Занятие 13. Коллаж «Я и мой внутренний мир»
На этом занятии мы
- подводим итог работы по самопознанию;
- в метафоричной форме выстраиваем образ Я.
Подготовить для занятия:
- по половине листа ватмана на подростка (или обои, или два чертежных листа, склеенных скотчем);
- по три старых журнала разной тематики, ненужные детские или хорошо иллюстрированные взрослые книги, картинки, календари;
- клеящие карандаши — по 1 шт. на 2—3 человека;
- ножницы — по 1 шт. на двоих;
- фломастеры, пастель, восковые мелки, пачка цветной бумаги;
- кассета с медитативной музыкой по выбору ведущего.
Поскольку это занятие посвящено составлению коллажа, традиционная схема проведения в данном случае заменена сценарием, отражающим основные этапы работы.
ХОД РАБОТЫ
1. Ведущий готовит группу к выполнению основного задания. Проводится упражнение на расслабление: воображаемое путешествие в место моей мечты» (см. упр. на релаксацию, занятие 4).
2. Каждый находит свое место в зале (классе), подбирает картинки, которые отражают его душевное состояние или«просто нравятся».
3. Ведущий раздает листы ватмана, ребята раскладывают картинки на ватмане.
4. Участники приклеивают картинки, по желанию — придумывают название коллажу.
Обычно я предлагаю ребятам по желанию самим дать название коллажу (или оставить его без названия) и привожу примеры названий: «Я и мой внутренний мир», «Я». Работа по созданию коллажа — особая процедура и может вестись как осознанно, так и неосознанно. Кто-то дает своему произведению собственное название и целенаправленно, продуманно выбирает соответствующие ему картинки, несмотря на инструкцию — выбирать то, что понравится, покажется близким, — значит, этому человеку сейчас нужно выразить себя, предъявить свой мир именно так. Например, один мальчик назвал свой коллаж «Мои увлечения». Кто-то просто наклеивает картинки, потому что «так захотелось, так понравилось» — идет неосознанная работа. Это занятие для самовыражения, для отреагирования актуальных проблем, и не так важно, осознанно или неосознанно это будет происходить.
5. Каждый рассказывает группе о коллаже, по желанию — спрашивает, что думают ребята о его произведении.