшие уклонились еще более. Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная... мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют ни малейшего понятия. Эта мечтательность признана ими благодатью».

Владыка Игнатий свидетельствует, что «церкви инославные, хотя и украшают себя именем Церквей Христовых, хотя признают Бога, но не действую­щего, как бы мертвого (для мертвых и живой — мертв!), чем обнаруживают, что они поколебались, не устояли в истине», что «большая часть подвижников Западной церкви, провозглашаемых ею за величайших святых — по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Святого Духа от нее — молились и достигали видений, разумеется, ложных, упомянутым мною способом (воображением и мечтательностью. — А.О.). Эти мнимые свя­тые были в ужаснейшей бесовской прелести».

Но более всего свт. Игнатий обращает свое внимание на глубокое искажение самих основ духовной жизни в католицизме и, в частности, на полную утрату в нем понимания главной аскетической истины –христианской любви. Он с негодованием пишет о том, что в сочинениях самых авторитетных святых католической церкви она изображается как откровенная плотская романтическая любовь к Христу со всеми ее атрибутами. «Многие подвижники, — предупреждает он, — приняв естественную любовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность... Много было таких подвижников в Западной Церкви с того времени, как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку (папе. — А.О.) Божеские свойства».

«Кровь и нервы приводятся в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием. Последние две чрезвычайно разгорячают кровь в подвижниках, незаконно подвизающихся, соделывают их исступленными фанатиками. Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще не способен по нечистоте своей; за недостижением истины — сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительные ложные утешения, наслаждения и упоения. Такое состояние есть состояние самообольщения. Все незаконно подвизающиеся находятся в этом состоянии. Оно развивается в них больше или меньше, смотря по тому, сколько они усиливают свои подвиги. Из этого состояния написано западными писателями множество книг».

Суждения святителя Игнатия по поводу католической аскетической литературы очень насущны и для настоящего времени: «Оживить чувства, кровь и воображение старались западные; в этом успевали скоро, скоро достигали состояния прелести и исступления, которое ими названо святостью. В этой стране все их видения. Читающий их непременно заражается духом прелести...».

«Сочинения западных писате­лей, написавших из состояния самообольщения, находят многочисленных читателей, переводятся не раз на русский язык, печатаются громкие похвалы; то, что исполнено смертоносного яда, одобряется и утверждается. Сочинения святых Отцов забыты! То, что они с давних времен святой Церковью признавались единым правильным руководством в подвижнической жизни, нисколько не принимается в уважение. Их сочинения критикуют, находят в них несооб­разности; противоречие священному Писанию. Всему этому причиной, что святые Отцы наставлены были Духом Святым».

Поэтому Святитель настойчиво рекомендует избегать чтения западных аскетов: «Займитесь чтением Нового Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых)». «Подобно Малпасу, достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д’Асиз (Ассизский. — А.О.), Игнатий Лойола и другие подвижники латинства, признаваемые в недрах его святыми».

Большой популярностью в интеллигентской среде в то время пользовалась книга католического святого Фомы Кемпийского. Она многократно переводилась. О ней святитель Игнатий писал: «В образец аскетической книги, написанной из состояния прелести, именуемой мнением, можно привести сочинение Фомы Кемпийского под названием Подражание Иисусу Христу. Оно дышет утонченным сладострастием и высокоумием». «В книге жительствует и из книги дышит помазание лукавого духа, льстящего читателям, упоевающего их отравой лжи, услажденной утонченными приправами из высокоумия, тщеславия и сла­дострастия. Книга ведет читателей своих прямо к общению с Богом, без предочищения покаянием... Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, — и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности: книгой можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувствен­ностью. Высокоумие, утонченное сладострастие и тщеславие выставляются книгой за действие благодати Божией».

«Такого же мнения о “Подражании” был известный деятельной монашеской опытностью иеросхимонах Леонид», другие Оптинские старцы, святитель Феофан (Говоров) и позднейшие подвижники благочестия.

(Насколько точную оценку дал Владыка этого искажения духовной любви можно видеть на ярком примере одной из последних великих святых католической церкви Терезы Младенца Иисуса. В своей автобиографии она писала: «Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: “Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки”. Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв; уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все... Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах»[6]. Эта «аскетическая любовь» молоденькой монахини, скончавшейся в 23-летнем возрасте, как и возведение ее папой Иоанном Павлом II в 1997 году в высшее достоинство святости — Учителя католической Церкви свидетельствуют, до какой степени деградации дошло ее аскетическое учение.)

Владыка указывает на психические и нравственные последствия возникшего в католицизме ложного аскетизма: «Поведение подвижников латинства, объятых прелестью, было всегда исступленное по причине необыкновенного вещественного страстного разгорячения. В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено, что как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некое напряжение, как являлись перед его взорами, по его желанию, ад или рай... Известно, что истинным святым Божиим видения даруются единственно по благоволению Божию и действием Божиим, а не по воле человека и не по его собственному усилию, — даруются неожиданно, весьма редко... Усиленный подвиг находящихся в прелести обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкою того пламени, которым разожжены прельщенные».

Другим очевидным следствием духовного повреждения католицизма явилась порожденная им западная культура, наполненная откровенно языческим духом. «В новейшие времена, — пишет Святитель, — языческая жизнь явилась первоначально в недрах папизма; языческое чувство и вкус папистов выказываются с особенной яркостью в применении искусств к предметам религии, в живописных и изваянных изображениях святых, в их церковном пении и музыке, в их религиозной поэзии. Все школы их носят на себе отпечаток греховных страстей, особенно сладострастия; там нет ни чувства целомудрия и благопристойности, ни чувства простоты, ни чувства чистоты и духовности. Таковы их церковная музыка и пение».

Интересно отметить и решитнльное возражение Святителя против католического учения (заимствованного у Филона-иудея Александрийского (I в.) и развитого французским философом Декартом) о полной невещественности духов (которое одно время разделял и святитель Феофан (Говоров), но впоследствии от него отказался[7]): «…западные, принявшие в недавнее время много мнений чуждых и противных Православной Церкви, недавно приняли чуждое и противное ей учение о совершенной невеществен­ности сотворенных духов, приписали им духовность в той степени, в какой имеет ее Бог».

 

Чудеса

Одним из очевидных проявлений прелестного состояния человека является искание им чудес и исцелений, сверхъестественных явлений, жажда духовных наслаждений, стремление к обладанию мистическими силами, страстное любопытство заглянуть в тот мир и прочие подобные душевные «запросы», которые всё с большей силой захватывают современных людей, в том числе и христиан. Это явление, конечно, не новое, им живет человек всю историю своего падшего существования. Однако по мере приближения к завершению бытия мира такая тенденция явно усиливается. Святые со всей силой всегда предупреждали верующих о ее гибельности. Ибо такие искания и ожидания явятся для многих христиан одной из причин принятия ими антихриста. Уже апостол Павел предупреждал: беззаконник… [антихрист] которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2. 3, 4, 8–10).

Святитель Игнатий со всей силой говорит легковерным христианам о наступающем обмане этими чудесами: «С течением времени, с постепенным ослаблением христианства и повреждением нравственности знаменоносные мужи умалялись. Наконец, они иссякли окончательно. Между тем человеки, потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся неразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, чтобы увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами».

Он в одном из писем, говоря о нашем народе, особенно склонного придавать знакам, символам, предметам, любым сверхъестественным и непонятным явлениям характер неоспоримой религиозной истинности, предсказывает о страшной беде, которая грядет на него за эту легковерность: «Бедствия наши должны быть более нравственные и духовные. Обуявшая соль [Мф. 5, 13] предвещает их и ясно обнаруживает, что [наш] народ может и должен сделаться орудием гения из гениев, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии». Обуявшей солью святитель Игнатий называет состояние Православия в России, гением из гениев — антихриста — и наш народ, увы, орудием его всемирного воцарения.

Как же христианину относиться ко всему, что предстает как чудо, а, возможно, и является им? Святитель Игнатий, обращаясь к Священному Преданию Церкви, говорит о необходимости большой осторожности: «Христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность».

Он дает замечательный совет: «Святые Отцы повелевают подвижнику молитвы при случающихся явлениях вне и внутри себя пребывать равнодушным к ним и не внимать им, не признавая себя достойным видения святого. Они завещают, с одной стороны, не порицать явления, чтоб не подвергнуть порицанию святое, а с другой — никак не вверяться явлению, поспешно признав его истинным, чтоб не впасть в сеть лукавого духа». Это предупреждение не в меньшей степени распространяется и на любого христианина, оказавшегося перед лицом необычного явления. Данный совет может быть выражен кратко: «Не хули и не принимай»! Но… бесконечный поток зрителей и уверовавших в Лурд, Фатиму, Меджугорье, Зейтуну и т.д.

Часто цитируемый Святителем преподобный Григорий Синаит (XIV в.) призывает: «…никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или святого какого, или бы свет мечтался и печатлелся в уме... Но узревший что-либо мысленно или чувственно и приемлющий то... легко прельщается... Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть... но паче похваляет его, как мудрого».

Святитель Игнатий отвечает и на один для очень многих волнующий вопрос: «Может ли иметь особенную достоверность знамение с небесе? …Можно ли заключать, что знамение с неба есть непременно знамение от Бога? Из Божественного Писания видно противное». Он при этом указывает на один из признаков истинного чуда: «В чудесах Господа не было никакой суетности, никакого эффекта; ни одного чуда не сделано напоказ человекам; все чудеса прикрывались покровом Божественного смирения».

В настоящее время, когда ложный мистицизм и всевозможные «чудеса» широкой рекой разливаются по всем странам мира (в США, например, почти 70% населения заявляют, что имели опыт экстрасенсорных восприятий, а 42% общались с умершими; у нас в России и в других странах огромное количество так называемых миро- и крово-точащих икон, скульптур, появление изображений креста и иных знаков, букв, символов на теле человека и в самых неожиданных местах и т.д.), особенно важно помнить эти святоотеческие наставления.